banner banner banner
Говард Картер. Захоронение Тутанхамона. Маленькие рассказы о большом успехе
Говард Картер. Захоронение Тутанхамона. Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Говард Картер. Захоронение Тутанхамона. Маленькие рассказы о большом успехе


12. Боковая комната

Передняя комната была заполнена уникальными вещами, о которых раньше археологи лишь читали в древних текстах, а о существовании многих предметов даже не подозревали. И всё это необходимо было сфотографировать, зарисовать и описать, чтобы чётко зафиксировать вид и расположение вещей. Таково требование профессиональной археологии – строгое документирование любой находки, чтобы потом можно было уверенно говорить о найденных артефактах, как о подлиннике.

Картер принялся внимательно осматривать заполнявшие комнату предметы, стараясь поначалу к ним не притрагиваться. И вдруг под ложем (кроватью), стоявшим в юго-западном углу, направо от входа, заметил… ещё один лаз! Это была незамеченная до этого момента замурованная дверь, в которой у самого пола было проделано отверстие. И это отверстие оказалось свободным, не замазанным глиной.

Говард Картер лёг на пол и пополз в этот лаз. С большим трудом он протиснулся в помещение, которое было меньше передней комнаты почти вдвое. Позже Картер назвал эту комнату «кладовой», хотя чаще упоминал как «боковую комнату». Если в передней комнате был относительный порядок, наведённый после ограбления захоронения, то в боковой комнате чиновники фараона оставили все в полнейшем беспорядке. Сундуки были перевёрнуты, вещи валялись на полу, статуэтки и другие предметы беспорядочно лежали вперемешку с истлевшей от времени тканью.

Говард выбрался в переднюю комнату. Ему было совершенно ясно, что работы здесь на многие месяцы. и всё надо было делать последовательно, без спешки.

13. «Египетское сокровище»

29 ноября 1922 года из Каира приехал директор Службы древностей Египта профессор Пьер Лако. Когда-то эту должность занимал сам Говард Картер. Но… это было уже давно. В присутствии других египетских чиновников и коллег Картера Лако торжественно объявил об открытии гробницы Тутанхамона.

На следующий день в английской газете «Таймс» вышла статья о раскопках в Луксоре. Заголовок статьи гласил – «Египетское сокровище. Важное открытие в Фивах. Длительные поиски лорда Карнарвона».

Заметим – имени Картера в заголовке не было. Оно лишь упоминалось и в тексте статьи. Дело в том, что Говард терпеть не мог журналистов (на то были свои причины), а потому не подпускал их к своим изысканиям. Репортёры получали очень скупую информацию и были вынуждены идти на самые разные ухищрения, лишь бы узнать хоть что-нибудь…

И – началось. В Луксор хлынул поток журналистов, туристов, богатых бездельников со всего мира. Сначала сотни, потом тысячи, затем сотни тысяч человек. Сегодня количество туристов, посещающих 376-тысячный город, насчитывает миллионы в год. И этот поток не ослабевает, несмотря на то что все основные ценности из гробницы Тутанхамона вывезены в Каирский музей, а кое-что странствует по музеям мира, поскольку было вывезено из Египта полукриминальным нелегальным путём.

Картера поднявшаяся шумиха ужасно расстраивала. Больше всего он боялся «чёрных копателей» и воров.

14. В Каир и обратно

6 декабря 1922 года Говард Картер, профессор Лако и лорд Карнарвон с дочерью отправились в Каир. Карнарвон поехал дальше – в Александрию, чтобы на борту парохода выехать с дочерью в Англию. На прощание Карнарвон пообещал вернуться в Египет, чтобы присутствовать при дальнейших исследованиях Говарда.

А Картер, счёт которого пополнился деньгами обнадёженного Карнарвона, приступил к закупкам необходимого оборудования и к сбору команды профессионалов. Первым делом Говард заказал прочную стальную решётку, чтобы надёжно перекрыть вход в гробницу. Затем заглянул к Лако, получив обещание предоставить раскопкам Картера усиленную охрану. Караул у гробницы был уже усилен и нёс круглосуточную службу.

Кадровые приобретения внушали Картеру уверенность в эффективности раскопок. В числе прочих он заполучил отличного фотографа Бертона, переманив его у группы «Метрополитен-музеума», работавшего там же в Луксоре. Из этой же группы к Картеру перешли два чертёжника, в обязанность которым вменялась строгая перерисовка всего найденного. В группу вошёл опытный археолог Майс и директор Химического департамента Египта Лукас. Замыкали список известный историк Брэстед и лучший знаток египетского языка профессор Гардинер.

Через десять дней Картер сел на пароход, отправившись из Каира в Луксор. А 18 декабря, водрузив у входа в усыпальницу Тутанхамона стальную решётку и оградив себя, таким образом, от наплыва зевак, взялся за методичное исследование гробницы…

15. С чего всё начиналось

Оставим на время древние Фивы – красавец-город Луксор и обратимся к личности Говарда Картера. Кем был этот человек? Где родился? И как пришёл к профессии археолога?

Говард Картер появился на свет 9 мая 1873 года в Соуффеме, графство Норфолк, Англия. По другим данным, Картер родился в Кенсингтоне, а в Соуффеме прошло его раннее детство. Человек нелюдимый, даже скрытный, Картер обладал ещё и таким симпатичным качеством, как скромность. В своей книге «Гробница Тутанхамона» (фундаментальный труд в 3 томах, написанный очень живым, ярким языком – Картер был ещё и чрезвычайно одарённым литератором, хотя ничего, кроме профессиональных трудов, не писал) самому Говарду места уделено очень немного. Картер считал, что главное в его жизни – археология и те открытия, что ему посчастливилось сделать. Поэтому биографических сведений о Говарде Картере явно недостаточно, чтобы написать подробную хронологию его увлекательнейшей жизни.

Он родился в семье профессионального живописца Самуила Картера и его жены Марты. Восьмой и последний ребёнок в семье, Говард был любим отцом, который считал младшего сына самым талантливым. Именно поэтому Говард стал единственным учеником отца, с ранних лет постигая тайны мастерства живописи. Перенял он и главное увлечение Самуила Картера историей искусств, которое с годами переросло в интерес мальчика к древней истории.

16. Говард Картер

Трудно сказать, насколько преуспевал Самуил Картер – провинциальные художники редко живут в достатке. С другой стороны, есть свидетельства, что Картер-старший был востребованным живописцем и от недостатка заказов не страдал. Самуил Картер был известным в своих краях портретистом. И жители Соуффема предпочитали заказывать семейные портреты у него, а не идти в фотостудию, чтобы получить стандартную карточку под «вылетающую из объектива птичку».

Так что детство Говарда могло быть вполне благополучным. Ему не пришлось с ранних лет работать. Он закончил обычную школу, но высшего образования всё-таки не получил. Говард Картер археолог-практик, получивший необходимые знания и навыки археологических исследований в результате самообразования и в ходе археологических экспедиций, в которых Говард принимал участие с 17 лет.

Отдельная история – характер Картера. Во взрослой жизни это был малообщительный, почти нелюдимый человек, который легко раздражался, мог наговорить кучу неприятных слов и редко извинялся, даже когда сам понимал, что был не прав. Откуда эти черты у Говарда? Возможно, от отца, который так же был полностью погружён в свою работу (ещё бы, восьмерых детей и жену-домохозяйку надо суметь прокормить).

Тяжёлый характер часто играл с Говардом Картером злую шутку. Но он же и нравился настоящим профессионалам от археологии. Говард был совершенно равнодушен к роскоши и не страдал стяжательством. Работа для него была смыслом жизни.

17. Сын художника

К талантам Говарда Картера можно отнести необычайное терпение, с которым он проводил свои изыскания, дотошность и любопытство, помогающее ему в постижении истории. И, конечно же, несомненный талант художника. Картер мало рисовал красками – в основном, если требовалось написать картину на продажу, а он зарабатывал живописью на жизнь, а потому не страшился «трудных времён». Львиная же часть его работ – это карандашные рисунки. Несмотря на то, что карандашный набросок плохо передаёт всю палитру красок археологического артефакта, рисунки Картера выглядят так же достоверно, что и иллюстрации его находок. Дело ещё и в том, что во времена профессиональной деятельности Говарда цветная фотография была ещё крайне дорогой и малораспространённой. Все находки фотографировались на пластинки и черно-белую плёнку. И карандашный набросок воспринимался таким же полноценным свидетельством, как и чёрно-белая фотография.

Уроки живописи и карандашного рисунка Говард получил у отца. Картер-младший учился рисованию более десяти лет – пока в 17-летнем возрасте не начал самостоятельное «плавание» по жизни.

И ещё… Художник – это ещё и человек «с головой и руками». Археолог Говард Картер был настоящим мастером-универсалом, который умел держать в руках и столярный, и слесарный инструмент. Он хорошо разбирался в технике. Благодаря его стараниям на посту Генерального инспектора по древностям Верхнего Египта, в самом начале ХХ века электрическое освещение получили храмовые комплексы Долины царей в Луксоре и Абу-Симбела.

18. Молодой археолог

В 1891 году Говард закончил школу и по настоянию отца вступил в Британскую организацию археологических исследований Египта. Несмотря на громкое название самой организации, рассчитывать на нечто большее, чем должность рядового сотрудника, Говард не мог. Более того, он ровным счётом ничего не умел – кроме рисования, разумеется. И знания его в области истории были довольно скудны. Но именно в октябре 1891 года началась его настоящая школа, которая в конце концов сделала его одним из самых выдающихся археологов мира.

Сев на пароход вместе с другими членами экспедиции, Говард, совсем ещё мальчишка, отправился в Александрию. А оттуда – в Бани-Хассан, на кладбище Верховных Правителей Среднего Египта, относящееся ко 2-му тысячелетию до нашей эры. В его обязанности входило тщательное перерисовывание фресок со стен гробницы. Мальчик работал за троих – он даже ночевал в помещениях гробницы, чтобы начать работу с раннего утра и успеть сделать больше, чем ему поручали.

Усердие юноши не могло остаться незамеченным. Талантливого рисовальщика взял в свою группу Уильям Флиндерс Петри, один из самых авторитетных археологов-египтологов того времени. Помимо рисования, Говард занялся практической работой на раскопах.

Следует заметить, что Петри был самым типичным археологом-практиком – таким же со временем станет и сам Картер, который, по всей вероятности, подсознательно копировал поведение своего учителя. Вечно недовольный, даже немного сварливый, быстрый на расправу и принципиальный во всём, что касалось работы, Петри понятия не имел, зачем ему на раскопках «этот несмышлёныш». Он просто не верил в Картера. Однако, его мнение изменилось, когда Говард самостоятельно нашёл несколько важных артефактов на раскопках в Эль Амарне.

19. Учителя

В 1892 году Флиндерс Петри назвал Говарда Картера своим лучшим учеником. И, действительно, взялся за обучение юного археолога, почувствовав в Говарде недюжинную интуицию и бульдожью хватку исследователя древностей.

Следующим учителем практической археологии и, разумеется, истории Древнего Египта – одно от другого отделить совершенно невозможно, стал Эдуард Навилль, забравший Картера в свою экспедицию в Фивы – в Дейр-эль-Бахри.

Здесь Говард провёл несколько лет, сделав ряд очень серьёзных открытий. Благодаря его стараниям (и не только его, археология – это труд коллективный) был открыт величественный поминальный храм женщины-фараона Хатшепсут. В древности этот комплекс носил название Джесер Джесеру. Он расположен недалеко от знаменитой Долины царей.

С 1893 года профессиональная жизнь Говарда Картера связана с Луксором – с древней столицей Среднего Египта городом Фивы. И все его изыскания будут вестись, преимущественно, на западном берегу Нила – в той самой Долине царей, где в 1922 году Картеру посчастливится стать первооткрывателем гробницы Тутанхамона.

Достижения молодого археолога не прошли незамеченными от внимания высокого начальства. Следующим учителем Картера стал директор Египетской Службы Древностей Гастон Масперо. Великолепный археолог и серьёзный учёный, Масперо разглядел в Говарде талант администратора и организатора. А это в археологии очень важные качества.

В 1899 году по предложению Масперо Картер занял должность главного инспектора памятников Верхнего Египта. Отныне в учителях он уже не нуждался, поскольку сам стал учителем – для молодых коллег-археологов.

20. Дейр-эль-Бахри

Говорить о том, что именно Говард Картер «раскопал» Джесер Джесеру, было бы, конечно, преувеличением. Этот огромный храмовый комплекс был найден и очищен от тысячелетних наносов песка и почвы большой командой археологов. Но Говард Картер шесть лет работал на раскопках Дейр-эль-Бахри в качестве главного художника Египетского Исследовательского Фонда. И весьма преуспел на этом поприще, совершив несколько важных открытий и, главное, зафиксировав на бумаге все стадии раскопок.

Погребальный храм царицы Хатшепсут – одно из самых величественных сооружений Древнего Египта и в то же время одно из прекраснейших. Этот храм был возведён архитектором Сенмутом в 1473 году до нашей эры (разумеется, предположительно, точная дата остаётся неизвестной). Храм строился 9 лет – с 1482 года до нашей эры, и был заложен на 7-й год правления женщины-фараона.

Можно представить, какой объём работы проделали архитекторы за шесть лет раскопок (в основном раскопки были завершены в 1899 году), если учесть, что весь храм был скрыт огромной массой почвы и выглядел со стороны, как пологий склон большой горы. Трудоёмкость работ обусловлена ещё и тем, что во время очистки храма от наносов не использовалась никакая техника – только археологические инструменты, лопаты и заступы. Вынутый грунт перетаскивался за пределы комплекса, грузился на гужевые подводы и вывозился за пределы раскопок.

21. Хатшепсут

Женщина-фараон Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, фараона XVIII династии (последним представителем этой династии был Тутанхамон), и царицы Яхмос. Хатшепсут приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I.

О Хатшепсут известно достаточно много, но, как это обычно случается с историей Древнего мира, существует некоторая путаница в датах. В частности, достоверно неизвестно срок (от 13 до 22 лет) и время её правления. Согласно последним исследованиям, она правила Египтом с 1489 года по 1468 год до нашей эры или с 1479 года по 1458 год. Столь ощутимая разница объясняется разночтениями во времени правления её предшественника, мужа и сводного брата Тутмоса II (либо 4 года, либо 14 лет).

Правление Хатшепсут отличалось небывалым процветанием и могуществом Египта, а также расцветом всех видов искусств. Наиболее сохранившиеся свидетельства этого величия – погребальный храм, воздвигнутый для Хатшепсут её фаворитом, выходцем из простонародья, возвысившимся благодаря своим многочисленным талантам, архитектором древности Санмутом.

Строгая красота колоннад, украшенных скульптурами, обширных площадок и широких спусков храма Хатшепсут поражает воображение ещё и тем, что всё это было воздвигнуто почти на тысячу лет раньше величественных храмов Древней Греции, которые считаются образцами классического эллинистического стиля.