banner banner banner
Религии мира. Как разгадать сакральную сторону человечества
Религии мира. Как разгадать сакральную сторону человечества
Оценить:
 Рейтинг: 0

Религии мира. Как разгадать сакральную сторону человечества

В России это одна из трех традиционных религий, и аж в трех регионах – Тыве, Бурятии и Калмыкии – подавляющая часть населения исповедует буддизм.

Встретить сикха за пределами штата Пенджаб проблематично, но об иудеях такого сказать нельзя: в каждом крупном европейском городе есть синагога или, по меньшей мере, значительная еврейская община.

По данным центра Pew, американцы худо-бедно разбираются в христианстве, и то – на уровне основных мемов, знакомых им с детства. Но когда дело доходит до иных традиций – знания заканчиваются. То же самое можно сказать о жителях большинства стран мира. И именно это вызывает у меня удивление и обеспокоенность. Ведь знать и, что важнее, понимать иные религиозные традиции – это путь не только к расширению кругозора, но и к более продуктивной коммуникации во всех сферах, даже в бизнесе!

Когда мои коллеги сетуют на тотальное незнание гражданами элементарных вещей из области физики, химии, астрономии и медицины, я могу им только посочувствовать. Но наивно думать, что о религии мы знаем намного больше. А ведь рассуждения о религии наряду с футбольной тактикой входят в «стартовый набор» любого специалиста по всем вопросам. Ваш сосед Анатолий легко выдаст квалифицированную экспертизу по религиозным вопросам, если вы об этом попросите. Правда, его знания могут быть столь же ограниченными, как и знания типичного американца.

У каждого человека есть мнение относительно религиозных вопросов, и с этим необходимо считаться. Философы-постмодернисты приучили нас к мысли, что все мнения равноценны, но я с этим категорически не согласен.

Религиоведение – это сфера научного знания, и мнение должно быть основано на объективных данных и подкреплено рациональными аргументами. Иными словами, далеко не все точки зрения равноценны, а решающую роль играет не авторитет, но факты и доказательства.

Зачем нужна эта книга?

Книга, которую вы держите в руках – не учебник религиоведения. Учебников написано уже предостаточно, и вы сможете обнаружить ссылки на них в списках дополнительной литературы для чтения.

Я пытаюсь ответить на главный вопрос: почему в современном мире знания о религиях столь ограниченны? Почему мы так хорошо осведомлены о значимости религии и при этом очень поверхностно представляем себе конкретные аспекты духовных традиций? Книга состоит из тринадцати глав: я выбрал для рассмотрения только самые завораживающие темы и только самые актуальные подходы. Являются ли религиями футбол и феминизм? Был ли прав Маркс, говоря о производном характере религии? Правда ли, что религия потихоньку угасает и скоро ее вовсе не будет? И почему мы все-таки так мало знаем о религии? Эта книга может стать прологом к самостоятельному изучению отдельных тем, связанных с религией и атеизмом: свои суждения и выкладки я буду подкреплять достоверными источниками, перейдя к которым вы сможете получить дополнительную информацию.

Структура книги похожа на вот такую виртуальную доску, на которую мы с вами будем клеить бумажки с ценными сведениями.

Можно называть это чертогами разума, можно – кабинетом расследователя. Каждый раз, когда мы будем узнавать что-то новое и получать информацию, полезную для ответа на главный вопрос, мы будем «клеить» стикеры на доску.

В конце мы увидим результат во всей его полноте. И, возможно, узнаем о мире, в котором живем, что-то по-настоящему новое.

Вопросы на засыпку

Будучи лектором, я знаю, как важно иногда прерывать речь, останавливаться и вовлекать аудиторию в процесс. Здесь я стану использовать тот же механизм: периодически буду задавать интересный вопрос по теме. Вам предлагается подумать и дать свой ответ, чтобы в конце главы сверить его с правильным вариантом. Во введении я задал аж 10 вопросов, но в дальнейшем таких заданий будет существенно меньше. Это ни в коем случае не тестирование и не проверка знаний: будь я снобом, мечтающим поймать аудиторию на незнании того или иного факта, выбрал бы другую профессию. Мои вопросы внедряют в текст лишь небольшой игровой элемент, призванный сделать наше путешествие еще более увлекательным.

Таблетка для сна

В книге присутствуют такие термины, как:

• Феноменология религии

• Когнитивное религиоведение

• Аудиальное

• Теория секуляризации

И многое-многое другое. Чтобы избежать мгновенного перехода читателя в царство Морфея, я модифицировал стандартную структуру научно-популярной книги. Сложные термины и теории будут вплетаться в повествование и раскрываться через понятные и интересные каждому примеры. Теория – это совсем не скучно.

Эта книга посвящена религии. Но что такое религия? Ответить на этот вопрос – значит задать рамку всей нашей работы. Будем ли мы писать об аргентинцах, поклоняющихся Лионелю Месси[4 - Аргентинский футболист, признанный одним из лучших игроков всех времен. – Прим. ред.], как о религиозных людях? А как насчет современных идеологий, таких как либерализм или марксизм? Неужели их с определенными оговорками нельзя назвать религиями?

Этот сложнейший вопрос мы обсудим прямо сейчас. Никуда не переключайтесь, самое интересное только начинается.

Что такое религия

С обсуждения этого вопроса стоит начать наше увлекательное путешествие. Если мы не определимся с терминами, то рано или поздно будем за это жестоко наказаны. Без согласованного терминологического аппарата мы навсегда останемся на бытовом уровне, что чревато упрощением и, как следствие, ошибками на ровном месте. Небольшая теоретическая работа – входной билет, покупка которого позволит нам идти дальше. И мы с вами не будем безбилетниками.

Постмодернисты могут сказать, что религия – это искусственный конструкт, выдуманный учеными, и в реальности никакой религии нет. Если бы я с этим согласился, остальные страницы книги остались бы пустыми, а марание бумаги стало бы лишенной смысла тратой времени. Поскольку это не так, мы все-таки попытаемся вычленить общие признаки, присущие всем религиям, хотя сделать это и непросто. Но сначала скажем несколько слов о самом религиоведении – научной дисциплине, изучающей духовные традиции мира.

Наука о религии

Я закончил магистратуру по направлению «религиоведение» и при знакомстве нередко упоминаю об этом. И по моим подсчетам, примерно в 80 % случаев в ответ на это люди задают один вопрос:

А вы сами верующий, получается?

В ответ на это я кратко и без раздражения объясняю, что изучать религию и интересоваться ей – не то же самое, что исповедовать ее. По такой логике химик должен начинать утро с какой-нибудь новой интересной инъекции, а любой энтомолог обязан пройти путем Грегора Замзы из рассказа Кафки «Превращение» и хотя бы ненадолго стать жуком. Но это совсем не так: вполне можно изучать явление, дистанцируясь от него и не вовлекаясь в него персонально.

Религиоведение представляет собой по-своему уникальную научную дисциплину. Оно состоит из пяти разделов, каждый из которых вносит что-то новое в понимание духовной жизни человечества.

Ниже я приведу названия этих разделов и кратко поясню, что конкретно изучает каждый из них.

1. Социология религии. Исследует то, как люди и группы взаимодействуют друг с другом в контексте религии. Почему религия имеет именно такие организационные формы и как взаимодействует с политикой, экономикой и иными сферами жизни общества.

2. История религии – это изучение духовных традиций в общеисторическом контексте. Кем был Христос, при каких обстоятельствах ислам стал одной из главных религий мира, как развивался буддизм – вот неполный список вопросов, на которые отвечает история религии.

3. Антропология религии. Изучает конкретные верования, сопоставляет их и погружает в контекст культуры. Антрополог религии стремится собрать максимальное количество информации о разных ритуалах и верованиях и затем анализирует их с точки зрения определенной теоретической перспективы.

4. Психология религии. Акцентирует внимание на субъективных переживаниях индивида, изучает религию с точки зрения работы нашей психики.

5. Феноменология религии. Это направление религиоведения часто ассоциируют с теологией, то есть внутриконфессиональным изучением традиции с точки зрения верующего. Все дело в том, что феноменология рассматривает религию с точки зрения сакрального опыта и не стремится объяснить религию. Тем не менее она старается понять, что чувствует верующий в те или иные моменты и привносит тем самым новое измерение в научное изучение религии.

6. Философия религии. Эта дисциплина исследует религию на фундаментальном уровне, отвечает на базовые вопросы. Например, «Что такое религия», «Чем религия отличается от философии и науки», «Может ли истинность и ложность религии быть установлена рационально» и т. д.

За границами философии религии, на мой взгляд, находится теология. Отличие в том, что теология – это внутриконфессиональная дисциплина. То есть существует православное, иудейское и исламское богословие, а также католическая теология. Каждое из этих направлений претендует на истинность и каждое использует в качестве доказательства священные тексты и авторитет других богословов. Я полагаю, что такая методология не имеет ничего общего с наукой, и настаиваю на том, что именно религиоведение – это наука о религии, в то время как теология представляет собой особую форму познания мира.

Само понятие «религиоведение» возникло в начале XIX века, затем оно трансформировалось и переводилось на разные языки. Главным популяризатором науки о религии был выдающийся лингвист, специалист по санскриту Фридрих Макс Мюллер, именно он и считается отцом-основателем религиоведения.

В каждом направлении есть свои методы, герои и мастодонты. Так, в антропологии религии особое место занимает Лев Яковлевич Штернберг. Он полагал, что наука способна изучать не только традиции, имеющие письменную историю, но все религии в принципе[5 - Шахнович М. М. Л. Я. Штернберг и «наука о религии» // Лев Штернберг – гражданин, ученый, педагог. К 150-летию со дня рождения. / Под. ред. Е. А. Резвана. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 190–200.]. Этот взгляд сегодня является общепризнанным, в том числе в когнитивном подходе, о котором я расскажу чуть позже. Именно Штернберг написал статью «Сравнительное изучение религии» в словаре Брокгауза и Ефрона за 1900 год, и именно его курс науки о религии на географическом факультете СПбГУ является своеобразной точкой отсчета российского религиоведения.

Специфика науки о религии заключается в том, что мы до сих пор не можем договориться о ключевом термине. На вопрос «Что такое религия?» у каждого религиоведа будет свой ответ. Но я предложу определение религии, которое считаю оптимальным, и приведу аргументы, почему предлагаю принять за основу именно его. А затем мы вместе разберем основные подходы к пониманию религии.

Определение религии

Ниже я предложу понятие религии, которое близко лично мне и которое я считаю наиболее легитимным. Но в действительности возможных вариантов определения существует несколько тысяч. Тут должна была быть шутка о том, что анализ всех концепций и парадигм – лучшее снотворное. Но это вовсе не так. К вопросу «А что же такое религия?» сводится огромное количество вполне практических проблем!

Например, в 2005 году в США состоялся громкий процесс «Кицмиллер против школьного округа Довер». Судья постановил, что в государственной школе не может преподаваться «Разумный замысел»[6 - Концепция, согласно которой живые организмы были созданы «разумным творцом». – Прим. ред.]. Главный аргумент судьи Джонса сводился к тому, что эта концепция религиозна по своей сути и, следовательно, ей нельзя обучать за деньги налогоплательщиков. Вот вам и теоретический спор, способный исцелить от бессонницы! Важнейшее прецедентное решение в гиперрелигиозных Соединенных Штатах было основано на тонкостях определения религии. А разве есть что-то более насущное, чем то, чему наших детей будут учить в школе?

Еще один практический вопрос, решение которого связано с определением религии, – это, как ни странно, статус юридических лиц и, как следствие, налогообложение! Известно, что лишь две вещи в жизни неизбежны – смерть и налоги, и к обеим религия имеет самое непосредственное отношение. Но если ваша организация является религиозной, вы вполне можете претендовать на послабления в этой сфере. Так, в США пожертвования, сделанные в отношении церкви, синагоги или иной религиозной организации, вычитаются из налогов, потому что считаются благотворительными.

В ряде стран религиозные организации имеют право регистрировать браки, и снова возникает насущный вопрос дефиниции. Так в 2013 году Верховный суд Лондона признал религией Церковь Саентологии, отменив более раннюю норму, отказавшую организации Хаббарда в такой привилегии. Иск подала 25-летняя Ходкин, которая намеревалась вступить в брак именно в этой церкви, и суд встал на ее сторону.

А еще – религиозные убеждения в ряде стран, в том числе в России, являются основанием для замены военной службы на альтернативную гражданскую. Самый известный «отказник» в истории – это не кто иной, как Мохаммад Али, он же – до принятия ислама – Кассиус Клей. В 1967 году он отказался пройти медицинское освидетельствование и присоединиться к вооруженным силам США в ходе Вьетнамской войны, в результате чего подвергся уголовному преследованию и стал изгоем в родной стране. Однако в 1971 году Верховный суд встал на его сторону и признал его безусловное право на отказ от службы по религиозным соображениям.

И снова – чтобы определить религиозный характер убеждений, правоприменитель вынужден задуматься об определении религии.

Так что я настоятельно призываю вас не пропускать эту главу. Возможно, она покажется вам не только увлекательной, но и полезной. И однажды вы пришлете мне на почту письмо с благодарностью за то, что я погрузил вас в эту, на первый взгляд, унылую дискуссию.