banner banner banner
Алтай. Первая ступень
Алтай. Первая ступень
Оценить:
 Рейтинг: 0

Алтай. Первая ступень


Несмотря на то, что мы не были новичками в турпоходах, многие Женины советы пригодились. Когда все было уложено, мы решили взвесить рюкзаки. Они оказались одинаковыми – по двадцать три килограмма. Как при собственном весе, пятьдесят два килограмма, мы ухитрялись пройти с такими рюкзаками многие километры, до сих пор остается загадкой даже для нас. Правда, к концу путешествия рюкзаки заметно худели, так как продукты съедались, а спальный мешок и личные вещи казались невесомыми в сравнении с банками тушенки, пачками крупы и батонами белого хлеба.

На Женин станковый рюкзак страшно было смотреть: он возвышался горой над ее плечами. Кроме продуктов, личной палатки, спального мешка и всяких вещей, которые должен иметь руководитель группы, как мы потом узнали, в нем лежал еще объемный том рассказов Шукшина, ее земляка, которого она обожала до такой степени, что не могла расстаться с книгой писателя даже во время сложного похода в горы. По профессии Женя была биологом, турпоходы стали ее хобби. Она знала название каждого растения, с любовью рассказывала нам о полезных свойствах трав и корней, а вкус заваренного ею травяного чая невозможно забыть и по сей день.

Началось распределение туристов по палаткам. Есть правило: в каждой палатке должен быть хотя бы один парень среди девчонок, а лучше двое. Это закон. Но всегда найдутся новички, которые ни в какую не захотят его соблюдать. Вот и на этот раз четыре девчонки объединились и не захотели делиться и впускать ребят. Мы с Наташей переглянулись, улыбнулись, ничего не сказали, но поняли: бывалые будут их учить, а мы будем на стреме. Когда страсти по спальным местам улеглись, выяснилось, что нам с Наташей не хватило пары. Женя позвала нас к себе в палатку. Жить под одной крышей весь поход со строгим инструктором нам, привыкшим к смеху, шуткам, розыгрышам, показалось ужасным вариантом. Но ничего другого не оставалось, поэтому мы вынуждены были согласиться.

Только сейчас, спустя годы, нам стало понятно, что сама судьба послала нам Женю.

5. Начало похода

Вся группа особо ждала встречи с Телецким озером. Оно было главной целью нашего путешествия. Конечно, и горный поход тоже, но озеро было и вишенкой, и тортом, и клубничным желе для нас. Мы были готовы идти с рюкзаками от Бийска до озера, а это более 200 километров, пешком несколько дней. Тогда мы думали, что других вариантов нет, но накануне раннего выхода нас неожиданно собрала Женя и сообщила, что появилась счастливая оказия изменить маршрут: не идти пешком до Телецкого озера по скучной равнинной дороге, а доехать на автобусе и сэкономить время. А освободившиеся дни использовать, чтобы побыть в горах подольше и заехать в Сростки, на родину Шукшина.

Вот это был сюрприз, вот так Женя!

Через несколько часов мы уже грузили свои рюкзаки на маленький уютный катер, весело переговариваясь, спешили занять удобные места, чтобы лучше видеть берега озера, утопающие в зелени и цветах, обрамленные горами, и фотографировать.

Фото из личного архива.

Катер отошел от берега, а мы, дыша чистейшим воздухом горного озера, радовались как дети и кричали: «Ура-а-а-а!» – воодушевленные стремительным началом, еще не подозревая, сколько трудностей нас ждет впереди.

До первой остановки у водопада Корбу было сорок пять минут, это значило, что на южном берегу Телецкого озера мы окажемся около двенадцати дня, когда теплое солнце будет еще в зените. И это со всеми непредвиденными задержками. Там мы сможем поплавать и позагорать на песочке, наслаждаясь красотами гор и девственного леса. Целый день отдыха на пляже в горах – потрясающе!

Сейчас же мы только успевали крутить головами, потому что пейзаж менялся быстро и казался нам волшебным: то заливные луга, то отвесные скалы, то хрустальные водопады. Мы пожалели, что хоть на пленке моего необычного для того времени фотоаппарата целых семьдесят два кадра, с двумя катушками у нас сто сорок четыре кадра на всю поездку: каждый снимок выходил на вес золота.

Ограниченные тесным пространством уютного катера, мы стали знакомиться с группой. Оказалось, что из Москвы нас только двое, остальные из разных городов. Почти у всех был опыт горных походов, всего несколько человек шли в первый раз. С некоторыми мы близко познакомились уже на турбазе. Одной из первых знакомых оказалась Лена, толстушка-хохотушка из Иваново. Мы гадали, кем же она может быть? Раз она из города невест, наверное, ивановская ткачиха. Но ее пышное тело, похожее на сладкую сдобу, и ее счастливый сытый смех выдавали в ней повариху. Да, такой пухленькой и счастливой может быть только повариха. Но наши физиогномические способности нас подвели. Она была учительницей младших классов. Повезло же ее деткам – такая веселая. Мы понимали, что ей будет труднее всех в походе – она отправилась в первый раз и по такому сложному маршруту.

В первый день приезда за ужином мы познакомились с молодой семейной парой, Людмилой и Олегом из Краснодара, бывалыми туристами, которые ходили в том числе и по горам. Вот только одно «но» вкралось в их планы: прилетев в Барнаул, Людмила узнала, что она беременна. Они с мужем долго обсуждали эту счастливую весть, и все равно решили идти. Мы немножко поохали для приличия, но не особенно за нее волновались, так как рядом был сильный и надежный супруг.

Юсуф из Таджикистана был самым странным в группе. Похожий на «достойнейшего из достойных», «мудрейшего из мудрых», сыном своего «высочайшего из высоких» отца, малоразговорчивый – как посмотрит, так кажется, что рублем тебя одарил, золотым, конечно. Каждый раз так и хотелось его спросить:

– О, высокая гора моего сердца! А где же твой Хоттабыч? Кто же будет укладывать тебя спать в теплый походный шатер и будить рано утром? Кто будет тебя купать в бурной горной речке превращая ее в теплый кумыс, накладывать тебе из походного котелка перловую кашу, посыпая нежнейшим щербетом, и кормить алюминиевой ложкой с золотой инкрустацией?

Андрей нам сразу понравился. Издалека была видна его военная выправка – он был сильный, четкий, деловой, готовый всем помочь, особенно девчонкам. Он сразу сблизился со Светланой, стройной красивой девушкой из Архангельска.

Фото из личного архива.

Тем временем мы издали увидели красивейший водопад Корбу, катер причалил – и все поспешили высадиться. Женя сказала, что дает нам полчаса, чтобы желающие могли постоять под водопадом и сфотографироваться. Однако желающих подходить близко не нашлось: вода оказалась ледяной, а камни скользкими. Все осторожно ступали вокруг водопада по камням, подыскивая лучшие виды для съемок. К назначенному времени почти все дружно вернулись на катер, но, как всегда это бывает в поездках, нашлась одна заблудшая овечка, которая опоздала. Такой овечкой на этот раз оказалась Лена. Женя пересчитала наши вытянутые руки и недосчиталась одной. Пытаясь понять кого нет, мы завертели головами и тут увидели Леночку, неторопливо идущую в нашу сторону. Нетерпеливые закричали ей, призывая поторопиться. Лена же не ускорив шаг, вернулась, спокойно выслушала всех и невозмутимо извинилась.

Фото из личного архива.

В полном составе мы уже сидели на катере, ждали отправления, но он не двигался: оказалось теперь не было капитана. Прошло уже и десять минут, и двадцать, и полчаса. Женя предложила нам еще раз на часок прогуляться к водопаду. Народ нехотя спустился на берег и разбрелся в разные стороны. Когда вернулись, капитан все еще не появился.

Солнце уже миновало зенит, у самых нетерпеливых возникли версии его отсутствия от расстройства желудка до встречи с любимой девушкой или запоя. Женя быстро пресекла эти разглагольствования, и чтобы нас чем-то еще занять, объявила, что будем перекусывать. Поесть для туриста – святое дело. Обрадованные ребята набрали в котелки чистейшей воды прямо из водопада, нашли в каюте у капитана электрочайник, розетку, достали хлеб, консервы.

6. Телецкое озеро и Жак Кусто

Пока перекусывали, Женя рассказывала:

Фото из личного архива.

– В Телецкое озеро впадают семьдесят постоянных рек и водных потоков и более ста пятидесяти временных. Из каждой долины рек и водных потоков дует ветер. Сложите цифры – и получится, что на озере дует более двухсот двадцати ветров. Среди них есть самые значимые сезонные ветра – это верховка и низовка. Низовка – сильный шквалистый ветер, приходит с Оби, особо жестокий, переворачивает лодки, на озере дует снизу-вверх. Верховка приходит из долины реки Чулышман, там ветер набирает большую скорость и на озере дует сверху вниз. Конечно, наиболее сильны эти ветра зимой и осенью, не летом. Но в любое время могут быть опасны, когда встречаются здесь, на озере. Посмотрите на небо, – мы все подняли головы. – Видите, облака идут навстречу друг другу? Где-нибудь еще вы видели такое?

Вот это да! Облака шли навстречу друг другу и, сталкиваясь, начинали клубиться. Вот это представление! Не зная, что это, глядя в небо на это действо, можно было бы уверовать в небесные чудеса и даже в колдовство.

– Это верный признак, что верховка и низовка встретились. Летом это бывает крайне редко. Возможно, исчезновение капитана связано именно с этим. Может быть, плыть дальше сейчас опасно.

В этот момент на горизонте показался такой же, как и наш, маленький катер, который двигался в нашем направлении.

– Что-то не сходится у Жени, – сказала Наташа мне на ухо.

Не только мы увидели катер, но мы понимали, что Женя расстроена, и не хотели пополнять ряды высказывающих претензии.

Фото из личного архива.

– Телецкое озеро – уникальное, удивительное место. Весь Алтай – это земля, где не существует границ между природой и человеком, и вы это скоро почувствуете. Природа у нас первозданна, и мы, алтайцы, не противопоставляем себя природе. Природа главная, а мы лишь ее часть. Телецкое озеро – это очень непростой мир, живущий по своим законам. Здесь свое измерение, свое время. И они не укладываются в привычные, принятые у вас рамки. Поэтому сейчас мы просто ждем, кто хочет, может погулять, но только недалеко, чтобы мы в любой момент могли вас позвать.

Фото из личного архива.

Гуляя у водопада, мы наблюдали, что же будет, когда причалит катер. Раздались протяжные приветственные гудки. Матросы протянули на берег трап, пассажиры – такие же туристы, как и мы, торопясь, отправились фотографироваться к водопаду, а Женя быстро поднялась к капитану.

Женя возвращалась, все стояли у катера и напряженно вглядывались в ее лицо. Каждый пытался понять по нему, что же нас дальше ждет.

– Кто из вас знает Жака Кусто?

– Вот это вопросик – шепнула Наташа – кто ж его не знает?

Все в группе знали Жака Кусто – это французский исследователь морских глубин, фотограф, писатель, режиссер, снявший огромное количество фильмов о морских путешествиях и подводном мире, изобретатель, очень популярный в Советском Союзе человек. Женя, кажется, начала откуда-то из очень дальнего далека.

– Наверняка никто из вас не знает, что Жак Кусто был у нас на Телецком озере в шестидесятые годы с разрешения советского правительства. Он привез с собой самое современное оборудование для подводных съемок и исследований. И ведь это было практически начало его карьеры. Почему он выбрал наше озеро, что его привлекло?

Мы действительно этого не знали, а Женя продолжила:

– Его группа совершила два погружения. На первый спуск он отправил двоих водолазов, чтобы они для начала осмотрелись. Когда те погрузились на глубину пятьдесят метров, то наткнулись на трупы людей, вертикально стоящих в воде. Люди выглядели как живые, их тела сохранились идеально. Они не сгнили, их не ела рыба, они и не тонули, и не всплывали. Их одежда принадлежала к разным историческим периодам, и водолазы сделали вывод, что эти люди из разных эпох. Один из аквалангистов залюбовался молодой девушкой, и вдруг ему показалось, что она подмигнула. У него началась паника, и оба аквалангиста резко всплыли, после чего из-за перепадов давления у них началась кессонная болезнь. После этого аквалангисты категорически отказались снова погружаться. Во второй раз на ту же глубину Жак Кусто решил опустить батискаф. И батискаф действительно зафиксировал и трупы людей, и трупы животных. Исследователи сделали вывод, что, возможно, из-за подводных течений сюда сносило всех утонувших, и все они теперь образовали большую символическую братскую по несчастью могилу утопленников. После того как батискаф закончил исследование этого кладбища, он обогнул его по часовой стрелке, рассчитав, что аппарат вынесет течением наверх. Но произошла катастрофа: подводников непредсказуемо стало затягивать ниже и ниже. Их захватило сильнейшее подводное течение, от перепада давления от быстрого погружения они потеряли сознание, движение батискафа стало неконтролируемым. Когда все очнулись, то поняли, что вся аппаратура сломалась, продолжать исследование уже не имело смысла. Решили вернуться, попытались всплыть, но не тут-то было: над батискафом висел каменный потолок. И только чудом аппарат выбрался на поверхность… Жак Кусто покинул Телецкое озеро, но совершил открытия: обнаружил «кладбище утопленников», двойное дно Телецкого озера и так называемую подводную реку. Возникло даже предположение, что эта река соединяет Телецкое озеро с озером Байкал. Возможно, когда-нибудь появится человек, который проплывет по этой реке.

– Женя, это все очень интересно, особенно для популярного телевизионного «Клуба кинопутешественников» с Сенкевичем. Он, кстати, путешествовал с Кусто. Но при чем здесь мы, где капитан? У нас есть свой маршрут, свои сроки, планы… мы, наконец, устали? Чего мы ждем? Нужно звонить, писать жалобу на капитана. Как он мог бросить судно с группой туристов! Это безобразие и безответственность, – возмутились самые нетерпеливые.

– Стоп! Прекратите! Если вы еще не поняли, то уразумейте наконец, что вы на самом загадочном озере, может быть, всего мира! Недалеко перевернулась лодка. Наш капитан сейчас там. Спасатели еще не приехали, людей ищут. Среди тех, кто был в лодке… не хотела вам говорить, – сын капитана. Как он должен был поступить? Вы слышали что-нибудь про здешнее подводное чудовище?

Фото из личного архива.

Наступила тишина. У меня мурашки побежали по спине. Я отчетливо видела, как под нами проплывает этот монстр. Как под рентгеновскими лучами выступает бугристый хребет, сплющенные крокодильи ребра. Да, он напоминает гигантского крокодила с головой динозавра, ударяет огромным хвостом в наш маленький катер, и мы все летим в разные стороны.

– Почему я начала свой рассказ с Кусто. Потому что он знал о рассказах очевидцев о чудовище, и, возможно, это было одной из основных причин, почему он приехал. Именно он первый обнаружил два дна у Телецкого озера и высказал предположение, что именно на втором дне обитает реликтовый змей. Сразу скажу, что я ни разу его не видела, но чудовище постоянно встречают и местные рыбаки, и экскурсоводы, и капитаны. И вот они рассказывают, что этот огромный монстр, похожий на кита, неожиданно резко может подняться из глубины в любой момент. Голова у него покрыта коркой с шишками и наростами, а ласты сине-зеленого цвета. Кто-то видел его поднимающимся из воды, кто-то – огромные круги на воде от чего-то большого, движущегося под поверхностью; некоторые рассказывают про громкие всплески и шум, которые может издавать только крупное млекопитающее. Один знакомый капитан рассказывал, как однажды он плыл в середине озера, и его лодка дном ударилась словно о камень, – он только понял, что это что-то крупное у поверхности воды. Он испугался и вернулся назад, боясь, что пробил днище, но лодка оказалась целой. Это чудище ведет себя не как рыба или тюлень, а как подводная лодка, поднимающаяся вертикально, но при этом может выпускать на поверхность воды огромные пузыри диаметром до полуметра и издавать сильный шум.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)