banner banner banner
Как простить, когда ты не можешь: революционный гайд по освобождению сердца и разума от обид. Освободи свой первобытный мозг: источник наших мыслей и поступков
Как простить, когда ты не можешь: революционный гайд по освобождению сердца и разума от обид. Освободи свой первобытный мозг: источник наших мыслей и поступков
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как простить, когда ты не можешь: революционный гайд по освобождению сердца и разума от обид. Освободи свой первобытный мозг: источник наших мыслей и поступков


Когда вы размышляете об обидчике, спокоен ли ваш разум или вы не можете о нем думать?

Известный писатель и теолог доктор Льюис Смидс говорит в своей книге «Простить и забыть: исцеление ран, которых мы не заслуживаем»:

«Вы поймете, что начали прощать, когда вспомните того, кто обидел вас, и сможете пожелать ему всего хорошего».

Знаменитый исследователь прощения доктор Роберт Энрайт и Исследовательская группа человеческого развития (1996) определяют прощение как «отсутствие негативных чувств, суждений и поступков по отношению к обидчику, наличие позитивных чувств, суждений и поступков по отношению к нему». Это понятный результат: позитивные чувства, мысли и действия по отношению к обидчику и к самому себе – при отсутствии негативных.

На заметку

Я знаю случаи, когда люди прощали, просто отказавшись от негативного отношения к человеку, но не переходя к позитивной части; особенно это характерно для жертв насилия и пыток. Но мы знаем наверняка, что прощение является полным только при наличии позитивного аспекта…

Та же самая исследовательская группа прощения подчеркивает: прощение самого себя подразумевает не только осознание своих проступков, но и освобождение от негативных мыслей, чувств и действий, направленных на себя, а также «замену их на сострадание, великодушие и любовь». Результатом самопрощения должны стать позитивные чувства, действия и мысли, иначе оно является неполным.

Вопросы

1. О ком вы не можете думать спокойно? Возьмите на заметку, кто эти люди.

2. Что каждый из них вам должен?

3. Есть ли у вас долг перед ними?

4. Что вам требуется, чтобы простить их? А себя?

• Подумайте, сможете ли вы простить этот долг обидчику, чтобы думать о нем спокойно, не отравляя себя негативом.

• Подумайте, сможете ли простить этот долг себе ради обретения сострадания, великодушия и любви.

Правосудие и наказание

Вопрос правосудия часто возникает при разговоре о прощении. Люди говорят, что прощать кого-то неправильно, потому что тогда обидчик избежит наказания за содеянное. Этот человек нарушил ваши личные, семейные или культурные правила поведения. Где справедливость: вам нанесли ущерб – и вы еще должны прощать? Все это верно. Однако у вас не было бы необходимости прощать, если бы не ожидание, что обидчик понесет наказание или каким-либо образом выразит сожаление. Желание возмездия влияет на ваше эмоционального состояние – в этом и состоит проблема.

Это кажется несправедливым: позволить человеку уйти от наказания за проступок, на который, как вы знаете, он не имел права. Возможно, вам захочется преподать обидчику урок. Такой образ мышления, однако, заставит и дальше испытывать боль. Я еще не встречал людей, которые одновременно жили бы счастливо и кого-то наказывали. Возможно, кто-то говорит, что месть делает его счастливым, но если присмотреться, то радости в жизни этого человека вы не найдете. Желание наказать и атаковать идет от примитивной части мозга, которая не знает, что такое радость и любовь.

Наказание может продолжаться, даже когда обидчик исчезает из вашей жизни. Я знаком с людьми, которые продолжали обижаться на родителей, уже много лет как сошедших в могилу. В уме они все еще осуждали их, хотя подобными нападками ранили только самих себя.

«Прежде чем ступить на путь мести, вырой две могилы».

    Конфуций

Вопрос верного и неверного кажется нам жизненно важным. Но ощущение праведного гнева лишь усложняет личную и семейную жизнь.

Нам нужна справедливость, когда оскорбляются наши ценности, нарушаются правила поведения или этические принципы личности, группы или страны. Идеалы, законы и нормы составляют ядро культуры и скрепляют общество. Также они являются своего рода клеем для семейных уз и межличностных отношений.

Когда человек оскорбляет наши ценности, нарушает правила поведения, будь то в отношениях между двумя людьми или в рамках целого общества, этот человек так или иначе становится изгоем. Если он прикладывает достаточно усилий, чтобы загладить вину, следует акт прощения и примирения, позволяющий нарушителю снова стать частью общественных или индивидуальных отношений.

В правовой системе нарушитель может вернуться в общество после тюремного заключения или общественных работ. В межличностных отношениях, возможно, потребуется извинение или плата за ущерб. Проще простить того, кто пытался загладить последствия своего поступка.

Прощать становится труднее, когда человек или группа отвергает ваши ценности или правила поведения. Как вам их простить? Как добиться справедливости? Как освободиться от боли, гнева и обиды, когда нет ни извинений, ни возмещения убытков, когда обидчик смотрит на ситуацию по-своему и считает свой поступок оправданным? В таком случае у вас есть множество действенных способов обрести облегчение.

Последствия вражды

Женщины, чаще испытывающие гнев или враждебность, больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний. Более ранние исследования показали, что в красной зоне риска сердечных заболеваний находятся не все люди типа А[1 - Поведение типа А – ряд личностных особенностей, наличие которых повышает вероятность возникновения у индивида заболеваний сердечно-сосудистой системы. Впервые описано американскими кардиологами Мейером Фридманом и Реем Розенманом в 1959 году. Данный тип поведения связан с такими личностными особенностями, как напряженная борьба за достижение успеха, соперничество, легко провоцируемая раздражительность, сверхобязательность в профессии, повышенная ответственность, агрессивность, а также чувство постоянной нехватки времени (Wikipedia). – Здесь и далее примеч. ред.], а те его представители, которые получили больше всего очков за часть опросника, оценивающую враждебность. Дин Орниш, дипломированный врач, автор книги «Любовь и духовность», цитирует сорок четыре исследования, связывающих враждебность и ишемическую болезнь сердца.

Исследование Университета Дьюка показало, что студенты, набравшие много очков в тесте на враждебность, рисковали умереть раньше, чем их ровесники, включая курящих, имеющих высокое артериальное давление или даже высокий уровень холестерина.

Если вы часто испытываете гнев или враждебность, подумайте вот о чем: возможно, на каком-то этапе своего жизненного пути ради собственного здоровья и счастья вы захотите отказаться от роли судьи и карателя.

Важные детали для эффективного прощения

Всегда обращайте внимание на небольшие перемены в чувствах и поведении.

Мое самое большое открытие в работе прощения – то, как быстро оно может произойти. Во время этой работы вы начнете обращать внимание на небольшие изменения в мыслях и переживаниях. Позитивная энергия, выработанная этими небольшими изменениями, открывает путь к трансформации. Если вы чувствуете облегчение, прорабатывая ту или иную обиду, то этого может быть достаточно на данном этапе. Устройте перерыв или переходите к следующей стадии.

Это изменение чувств и отношения я называю переменами ощущений. Возможно, вы почувствуете тепло в груди, открытие сердца, расслабление мышц вокруг горла и ребер, у вас появятся новые мысли и идеи. Это похоже на «ощутимое чувство», описанное доктором Евгением Гендлином в книге «Сосредоточение». Словно незначительное движение сердца, повторяющееся в созвучии.

Главный секрет этого озарения, часто сопровождающегося улыбкой, – чувство облегчения. Возможно, оно придет к вам вместе с сочувствием и пониманием по отношению к обидчику. Если внимательно присмотреться, вы заметите ту или иную перемену в отношении к этому человеку. Часто этого небольшого движения достаточно, чтобы для вас изменился весь день – или даже целая жизнь.

Каждая перемена в ощущениях высвобождает энергию, прежде запертую в эмоциональном расстройстве. Когда вы смотрите на разные сферы жизни, начинаете лучше понимать их и запускаете процесс прощения, к вам возвращается жизненная энергия. Дело начинает идти быстрее и легче благодаря этой дополнительной силе, которая наполняет жизнь яркостью и усиливает способность прощать, жить, любить и исцеляться.

«Прощение не меняет прошлое, но расширяет будущее».

    Пол Боэс, 1668–1738, датский врач

Первый ключевой аспект

На страницах данной книги я описываю главные действия, которые помогут вам простить. Вот первое из них: придерживаться наивысшей мечты и личной цели, осуществление которых, как вы чувствуете, вам принесет прощение.

Без этого стимула разобраться со своими огорчениями может быть слишком трудно, и вы, вероятно, сдадитесь. Однако вы справитесь, если у вас будет образ высокого идеала и ценного результата.

В моем собственном опыте прощения мне часто приходилось пользоваться силой мечты. Для меня высочайшей целью исцеления было испытать безусловную любовь Бога. Я часто спрашивал себя: «Готов ли я отказаться от этого расстройства ради опыта безусловной любви?» Каждый раз это срабатывало. Каждый раз я ощущал облечение в сердце и радость, которая заполняла все мое существо.

Определите свою цель и мечту с помощью вопросов:

1. Что я хочу получить благодаря прощению? Испытать исцеление? Больше любви? Спокойствие и мир? Божественную Любовь? Более глубокую связь с Богом?

2. Что вдохновит меня освободиться от обиды?

3. Кто, кроме меня, выиграет от моего прощения?

Вопросы для дневника

Чтобы помочь вам в этот момент, я включил упражнение, которое на протяжении веков успешно выполняли христиане:

«Прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим».

Вам не нужно читать эту книгу дальше, если вы способны поступить по совету этой молитвы прямо сейчас. Однако очень немногим это удается. Поэтому давайте рассмотрим идею подробнее.

1. Что этот человек должен сделать? Извиниться? В муках проползти перед вами на коленях? Три дня провисеть вниз головой на пальцах ног, мучаясь от боли? Вы хотите своими руками забить его до смерти? Казнить на электрическом стуле?