Анна Круглова
Гастрономические впечатления путешественницы с рюкзаком
С деревьев сыпался гомон птиц, задорно поедающих рябину и черноплодку. В Японии ученые трудились над изобретением ложки, меняющей вкус еды. Участники «Битвы шефов» пытались правильно приготовить тельное, чтобы пройти в следующий тур. Ярославцы пересылали друг другу фотографии с завершившегося городского пикника «Пир на Волге», ностальгируя по мидиям в соусе дор блю и лангустинам в беконе. Производители кофе из цикория надеялись переманить на свою сторону приверженцев арабики. Пользователи соцсетей высмеивали раковый суп, йоркширский пудинг и сырники от Юлии Высоцкой. Кот на кухне требовал, чтобы я бросила свои дела и как можно скорее налила ему молока. В общем, мир крутился вокруг еды, как пес вокруг хозяина, вернувшегося после многомесячной командировки.
Поддавшись всеобщему порыву, я поняла, что хватит чувствовать себя тщедушной былинкой под натиском гастрономического урагана. Пора становиться его частью. Мне нужен гастротур. Связываться с туристическими фирмами не хотелось. Организованная туристическая поездка предполагает отсутствие воли, потому что воля, как известно, это способность индивида сознательно и целенаправленно контролировать свое поведение и деятельность. В туристической группе индивид превращается в пешку, которую передвигают по маршруту и кормят запланированными блюдами. Повезет, если оранжевую кепку не заставят надеть, дабы отличить от других безвольных фигур. Конечно, пешкой иногда побыть очень даже неплохо, двигают тебя туда-сюда, говорят, куда смотреть и что это означает, но в случае гастротура на сторонних организаторов полагаться нельзя. Гастротур – материя тонкая, каждый пункт маршрута требует личного контроля, поэтому отпуск я решила провести, самостоятельно перемещаясь по разным городам и дегустируя местные блюда по своему усмотрению.
Мой запланированный маршрут будет выглядеть следующим образом: побуду в Пятигорске пару дней, затем перемещусь во Владикавказ, потом в Махачкалу и затем в Стамбул. В каждом городе буду пробовать разные блюда. К гастротуру подготовилась со всей тщательностью, а именно посмотрела на Ю-тубе ролики про то, что попробовать и куда пойти. Билеты куплены, жилье забронировано. Можно начинать.
***
Расчетное время прибытия в Пятигорск – шесть часов вечера. Кое-как заселившись, со всех ног побежала знакомиться со старинным курортом, любимым городом Лермонтова, а именно искать близлежащие столовые (в гастротур надо входить постепенно, начиная с малого). К счастью, любимый город Лермонтова не подкачал, столовые нашлись в шаговой доступности около моего жилища.
На следующий день погуляла по городу, посмотрела на знаменитый «Провал», около которого Остап Бендер продавал билеты, дошла «Бесстыжих ванн» и парка «Цветник». Каждый уважающий себя посетитель Пятигорска помимо вышеперечисленного должен продегустировать разные виды минеральных вод. Питьевая галерея находилась рядом с парком «Цветник». Из глубин памяти всплыло давным-давно забытое французское слово «бювет» – специальное сооружение, павильон, устраиваемое над скважиной минерального источника для отпуска питьевой минеральной воды.
В Пятигорске шесть мест, куда можно прийти за минеральной водой. Центральная питьевая галерея – самая большая и популярная среди них. За день галерея способна принимать до 5000 человек. Вход бесплатный, но надо было раскошелиться на бумажный дегустационный стаканчик, который стоил семь рублей. Прямо по центру висело объявление о том, что отдыхающие по профсоюзной путевке могут получить бесплатный стаканчик, обратившись к администратору зала. Объявление рождало в душе обычных отдыхающих чувство классового неравенства, они подозрительно вглядывались друг в друга, пытаясь угадать счастливчиков с бесплатными стаканчиками. В зале находились источники трех видов вод: «Красноармейской», «Сероводородной» и «17». Я не любитель минеральных вод и в обычной жизни их не пью, поэтому они мне не сильно зашли. Особенно сероводородная с тонкими нотками тухлых яиц. Некоторые виды вод подавались подогретыми, от чего они становились особенно мерзкого вкуса, но, видимо, дико полезными. Для тех, кто любит минералку – место козырное. Воду можно наливать в бутылочки и уносить домой, чтобы продолжить пить и там. Подозреваю, что в каждом курортном городе у администрации есть специальная методичка с правилами оформления туристических мест. При оформлении бювета администрация Пятигорска этой методичкой явно воспользовалась. Так и вижу диалог:
– Маргарита Петровна, непорядок, вы читали методичку «Туристические достопримечательности города N. Правила оформления?»
– Читала, Петр Семенович. У нас все в порядке, около Провала чурчхела имеется, светодиоды вмонтированы, Арам продает папахи и хвосты мохноногих прямокопытников.
– А в центральной питьевой галерее? Почему там только вода? Вы с ума сошли? Чтобы завтра всё было исправлено!
И Маргарита Петровна побежала исправлять досадное упущение. Поэтому сейчас в питьевой галерее всё в порядке. Оформлены отделы, где продаются сувениры в виде игрушек, стаканов и магнитов, украшения из муранского стекла, часы с вкраплениями кристаллов, солнцезащитные очки. Особая гордость – отдел с украшениями из янтаря, цветных каменьев, серебра и отдел с шелковыми платками и палантинами. По центру зала бабуля продает билеты на концерты малопопулярных исполнителей. Тут не подкопаешься, не на Клаву Коку или Мураками же продавать билеты, которые в этот день выступали в Пятигорске. На них и так люди придут, а малопопулярным исполнителям без тяжелой артиллерии в виде промоции со стороны бабули около воды №17 не обойтись.
Первая точка гастротура была поставлена (да-да, минеральная вода считается!). Обедать и ужинать продолжала в обычных столовых, не торопясь погружаться в чарующий мир еды. Умеренность, только умеренность. Можно было бы пройтись по Лермонтовским местам, тут их сонм, Лермонтов жил в Пятигорске и здесь же погиб на дуэли, но я низкокультурный человек. Тем более завтра перебираться в Северную Осетию, славный город Владикавказ, где я рассчитывала основательно приступить к реализации гастротура и начать пробовать местные блюда.
От Пятигорска до Владикавказа на автобусе ехать около трех с половиной часов, прямые поезда и электрички, к сожалению, не ходят. В автобусе я всё время проспала, проснулась уже во Владикавказе.
***
У человека, который в перерывах между размышлениями о том, что ему купить в «Дикси», филе грудки или бедрышки по акции, почему цены всё время растут, и сколько лет бессменной ведущей новостей на Первом канале Екатерине Андреевой, вдруг задумывается о Северной Осетии, после насущного вопроса о том, какие виды начинок бывают в осетинских пирогах, возникает вопрос иного рода: почему республика называется Северная Осетия тире Алания? На всех зданиях, где есть название организации, пишут официально: Северная Осетия – Алания. Возник такой вопрос и у меня. Оказалось, двойное название Северная Осетия получила в 90-е годы, когда осетины решили вернутся к средневековому названию государства, народ которого считают своими предками. Государство Алания существовало с конца IX до XIII и пало под нашествием татаро-монголов.
Город мне очень понравился, я сразу почувствовала себя как дома. Он утопает в зелени, уютный, везде посажены хосты. Хосты, хосты, хосты. Похоже, что местные жители – фанаты хост. Заселилась в квартирку недалеко от рынка и проспекта Мира, одной из старейших улиц Владикавказа и по совместительству исторического центра города, поразглядывала Яндекс карты на предмет, что тут есть и как туда идти, и двинула в хинкальную, где, судя по отзывам, истерзанные души любителей хинкали и осетинских пирогов находили свой приют, а, значит, для меня это будет отличным пунктом гастромаршрута. Хинкали – блюдо грузинской кухни, но кто сказал, что в гастротуре я должна питаться только национальными блюдами региона, в котором нахожусь? Мой гастротур, я его единственный участник, никто не запретит есть, что захочу. Хоть сосиску в тесте, хоть овсяную кашу. А если читатели против, могут устроить собственный гастротур со своими правилами.
Что могу сказать. В хинкальной города Владикавказа моя душа тоже нашла свой приют. Вкуснейшие хинкали, и всего по 45 рублей за штуку! Сочные, с долгим послевкусием мяса и бульона, после них на меня снизошла благостность и желание любить всех людей. Расхотелось открывать новые вкусы, пробовать новые блюда и продолжать бессмысленные гастротуры. Зачем, если идеал сразу найден? Хотелось проводить дни, питаясь хинкали и запивая айвовым вино. Когда на третий вечер официантка спросила: «Вам как обычно?», – стало ясно, что с хинкали пора завязывать, иначе они разобьют мне сердце. Представила, как, вернувшись в Ярославль, буду вздыхать, в печали прятать слезы в дожде, ходить по кафе с кавказской кухней в надежде встретить те самые хинкали с говядиной, и даже найду пару раз похожие, но это будут не они. Чужие. С другим послевкусием. С слишком крупно нарезанным луком или грубыми жилками мяса. Пройдут год или два, прежде чем горечь утраты стихнет, и разбитое сердце перестанет болеть.
– Нет, принесите, пожалуйста, уалибах.
Уалибах – это осетинский пирог с сыром. В национальном названии пирогов отражен его основной ингредиент с добавлением суффикса «джин». Самыми древними считаются пироги с осетинским сыром уалибах (хабизджын), артадзыхонта (треугольной формы, которые подаются на религиозные праздники), и пирог с говядиной фыдджын. Пироги с другими начинками появлялись в национальном осетинским застолье постепенно, со временем приобретая статус традиционных. Сейчас к традиционным видам начинок для осетинских пирогов видам относятся начинки на основе сыра с добавлением картофеля (картофджын), листьев свеклы (цахараджын) и черемши (давонджын), с капустой (кабускаджын), тыквой (насджын), фасолью (кадурджин), вишней (балджин) и другие. Лучше закончу перечислять, а то потеряю над собой контроль и опять начну вбивать в поисковик «доставка настоящих осетинских пирогов в Ярославле», а это тупиковый путь. Настоящие пироги только в Осетии.
Выпекать осетинский пирог необходимо в условиях полной тишины, а волосы на голове должны быть убраны под платок. Поскольку согласно традициям, мужчину унижает возня с тестом, приготовление осетинского пирога возложено исключительно на женщин. Интересно, что традиционные пироги имеют символическое значение. На праздничном столе обязательно должны присутствовать три пирога, поставленные друг на друга, разрезают их тоже стопкой. Они символизируют Землю, солнце (небо) и Бога (на траурных мероприятиях пирога только два, отсутствует средний, символ солнца, так как покойному больше не суждено его увидеть). Пироги нельзя крутить, иначе повернутся небо, солнце и земля, нарушится вселенская гармония, что может нести в себе потенциально опасные последствия. Поэтому важно нарезать пироги осторожно и с уважением, не выполнять лишних движений. Начинки должно быть много. В один килограмм правильного пирога идет триста грамм теста и семьсот грамм начинки.
Мой уалибах с точки зрения количества сыра был правильный (осталось неизвестным, пекла ли его женщина в полной тишине). Я старалась, забывшись, случайно не покрутить пирог, чтобы не нарушить гармонию мироздания, хотя, честно говоря, в последние годы хаоса стало так много, будто осетинские пироги вращала по и против часовой стрелки минимум половина населения планеты. Горячий, дымящийся, добротный пирог, он вытеснил воспоминания о хинкали (хотя они навсегда остались в моем сердце). Уалибах был большой, весь я съесть не смогла, половину забрала с собой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги