banner banner banner
Зигмунд Фрейд. Тайны подсознания. Маленькие рассказы о большом успехе
Зигмунд Фрейд. Тайны подсознания. Маленькие рассказы о большом успехе
Оценить:
 Рейтинг: 0

Зигмунд Фрейд. Тайны подсознания. Маленькие рассказы о большом успехе


Единственный предмет, который вызывал у него отторжение – религия. Но гимназия была учреждением светским. Здесь учились и католики, и иудеи. Закон божий преподавался факультативно. И для Фрейда его атеистические убеждения не стали большой проблемой (хотя в те годы быть атеистом считалось почти… неприличным).

Фрейду, вообще, везло – на умных людей, хороших учителей, людей просвещённых и интеллигентных. Никто из его учителей не сомневался, что в гимназических стенах растёт юноша необыкновенных, ярких способностей, который непременно состоится в науке. Сам Сигизмунд хотел быть либо философом, либо историком. Однако, жизнь распорядилась иначе.

7. Полиглот

Редко кто из нас, прошедших обычную среднюю школу, выносит из её стен глубокие познания в области языков. Иностранный язык изучают все, но многие ли, получив аттестат зрелости, могут связно произнести хотя бы несколько самых расхожих фраз на том языке, которому были отданы годы учёбы?

Фрейд обладал необыкновенными способностями полиглота. С детства он знал два языка, которые были для него родными – немецкий и идиш, язык восточно-европейских евреев. Но уже в первых классах гимназии мальчик без видимых усилий стал читать на латыни, древнегреческом и, что совсем уж удивительно, на иврите. А в старших классах к этим языкам добавились основные европейские языки – английский, французский, итальянский и испанский.

Фрейд прекрасно говорил на всех языках, которые выучил в гимназии. И не только говорил – писал, что совсем непросто даже для тех, кто наделён выдающейся памятью и способностями к изучению языков. Вероятно, дело было ещё и в абсолютном музыкальном слухе Фрейда. Известно же, что полиглоты запоминают новые языки на слух – как мелодию, как систему связанных звуков.

Знание множества языков сильно облегчили жизнь будущему учёному. Он легко странствовал по Швейцарии, любимой Италии, часто посещал Францию и Англию. И везде сходил за своего. Даже в Америке с её быстрым «округлым» английским.

Научные работы зарубежных коллег Фрейд предпочитал читать в оригинале.

8. Бедность

В 1873 году Сигизмунд с отличием окончил гимназию. Нужно было определяться с будущей профессией. Учителя советовали ему поступить в Венский университет. И Фрейд воспользовался этим советом. Правда, на философский факультет он не пошёл – выбрал медицинский. Решение было непростым. Но Сигизмунд не привык перечить отцу и прислушивался к мнению матушки, которую очень любил. А родители говорили – постарайся стать врачом. Это верный кусок хлеба. Это доходная профессия. Врачи всем и всегда нужны. Врач никогда не останется без работы.

В конце концов, он не стал противиться. Его тянуло в самые разные области знаний. И биология была не последней наукой, которая интересовала юного Фрейда. Однако, решающим аргументом стала… бедность.

Она преследовала его почти всю жизнь. Всю жизнь Зигмунд Фрейд балансировал на грани выживания. Писал и издавал множество книг. Но это были специальные книги – научные труды по психологии и психоанализу. Денег они не приносили совершенно. Не приносила денег и врачебная практика, до тех пор, пока Фрейд не стал психоаналитиком с мировым именем, основоположником целой науки.

И самое грустное – с бедности начался его жизненный путь, бедностью и закончился… Хотя сегодня его труды можно с полным на то правом считать бестселлерами. Они до сих пор издаются огромными тиражами. На книгах Фрейда взросло несколько поколений учёных и практикующих врачей. Его труды легли в основу современных теорий психоанализа.

9. Университет

Но тогда, в 1873 году, о карьере учёного Сигизмунд ещё не помышлял. Он легко поступил в Венский университет, подтвердив свои гимназические познания на вступительных экзаменах, получив высший проходной балл.

Главной проблемой стало полное отсутствие средств. Отец в очередной раз разорился, лишившись своего магазинчика, который и до этого дышал на ладан. Пришлось занимать деньги у родственников, заложить и перезаложить квартиру, в которой жила семья Фрейдов. В отчаянии Яков написал в Манчестер старшим сыновьям. Откликнулся Филипп, дела которого шли неплохо. Филипп согласился поддержать младшего брата – на его деньги Сигизмунд проучился два первых года.

В это непростое для всех Фрейдов время проявилась удивительная способность Сигизмунда «лечиться работой». В самые трудные моменты, когда другой человек впадает в отчаяние и всё глубже погружается в трясину депрессии, Фрейд полностью отдавался своему делу – науке, исследованиям, учёбе.

Сигизмунд вступил в студенческий союз университета и стал посещать собрания, посвященные изучению истории, философии и политики. Все выходные пропадал в университетской библиотеке, читая труды европейских философов.

А потом юный Фрейд познакомился с философом Францем Брентано, который только что подвергся отлучению от церкви за свои прогрессивные взгляды. Фрейд попросил разрешение у Брентано посещать его лекции, посвящённые логике Аристотеля, и получил его. В свою очередь, выдающийся учёный обратил внимание на серьёзного, вдумчивого студента. Несколько раз приглашал его домой, чтобы затем рекомендовать Фрейда своему приятелю – директору Института сравнительной анатомии Клаусу в итальянском Триесте.

10. В стремлении к знаниям

Сдав экзамены за второй курс, летом 1875 года Сигизмунд получил приглашение от сводного брата Филиппа посетить Англию. Брат выслал немного денег на дорогу и пообещал оплатить возвращение Сигизмунда в Вену. Причиной этой первой зарубежной поездки молодого Фрейда стали его успехи в учёбе. Оказалось, что Филипп, для которого содержание брата было, в общем-то, в тягость, стал интересоваться его успеваемостью. Написал на кафедру, где учился Сигизмунд, попросив не афишировать его любопытство. И получил… восторженный ответ декана, который не мог нарадоваться на талантливого, очень трудолюбивого студента. Филипп Фрейд был искренне обрадован. И решил поощрить брата тем, чем мог – пригласил на каникулы в свой дом.

Это была чудесная поездка, после которой у Фрейда появился вкус к непродолжительным путешествиям. Человеком он был любознательным, хотя и очень непростым в общении. Он с большим трудом сходился с новыми людьми, часто был замкнут и угрюм. Но при этом постоянно наблюдал за людьми, прислушивался и свои впечатления записывал в записную книжку.

В начале 1876 года в университет пришёл запрос из Италии. Фрейд приглашался в Триест для совместной работы с доктором Карлом Клаусом, директором Института сравнительной анатомии. В заявке на это сотрудничество Сигизмунд написал, что планирует провести целое сравнительно-анатомическое исследование угрей – их системы размножения.

11. Первая научная работа

Проработав несколько месяцев в Италии под руководством доктора Клауса, молодой Фрейд опубликовал первую в своей жизни научную работу, посвящённую угрям – малоизученным на тот момент рыбам, вызывавшим интерес у многих биологов. Эта работа была замечена – Фрейд получил приглашение продолжить исследования в Институте патологии (научное подразделение Венского университета) под руководством профессора Штриккера.

В 1876 году молодой учёный и ещё студент Сигизмунд Фрейд был приглашен в Институт физиологии Венского университета лично директором Брюкке, чтобы продолжить исследовательскую работу в его лаборатории. Здесь Фрейд провёл последние годы университетской учёбы – с перерывом в 1879 году, когда он был призван на военную службу.

Студентом Фрейд был необычным. Его принципиально не интересовали студенческие пирушки, флирт с хорошенькими студентками, прочие прелести студенческой молодости. Это был очень сосредоточенный молодой человек, полностью погружённый в науку и обладающий очень глубокими познаниями. Он стремился к сближению со светилами науки того времени и легко добивался своего. Фрейд умел слушать, умел вовремя сказать нужное слово. Он был очень удобным ассистентом и спокойно мог заменить своего шефа – когда этого требовала ситуация.

Эрнст Брюкке не отпускал Фрейда ни на шаг, стараясь нагрузить исследовательской работой. А для самого Фрейда работа в лаборатории стала великолепной исследовательской школой.

12. Введение в неврологию

В студенческой среде, весёлой и бестолковой, Сигизмунда не любили. Это тянулось ещё с гимназических лет. Ему завидовали – его блестящей памяти, лёгкости, с которой Фрейд постигал науки. Он блистал на уроках и терялся после них, когда его окружали завистливые и более зажиточные сверстники. Мальчику часто приходилось недоедать, мечтать о том, чего другие не замечали – о новой одежде, учебниках, тетрадках. Студенческие годы в этом отношении мало чем отличались от гимназических. Фрейду часто приходилось довольствоваться скромным завтраком. Его шатало от недоедания. Но он упорно отмалчивался, когда его научные руководители приставали с расспросами. И отказывался от помощи, когда ему протягивали деньги.

С детских лет он заполучил странный комплекс, не позволявший ему смотреть собеседнику прямо в глаза. Он быстро отводил взгляд, словно стеснялся своей бедности и… своего таланта.

В лаборатории Эрнста Брюкке Сигизмунд взялся за целый цикл исследований по физиологии, сравнительной анатомии и гистологии. Особый интерес Фрейда вызывала нервная ткань. Разработав новые методы исследования, Сигизмунд добился определённых результатов, которые впоследствии легли в основу его теории нейронов.

Легко подпадая под влияние своих научных руководителей, Сигизмунд стал, буквально, апологетом учения своего шефа профессора Брюкке. Не забывал талантливого студента и философ Франц Брентано, который пригласил Фрейда на свой семинар.

13. Явление Зигмунда Фрейда

В 1878 году Сигизмунд Фрейд отметил 22-летие – возраст, который в те годы считался порой совершеннолетия. В 22 года молодых людей призывали в армию. В этом же возрасте молодые мужчины получали право избирать и быть избранными. Но это касалось только подданных императора Франца-Иосифа I, монарха Австро-Венгерской империи. Фрейды австрийского подданства не имели.

Тем не менее, Фрейд получил все положенные гражданину документы. И в своём паспорте записал другое, изменённое имя – не Сигизмунд, а Зигмунд Фрейд.

Это была довольно простая уловка, которая несколько маскировала (пусть только на первый взгляд) еврейское происхождение Фрейда. Немецкое имя Зигмунд рядом с еврейской фамилией Фрейд наводило на мысль, что на самом деле обладатель этого имени… немец.

Сам Фрейд не слишком тяготился своим происхождением, хотя антисемитизм был силён и в Австрии, в которой учёный прожил большую часть своей долгой жизни. Не любил религиозных условностей и часто раздражался, когда «правоверные евреи» тащили его в синагогу. Фрейд был убеждённым атеистом и сторонником учения Дарвина. С людьми верующими он даже не спорил – старался уйти в сторону, понимая, что эти споры бессмысленны. Тех, кто искренне верит, убедить невозможно. Да и… нужно ли? Человек живёт в окружении спасительных иллюзий. Так ему удобней и легче.

14. Йозеф Брейер

1878 год преподнёс Зигмунду Фрейду роскошный подарок – дружбу с выдающимся невропатологом Йозефом Брейером. Брейер работал при Венском университете ассистентом терапевта Иоганна Оппольцера. Но после смерти учителя покинул университет и открыл в Вене частную практику. Специализацией Брейера стали различного рода истерии и лечение органических поражений, вызванных истерией – утраты речи, паралича, расстройств зрения и потери кожной чувствительности.

Знакомство с Брейером, которое быстро переросло в тёплую дружбу на всю жизнь, в значительной степени пробудило интерес молодого Фрейда к невропатологии и, в конечном счёте, привело его к открытию психоанализа. И Йозеф Брейер был соавтором многих основополагающих работ Зигмунда.

Фрейд, страдавший от одиночества и неблагополучия родительской семьи, был очень благодарен Брейеру, который проникся к молодому студенту искренней симпатией и ввел в свой дом, познакомив с супругой Матильдой и пятью подрастающими, но ещё совсем маленькими детьми.

Семья Брейера стала для Фрейда образцом. Женившись (а это произошло спустя много лет после знакомства с Йозефом), Фрейд построил своё гнездо по подобию дома Брейера. И первого своего ребёнка – дочь Матильду, родившуюся в 1887 году – назвал именем супруги Йозефа Брейера, в знак уважения и любви.

Именно Брейер убедил Фрейда открыть собственную врачебную практику. Настоящий друг, Йозеф был рядом в самые трудные моменты жизни Зигмунда Фрейда.

15. Армейская служба

Весной 1879 года Зигмунд был призван на службу в австро-венгерскую армию в качестве военного врача. У него не было диплома, и он имел право на отсрочку. Однако, в военном комиссариате на его статус студента старших курсов особого внимания не обратили. Закон предписывал Фрейду пройти годичную военную службу в качестве военного врача.

Он был направлен в армейский госпиталь недалеко от Вены. Служил без особого желания, поскольку вместо увлекательных научных исследований Фрейду приходилось заниматься больничной рутиной – принимать больных, ставить диагнозы, ассистировать при операциях.

Этот год, проведённый в офицерской казарме, своеволие армейского начальства, принуждение уже практически состоявшегося врача к труду санитара и ассистента у менее квалифицированных, чем сам Фрейд, коллег убедили Зигмунда в том, что работать в клинике он не сможет. Не сможет и привыкнуть к сложившейся в официальной медицине субординации. Амбициозный, отлично образованный, постоянно ищущий Фрейд был на голову выше врачей, которые должны были его учить… Да только чему они могли научить этого молодого человека?

В начале 1880 года, когда армейская служба уже подходила к концу, Фрейд не выдержал и… сбежал. Он отправился в Вену к своему другу и учителю Йозефу Брейеру и провёл у него целую неделю. Когда Брейер поинтересовался – закончилась ли служба Зигмунда – и узнал правду, он пришёл в ужас. И убедил Фрейда немедленно вернуться в госпиталь. Фрейд вернулся. И тут же был арестован, как… дезертир.

16. Гауптвахта