banner banner banner
Полный справочник по церемониальной магии: Подробное руководство. Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику
Полный справочник по церемониальной магии: Подробное руководство. Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику
Оценить:
 Рейтинг: 0

Полный справочник по церемониальной магии: Подробное руководство. Каббала для виккан: церемониальная магия в помощь язычнику


Теоретическая каббала часто принимает форму историй или наставлений, вероятно для того, чтобы донести информацию до посвященных, но скрыть истинное значение от посторонних. Читателю, незнакомому с основными символами и определениями, текст «Бахир» или «Зоар» может показаться обескураживающим.

Важно помнить, что нет единой, неизменяемой каббалистической теории: каждый период, каждая школа, каждый отдельный каббалист обладает уникальным пониманием традиции. В данном кратком введении упомянуты лишь некоторые популярные концепции, отдельное внимание уделено учениям о каббале, предложенным школой Золотой Зари.

Древо жизни

Схематическое изображение Древа жизни является самым известным каббалистическим символом (рис. 1). Это визуальное представление краткого изложения текста «Сефер Йецира». На нем сефироты изображены в виде десяти кругов, а буквы – в виде соединяющих круги линий.

Рис. 1. Древо жизни в представлении Ордена Золотой Зари

На протяжении нескольких веков каббалисты по-разному изображали Древо жизни. Вариант, принятый Орденом Золотой Зари, – это лишь одна версия из многих.[105 - Орден Золотой Зари позаимствовал свое Древо жизни у полимата и иезуита Афанасия Кирхера (1602–1680). На схеме Древа жизни Кирхер расположил буквы на двадцати двух соединительных линиях в алфавитном порядке по направлению сверху вниз. Герметические каббалисты отдают предпочтение Древу жизни в исполнении Кирхера. Иудейские каббалисты, как правило, предпочитают вариант Ицхака Лурии. Последователи теоретической каббалы предпочитают Древо жизни, на котором изображены только сефиры, без указания букв.] Однако из-за влиятельности Золотой Зари этот образ Дерева жизни стал наиболее распространенным в церемониальной магии.

Сефирот

В «Сефер Йецира» вводится понятие десяти сефирот. Они описывались как инструменты, с помощью которых Бог создал мир. Десять сефирот представляют собой все сущее, точно так же как десять цифр представляют все числа.

В «Сефер ха-Бахир» сефироты описываются как части Бога, десять аспектов единого божественного сознания. В «Бахире» о сефиротах говорится как об индивидуальностях с собственными характерами, и названы их имена.

Сефироты – это сосуды божественной силы. В каждом содержится определенный вид силы, а также божественное имя, архангел, хор ангелов и разум. Эти существа различаются по силе, функциям и миссиям. Благодаря их собственным именам каббалисты могут работать с конкретными аспектами божественного. Каббалистам известно, что знание имени дает бо?льшую силу. Познать божественные или ангельские имена – значит получить определенный контроль над сефиротами.

Соответствия сефирот взяты в основном из иудейской каббалы. Герметические каббалисты добавили соответствия с Таро и нееврейскими богами.[106 - Больше соответствий см Книге одиннадцатой: «Магические таблицы». Еще больше соответствий можно найти в книге Алистера Кроули 777 и 777 and Other Qabalistic Writings.] Орден Золотой Зари активно использовал каббалистические соответствия Таро с сефиротами и путями, о чем расскажем чуть позже. Особый акцент на Таро, приписываемый Древу жизни, стал отправной точкой для некоторых современных магов, состоящих в Ордене Золотой Зари. Подробный рассказ о Таро не входит в цели данной главы.

Кетер (

), «венец» – первая сефира на Древе жизни. Это первая эманация, первое проявление воли Бога. Здесь нет мыслей и нет различения. Кетер – это сфера «первого движения»[107 - Идея «первого движения», или primum mobile, исходит из древней философии. Бог – это «первый двигатель», или «первопричина», тот кто придал движение космической системе. Каббалисты называют этого «неподвижного движителя» Аин-соф. Некоторые полагают, что Кетер – это то, что взорвалось Большим взрывом и затем соединилось во вселенную.]. Божественное имя Ихэйэ (

), «аз есмь». Архангел – Метатрон (

), Князь ликов, «который приводит других пред лице Бога».[108 - Regardie. The Golden Dawn, 96.]

Хокма (

), «мудрость» – вторая сефира. Это сфера звезд (часто представленных двенадцатью созвездиями зодиака). Мужественная, энергичная и активная, Хокма – это Отец, навечно объединенный с Матерью, Бина. Это Мир, или логос, письменный закон. Хокма – это йуд (

) в Тетраграмматоне. Божественное имя Ях (

), «Бог». Архангел – Разиэль (

), «Князь… знаний о тайном и сокрытом».[109 - Regardie. Golden Dawn, 96. Похоже, что в документации Ордена Золотой Зари путают имена Разиэль ? и Рациэль ?; см.: Regardie. The Golden Dawn, 64 и 96. Raz ? ratz означает «посланник». Рациэль – это почтенный ангел Разиэль – архангел Хокма.]

Бина (

), «понимание» – третья сефира. Это сфера Сатурна, темные воды творения. Это текущие воды божественного. Бина обладает женским потенциалом, она равноправна с Хокма. Это верховная Мать, Королева, «великая женская форма Бога, Элохима, по образу которого созданы и мужчина, и женщина».[110 - Mathers. The Kabbalah Unveiled, 25.] Бина – это каббала, устный закон. Бина – это хэй (

) в Тетраграмматоне. Божественное имя Тетраграмматон Элохим (

), «Господь Бог». Архангел – Цафкиэль (

), «Князь духовной борьбы со злом».[111 - Regardie. The Golden Dawn, 97.]

Эти три сефироты составляют верховную триаду. Под ней находится бездна и «ложная сефира» Даат (

), «познание». Даат – это не сефира, поэтому таковой не отображается на Древе. (Если бы Даат появилась на Древе жизни, то заняла бы пустое пространство в центре первых шести сефирот.) Это барьер, который следует преодолеть искателям, чтобы достичь верховной триады.

Хесед (

), «милосердие» или «доброта» – четвертая сефира. Другое название – Гедула (

), «величие». У слова Хесед множество значений, среди них «любовь» и «милость» (как у греческого слова «агапе»). Хесед – это сфера Юпитера. Обладает мужским потенциалом, олицетворяет мир и доброжелательность. Моисей на горе Синай, умоляющий Бога проявить милосердие по отношению к своему народу, это проявление Хесед. Это милосердие, которое обретает царь, после того как он обрел мудрость и понимание. Божественное имя Эль (

), «Бог». Архангел – Цадкиэль (

), «Князь милосердия и благодеяния».[112 - Там же.]

Гебура (

), «сила» – пятая сефира. Другое название – Дин (

), «правосудие». Гебура – сфера Марса. Обладает женским потенциалом, олицетворяет войну и насилие. Это неистовые, обрушивающиеся воды цунами, вода в наиболее разрушительной форме. Это пылающий меч Бога, который вершит правосудие. Орден Золотой Зари предостерегает от опасностей, способных возникнуть в результате дисбаланса между Гебурой и Хесед: «Помните, что несбалансированная сила – зло, что несбалансированная суровость – это жестокость и угнетение, а еще помните, что несбалансированный Марс – это слабость, которая допускает и поощряет зло».[113 - «Об общих наставлениях и очищении души». См.: Regardie. The Golden Dawn, 75.] Когда Гебура выходит из равновесия с Хесед, ее гнев может обратиться во зло. В таком случае Гебура становится вратами в демонический мир Другой стороны. Божественное имя – Элохим Гибур (

), «Всемогущий бог». Архангел – Камаэль (

), «Князь силы и мужества».[114 - Там же, 97.]

Тиферет (

), «красота» – шестая сефира. Это сфера Солнца. Обладает мужским потенциалом, олицетворяет баланс, духовность, сочувствие и гармонию. У расположенной в центре Древа Тиферет прямая связь со всеми сефирами, кроме Малкут. Это проявленный, отраженный свет Бога. Тиферет – это Благословенный святой, сын сефирот Хокма и Бина. Он жених невесты – Шехины (Малкут). Тиферет – это вав (

) в Тетраграмматоне. Божественное имя – Тетраграмматон Элоах ва-Даат (

), «Господь Бог и Знание».[115 - Там же, 64.] Его состоящее из двенадцати букв имя уникально для школы Золотой Зари. В иудейской каббале божественное имя Тиферет – это Тетраграмматон. Архангел – Рафаэль (

), «Князь сияния, красоты и света».[116 - Там же, 97.]

Нецах (

), «победа» – седьмая сефира. Это сфера Венеры. Обладает мужским потенциалом, олицетворяет вечную любовь и гармонию. Нецах – это способность проявлять настойчивость и завоевывать пылкостью и эмоциями. У Нецах такие же качества, как у Бина (интуиция и проницательность) и Хесед (милосердие и любовь), но на более низком уровне. Божественное имя – Тетраграмматон Саваоф (

), «Повелитель армий и сражений». Архангел – Аниэль (

), «Князь любви и гармонии».[117 - Там же, 97.]

Ход (

), «великолепие» – восьмая сефира. Это сфера Меркурия. Обладает женским потенциалом, олицетворяет интеллект. Ход обладает качествами сефиры Хокма (мудрость), но на более низком уровне. В Ход они проявляются как изучение и ритуалы. Ход – это мир мага. Божественное имя – Элохим Саваоф (

), «Бог небесных воинств». Архангел – Михаэль (

), «Князь великолепия и мудрости».[118 - «Об общих наставлениях и очищении души». См.: Regardie. The Golden Dawn, 98.]