banner banner banner
Информация про информацию
Информация про информацию
Оценить:
 Рейтинг: 0

Информация про информацию


Примеры неумышленного неправильного обобщения в большом количестве содержатся в известной книге Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» [14]. Книга начинается с примера, когда обобщение, что все лебеди белые, делается без учета информации, что существуют черные лебеди.

Следующий тип некачественной информации – псевдоинформация или неясная информация. Псевдоинформация – информация, которая включает в себя несколько образов, отражающих один оригинал и/или один образ для нескольких оригиналов.

Поясню на примерах:

несколько информаций отражают один оригинал в действительности, например, в письме одного из банков в Национальный банк Республики Беларусь содержалась просьба о выделении кредитных ресурсов, только в одном месте письма стояла сумма 12,5 млрд. рублей, а в другом – 12,5 млн. рублей;

несколько оригиналов в действительности отражаются в одной информации, например, в инструкции к пользованию сотовым телефоном (древним, кнопочным) сообщалось, что для выполнения определенной функции необходимо нажать среднюю кнопку в комбинации с другой кнопкой. Однако, в данном телефоне имелось два вида кнопок – функциональные и для набора номера (текста);

комбинация первых двух случаев, например, когда существует несколько причин и несколько следствий и каждое из следствий может быть вызвано каждой из рассматриваемых причин. Например, общие симптомами разных болезней (температура, головная боль, тошнота).

Перейдем к следующему интересному типу некачественной информации – неверная параинформация. Она включает в себя следующие виды параинформации.

Неточная параинформация – параинформация, которая отличается от параинформации существующей в реальности. Приведу пример неточно предполагаемой информации из моей практики, который носит несколько курьезный характер. Заместителю руководителя одного из государственных органов управления был отправлен документ, который вернулся от него с резолюцией: – «Что это такое?». На основе данной информации сотрудниками данного органа было сделано предположение, что руководителю не совсем понятен смысл документа. Поэтому в течение дня сотрудники подготовили подробную разъяснительную информацию. Предположение (параинформация) оказалось неточным. Точная параинформация была: – «Почему на такой плохой бумаге напечатан представленный документ?».

Необоснованная параинформация – параинформация, которая не существует в реальности. Примерами необоснованной параинформации является придание скрытого смысла высказываниям, в которые говорящий вкладывает только дословное значение, улавливание намеков там, где их на самом деле нет, приписывание кому-то намерений и замыслов, которых он не имеет. [1, 176]

Параинформация тесно связана с таким жанром как анекдот, вызывающим смех потому, что формируемые вначале параинформации совсем не те, которые раскрываются в конце анекдота. Поэтому в качестве примера необоснованной параинформации приведу анекдот: – “Когда муж ушел на рыбалку и не взял удочку, жена подумала (необоснованная параинформация), что у него есть вторая удочка”.

Неудачная параинформация – параинформация, которая не создана, хотя существует в реальности. Например, неулавливание намека, неугадывание чужих намерений. И опять же анекдот: – “Мужчина приходит в обувной магазин с коробкой под мышкой и обращается к продавщице: – Я купил у вас позавчера ботинки, два раза только их одел, и из левого вылез палец! Продавщица, позевывая: – А что бы вы хотели, чтобы из него вылезло?”.

Говоря о параинформации, необходимо отметить также, что потенциально она несет в себе бо’льшую возможность появления некачественной информации, чем прямая информация в силу своей природы. Поэтому, очевидно, что лучшим способом проверки предполагаемой информации является получение прямой информации. Однако не всегда человек, осознавая (или может быть, недостаточно осознавая), что он имеет дело с параинформацией и, имея возможность получить прямую информацию, реализует эту возможность. Другими словами, иногда он готов долго предполагать, а не выяснить (спросить). Кстати, так и произошло в вышеприведенном примере с неточной параинформацией. Был потрачен целый день, чтобы подготовить разъяснительную записку, которая оказалась ненужной.

Анализ структуры информации и в частности бесполезной и некачественной информации позволяет описать характеристики полезной и качественной информации/UsefulandQualityInformation (ПКИ/UQI) – это невымышленная, точная, ясная, полнаяинформация, в которой отсутствует избыточная информация, обобщенная информация является правильной, а параинформация – верной. Таким образом, ПКИ имеет 7 характеристик (параметров).

Для полноты описания структуры информации необходимо выделить еще два вида информации: – позиционирующая информация и методологическая информация.

Существует ряд информаций, связанных с отдельно взятой информацией, которые позиционируют данную информацию, то есть задают координаты для нахождения этой информации в океане информаций. Это информации, являющиеся ответами на следующие вопросы:

1.      Где находится информация?

2.      Когда создана информация?

3.      Каков источник (первоисточник) информации?

4.      Какова форма представления информации?

5.      Кому передана информация?

Назовем описанный ряд информаций позиционирующие информации.

Отдельно необходимо выделить информации, описывающие способ получения какой-либо информации. Это информации, являющиеся ответом на вопрос: «Как была получена (создана) информация?» Назовем эти информации методологическиеинформации.

Таким образом, информация имеет непростую структуру, и, чтобы охватить её целиком, представим структуру информации в виде схемы.

Рисунок 1 – Структура информации на основе качественной теории информации

Источник – Авторская разработка

Как работать с информацией, чтобы иметь дело с качественной информацией?

Знание структуры информации и характеристик полезной и качественной информации создает возможность выработать методы работы с информацией, позволяющие обнаружить и избавиться от некачественной информации, чтобы, в конечном счете, иметь дело с максимально качественной информацией.

В процессе своей жизнедеятельности мы черпаем информацию из разнообразных источников: – интернета, из документов, из баз данных, из книг, из газет и журналов, телевидения, от коллег, друзей, знакомых и т.д., и т.п. Среди этой информации есть некачественная во всех её видах и при этом немало. Как её выявить, чтобы впоследствии избавиться от неё?

Самый простой способ обнаружения НИ – обнаружить её признаки. Первым и довольно простым признаком наличия среди множества информаций некачественных является наличие логических противоречий (несоответствий) среди данного множества, а также между информациями из данного множества и другими информациями (в т.ч. собственными представлениями). Возьмем ранее приводившийся пример – в одном месте письма указывалась потребность в кредите 12,5 млн. рублей, в другом – 12,5 млрд. рублей, но кредит запрашивался один.

Однако, это признак наличия некачественной информации среди располагаемых или поставляемых информаций. Для таких же видов как неполная информация и неудачная параинформация, т.е., когда часть информации отсутствует, признаком существования некачественной информации будет существование вопросов, на которые нет ответов в используемой информации, но для полноты информации они должны там быть.

Но, по настоящему плохой новостью является то, что отсутствие вышеописанных признаков не означает, что вы располагаете качественной информацией. Например, ваш подчиненный сотрудник опоздал на работу и на вопрос: “Почему?”, ответил: “Машина попала в ДТП, пришлось разбираться”. При этом на самом деле он, допустим, проспал. Здесь нет признаков некачественной информации, предстающей в данном случае в виде неточной информации (дезинформация). Поэтому, для минимизации использования некачественной информации необходимо знать:

Причины возникновения некачественной информации.

Возможности возникновения некачественной информации (при каких обстоятельствах, в каких ситуациях она возникает).

Признаки присутствия некачественной информации – с этим мы уже разобрались.

Методы выявления некачественной информации.

Начнем с причин. Некачественная информация возникает как вследствие умышленных, так и неумышленных причин.

Умышленные причины появляются, когда цели поставщика информации отличаются от целей получателя информации. Типичный пример рассматривался у Д. Стиглица при описании отношений, возникающих между нанимателем и работником при приеме на работу, когда работник стремится завысить свои способности [10].

Приведу несколько типов умышленных причин, причем список не закрыт. Это причины, имеющие своей целью для поставщика информации:

избежать наказания или порицания, или других неприятных моментов;

нанести ущерб врагам и недругам;

не причинять вреда или страданий кому-либо;

представить себя в лучшем свете;

получение материальной (карьерной) или моральной выгоды.

Неумышленные причины объединены в группу по критерию не связанности с целеполаганием поставщика или источника информации. Термин «поставщик информации» редко используется в практике. Обычно используется термин «источник информации». На мой взгляд, полезно разграничить эти понятия. Поставщик информации – это тот человек, который непосредственно передает информацию получателю. Источник информации – первый человек в цепи информирования. Часто смешение данных понятий ведет к использованию в процессе принятия решений некачественной информации, поскольку поставщик информации передает от источника (несознательно или сознательно) некачественную информацию или искажает качественную. Вместе с тем, термин “поставщик” не очень благозвучен и связан более с материальным миром, чем с миром информации. Поэтому его можно заменить на термин “источник”, а “источник” на “первоисточник”.


Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги
(всего 30 форматов)