О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл.,схем., комментариях)
Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности»
В. А. Колосов
© В. А. Колосов, 2024
ISBN 978-5-0064-1416-7 (3-4)
ISBN 978-5-0064-1304-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Колосов В. А.
О культуре общества, организации, группы, личности. Учебное пособие (в табл., схемах., комментариях). Учебное пособие. Часть 3. «Культура социальных групп». Часть 4. «Культура личности».
В учебном пособии, в форме наглядных для понимания таблиц, рисунков и комментариев с позиций социокультурного подхода рассмотрены проблемы культуры общества, организаций, групп и личности. Особое внимание уделено вопросам возникновения, закономерностям формирования и развития, методам оценки и поддержания культуры в организациях, группах, о влиянии ее на коммуникативные и деловые качества персонала.
Пособие, прежде всего, ориентировано на студентов, изучающих дисциплины «Организационная культура», «Культурология», «Культура деловых отношений», «Управление персоналом», «Организационное поведение», обучающихся по направлениям подготовки Управление персоналом, Менеджмент, Сервис, Туризм и др, руководителей и менеджеров организаций, а также тех, кто интересуется проблемами культуры.
Предисловие
Учебное пособие содержит 4 раздела, в которых рассмотрены различные аспекты культуры общества, организаций (компаний), групп и личности с позиций социокультурного подхода изучения культуры.
Культура любого сообщества – это философские и идеологические представления, ценности, убеждения, верования, ожидания, нормы и правила, принципы поведения и взаимоотношений людей, которые связывают их в единое целое.
Она представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств, которые выполняют репрезентативные, директивные и эффективные функции и способны создавать культурное пространство и особое ощущение реальности для его членов.
Носителями культуры являются люди, однако в сообществах с устоявшейся культурой, она как бы отделяется от людей и становится атрибутом их организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов сообщества, модифицирует их поведение в соответствии с теми ценностями, нормами и правилами, которые составляют их основу.
Культура существует всегда, во всех обществах (организациях, компаниях, корпоративных ассоциациях, группах) функционирующих достаточно продолжительно время. Она инерционна и консервативна, и многие нововведения, вводимые руководством, не приживаются тотчас,
В обычных условиях организационная культура присутствует как естественный, незаметный и всеобъемлющий фактор, но в большинстве случаев люди осознают ее наличие, что проявляется в их чувствах общности и взаимной привязанности.
Культура – это междисциплинарное научное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знаний (философия, социология, психология, культурологи, менеджмента, организационного поведение и др.) Именно много дисциплинарный интерес к проблеме культуры, её уникальной интегративной сущности создают определённые сложности в ее изучении и понимании.
Существует множество определений, структур и типологий культуры, в том числе и организационной (корпоративной) культуры, что говорит о глубоком интересе и активном познании этого сложного явления в жизни общества в целом и компаний, организаций, групп, в частности. Надо отметить, что знание и умение оказывать влияние на культуру, открывают возможности грамотно и эффективно управлять поведением персонала организацией и повышать эффективность их деятельности.
Таким образом, культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему сообщества (организации, группы) в данных условиях функционирует именно таким, а не иным образом. Кроме того культура объясняет не только глобальные морально – этические и нравственные принципы, нормы и правила поведения членов сообщества, но, и в определенной мере, позволяет понять мотивы поведении конкретного индивида как члена этого сообщества.
Современные организации (компании) рассматривают культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и обеспечить их продуктивное взаимодействие.
В настоящем пособии в форме таблиц, рисунков и комментариев к ним изложены современные основные теоретические и практические представления культуры обществ, организаций, групп и личности.
Пособие предназначено, прежде всего, для студентов, изучающих дисциплины «Организационная культура», «Культурология», «Культура деловых отношений», «Управление персоналом», «Организационное поведение», обучающихся по направлениям подготовки Управление персоналом, Менеджмент, Сервис, Туризм и др. Материалы пособия также могут быть полезны руководителям и менеджерам организаций, а также всем, кто интересуется проблемами культуры.
Часть 3. Культура социальных групп
1. Социальные группы
Комментарий:
Социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие общие интересы, ценности, мнения, нормы и правила поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества
Социальные группы можно условно разделить на официальные и неофициальные:
– официальные: трудовой коллектив,, члены объединений и товариществ;
– неофициальные :-группа друзей, члены неформальных объединений и др.;
– социальные группы с признаки официальной и неофициальной группы, например, семья.
1.1 Классификация социальных групп
Комментарий:
Социальная группа – это объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Признаки социальной группы: взаимодействие внутри группы, соблюдение определённых правил и ожидание соответствующего поведения, осознание принадлежности к данной группе.
1.2 Виды социальных групп
Примечание:
Номинальные (условные) группы создаются исследователями, но на практике их участники не знакомы и не контактируют лично. Эти группы используются для обобщения, описания статистических данных, определения социально-демографического состава общества
Комментарий:
Человеку, который состоит в группе, важно понимать, что значит для него в психологическом плане группа, ее культура, какие ее характеристики значимы для личности, для ее существования и развития.
Поведение всех участников группы определяется правилами: официальными (записанными), неписаными (обычаями, традициями).
1.3 Типология социальных групп
Комментарий:
Тип социальной группы — объединение людей, имеющих общий значимый признак, на котором основано их участие в некоторой деятельности, связанной системой отношений.
1.4 Характеристика социальных групп
Комментарий:
К основным характеристикам социальной группы относят ее состав, структура, групповые (групповая динамика) процессы, ценности, система норм и правил и др.
Структура группы в зависимости от целей и условий может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть – подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т. п.
Характеристика групп с разным уровнем зрелости:
– диффузные (становящиеся группы) —это группы, уже с заданными внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью;
– ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей);
– кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненные достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
– корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, целенаправленно созданна и поддерживается корпоративная культура;
– коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, сформированной организационной культурой а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы. – команда.– это небольшая группа профессионалов, взаимодополняющих и взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения поставленных целей при совместной работе, демонстрирующая высокий уровень культуры отношений
1.5 Функции группы
Характеристика функций групп:
Функции группы обеспечивать удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности:
1.Функция социализации. Только в группе индивид может обеспечить свое выживание и овладеть необходимыми социальными умениями и навыками.
2.Инструментальная функция состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Кроме того, участие в таких группах обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
3.Экспрессивная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии (часто эту функцию выполняют первичные и неформальные группы).
4.Поддерживающа функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях, ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.
Комментарий:
В любой длительно функционирующей группе существуют условия для формирования культуры, но характер ее образования и социальной ориентации будет разный:
Культура в группе зарождается в результате личных и совместных переживаний в ходе деятельности группы.
Приобретенный опыт совместной деятельности служит основой для формирования организационной культуры.
2. Формирование культуры в длительно существующих группах
2.1 Характеристика устойчивых социальных групп
Комментарий:
Устойчивая социальная группа – это длительно существующая устойчивая организованная общность людей, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей— наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу
.
Комментарий:
Во внутренне организованных группах происходит стихийный характер формирования культуры.
Во внешне организованных группах формирование культуры имеет:
– либо естественный характер, чаще это происходит в небольших организациях;
– целенаправленный характер, как в корпорациях и больших организациях.
2.2 Характеристика культур больших, средних и малых групп
– Корпоративная культура — это культурное достояние больших групп – объединений однородных организаций или людей связанных едиными интересами по профессиональной принадлежности, идеологии или хобби.
– Организационная культура – это культурное достояние средних групп – коллективов организаций (компаний, фирм, предприятий и т.д.).
– Субкультура – в большинстве случаев это культурное достояние малых групп, коллективов функциональных подразделений организаций, групп по интересам.
2.3 Формирование культуры на стадиях развития групп до коллективов
Группы в своем развитии до коллектива проходит три стадии: первичного синтеза, дифференциации и окончательного синтеза
1.Стадия первичного синтеза.
Главным является процесс адаптации: идет взаимное узнавание, решаются вопросы: кто есть кто? что от них можно ожидать? как строить с ними отношения?. Также происходит адаптация членов группы к структуре организации, условиям труда, руководителям (формальным лидерам).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги