Книга Укиё-э квест Сергея Китаева - читать онлайн бесплатно, автор Олег Торбин
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Укиё-э квест Сергея Китаева
Укиё-э квест Сергея Китаева
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Укиё-э квест Сергея Китаева

Укиё-э квест Сергея Китаева


Олег Торбин

© Олег Торбин, 2024


ISBN 978-5-0064-4332-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Ещё один привет из 19 века

Зачастую истории приобретения артефактов, попадания их в Россию и перипетии с переменой владельцев не менее интересны и детективны чем истории создания самих артефактов. Одна такая история, о коллекции Альфреда фон Вакано Самарского художественного музея, уже изложена в моей книге «вОроны в снегу», здесь же представлена ещё одна, весьма похожая, но с другим коллекционером, другим музеем, произошедшая примерно в тот же период, что и первая. Так же как и с первой историей, эта новая история смогла случиться и дойти до нас исключительно благодаря подвижническим трудам трёх человек: коллекционера собравшего и привёзшего в Россию, музейного хранителя коллекции тщательно сберегавшего и посильно изучавшего собранные артефакты, и специалиста со знанием ряда языков, включая японский, проанализировавшего и систематизировавшего коллекцию хотя бы отчасти. И что самое важное – все эти три человека были пишущими: коллекционер вёл активную переписку с родственниками, друзьями, партнёрами; хранитель коллекции в 1994 году сделала подробный доклад о коллекции с включением его в сборник статей о частных коллекциях, а культуролог-лингвист написал и издал книгу. Редкий случай, когда всё сложилось, но на самом деле сложилось пока далеко не всё и история эта ещё даст о себе знать.

Картинки – дело заразительное!

Жанр УКИЁ-Э – «картинок бренного мира» – сложился в Японии в эпоху Эдо (1603 – 1867) когда страна находилась в добровольной самоизоляции. Сами японцы про этот период обычно замечают, что самоизоляция была не полной – мол с Китаем, Кореей, островами Рюкю отношения не прерывались, но все торговые связи и с этими немногочисленными партнёрами происходили через единственный порт – Нагасаки. Всего пару лет назад теперь уже всему миру пришлось пройти через самоизоляцию «благодаря» ковиду, что вызвало всплеск домашнего творчества – рукоделие, рисование, игра на музыкальных инструментах, фитнес – всё чтобы хоть как-то скрасить невозможность выхода в свет. Так же и первые японские художники просто рисовали обыденные сцены пытаясь придать им какую-то изюминку, очарование. Со временем сформировались школы с жанровыми приоритетами и особенностями – Утагава, Кано, Римпа, Маруяма-Сидзё, хотя многие из них существовали в том или ином виде и до «пандемии» и общего у них тоже было немало.

И так получилось, что это «творчество от скуки» после открытия Японии во второй половине 19 века оказалось писком моды, авангардом модерна, Art Nouveau (фр. «новое искусство»), серьёзно потеснившим классицизм в Европе и США. Правда, под натиском встречного культурного потока из-за рубежа само пало жертвой эдакой глобализации второй половины 19 века фактически сойдя на нет к началу 20-го.

Соответственно, именно на конец 19 века – начало 20 века пришёлся пик создания частных коллекций восточного искусства в Европе, Америке, России. «Восточного» – потому что по пути в Японию многие коллекционеры заплывали-заезжали в Китай-Индию и там тоже приобщались к Востоку. Цели создания частных коллекций были у всех разные: кто-то собирал лично для себя и ближнего круга, кто-то на продажу, кто-то радел о просвещении общества и жертвовал коллекции музеям.

Например, австрийский предприниматель принявший подданство России Альфред фон Вакано (1846 – 1929) собирал восточную коллекцию для домашней галереи в Самаре с конкретной целью – артефакты с их индивидуальными историями должны были работать как монолит чтобы показать силу искусства в камерном общении Вакано с его оппонентами коих у него было множество – чиновники, жандармы, конкуренты по пивному бизнесу. Соответственно, в коллекцию вошли два-три самых лучших артефакта из каждого жанра, не более того. Но самые лучшие. Сам Вакано не владел ни японским ни китайским, но у него был очень продвинутый друг – тоже гражданин Австро-Венгрии, тоже пивовар и одновременно консул Австро-Венгрии в Тяньцзыне – Феликс фон Штумфоль (1883 – 1951)1, который с высокой долей вероятности и подобрал артефакты для Вакано.

Моряк Сергей Китаев (1864 – 1927) был, вероятно, очарованным Востоком коллекционером-одиночкой. Коллекцию он собирал тоже как системный монолит, но с другой целью – для представления её в музее для широкой публики. В коллекции явное преобладание работ Кацусика Хокусая – около 3 тысяч из всего более 6 тысяч артефактов, что говорит о личном предпочтении Китаевым творчества этого японского художника. То есть системность, но с личным предпочтением. Нет сведений владел ли Китаев японским языком или нет. Скорее всего в какой-то степени владел если общался с продавцами в Японии и читал лекции по японскому искусству в разных городах России. Но скорее всего не в высокой степени если не смог составить серьёзной оппозиции профессиональному японисту Сергею Елисееву, которого в 1916 году пригласили оценить коллекцию Китаева. Елисеев проработал с коллекцией семь полных дней, разобрав около 300 артефактов сделал вывод что стоящих артефактов единицы, множество подделок и реплик. Исходя из такой оценки Китаеву было затруднительно получить 75 тысяч запрашиваемых им рублей от какого-либо музея России, в итоге в марте 1917 года коллекция была сдана на хранение в Румянцевский музей (ныне здание Государственной библиотеки имени Ленина в Москве) и так в нём и осталась ввиду миграции Китаева в том же 1917 году в Японию. В 1924 году коллекция была передана в ГМИ имени А.С.Пушкина2

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Впоследствии, в 1948 – 1951 годах первый и последний посол Австрии в Китае

2

Воронова Б. Г. Сергей Николаевич Китаев и его японская коллекция. – Частное коллекционирование в России. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994». Выпуск XXVII. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Москва, 1995. Стр 161 – 162

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги