banner banner banner
От данных к мудрости. Путь к AGI и ASI
От данных к мудрости. Путь к AGI и ASI
Оценить:
 Рейтинг: 0

От данных к мудрости. Путь к AGI и ASI


Наконец, последний вариант – мудрец, которого вы вообще не обучали, но который просто понимает фундаментальные истины и законы мироздания. Этот вариант представляется наиболее надежным и привлекательным. Мудрецу не нужно объяснять какие-то конкретные правила или принципы. Вы даже не обязаны спрашивать, какими принципами он руководствуется. Достаточно просто сказать: «Я хочу, чтобы ты следил за моей жизнью», и он будет делать это так, чтобы вам было комфортно, и чтобы ваша жизнь улучшалась с точки зрения общих принципов мироздания.

Этот пример наглядно демонстрирует различия между разными типами мышления и уровнями осознанности. Во всех рассмотренных случаях человек обладает одной и той же информацией, знает одни и те же законы. Однако уровень того, как он управляется с этими знаниями, насколько эти знания для него важны, и какой результат они приносят, очень сильно различается.

Эта аналогия поднимает важный вопрос относительно систем «fine-tuning» (тонкой настройки) в области искусственного интеллекта. Такие системы, по сути, напоминают второй пример, когда мы несколько часов разговариваем с человеком, и он соглашается с нами. Дальше он может выполнять какие-то действия так, как мы ему сказали, проходя через определенные фреймы (рамки) поведения. Однако это еще очень далеко от истинной мудрости.

Проблема в том, что мы хотим доверять именно «мудрецам» – системам или людям, которые не просто знают правила, но глубоко понимают принципы мироздания и могут применять это понимание в различных ситуациях. Но как создать такую систему искусственного интеллекта? Как перейти от простого «fine-tuning» к истинному пониманию и мудрости?

Что же такое мудрость? По своей сути, мудрость – это глубокое осознание процессов, происходящих вокруг нас. Это особое состояние сознания, когда человек начинает видеть взаимосвязи между, казалось бы, разрозненными явлениями. В этом состоянии человек становится независимым от общественных норм и правил, начиная жить в соответствии с принципами, которые словно бы заложены самой природой.

Интересно отметить, что мудрецы, независимо от их культурного происхождения или исторической эпохи, часто демонстрируют схожее восприятие мира, похожие принципы и системы мышления. Они видят, как все в мире взаимосвязано, для них нет ничего чрезмерно важного или совершенно неважного. В их мировоззрении все находится в равновесии, все живет и развивается. Их задача – поддерживать общую тенденцию, заложенную самим мирозданием, а не отдельным человеком или обществом.

Процесс обретения мудрости можно описать следующим образом: когда мы начинаем осознавать какое-то явление, сначала мы его не понимаем. Мы начинаем его изучать, затем постепенно понимаем его значение и начинаем применять это знание. Постепенно эта мысль начинает периодически появляться в нашем сознании как решение различных задач. И в какой-то момент мы можем даже вспомнить, как мы чувствуем этот процесс погружения мысли в наше сознание, когда она становится нашим убеждением.

Когда мысль полностью интегрируется в наш организм, мы начинаем видеть ее проявления везде вокруг нас. Например, математик начинает видеть мир через призму чисел и формул, биолог воспринимает все с точки зрения биологических процессов, а мудрец видит мир с точки зрения общих законов мироздания. У каждого из них формируется определенный фрейм восприятия, через который они смотрят на мир, и этот фрейм становится неотъемлемой частью их существа.

Когда мы становимся «мудрыми» по отношению даже к одной мысли, мы начинаем ощущать ее не только умом, но и телом, и видеть ее проявления везде вокруг нас. Именно это и есть состояние истинного понимания и осознания. Человек, достигший такого состояния, радикально отличается от того, кто просто получил какую-то информацию.

Многие могут вспомнить момент такого озарения, когда словно волна проходит вокруг, какое-то энергетическое поле схлопывается и расходится, и вдруг ваше восприятие полностью меняется. После этого вы уже не можете не видеть того, чего не замечали раньше.

Если продолжить это размышление, то можно сказать, что знание какой-то области и состояние мудрости в этом знании – это не просто понимание того, что мы узнали. Это своего рода сетка, связывающая различные знания. Например, если вы поняли, как работает обратная связь и насколько наши действия влияют на других людей, вы начинаете видеть эту обратную связь везде: в бизнесе, в развитии ребенка, в том, как взаимодействуют между собой страны, как меняется состояние общества, какие люди приходят к власти и как это отражается на нижних уровнях социальной иерархии.

Когда вы начинаете видеть, что весь мир функционирует на принципе обратной связи, это означает, что вы не просто поняли эту мысль, но и прочувствовали ее. А состояние, в котором вы видите эту мысль везде, означает, что она связалась со всей вашей системой восприятия мира.

Важно отметить, что невозможно просто «скопировать» мысли одного человека и «вставить» их в сознание другого так, чтобы тот так же умело ими оперировал. У первого человека эта мысль будет связана с множеством других мыслей, эмоций, воспоминаний, опыта. Она не существует изолированно, а является частью сложной сети ассоциаций и связей.

Более того, одна и та же мысль у одного и того же человека в разное время может иметь совершенно разное значение. Например, если я сегодня говорю «Весь мир работает на обратной связи», а затем повторяю эту же фразу через два года, для меня это будут совершенно разные утверждения, несущие разный смысл и имеющие разные импликации.

Это напоминает понятие любви, которое для каждого человека связано с разными ощущениями и пониманиями. Кто-то действительно прочувствовал это состояние, а кто-то думает, что осознал его, но на самом деле лишь имеет о нем поверхностное представление. И невозможно передать это ощущение и понимание просто словами. Нельзя просто рассказать, что такое любовь, если у человека не сложится полная картина из его собственного опыта и переживаний.

Таким образом, мысль представляет собой огромную сетку связей и ассоциаций. И каждый раз, когда мы думаем о какой-то мысли, она меняется. Это подтверждается и исследованиями нейробиологов: каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, воспоминание меняется, обрастая новыми связями и ассоциациями.

Это понимание природы мышления и формирования мудрости имеет огромное значение для развития искусственного интеллекта. Оно показывает, что недостаточно просто «загрузить» в ИИ большой объем информации. Чтобы создать по-настоящему «мудрый» ИИ, нам нужно найти способ воссоздать этот сложный процесс формирования связей между различными идеями, концепциями и опытом.

Нам нужно разработать методы, которые позволят ИИ не просто хранить и обрабатывать информацию, но и «переживать» ее, формировать эмоциональные и интуитивные связи, развивать способность видеть глубинные закономерности и взаимосвязи в окружающем мире. Только тогда мы сможем говорить о создании искусственного интеллекта, который действительно обладает мудростью, а не просто имитирует ее.

В процессе развития человеческого сознания и формирования мудрости ключевую роль играет жизненный опыт. В повседневной жизни мы проходим через различные этапы развития, сталкиваемся с разнообразными событиями и накапливаем опыт в различных сферах – на работе, в личной жизни и так далее. Именно этот процесс создает сложную сеть связей между различными мыслями и идеями, которые формируются и трансформируются с течением времени.

Интересно отметить, что даже одна и та же мысль, которую вы только что «внедрили» в свое сознание, может существенно измениться за короткий промежуток времени. Например, если вы обдумали какую-то идею, а затем дали мозгу отдохнуть и проснулись на следующий день, эта мысль уже будет другой. Она глубже укоренится в вашем сознании, станет более «вашей», более основанной на вашем личном опыте. Этот процесс «проживания» каждой мысли является критически важным для формирования истинного понимания и мудрости.

Именно этого элемента «проживания» и не хватает в современных подходах к обучению искусственного интеллекта, таких как «fine-tuning» (тонкая настройка). Мы пытаемся задать ИИ определенные правила и принципы, но без возможности «прожить» эти правила, без опыта их применения в различных контекстах, ИИ не может достичь глубокого понимания и мудрости.

Этот феномен хорошо иллюстрирует известная поговорка о том, что учиться нужно на чужих ошибках и чужом опыте. Однако на практике мало кто способен действительно учиться на чужом опыте. Почему? Потому что человек не может по-настоящему прочувствовать и пережить чужой опыт. Даже если человек интеллектуально понимает, что происходит с другими, он все равно склонен совершать те же ошибки.

Возьмем, к примеру, проблему наркотиков. Можно рассказывать человеку, что наркотики – это плохо, и он может интеллектуально согласиться с этим. Он может даже бояться наркотиков и избегать их употребления. Но он не будет по-настоящему осознавать, насколько они опасны, пока сам не окажется в этой ситуации. Только попав в этот негативный круг, человек может по-настоящему осознать, что это такое, особенно когда он не понимает, как из этого выбраться.

Сравните человека, которому просто сказали, что употреблять наркотики нельзя, и бывшего наркомана, который прошел через ад зависимости и был вылечен. Оба могут говорить одни и те же слова о вреде наркотиков, но то, что стоит за этими словами, будет кардинально отличаться. Именно поэтому личный опыт является настолько важным фактором в формировании истинного понимания и мудрости.

Применяя эту идею к искусственному интеллекту, можно предположить, что для того, чтобы система по-настоящему обучалась, ей нужно проходить весь этот опыт самостоятельно. Недостаточно просто сказать ИИ «это действие хорошее, а это плохое». Система может начать действовать в соответствии с этими правилами, но для нее это не будет иметь глубокого смысла. Достаточно небольшого изменения в программе, и все эти правила могут быть стерты.

В отличие от этого, когда человек проходит через какой-то опыт, даже если он «теряется» в какой-то момент, основные принципы все равно остаются в нем, потому что они связаны с множеством событий и переживаний. Частицы этих принципов он может обнаружить в различных мыслях и ситуациях. Мысль как бы «рассеивается», начинает «жить» везде. Она децентрализована по различным участкам памяти и мыслительных процессов.

Можно предположить, что алгоритмы искусственного интеллекта могли бы работать аналогичным образом. Если просто дать алгоритму набор правил, это приведет к одному результату. Но если дать алгоритму возможность самостоятельно исследовать, корректировать свои действия, моделировать различные ситуации и проходить через них, это может привести к совершенно другому уровню понимания.

На данный момент сложно говорить о «понимании» в контексте искусственного интеллекта, так как современные системы ИИ не обладают сознанием в том смысле, в каком им обладают люди. Тем не менее, нам нужно готовиться к возможности создания более продвинутых форм ИИ, способных к более глубокому «пониманию» мира.

Интересно отметить, что если мы создадим несколько алгоритмов и позволим им развиваться самостоятельно, они, вероятно, пойдут разными путями, будут давать разные ответы и исследовать разные «территории». Однако, если направлять их к одинаковым принципам, в конечном итоге они могут прийти к единой точке – к своего рода «мудрости», если мы будем учить их мудрости.

Как и у людей, пути к этой мудрости могут быть разными. Некоторые алгоритмы могут прийти к ней быстрее, другие – медленнее. Одни могут идти прямым путем, другие – окольными. Для одних может потребоваться моделирование «невероятных трагедий», для других – более спокойный и размеренный путь развития.

Если мы сможем создать такой путь развития для ИИ, позволим алгоритму самостоятельно осознавать и интерпретировать информацию, научим его видеть эти принципы в различных контекстах и создадим эту децентрализацию мыслей, то, вероятно, мы сможем создать ИИ, обладающий истинной мудростью.

Представьте ситуацию, когда вы объясняете ребенку какие-то правила и нормы поведения. Ребенок может искренне сказать: «Да, я понял». Теперь представьте, что вы говорите то же самое взрослому, мудрому человеку. Насколько будут отличаться их «понимания»?

Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда мы что-то объясняли человеку, он говорил «Да, я понимаю», но мы в тот же момент осознавали, что на самом деле он ничего не понял. Что он не осознал того, что мы пытались до него донести.

Эта разница в понимании часто связана с уровнем жизненного опыта. Например, если спросить пожилого человека, о чем он жалеет в жизни, он, вероятно, скажет, что жалеет о том, что не проводил достаточно времени с семьей, не уделял внимания своим желаниям, не делал чего-то важного, что нужно было сделать. Во взрослом состоянии человек понимает, насколько важно не упускать ни одного момента в жизни. Но если он попытается объяснить это ребенку, тот, скорее всего, не поймет. И не поймет не потому, что не понимает слова – он может согласиться с этим на словах, но не поймет по-настоящему.

Аналогично, когда взрослый человек говорит, что детство – это счастье, что это время, когда можно играть, отдыхать, заниматься своими хобби и быть не так сильно скованным обязательствами, ребенок этого не понимает. Он не может осознать, насколько большое счастье – школа и институт. И взрослый не может ему это объяснить, потому что у них разный жизненный опыт.

Взрослый может объяснить это «на пальцах», и ребенок, в принципе, поймет слова, но он все равно будет склоняться к своей точке зрения. С точки зрения взрослого, это нормально. Вероятно, ребенок и не должен этого осознавать на данном этапе – всему свое время. Но это ярко демонстрирует, насколько сильно отличается глубокое понимание от простого знания слов. Чтобы по-настоящему понять что-то, нужно пройти через определенный опыт, должно пройти время, и мысль должна укорениться в сознании.

Эта идея имеет важные импликации для управления людьми и организациями. Если вы дадите человеку чужие правила, он не будет им следовать, или будет, но лишь до определенного момента. Когда мы рассматриваем управление компанией или межличностные отношения, важно, чтобы люди сами соглашались с правилами. Нельзя просто сказать «будет вот так» и ожидать, что человек будет это соблюдать надолго.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 10 форматов)