Вечная связь
Эссе
Андрей Татур
© Андрей Татур, 2024
ISBN 978-5-0064-0717-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Недослышанное слово
Довольно часто, выступая с авторскими программами, слышу такой вопрос: «Как рождаются ваши песни, стихи?» Как по мне, это вопрос риторический.
Беда многочисленных современных поэтов в том, что они не хотят работать над словом, не стремятся доводить свои произведения пускай не до совершенства, но хотя бы до чего-то удобоваримого. Накропают быстренько, пробегут глазами, махнут рукой: «Ай, как получилось – так и сойдёт!» И не замечают, что одно слово с другим царапается, а строчка на строчку лезет, как льдины речные, с треском да грохотом. И выходит так, что автор одно хотел сказать, а читатель видит абсолютно другое, теряющее всякую смысловую нагрузку.
Особенность поэтического мышления – это способность облекать какие-либо мысли в образы, понятные большинству людей. Для этого нужен свой взгляд на вещи и события, нужна личность. Не обойтись и без образованности. Чтобы самому что-то написать, нужно ознакомиться с тем, что написали до тебя другие, от самых истоков. Нельзя надеяться лишь на свои способности и вдохновение, хотя вдохновение – немаловажная составляющая. Этимология корня «вдох» подсказывает идентичность словам «дух», «душа». Цель автора – вдохнуть живую душу в свою работу. С давних времён это служило признаком мастерства, когда произведение затрагивало мысли и чувства, было способно взволновать и вдохновить на подвиги.
Вообще, по сути, любой человек имеет способности к тому или иному роду деятельности. Вот только если посмотреть на эти способности в количественном соотношении, у всех людей будет по-разному. Кому-то больше дано писать стихи, кому-то – прозу. Но здесь не нужно обижаться на судьбу, ведь способность в чистом виде – это задаток, неизведанная возможность. Приложив некоторые усилия, можно реализовать задатки в устойчивую способность, не переставая её развивать. В основе успехов и открытий лежит каторжный труд. И чаще всего свою неспособность к труду начинающие авторы прикрывают отсутствием или нехваткой природного таланта. Им так удобней перед людьми, перед собой. И самое главное – за это не стыдно. Только они глубоко заблуждаются, либо намеренно идут на самообман. Чтобы развить природный талант, нужно пахать, извините, как лошадь! Постоянно развивать себя, искать в себе то, что годами было спрятано глубоко внутри. Тонко подметил Э. Асадов:
«Не надо бездарных писать стихов!
Чем тратить зазря слова,
Уж лучше тогда разводить коров
Иль где-то пилить дрова».
Сегодня тиражи поэтических сборников ничтожно малы. Их даже нечего сравнивать с тиражами прошлого столетия. Издателя практически не интересует современная поэзия, поскольку она не приносит ему прибыль. Как правило, поэты издаются за свои кровные, так сказать, для себя, для друзей и близких. И остаются недослышанными. Да и цены на книги в нынешнее время не каждому по карману. А тех, у кого финансов более чем достаточно, неизвестная или малоизвестная поэзия не интересует. У них совсем другие пристрастия.
Путь к счастью
Человечество на протяжении многих веков задавалось вопросом, что же такое счастье? Конфуций считал, что счастлив не тот, кто имеет всё лучшее, а тот, кто извлекает всё лучшее из того, что имеет. Виктор Гюго полагал, что величайшее счастье – это уверенность в том, что нас любят, а Лев Толстой утверждал, что счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. Лаконично по поводу счастья выразился Альберт Эйнштейн: «Я рожден, и это всё, что необходимо, чтобы быть счастливым».
Современные социологические исследования говорят: сегодня мало кто глубоко задумывается о том, что такое счастье, поскольку у большинства давно сформирован стереотип счастливого человека. Он указывает на то, что практически все счастливые люди счастливы абсолютно одинаково. Критерии подобной закономерности просты: богатство, процветание, успех, сила, власть. В современном обществе счастливый человек ведёт праздную жизнь где-нибудь у океана, расположившись в уютном бунгало на пляже, попивая коктейли, поглядывая на свою яхту у причала и лениво раздумывая, не покрасить ли её на этот раз в бежевый с лиловым оттенком.
На самом же деле, подобное беззаботное существование очень быстро приедается. Главными критериями нынешнего счастливого человека является постоянное стремление к совершенству и беспрерывное саморазвитие. Это близко к эвдемонизму, одному из античных принципов жизнепонимания. В данном случае у древних греков под словом «демон» имелся в виду не злой дух, а скорее ангел, которого каждый человек получал при рождении и в течение всей своей жизни обязался стремиться к его максимальному усовершенствованию. Отсюда вывод, что постоянное самосовершенствование приносит намного больше счастья, чем бесшабашное потакание своим прихотям.
Посмотрите вокруг, сколько людей на протяжении всей жизни занимаются нелюбимым делом, связывают себя с нелюбимыми людьми, делают вид, что всем довольны, и пытаются убедить в этом себя же. Нехитрый тест: возьмите блокнот и записывайте в течение пары недель все свои действия. После перечитайте и вы удивитесь, сколько ненужных и бесполезных действий найдёте в своих записях. Счастливые люди способны уверенно отсеивать всё, что мешает продвижению вперёд. Они запросто меняют работу, отношения, поскольку их путь – это стремление к счастью, а девиз: «Счастья много не бывает». Мы часто желаем друг другу счастья на разных мероприятиях и совсем не задумываемся, что вкладываем в это звучное и содержательное слово, потому порой пожелание получается каким-то неуклюжим и банальным.
Счастье прозрачно, будто стекло, оттого многие попросту его не замечают. Счастье не является конечной целью, оно не вечное, оно появляется и исчезает. Невозможно насладиться счастьем в полной мере, не претерпев лишений и разочарований, хотя бы однажды. Можно сказать, что наша жизнь измеряется не количеством прожитых лет, а количеством счастливых мгновений, от которых дух захватывало, и голова шла кругом. Счастливые люди наслаждаются каждым мгновением жизни и дарят эти ощущения окружающим, словно по завету великого Будды: «Тысячи свечей можно зажечь от одной единственной свечи, и жизнь её не станет короче. Так и счастья не становится меньше, когда им делишься».
Одиночество в сети
Мир переполнен одинокими людьми, которые таковыми себя не считают. Однако с общительностью у нас дела плохи. Люди перестали улыбаться друг другу на улице, заводить непринуждённые беседы, проявлять внимание к окружающим.
Человек перестал замечать перед собой человека. Он видит водителя, продавца, начальника, коллегу – кого угодно, но не себе подобного. Живое общение сведено к минимуму, люди не желают не то что говорить, но и слушать. Наушники – гениальное изобретение, готовое в любой момент прийти на помощь человеку, не располагающему к общению, достаточно аргументировать: «Я вас не слышал». Зачем делиться с кем-то новостями, когда из каждого смартфона льются бесконечные потоки информации? Зачем лишний раз останавливаться и рассказывать знакомым о каких-то событиях, когда можно нажать кнопку «поделиться» и одним махом оповестить всех? Зачем растолковывать кому-то свои идеи, беспокоясь, что их назовут бредовыми, когда можно создать в сети фейковый аккаунт и с него делиться самыми странными мыслями? Причём, заметьте, как получается: человек с фейкового аккаунта делится некими наблюдениями и в ответ получает массу негативных комментариев. Однако он под маской, высказывания его лишь забавляют, он даже испытывает гордость от того, как сумел всколыхнуть знакомых и незнакомых ему людей. А представьте того же человека, поделившегося этими наблюдениями со своего личного аккаунта. Он будет переживать за каждый комментарий и трястись над негативными отзывами, потеряет покой и сон.
Не потому ли всё больше и больше людей стремятся к обособленности, которая, в принципе, и является синонимом одиночества? В конце концов, их стремление приводит к тому, что из телефона периодически раздаётся только один звонок, и это – звонок будильника. Сегодня уже сложно объяснить, а тем более доказать, что социальные сети не сближают, а совсем наоборот. Они, скорее, являются неким скоплением одиноких. Вроде бы, люди вместе, но так и остаются каждый сам по себе, и тешатся иллюзиями общения, внимания, дружбы. Институтские исследования показали, что более 30% людей в мире чувствуют себя одинокими, фактически каждый третий житель планеты. А всё из-за того, как сказал поэт и философ Станислав Ежи Лец: «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены».
Получив доступ к мировой сети, человек постепенно стал отгораживаться от реальных друзей, тем не менее ежедневно переживая о том, что количество виртуальных не прибавилось. Отгородившись, он принялся создавать свой мир из неких любимых мелочей, поступков, привычек. И этот мир оказался настолько удобным, что человеку порой не хочется возвращаться в реальный, в котором нужно кого-то слушать и что-то отвечать, обязательно обдумывая каждое слово.
Мне запомнилось меткое высказывание моего знакомого, вечного противника одиночества и обособленности: «Лучше уж постоянно ругаться и мириться со своей взбалмошной подругой, чем разговаривать с телевизором по вечерам».
Сегодня одиночество – это не проблема, а просто новая реальность, которую многие приняли и живут по её правилам.
Модный приговор
Мы живём в замечательное время. Сегодня, чтобы стильно выглядеть, совсем не обязательно тратить космические суммы на обновку. Достаточно покопаться в старых вещах, и у каждого обязательно найдётся что-то, соответствующее нынешним модным веяниям.
Сын-старшеклассник знакомой спрашивает у матери: «А где штаны, которые мне купили в седьмом классе, а на следующий год они уже были короткие?» Мать удивлённо отвечает: «Посмотри в шкафу на нижней полке. А зачем тебе? Ты за два года ещё больше подрос, а они ведь длиннее не стали». Сын, роясь в шкафу, бубнит: «А мне длиннее и не надо, главное, чтобы в поясе сошлись». Отыскал, натянул, в поясе сошлись, но болтаются чуть выше косточки. Мать, всплеснув руками, запричитала: «Да ты что, снимай немедленно, как пострелёнок! Люди же будут смеяться!» Сын мотает головой: «Ничего ты не понимаешь, сейчас укороченные штаны в тренде!» И парень прав. Весь прошлый год мы имели возможность наблюдать за ребятами в коротких штанишках и, хотя выглядело это довольно нелепо, но, как говорится, с модой не поспоришь. Ладно бы только молодёжь гарцевала в таком виде: их бунтарский дух никогда не прочь бросить вызов приторным устоям. Но доводилось видеть и вполне зрелых людей в укороченных штанах, из-под которых выглядывали озорные разноцветные носочки. В общем, и смех, и слёзы.
Давно собирался выбросить старые джинсы, обтрёпанные, с прорехами на коленях, да всё руки не доходили. Как вдруг с недавнего времени рваные джинсы ворвались в мир моды и прочно укрепили в нём свои позиции. Причём «рваный тренд» настаивает на том, что, чем больше вентиляционных отверстий в изделии, тем оно ближе к дизайнерскому. Я, конечно, обрадовался, что в моём гардеробе невзначай появилась ультрамодная вещица, которая до этого едва не угодила в мусорный бак, однако для того, чтобы достигнуть оптимального соответствия модным тенденциям, пришлось со всей беспощадностью порвать эти джинсы ещё в некоторых местах. Через какое-то время услышал реальную историю о том, как внук приехал к бабуле на каникулы в рваных джинсах. Та поохала, головой покачала и принялась их штопать, пока внучок с друзьями на речке забавлялся. А после позвонила дочке и отчитала. Мол, неужто так плохо живёте, что парню не можете штаны купить, обноски носит, в каких даже на деревне ходить стыдно. Не ведала бабуля, что нынче девиз таков: «Чем страшнее, тем моднее!»
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги