Светлана Лада-Русь
Иметь или не иметь
Человек – очень сложное создание. Его потребности в самореализации бесконечны. Ему нужно и то, и это, он хочет проявить себя и здесь, и там… Но два основные столпа благополучия в самоощущении каждого из нас – гармония в личной жизни и успех в общественном признании. У каждого это происходит по-разному. Но основные принципы успеха в том деле, которое ты делаешь для общества, – общие для всех времен и народов. «Бизнес» в переводе с английского означает «дело». Давайте научимся делать его так, чтобы оно было и в самом деле нужно обществу, только тогда оно принесет нам успех в нем.
@ Издательский дом Светланы Пеуновой, 2007
Предисловие
Школа бизнеса
Бизнесмены – особая прослойка нашего общества. Это очень активные, деятельные люди. Их основной капитал – внутри них самих. Если он есть и если знаешь, как им воспользоваться, можно добиться успеха даже с нуля. Поэтому мы проводим школу энергоинформационной культуры ведения бизнеса не только для бизнесменов различного уровня, но и для тех, кто только хочет открыть свой бизнес, и просто для людей, которые работают на окладе, на зарплате, но хотят научиться правильному обращению с деньгами, улучшить свое материальное состояние. Это возможно, потому что в процессе обучения они меняют свое отношение к материальной сфере жизни, учатся разрешать себе быть богатыми, благополучными и уже знают (а не предполагают), как это сделать.
Именно поэтому я посвящаю эту книгу бизнесменам, бизнес-леди и всем, кто хочет стать успешнее. Бывает, что учиться начинают тогда, когда осознают, что чего-то не понимают. Если приходит человек и говорит: «Я разорился. В чем дело?», – мы начинаем общение с психологической консультации, с самого начала четко давая понять, что корень проблемы надо искать только в себе. Обычно деловым людям свойственна зацикленность на своем бизнесе. Они ничего другого вокруг не видят, придают суперзначимость своей работе, нервничают из-за нее и разрушают себя и дело.
Чем отличается наш подход к решению материальной проблемы от тех предложений, которые вы видите в большом количестве на афишах, и которыми переполнены различные издания, телевидение? Они все сводятся к предложению научить тому, как притянуть деньги, как стать успешным, благополучным, богатым. Действительно, это нужно каждому, поэтому на такие лозунги легко ловятся очень любопытные, доверчивые люди. Но, поверьте, решить эту проблему нелегко, потому что она внутри нас самих. Нельзя притягивать деньги, но можно создать условия, благодаря которым они придут сами.
Оказывается, все запреты на материальное благополучие ставим мы себе сами. В том числе и потому, что рождены в народе, который долго жил в аскетических материальных условиях: наши родители считали копейки, экономили, откладывали себе на сберкнижку рубли и этим гордились. Наши предки из более далеких поколений пережили войну, пережили революцию, пережили очень много тяжелых дней в истории страны. Но не стоит думать, что проблема материального благополучия стоит очень остро только в России. Я часто бываю за рубежом, и, поверьте, в цивилизованных странах, где жизнь нам кажется обеспеченнее, материальные проблемы напряженнее, чем у нас. Как заработать эти дорогие доллары и евро, думает каждый европейский, американский, японский житель с раннего детства.
Как можно решить материальную проблему не только в течение жизни, а, может быть, даже в течение года и полугода, мы учим в нашей школе бизнеса. И у нас это получается. Люди, которые пришли безработными, открывают свой бизнес, становятся очень успешными. Таких примеров много. Люди, которые уже занимались бизнесом, потерпели крах и не могут разобраться, почему это произошло, – приходят к нам, восстанавливаются. Люди приходят и потому, что просто хотят научиться иному взгляду на мир, на жизнь. Приходят те, кто уже успешно ведет бизнес, но нуждается в помощи, консультации, и мы помогаем им не в экономике, не в менеджменте и маркетинге, не в бухгалтерии, а в овладении психологической и энергоинформационной культурой ведения бизнеса. Оказывается, мало хорошо знать законы рыночной экономики. Надо хорошо знать еще и законы энергоинформатики, которые, на самом деле, и лежат в основе материальной успешности – так же, как и состояния здоровья.
Деньги – это материально выраженная энергия, которую мы получаем из Пространства. Человек – часть материального мира и, по закону гармонии, должен естественно и равноправно обмениваться энергией с целым миром. Например, денег должно хватать не только на самое необходимое, но и на творчество, развитие, отдых… Если нам нужен воздух, мы вдыхаем, не задумываясь о том, что нам может не хватить воздуха (если, конечно, у вас нет астмы). Точно так же и деньги должны естественно поступать к нам по мере появления потребности в них и ровно в том количестве, которое требуется.
Почему же мы задыхаемся? Почему нам вдруг начинает не хватать этой материальной энергии? Часто мы не имеем возможности удовлетворить даже свои самые насущные материальные потребности: в одежде, в образовании, в питании, в лечении. Это проблема общества, это проблема всей планеты, и мы имеем право на свой взгляд на нее, поскольку она не только не решена, но обостряется буквально с каждым днем. Известно, что расслоение населения России сейчас больше, чем было до Великой Октябрьской революции, а именно: 12–13 % составляют богатые и супербогатые, а все остальное – бедные, которым далеко до обеспеченного среднего класса. А вот среднего класса в нашем обществе и нет. Только полюса, а устойчивой середины, которая все уравновешивает, – нет. Кризис общественной структуры налицо.
Процесс расслоения в западных странах идет аналогично России: скоро подавляющее большинство будут составлять далеко не обеспеченные люди, а проще говоря – беднота. Богатых будет на порядок меньше, а среднего слоя почти не останется (а ведь раньше Запад гордился именно средним слоем, именно он дает обществу социальную стабильность). Это статистические данные, тенденция – очевидна. Налицо нарастание кризиса, причем всемирного. Но унывать не надо: кризис – атрибут любого процесса развития, а спасение утопающих – дело рук самих…
Глава 1
Правила успешного бизнеса
1.1. Основы любого бизнеса
Бизнес – это сфера риска и для здоровья, и для духовного, душевного благополучия любого человека. Мы часто думаем, что если человек богат, если он успешен, то он обязательно либо нечестен, либо просто ему повезло, непонятно почему. Такого не бывает. Оказывается, как нужен талант для того, чтобы быть художником, педагогом, музыкантом, так нужны психологические способности, волевые качества для человека, который решил заниматься бизнесом. Если человек рожден быть исполнителем, если у него нет качеств лидера, организатора, а ему все-таки навязывают руководящую должность, он рискует тяжело заболеть и, может быть, выйти из жизненной колеи. Бизнесменом можно стать только добровольно либо отказаться от бизнеса и перейти на более низкий уровень существования и более низкий уровень ответственности – кому что важнее.
Оказывается, у бизнесменов есть и специфические болезни, и специфические проблемы. Как правило, люди, которые посвящают себя бизнесу, посвящают ему себя без остатка, иначе успеха не достигнешь. То есть все часы суток, когда не спят, они занимаются бизнесом. Поэтому у нашего современного бизнесмена чаще всего страдают сердечно-сосудистая и нервная системы. И, как ни странно, у управленцев возникают болезни крупных суставов и позвоночника, особенно его пояснично-крестцового отдела. Холистическая медицина говорит, что от определенной дисгармонии в мировосприятии появляется такая же определенная патология в строго определенном месте нашего организма.
Бизнесмены – это люди, которые часто пытаются силой, волевым решением добиться нужного поворота событий, давят на окружающих, на партнеров, на сотрудников. Именно это давление на людей потом отражается на их собственном здоровье. К тому же, очень много страхов, стрессов по поводу конкурентной борьбы. Бизнесмену стресс сопутствует гораздо в большей мере, чем простому исполнителю. Хотя сейчас буквально во всех слоях общества наблюдается стресс по поводу нехватки денег, по поводу нереализованных насущных, необходимых потребностей каждого человека. Как ни странно, самые обеспеченные и являются самыми стрессовыми, потому что даже во время отдыха они не могут расслабиться.
Есть определенное правило, которое нужно усвоить не только умом, а, прежде всего, сердцем, осознать каждому человеку, который занимается бизнесом. Правило, которое помогает восстановить здоровье и больше не перенапрягать свой организм, свое физическое тело, дать ему жить в спокойном ритме, несмотря на то, что продолжается напряженная работа. Делать очень много дел за день, но в то же время не из последних сил, не натужно, а очень спокойно, по-деловому. В чем секрет, например, династии Фордов, члены которой очень крепко ведут свой бизнес из поколения в поколение, держатся на рынке? Прежде всего в традиционном разумном, спокойном отношении к бизнесу, как к обычной работе. А как относятся к своему делу начинающие бизнесмены? Они свой бизнес делают таким стрессом, как игра на скачках: очень хочется заработать, а очень боимся, что не получится, но очень хотим… Есть страстное отношение, поэтому любые сделки, проблемы решаются именно с эмоциональным напряжением. Эмоциональное отношение к деньгам у нас в обществе распространено: «очень хочется, очень нужно», что приводит и к заболеваниям, и к разрушению бизнеса.
Итак, первое, чему мы учим людей, – это объективно, спокойно, отстраненно относиться к ситуации на рынке, к своему собственному бизнесу.
Даже в напряженном ритме оставайтесь спокойным.
Принимайте решение созерцательно, беспристрастно, исходя не из логичных, интеллектуальных решений, а из собственной интуиции. Интуиция в бизнесе играет огромную роль. В нашей школе прежде всего развивается интуиция и способности к овладению энергоинформационными знаниями, а в бизнесе это очень важно. Мои выпускники, которые научились такому интересному ведению бизнеса и уже много лет успешны, часто говорят мне: «Вы, пожалуйста, только не приглашайте наших знакомых и конкурентов, а то вдруг они тоже этому научатся». В ответ я просто еще раз рассказываю, что такое успешный бизнес.
Бизнес в переводе на русский язык означает «дело». Если у тебя есть дело, которое нужно обществу, то бизнес будет успешным. И если мы будем всех, кто занимается в нашей же сфере подобным бизнесом, считать конкурентами и пытаться задавить и обойти, то мы не будем делать дело для общества. Мы будем делать это дело для себя. Значит, наше дело не будет поддержано миром и неудачи неминуемы при таком пристрастном и собственническом отношении к своему бизнесу.
Оказывается, как всем на Земле хватает воздуха, так же на Земле должно хватать денег, и так же каждый может найти свое дело в достаточном для него пересчете на деньги. Сверхприбыли точно так же вредны для человека, как и сверхнищета. Дело должно приносить, прежде всего, пользу обществу, а не разврат в виде сверхобогащения тому, кто делает это дело.
Все мы на службе у мира, а не он у нас на службе.
Отсюда – второе правило:
Делайте именно то дело, которое нужно людям, а не то, которое направлено на выкачивание денег из этих людей.
Оказывается, как бы это не звучало банально и просто, что так – хорошо, а так – плохо, – в конце концов каждый подход получает свой закономерный результат. И это – либо крах бизнеса, либо спокойное, стабильное его существование. И третье правило:
Развивается то дело, которое интересно вашей душе.
Часто люди, которые желают заняться бизнесом, решают это только из тех соображений, что бизнес дает большие деньги: «Я хочу больших денег, я хочу заработать, мне нужны деньги!» Если этот мотив изначальный, то, как ребенок, который зачат без желания родителей иметь в результате удовольствия еще и детей, такой бизнес будет неблагополучен. Оказывается, очень важен психологический момент и мотивы, по которым человек ведет свой бизнес. Если он занимается тем делом, которое для него самого как песня души (оно часто вырастает из хобби), то это дело будет развиваться. Человеку интересно вкладывать себя, свой душевный потенциал именно в дело, и мысль идет на дело, на строительство, на развитие, а не на приобретение.
Одна молодая женщина была довольно успешным ученым, физиком, работала под Москвой. Когда случилась перестройка и произошел глобальный поворот на рынок, наша фундаментальная наука стала совершенно не нужна и ученые стали нищими, она не растерялась и нашла свою нишу – организовала маленькую швейную мастерскую. Оказывается, она и раньше шила, это было ее хобби. Она организовала двух-трех женщин, постепенно бизнес начал расширяться. Ее интеллектуальный потенциал, склад характера, ума раскрылись по-новому. В настоящий момент это – конкурентоспособная, даже на международном рынке, фирма, которая поставляет свои товары в центр Москвы. Я думаю, что такой подход, творческий интерес к своему собственному делу особенно важен в бизнесе.
1.2. Составляющие успеха
В Англии говорят: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».
Как можно достичь успеха в жизни и в бизнесе? Что для этого нужно?
Прежде всего, бизнесмен – это талантливый руководитель, ему свойственна четкость мышления, он выстраивает структуру управления, знает, как ею управлять. Это – очень важно. И управление должно быть построено не только на моментах производства: как правильно построить производство – это, может быть, даже второй вопрос. А первый – как найти общий язык с сотрудниками, которыми ты управляешь. Как сделать так, чтобы они видели в тебе не кровососа, который на тебе решил заработать (и это очень распространенный стереотип в нашем обществе), а лидера, который работает, прежде всего, на то, чтобы помочь своим товаром, своими услугами людям, которые их приобретают, и помочь тем людям, которые в фирме работают, обеспечивая их работой.
Относитесь к своим сотрудникам так же, как к своим детям.
Хотя детей мы и любим, но часто балуем, а баловать нельзя ни детей, ни сотрудников. Оказывается, зарплата должна быть тоже строго определена и соответствовать вкладу сотрудника – ни больше, ни меньше. Человек, который получает мало денег за свою работу, очевидно, это чувствует и, конечно, будет недолюбливать своего руководителя. Даже в молитвах православных есть такие строчки, относящиеся к грешнику: «Пошто мзду наемничу удержуешь?». То есть мзду наемному работнику недодаешь, недодаешь зарплату, а сейчас это очень распространено. Те бизнесмены, которые экономят на людях, не понимают, что, в конце концов, та сумма, которая была сэкономлена на людях в данный момент, в ближайшем будущем будет умножена на десять и уйдет от него, несмотря ни на какие старания сохранить свои деньги. Буквально сквозь пальцы уйдет. Обязательно будет какой-то поворот в его судьбе, в бизнесе, который нельзя предусмотреть.
В сфере бизнеса, в деловых контактах, в деловых взаимоотношениях, в структуре рынка работают не просто законы, в нем еще работает и стихия, которой до сих пор мы не можем противостоять, как цунами или тайфуну. Прошел тайфун – страдают страны, терпят материальные убытки. Так же и на рынке очень часто бывают крах, кризис либо застой – такие явления, которые никому не желательны, а избежать их нельзя. В то же время никто не застрахован от недобросовестных сделок, недобросовестных партнеров, заемщиков и так далее. Все может быть.
Поэтому если вы никому не принесли ущерба, то, по всем законам энергоинформатики, и у вас ущерб от бизнеса будет минимальный.
Либо он вообще не будет нанесен, либо вы будете просто спокойно развиваться, а может быть, даже будете очень успешными. Все это просматривается по тем людям, бизнесменам (наша школа – практическая), которых мы уже проконсультировали, которым уже помогли. Как защититься от стихии и как бороться с этой стихией на рынке – этому мы тоже учим.
Работа фирмы напрямую зависит не только от отношения сотрудников к руководителю, но и от их отношений между собой, и от их желания работать. Сейчас можно видеть очень много объявлений – тренинги по улучшению взаимоотношений в коллективе. Мы видим несколько другие законы – не психологические, а духовные, и делать коллективы гармоничными, так же, как и семью, мы тоже научились с помощью создания атмосферы творчества, чтобы человек шел на работу с радостью. Мы нашли такие пути и помогаем это сделать нашим ученикам, нашим бизнесменам.
Семья – это маленький трудовой коллектив. Законы в семье, законы материальной успешности семьи абсолютно идентичны законам бизнеса.
В семье распределены обязанности, где каждый вносит свою лепту в материальное благополучие: кто-то деньгами, как взрослые, а кто-то трудом, как дети, которые тоже должны участвовать в создании материального благополучия семьи. Нужно стараться с детства научить ребенка правильно относиться к деньгам: не выпрашивать, не скряжничать, не транжирить. Очень важно научиться относиться к деньгам объективно. В нашем обществе, к сожалению, ни взрослые, ни дети такого спокойного отношения к материальному не имеют. А денег в мире в перерасчете на их количество должно хватить каждому, если они правильно распределены. Но вожделением, завистью, страхами, волнением, ажиотажем человек часто ставит себе внутренние запреты на приобретение материального благополучия, на приобретение энергии, которая заложена в этих деньгах.
Я буду рада, если мы сможем помочь вам, и в российском бизнесе появится больше успешных людей, больше спокойствия, а в нашем обществе появится больше стабильности и благополучия.
1.3. С чего все начинается?
Надо учиться обращению с деньгами. Во взаимоотношениях с ними мы ошибок делаем очень много и за эти ошибки затем очень серьезно расплачиваемся. Можно разбить машину, может сгореть дом – все может быть, если вы неправильно обращаетесь с деньгами. Поэтому всем надо знать правила этого обращения.
А). Бизнес нужно развивать не с позиции: «как денег заработать побольше», а с позиции этических законов, тогда никто вам не запретит расти. И вам не будет уже так интересно эти деньги иметь все больше и больше, просто ради обладания ими, загребать, тратить на себя. Вам будет интересно как-то их правильно распределять, чтобы они работали для мира, меняя его к лучшему.
Б). Именно энергоинформационная база знаний важна для бизнесмена. Я вижу, что где-то процентов на 80 корень неудач в бизнесе лежит в личной жизни, в личном внутреннем конфликте, неблагополучии отношений в семье. Когда развязывается этот узел, человек становится благополучным, тогда почему бы ему не увеличить свой энергообмен? Ведь что такое деньги в бизнесе? Это – материальное отражение энергообмена. Сможет ли человек управлять им без базовых, элементарных знаний, без навыков самовосстановления?
Деньги – это объективная категория, которая просто регулирует трудовые обязательства, моральные взаимоотношения, вознаграждение за труд. Есть очень много тонкостей, с которыми мы и будем разбираться. Почему, скажем, у одного человека все время берут в долг и никогда не отдают, а у другого все идет без сучка без задоринки, ты на него смотришь, а повторить не получается?
В бизнесе есть очень много приемов, которые дают такой же эффект, как и магические ритуалы. Например, «идти по следу», когда повторяют полностью все шаги, технологии своего конкурента. Точно повторять – значит, забирать успех. И таких примеров много. Поэтому мы будем учиться все это видеть и защищаться. Почему в бизнесе научиться «видеть» труднее, чем в обычной жизни? Потому что от эмоций труднее отключиться, когда думаем о прибыли, рассматриваем проект, возможные варианты, которые могут принести прибыль. Сразу сердце замирает, наступает стопор, и мы пытаемся догадаться, а не смотреть объективно. Начинаем размышлять или хотеть, напрягаться. А непредвзятую информацию так получить нельзя, она в результате эмоций искажается. Почему столько эмоций? Потому что предмет размышлений слишком притягательный. У всех в сознании почему-то деньги являются чем-то недостижимым. Они есть, но их мало, надо еще и еще. А потом еще и еще, и все равно нет их в том количестве, в котором хотелось бы. Есть поговорка, что «не в деньгах счастье, а в их количестве». Деньги – это вопрос этический, от них во многом зависят наши возможности, а значит, и судьба. В восточной философии это называется положительной или отрицательной кармой.
Деньги равняются карме. Деньги приходят и уходят, как отрабатывается или нарабатывается карма.
То есть деньги обычно все-таки приходят как поощрение, как подарок за правильно пройденный урок. И уходят они тогда, когда вы неправильно прошли урок.
Раньше считалось, что бизнесменом может стать только человек определенного склада характера – лидер, волевой, управленец. Жизнь показала, что люди, овладевшие методом, могут стать запросто бизнесменами. Почему? Потому что бизнес – это род творчества, где есть большой простор для фантазии, а также понимание тех людей, с которыми вы работаете.
Очень важно понимать людей, работающих с вами в одной команде, а также тех людей, для кого вы работаете: общество, социальный слой, который вы обслуживаете, его особенности. На Западе это развивается как психология: какие-то крючочки, определенные зацепочки, кнопочки находятся и в маркетинге, и в рекламной кампании – и людей на эти крючочки подцепляют. Но эти моменты опираются на поверхностную реакцию человека и быстро теряют эффект. А главное – это делается все равно во имя выгоды и бизнеса. Поэтому энергообмен, его равноправие изначально нарушены. Мы же должны делать бизнес по-другому, понимая человека, понимая его нужду и искренне удовлетворяя какую-либо потребность человека: в духовной ли пище, в физической ли и т. д. Тогда и энергообмен, и его результаты будут положительными. Для этого требуется творчество, очень развитое мышление и воля. Тренировка воли основана на понимании, что человек может все, вопрос в том, нужны ли его действия миру. Это – очень важная характеристика бизнеса.
Любая семья – это тоже бизнес, какое-то управление деньгами, и оно тоже должно подчиняться этическим законам. У разных народов семья устроена по-разному. В русских семьях все кладется в одну копилку, и потом женщина – жена, мать (в семьях у нас все-таки матриархат) распределяет средства: кому-то выдает, кому-то – нет. Так мы живем годами, десятилетиями. На Западе совсем не так. Там у каждого свой бюджет. Все знают, сколько нужно на содержание семьи, эта сумма складывается, ведется домовая книга у мужа и жены. Я видела это в Германии, когда жила там, и мне это нравится, это очень удобно. Никаких расчетов: «Купите мне ботинки» – «Нет, лучше мне кепку» и т. д. Конечно, это зависит еще и от уровня доходов. Если очень мало, то надо думать, куда копейку положить. А если более-менее свободно, то почему бы и нет? То есть у каждого должна быть своя область, где он может свободно расходовать какие-то свои собственные заработанные деньги. Все это должно быть очень равновесно. С другой стороны, чем русский народ всегда отличался? Круговой порукой, общиной, всем миром дом кому-то строили в деревнях. Мы отличаемся тем, что на коллективном энтузиазме можем поднимать общее дело.
Академия развития Светланы Пеуновой, которая насчитывает сейчас более десяти тысяч выпускников и имеет обширную сеть филиалов по всей России, начиналась на самом деле, с нуля. Я была безработной. Потом создала свой Центр, заработала на аренду, на капитальный ремонт первого крошечного помещения. И только на заработанные деньги мы начали развиваться. Фактически никто мне не помог ни одной копейкой. Когда мы начинали, все шло плавно: появляются деньги – развиваемся, появляются – развиваемся. Так оно и должно быть. Это развитие естественно: вы развиваетесь, умнеете, все заработанное вкладываете в развитие, и у вас все получается. Как только процесс стимулируем искусственно: берем заем, расписываем план – вот тогда начинается! Вы знаете, что самый скрупулезно расписанный план может рухнуть за одну минуту…
Только то, что зарабатывается вами, вашими руками, – ваше, и его уже трудно будет у вас отнять. Это ваше по праву.