Елена Пальванова
Юлька Савельева из 4 «Б» и волшебные очки
© ООО Издательство «Питер», 2024
© Серия «Вы и ваш ребёнок», 2024
© Елена Пальванова, 2024
Глава 1
Урок физкультуры продолжался уже пятнадцать минут. Четвёртый «Б» без энтузиазма трусцой нарезал круги по залу. Юлька бежала вместе со всеми, нагнув голову и глядя на мельтешившие внизу кроссовки. Хоть бы шнурки развязались что ли… Тогда можно было бы с полным правом остановиться, присесть на корточки и чуть-чуть перевести дух. Но шнурки, как назло, не развязывались. А вот очки постоянно соскальзывали со взмокшей от пота переносицы, и Юле приходилось всё время их поправлять.
Наконец раздалось долгожданное:
– Стой, раз-два!
Класс ещё немного потоптался и замер. Кто-то сзади наступил Юльке на пятку – судя по довольному хихиканью, нарочно. Она сделала вид, что не заметила.
– Встаём по двое. Каждая пара берёт по баскетбольному мячу, – распорядился учитель.
Юля неуверенно шагнула к Жанне Крапчук, рядом с которой стояла, но та уже бежала к Полине Уваровой с криком:
– Поля, я с тобой!
Тогда Юлька направилась к Насте Ивановой (они занимались в паре в прошлый раз), но её отпихнула подоспевшая Ритка Семёнова.
– Отвали, Мартышка! – бросила она, становясь рядом с Настей.
Юлька огляделась. Все уже разделились на пары. Даже маленький щуплый Илья Старостин, который часто оставался без партнёра, стоял с рослой Машкой Вишиной. Только Юлька оказалась не при делах.
– Савельева, тебе что, особое приглашение нужно? – физрук нетерпеливо похлопал в ладоши. Наверное, в своё время он получал по математике одни двойки. Ведь класс всё равно не может поделиться на пары ровно, если в нём двадцать пять учеников.
– Павел Андреевич, мне пары не хватило, – в который раз поправляя сползающие очки, стала оправдываться Юлька.
– Ладно, вставай со мной, – сменил гнев на милость учитель и добавил с досадой: – И сними ты свои очки! Мешают ведь!
Очки Юльке действительно мешали. И не только на физкультуре, а вообще – по жизни. Но без них мир вокруг тускнел и размывался, а ещё начинала кружиться голова.
Тем не менее Юлька безропотно кивнула и отправилась в раздевалку. Нельзя же было упустить наконец-то подвернувшуюся возможность немного передохнуть, пока ходишь туда-сюда!
Она оставила очки на лавке возле своего рюкзака и вернулась. Ребята уже вовсю перебрасывали друг другу тяжёлые баскетбольные мячи. Юлька направилась к физруку. Секунду спустя увесистый мяч стукнул её между лопаток. Юля ойкнула и обернулась.
Послышался смех.
– Ой, прости, я нечаянно! – картинно прижав руку к губам, извинилась Полина Уварова.
Юлька молча подняла откатившийся в сторону мяч и с силой швырнула обратно в Полину. Не попала.
– Савельева, не так бросаешь, техники нет, – обречённо вздохнул физрук и начал учить, как правильно.
Бросать мяч (а тем более ловить) у Юльки и правда получалось из рук вон плохо. А жаль. Если бы у неё эта самая техника была, Полина ни за что бы не увернулась!
Когда наконец прозвенел звонок, класс гурьбой повалил в раздевалку. Юльку учитель задержал.
– Ну, Савельева, что делать будем? Если так и дальше продолжится, ты вряд ли сдашь нормативы.
Юля, понурившись, молчала.
– Ты бы спортом каким-нибудь занялась, что ли, – посоветовал физрук.
– Я занимаюсь, Павел Андреевич. Плаванием. Уже три месяца.
– Значит, этого недостаточно. Тренируйся дополнительно дома, зарядку делай. Проснулась, поупражнялась пятнадцать минут, а только потом завтрак. Поняла?
– Поняла, Павел Андреевич. Буду делать, – близоруко глядя учителю в глаза (два тёмных пятна на одном светлом), соврала Юлька.
– Ладно, Савельева, иди, – махнул рукой физрук, учительским чутьём распознав фигушку в её кармане.
Юлька отправилась переодеваться.
При её появлении в раздевалке возбуждённое жужжание оборвалось, сменившись выжидательным молчанием. Заподозрив неладное, Юлька подошла к лавке, где оставила вещи. Так и есть. Очки пропали.
Ладно, без паники. Мало ли, может, она их сама куда-то убрала и забыла. Юля порылась в рюкзаке, приподняла одежду, потом поискала на полу. Даже обошла раздевалку, близоруко щурясь и низко наклоняясь, чтобы лучше видеть, что лежит на лавках. Очков не было.
Одноклассницы исподтишка следили за Юлькиными метаниями. Обшарив рюкзак во второй раз, Юля как можно более спокойным тоном потребовала:
– Девочки, пошутили и хватит. Верните мои очки.
– Какие ещё очки? – с наигранным недоумением протянула Полина Уварова. – Мы не брали.
– Ты чё, Мартышка? Совсем крыша поехала? На фига нам твои очки? – подхватила Ритка Семёнова.
– Вот именно! Зачем они нам? – внесла свою лепту Жанна Крапчук.
– Вот и отдайте, раз незачем.
– Говорю же, мы не брали, – возразила Полина. Вид у неё был непогрешимо честный. Очень полезное умение – так виртуозно врать. Можно позавидовать. – Девочки, ну скажите!
Одноклассницы, давясь от смеха, нестройным хором подтвердили, что знать не знают ни о каких очках.
– Я Кире Кирилловне пожалуюсь, – без особой надежды пригрозила Юлька.
– На что? Сама очки потеряла, а мы виноваты? – фыркнула Жанна.
– Девочки, а может, отдадим? – неуверенно подала голос Настя Иванова.
– Иванова, ну ты совсем, что ли? – Рита покрутила пальцем у виска. – Как мы отдадим, если не брали?
– Дурдом! Очки какие-то ещё придумали. Делать вам нечего, – осуждающе бросила Машка Вишина и, подхватив сумку, первая вышла в коридор.
Вскоре Юлька осталась одна. Под трель звонка она принялась по новой обыскивать раздевалку. Осмотрела все полки, заглянула под каждую лавку и даже покопалась в чьём-то забытом пакете, одиноко висевшем на крючке. Безрезультатно.
Юлька окинула раздевалку разочарованным затуманенным взглядом и поплелась на математику, которая шла уже пятнадцать минут.
– Савельева, почему опоздала? – сурово поинтересовалась учительница, поджимая губы.
– На физкультуре задержали, Кира Кирилловна, – не вдаваясь в подробности, ответила Юлька.
Учительницу, Киру Кирилловну Мордвинову, ребята за глаза сокращённо называли просто КиКиМорой. Это имя выговаривалось легче и быстрее, а главное, очень ей подходило. У Кикиморы были тусклокоричневые волосы, болотисто-зелёные глаза и такое унылое лицо, как будто она и впрямь всю жизнь жила в трясине без малейшей надежды хоть когда-нибудь оттуда выбраться.
На своих учеников Кира Кирилловна смотрела как на лягушек: с одной стороны, это существа довольно противные, а с другой – никуда от них не денешься, придётся терпеть. Единственной, к кому она благоволила, была Полина Уварова – круглая отличница и, по всеобщему признанию, лучшая ученица в классе. Поэтому рассчитывать на помощь Киры Кирилловны в противостоянии с Полиной было абсолютно бессмысленно.
– Ладно, садись и пиши условие задачи, – недовольно морща нос, буркнула Кира Кирилловна.
Юлька села на своё место и, щурясь, уставилась на доску. Буквы издевательски прыгали, как будто нарочно стараясь, чтобы она их не разглядела.
У доски мучился Влад Чистяков. Наблюдать за ним было забавно.
– Ну так сколько килограммов апельсинов взял второй покупатель? Как будем задачу решать, Чистяков? – допытывалась Кикимора.
– Умножим апельсины на килограммы, – предлагал Влад.
– Зачем?
– Ну, тогда килограммы на апельсины.
– А это зачем?
– Тогда… тогда вычтем из апельсинов килограммы! – наобум брякнул Влад.
– Чистяков, что ты гадаешь на кофейной гуще? – взвилась Кикимора.
– Что вы, Кира Кирилловна, я пользуюсь самым настоящим математическим методом, – вежливо возразил Влад. – Методом полного перебора! Учитываю и рассматриваю все варианты.
– Два, Чистяков! – выйдя из себя, вынесла приговор Кира Кирилловна. В этот момент как на грех её взгляд упал на Юльку. – Савельева, а ты что сидишь без дела? Ты решила задачу?
– Нет, Кира Кирилловна, я не ви…
– Всё с тобой понятно! – не слушая её оправданий, постановила доведённая до белого каления Кикимора. – Полина, видимо, мы опять без тебя не обойдёмся.
Полина Уварова подошла к доске и принялась чётко излагать решение.
Юлька отодвинула тетрадь и уставилась в окно в ожидании перемены.
Странная штука – время: в будние дни оно тянется и тянется, как прилипшая к столу, не успевшая засохнуть жвачка. А в выходные, наоборот, стремительно тает, как конфета во рту: раз – и нет.
Юлька еле дождалась конца уроков. После занятий четвероклассники весёлой стайкой высыпали во двор и облепили спортивный комплекс у забора. Забрались на лесенки-паучки и, усевшись на перекладинах, принялись о чём-то болтать.
Юлька нерешительно потопталась между выходом и спортивным комплексом. Подойти? Или не стоит?
Пока она раздумывала, с ней поравнялась спешившая из школы Машка Вишина. Бросив на ходу короткое «пока!», промаршировала по хлюпающей под ногами весенней грязно-снежной каше и скрылась за воротами. Машка серьёзно занималась то ли самбо, то ли дзюдо и каждый день прямо из школы бежала на тренировку.
Вздохнув, Юля побрела вслед за ней к выходу со двора.
Дома Юлька, как смогла, без очков сделала уроки, сварила макароны с сосисками – её коронное блюдо – и, поглядывая на часы, уселась ждать маму. Цифры были плохо различимы, только стрелки чернели на круглом циферблате, напрочь отказываясь двигаться.
Чтобы скрасить ожидание, Юлька сунула в рот конфету и отправилась поливать цветы. Когда они жили вместе с папой, он шутил, что их с мамой семейный быт – сплошной конфетно-букетный период. Дело в том, что Юлькина мама работала врачом в больнице и постоянно приносила с работы сладости и букеты, которые ей дарили благодарные пациенты. Кроме того, обе комнаты и кухня были уставлены комнатными растениями: Юлькина мама их обожала.
Квартира напоминала настоящий райских сад: повсюду цветы, сладостей сколько хочешь – живи и радуйся.
Но Юлькины родители почему-то не радовались. Наоборот, всё время ссорились. А осенью мама заявила, что с неё хватит. Собрала всё самое ценное: Юльку, цветы и два чемодана, и перебралась сюда, на съёмную квартиру. А папа остался на старой.
Наконец хлопнула входная дверь.
– Юлька, я дома!
Юля вышла в коридор, и мама вручила ей очередную коробку конфет.
– А почему ты без очков? Так нельзя, иначе зрение продолжит портиться. Помнишь, что доктор сказал?
– Помню, мам, – Юлька смущённо замялась. – У меня их… ну, в общем… отобрали.
Мамины глаза за стёклами очков недоумённо распахнулись, а на лбу обозначились морщинки.
– Как – отобрали? – переспросила мама так испуганно и огорчённо, что у Юльки язык не повернулся рассказывать «как».
– Ну, не отобрали, а просто взяли и… не вернули, – аккуратно обрисовала ситуацию Юлька.
Мама несколько секунд помолчала, а затем с решительным видом кивнула своим мыслям.
– Я этого так не оставлю. Это беспредел! Я сегодня же позвоню вашей учительнице и скажу, что тебя обижают. Пусть она проведёт беседу с классом, устроит экстренное родительское собрание…
Час от часу не легче! Разве Кикимора поможет Юльке? Наоборот, после её вмешательства всё станет только хуже.
– Мама, ну ты что! Не надо звонить Кики… Кире Кирилловне! Никто меня не обижает. А очки не отдали, потому что… потому что они разбились. Случайно. Ты не волнуйся.
– Не представляю, как ты несколько дней будешь обходиться без них, – вздохнула мама. – Оптики наверняка уже не работают… А вообще, давай проверим.
После поиска в интернете выяснилось, что одна оптика поблизости действительно ещё открыта и закроется через сорок минут. Юлька с мамой побежали туда, но нужный дом никак не удавалось найти. Навигатор как будто свихнулся: вёл их то в одну строну, то в другую, постоянно менял маршрут и в конце концов вообще отключился, объявив, что потерял связь со спутником.
Юлькина мама взглянула на часы.
– Всё, опоздали. Придётся возвращаться.
Вслед за ней Юля побрела по незнакомой улице. И вдруг мама остановилась.
– Юлька, смотри! Ещё одна оптика. И, кажется, работает!
Юлька повернула голову и прищурилась, глядя на небольшое одноэтажное здание. В него вели три двери. Над одной, слева, светилась вывеска «Универмаг». Над другой, справа, большими буквами значилось «Парикмахерская». А между ними притулилась третья дверца, совсем невзрачная, больше похожая на служебный вход. На ней висела едва приметная табличка «Оптика». А ниже, прямо на двери, яркой краской было кривовато написано: «Открыто».
Юля с мамой вошли. Помещение было маленьким и тесным, но каким-то чудом в нём умещались несколько стеллажей с оправами, а ещё довольно большой стол, за которым сидела женщина в здоровенных очках с толстыми стёклами.
– Здравствуйте. Нам бы очки для девочки, – мама протянула продавщице рецепт.
Та мельком взглянула на бумажку и кивнула.
– Выбирайте оправу.
Пройдясь вдоль стеллажей, мама набрала несколько оправ и протянула одну из них Юльке.
– Мне кажется, эта подойдёт. Примерь-ка.
Юля встала перед висящим на стене зеркалом. В нём отразилась круглая, похожая на блин физиономия. На ней резко выделялись два прямоугольника вокруг глаз.
Юлька поморщилась и торопливо сняла очки.
– Не нравится? – расстроилась мама. – А мне кажется, тебе идёт. Ну, тогда возьми вот эту.
Под руководством мамы Юлька перепробовала кучу оправ, но все они смотрелись отвратительно. Вот маме очки очень идут, почти любые. А Юльке нет. Потому что у неё такой тип внешности. Так папа сказал.
Когда Юлька впервые пришла домой в очках, у папы при виде неё скривилось лицо – Юлька в новых очках очень чётко видела, как сильно оно скривилось. «С таким типом внешности – ещё и очки», – качая головой, произнёс он недовольно. Мама метнула на папу испепеляющий взгляд и внушительным тоном возразила:
«А по-моему, очень красиво!» Но Юлька догадалась, что мама боялась её огорчить, на самом деле тип внешности у неё, Юли, никудышный, а с очками – вообще ужас.
– Что ты сама хочешь? – отчаявшись угодить дочке, спросила мама.
– Линзы, – честно вздохнула Юлька. – Из-за этих очков со мной никто не дружит.
– Юль, ну что ты придумываешь? Врач сказал, до шестнадцати лет линзы противопоказаны. Я сама с детства в очках, и ничего!
Вдруг продавщица, всё это время с отсутствующим видом ковырявшаяся в телефоне, встрепенулась.
– Я знаю, что вам надо, – объявила она и, выдвинув ящик стола, достала очки. – Вот, держите. Стёкла уже вставлены.
– Как – уже вставлены? – изумилась мама. – Их разве не нужно делать на заказ? Вы уверены, что они подойдут?
– Абсолютно! – кивнула продавщица.
Удивительно, но стёкла и правда подошли, и уже через несколько минут Юлька стала не особенно счастливой обладательницей новых очков.
Когда они с мамой вышли из оптики, Юлька оглянулась через плечо и рассеянно отметила, что с двери исчезла намалёванная красным надпись «Открыто». Как будто, пока они с мамой были внутри, кто-то её стёр. «Странно», – удивилась Юля, но уже через секунду об этом забыла.
Глава 2
На следующее утро мама, как всегда, долго не могла поднять Юльку с постели.
– Можно я сегодня не пойду в школу? Я себя плохо чувствую. Наверное, я заболела, – по своему обыкновению жалобно канючила Юля, не открывая глаз.
Но мама была неумолима.
– Юлька, не притворяйся! Ты очень избирательно болеешь: исключительно по учебным дням. Забыла, что я доктор? Меня не проведёшь!
Но Юлька и не обманывала. У неё в самом деле каждое утро перед школой болела голова, а ещё казалось, что повышается температура. Однажды Юля даже поставила себе градусник и намерила тридцать семь. А ведь у здорового человека температура должна быть тридцать шесть и шесть! Но мама заявила, что тридцать семь не считается, и без всякого сочувствия отправила её на занятия.
Юлька в полусонном состоянии вылезла из постели. Умылась, оделась и, плюхнувшись за стол, начала ковырять ложкой кашу.
– Юля, не спи на ходу, опоздаешь! – подгоняла мама.
Из дома они вышли вместе и попрощались у подъезда. Мама торопливо застучала каблучками налево – к метро, а Юлька поплелась направо – в школу. Её так и тянуло дождаться, пока мама скроется из виду, и вернуться потихоньку домой, но Юля понимала, что обман быстро раскроется. Она уже дважды так делала, и оба раза вредная Кикимора писала в родительский чат, требуя объяснений, почему Савельевой нет на занятиях. Пришлось собрать волю в кулак и тащиться в школу.
Первые четыре урока прошли без происшествий. А на последнем – это был русский язык – Кикимора устроила диктант.
– Ра-анним ма-артовским утром проснуулось со-олнце, – растягивая слоги, монотонно читала она. – Записываем: ра-анним… ма-артовским…
Ребята уткнулись в тетради. Юлька тоже начала писать предложение, и в этот момент дверь приоткрылась. В образовавшийся узкий проход проскользнул мальчик лет шести или семи и, задумчиво оглядевшись, протопал через весь класс к окну, оставляя на полу грязные следы.
К Юлькиному изумлению, ни одноклассники, ни Кира Кирилловна никак не отреагировали на его появление. Учительница спокойно продолжала диктовать:
– …просну-улось со-олнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облако-ов…
Первоклашка запрыгнул прямо на учительский стол и, усевшись там, начал скучающе болтать ногами. Юлька думала, что теперь-то уж Кикимора одёрнет нахального сорванца, но не тут-то было.
– …лёгкую кисею облаков, – повторила учительница и, прекратив диктовать, строго обратилась к Юльке:
– Савельева, что сидим? Почему не пишем?
– Я пишу. Просто…
Кикимора не дала ей договорить.
– Не считай ворон, займись делом. Так, продолжаем. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взгляну-уло на зе-емлю…
Тем временем мальчишке, видимо, надоело ничегонеделание. Вконец обнаглев, он начал расхаживать туда-сюда по столу прямо по разложенным книгам.
– Да вы посмотрите, что он вытворяет! – не выдержала Юлька.
В классе воцарилась тишина.
– Савельева, кто – он? – вновь прервавшись, раздражённо осведомилась Кикимора.
– Этот мальчик. – Юля указала на мальчишку.
Но Кикимора вместо того, чтобы схватить озорника за шиворот, гневно уставилась на Юльку.
– Савельева, опять твои штучки? Хочешь урок сорвать?
– Я? – изумилась Юлька. – Это не я, это он урок срывает. Разве вы не видите? Он же по столу бегает!
Юлины путанные объяснения заглушил взрыв дикого хохота.
– У Мартышки глюки! – перекрикивая шум, проорал Влад Чистяков.
– Безобразие! Савельева, немедленно дневник мне на стол! – Кира Кирилловна от негодования даже не покраснела, а как-то позеленела.
А нахальный первоклашка с любопытством взглянул на Юльку и, спрыгнув со стола, преспокойно вышел из класса.
После звонка, уже в коридоре, Юльку окружили одноклассники.
– Мартышка, а у тебя чё, глюки бывают? Так ты очки понюхай! А лучше полижи! – принялась подначивать Ритка Семёнова. – Может, тогда перестанешь видеть зелёных человечков.
– Почему зелёных? – простодушно удивилась Юля. – Он был обычный.
– Да, кажется, это серьёзно. Тебе пора лечиться, – с притворным сочувствием вздохнула Полина Уварова.
– Вот именно! Надо лечиться, – закивала Жанна Крапчук.
Неужели это такой розыгрыш? Тогда, получается, и Кира Кирилловна с ними в сговоре?
– Мартышка, признайся: у тебя крыша поехала или ты каких-то таблеток наглоталась? – влез Влад Чистяков.
Юлька стиснула зубы.
– Да отстаньте вы!
– Правда, пойдёмте уже. – Настя Иванова потянула Риту за рукав.
Рита отмахнулась.
– Иванова, отвали. Мы тут важный вопрос выясняем.
И тут впереди мелькнула знакомая фигурка первоклашки. Не раздумывая, Юлька бегом устремилась к нему.
– Стой! Куда? – возмутилась Полина. – Мы не договорили!
Сзади послышался топот: кто-то кинулся за Юлькой в погоню.
Мальчишка тем временем, обернувшись, недоумённо вытаращился на несущуюся к нему Юльку, оглянулся по сторонам – и пустился наутёк.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги