Семен Михайлов
Травматизм на уроках физической культуры
Предисловие.
Данное методическое пособие состоит из двух частей, является результатом личного опыта автора, анализом статистики травм в школах и изучением причин травматизма. Требует интерпретации и носит ознакомительный характер.
Часть 1. Причины травматизма на уроках физической культуры в общеобразовательных школах.
Введение.
В современном мире физическая культура и спорт становятся неотъемлемыми составляющими социальной сферы, являются образом жизней миллионов людей. Трудно представить формирование счастливого, здорового, гармонично развитого человека без воздействия на него физической активности. Физическая культура сегодня – это часть образовательных программ всех учебных заведений, предмет, без которого невозможно полноценное воспитание детей в школах. На сегодняшний день в школьной программе определенно два урока физической культуры в неделю, что является недостаточным для освоения этой дисциплины в полном объеме, и недостаточным для укрепления здоровья детей. Урок физкультуры в школе один из самых любимых у ребят, большинство занимаются с удовольствием и с нетерпением ждут нового занятия. Но не редко омрачить веселый предмет могут травмы, полученные детьми на уроке, а в последние годы это случается все чаще и чаще. Травмы, получаемые в школе, вредят здоровью учеников и не позволяют детям осваивать материал в полном объеме, что дает нам полное основание считать школьный травматизм весомой проблемой, требующей внимания и решения.
Травма, или повреждение – это внезапное воздействие факторов внешней среды на ткани и органы человеческого тела или на организм в целом, приводящее к анатомо-физиологическим изменением, которые сопровождаются местной и общей реакцией организма. К наиболее частым повреждениям относятся: ушибы, раны, вывихи, переломы костей, ожоги и обморожения.
Статистика школьного травматизма неуклонно растет. Не один учебный день не обходится без обращения детей в медицинский кабинет за помощью по тем или иным причинам. Травмы, получаемые детьми различны по степени тяжести, не обусловлены гендерным признаком, распространены среди детей всех возрастов, случаются в течение всего учебного дня. Все вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы.
Любая травма на уроке физической культуры несет физическое и психологическое страдания ребёнку, переживания родителям и учителям, негативно влияет на эмоциональную атмосферу в классе среди других детей. Непременно, имеют место быть и посттравматические последствия, это и период восстановления, а иногда и реабилитации, если травма оказалась серьезной, и последствия психологического характера, например, возможно формирование страха у ребёнка перед выполнением упражнения или вовсе нежелание посещать уроки физической культуры. В совокупности все это создаёт ряд проблем учителям и администрации школы, которые в свою очередь влияют на образовательный процесс в целом, а значит, требуют внимания и решения.
Характер травм.
По степени тяжести травмы, полученные на уроках физической культуры, делятся на лёгкие, средние и тяжёлые.
В стенах школы и на уроках физической культуры в частности, большинство травм, получаемых детьми, относятся к лёгким. Легкие травмы – это ушибы мягких тканей, гематомы, ссадины на руках и ногах. Несмотря на кажущуюся незначительность получаемого ущерба без которого, к сожалению, уроки физкультуры не обходятся, эти травмы, как и любые другие негативно влияют на состояние ребёнка и образовательный процесс в целом. К лёгким травмам относятся около 90% от всех получаемых.
Тяжёлые и средние травмы составляют примерно оставшиеся 10%. К ним относятся растяжения, переломы, вывихи, рассечения кожных покровов и сотрясения мозга. Эти увечья составляют наибольшую опасность для здоровья детей, заставляют переживать родителей и учителей, всегда сопровождаются юридической процедурой оформления каждого случая, с привлечением компетентных органов.
На первый взгляд весомый пропорциональный перевес в сторону лёгких травм, может обманчиво создать впечатление положительной статистики, сформировать радостную картинку у простого обывателя. Но является ли такое соотношение лёгких и тяжёлых травм благоприятной динамикой? Нет, скорее это отражение тревожной конъектуры данной проблемы… Давайте разбираться почему?
Десять процентов серьёзных травм, как правило, выпадает на школьников с хорошей физической подготовкой, это дети, систематически занимающиеся в спортивных секциях и дети с девиантным поведение (дети бойкие, проводящие много времени на улице). Эти ребята реже других получают лёгкие травмы, уровень их физических способностей позволяет им в достаточной мере владеть своим телом, быстро реагировать на внешние раздражители, своевременно отвечать меняющейся обстановке. Они владеют техникой самостраховки, умеют правильно и безопасно падать, и тем самым, в большинстве случаев с легкостью нивелируют столкновения, падения, попадания мячами и другие опасности. На полученные же синяки и ссадины, они чаще всего не обращают внимания и соответственно не обращаются за помощью к учителю или в медицинский кабинет. Но эти же дети, чрезмерно уверены в своих возможностях, возбуждены спортивным азартом, а иногда в сумме с купированным чувством страха, совершают действия, последствия которых очень тяжело контролировать или вовсе невозможно предотвратить, что в свою очередь уже может привести к получению серьезных травм. То же случается и на тренировках в спортивных секциях, когда дети с достаточно высоким уровнем подготовки во время тренировок или соревнований получают переломы или сотрясения. Такие травмы случаются значительно реже легких, но получают большую огласку и внимание.
Что касается детей, не занимающихся в спортивных школах и не относящихся к типу с девиантным поведением, то они в большинстве своём заполняют статистику по лёгким травмам, попадая в список тех 90%. Конечно, не редко бывают случаи, когда школьники данной категории получают и серьёзные повреждения. У детей этой группы слабо развита психомоторная реакция, слабо развита мускулатура и координация, они не выносливы, не умеют правильно и безопасно падать. Любая внештатная ситуация во время игры или выполнения упражнений может привести к травме. Так же учащиеся развитые физически слабо могут преувеличивать и трагедизировать любой полученный незначительный ушиб или ссадину. Перестают заниматься на уроке, а в дальнейшем могут использовать свое «увечье», как оправдание нежелания заниматься или посещать физкультуру.
Приведённые выше соотношения, говорят нам о том, что подавляющее большинство детей обладают слабой, и/или не соответствующей возрасту физической подготовкой, которая не позволяет им избегать или предотвращать, получение травм во время урока физической культуры.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги