Судьбы евреев-колхозников
Анатолий Гендин
Николай Готовчиков
© Анатолий Гендин, 2024
© Николай Готовчиков, 2024
ISBN 978-5-0064-5027-1
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ОТ ПРЕЗЕНТАЦИИ К НОВОЙ КНИГЕ…
28 февраля 2012 года в республиканской библиотеке им. Франко состоялась презентация наших двух книг «Евреи-колхозники», которые вышли в 2009 и 2011 годах в издательстве «Доля». Книги были высоко оценены гостями встречи, в том числе Ефимом Фиксом, тогда депутатом Верховного Совета АРК, писателем Виталием Фесенко (Севастополь), представителями Джанкойского, Красногвардейского, Первомайского районов, хотя прозвучало и сожаление, что на их страницах очень мало сведений о Фрайдорфском и Лариндорфском еврейских национальных районах, о многих национальных еврейских сельских советах (а их в Крыму, по разным данным, было от 35 до 40), поэтому авторам посоветовали продолжить работу, дополняя новые книги материалами об этих районах и сельских советах, колхозах и судьбах евреев-колхозников. Были большие проблемы с финансированием двух книг «Евреи-колхозники»…
В их издании финансово помогли Владимир Механик (Москва), Ян Вайсман (Симферополь), Борис Сапожник (Мурманск), Лазарь Гайт (Симферополь), братья Абрам и Гирша Каганы (США и Крым) и другие.
Нас очень обрадовало внимание и оценки пресс-службы Еврейского фонда Украины, читателей из Израиля Маи Рощиной, Семена Дубровского, Владимира Ромбаха (США), Хаима Цейтлина (США), нам стали присылать письма, документы, фотографии, и мы сразу же обсудили проект новой книги под названием «Судьбы евреев-колхозников» и приступили к работе.
Увы, как оказалось, собрать материалы о еврейских национальных районах не так просто: мало книг, нет музеев, много спорного в интернет-источниках, весьма сдержанно освещена эта тема в известном многотомном издании – «История городов и сел УССР» (Киев, 1974) Радовало главное – письма наших читателей, новые данные из архивов.
В газете «Шолэм» (редактор Анатолий Гендин) были напечатаны емкие материалы, которые вошли в эту книгу, параллельно шел поиск и по другим источникам. Так, в музее с. Восход (Николай Готовчиков) были собраны уникальные документы времен войны. Но был главный фактор – финансирование. И тут авторы вынуждены были сделать паузу до 2019 года.
К тому же произошли исторические события марта 2014 года, многое изменилось в жизни городов и сел. Шел процесс вхождения нашей республики в структуры, духовное поле РФ. Мы надеялись, что, наконец, откроются новые перспективы в работе и над книгой, хотя, к сожалению, проблема издания книги не исчезла. Мы понимаем, как много надо еще работать ученым, историкам, краеведам, чтоб восстановить картины прошлого. Вот пример: известный в мире кино выдающийся режиссер Борис Мафцир, снимая фильм «Готеланд» о Холокосте в Крыму, с грустью говорил, что в бывших еврейских районах и сельсоветах Крыма нет музеев, заброшенные кладбища, мало книг о жизни евреев-крестьян. Правда, фильм вышел, но проблема не решена.
Есть и такая проблема, по сути, хроническая: Сергей Ткаченко, автор интересного очерка «Майское: три события крымской истории» (2010) писал: «Когда рассказываешь кому-то о евреях-колхозниках, видишь округлившиеся глаза. Не привыкли к таким поворотам. А ведь в первые годы Советской власти евреи из разных городов и местечек создавали в засушливой крымской степи компактные поселения с пашнями и огородами, виноградниками и садами, с водопроводом и электричеством, со школами на родном языке, клубами, библиотеками».
Ну, а сейчас, когда колхозы и совхозы уничтожены «реформами» от времен Горбачева в России и Кравчука – Кучмы на Украине, читателям уже новых поколений вдвойне необходимы правдивые книги не только о еврейских колхозах, но и о совхозах и колхозах вообще в стране в 1930—1991 годах и в последующие годы, в том числе в Крыму – Республике Крым. Не сомневаемся, эта книга вызовет интерес. Чтоб понять, в каких условиях оказались евреи-переселенцы, мы решили внести материалы и о крымской степи, чтоб ощутить, каких невероятных усилий стоило ее освоение.
Структурно книга состоит из новых материалов из архивов, писем и воспоминаний наших корреспондентов-земляков, в нее включены статьи из газет «Крымская правда», «Шолэм», «Сельская правда», журнала «Крым», материалов из музея истории колхоза «Россия» и др.
Дорогие читатели, наши корреспонденты и меценаты! Уверены, что и на этот раз вы будете рядом. Имена меценатов будут внесены в книгу.
Николай ГотовчиковАнатолий Гендин2019 годВЫ НАМ ПИСАЛИ…
Не вошедшее в книгу
После выхода наших книг в редакцию газеты «Шолэм» и музей ордена Ленина колхоза «Россия» стали приходить письма из разных уголков Украины, Белоруссии, Израиля, США, многих крымских сел и городов. Мы стали работать над третьей книгой «Судьбы евреев-колхозников», был написан первый вариант небольшой по объему книги, еще многое надо было включать в ее содержание, но наши планы были тщетными. Много событий коснулось судеб не только жителей Крыма. Попытки найти поддержку в финансировании потерпели крах. И тогда по инициативе Анатолия Гендина решено было продолжить рассказ о судьбах переселенцев-евреев на полосах газеты, накапливать все эти поступления в музее. Надо отдать должное редактору: в «Шолэме» печатались и печатаются очень известные авторы, были опубликованы воспоминания ветеранов, редкие документы. Если бы сделать подборку только этих статей с рассказами о судьбах колхозников-евреев, получилось бы очень весомое исследование данной проблемы. Вот несколько примеров таких основательных публикаций.
Работа Бориса Берлина «История крымской трагедии» (январь – февраль 2011 года), «Воспоминания о моих родителях» Марины Егудиной (2011—2012), «По дорогам войны. По следам отца», «От Мраморной балки до Пулковских высот» Манахима Хананаева (2015, 2018), «Все евреи ответственны друг за друга. Коль А-ехудим ахраим Зе Ба Зе» президента истории Ближнего Востока Евгения Сатановского, «Музыка Холокоста» Эстер Гинзбург (2018), многочисленные глубокие статьи Анатолия Гендина, интересные рассказы Абрама Кагана («Зорька», «Ограбление магазина» и др.), статья Е. Трахтенберга «Чтобы сохранить память», Анны Чапыгиной «Мой дедушка Аарон и его брат Изик» (о еврейском театре), многие другие – все это обогатило бы книгу, ее панорама событий стала бы ярче, реалистичней. К сожалению, неопределенность в масштабах финансирования издания вынудила нас сократить объем книги. Авторы совершенно демократично не стали размещать все свои публикации не только в «Шолэме», но и в «Крымской правде», «Сельской правде», журналах «Крым», «Манускрипт», выбрав самые-самые, наиболее глубоко раскрывающие тему.
Как знать, что там впереди, но в архивах колхозного музея, в редакции «Шолэма» хранятся газеты. Хочется верить, что тема о евреях-колхозниках еще будет востребованной. Тогда все сделанное нами и сохраненное пригодится историкам, краеведам, журналистам, писателям.
Не исключен и вариант братьев Абрама и Гирша Каганов, которые самостоятельно провели архивные исследования, собрали материалы о родных и близких и издали книгу «О еврейской деревне в Крымской степи», в которую вошли их рассказы и публикации из «Шолэма».
И вот новая их книга «У берегов Отечества». Абрам Каган и его брат Гирш вновь вернулись к истории села Най-Лебен, откуда они родом. В книге есть сведения об участниках Великой Отечественной войны, своеобразное изображение жизни села, колхоза, то есть и это издание имеет фактический материал о судьбах евреев-переселенцев. Думается, отзывы будут и в газете «Шолэм».
Лариндорфский и Фрайдорфский районы
От авторов: в наших книгах «Евреи-колхозники» (особенно в первой) помещено больше рассказов о Тельманском районе и Ротендорфском сельском совете, что обедняло панораму рассказа. Однако там есть страницы и о Лариндорфском, и о Фрайдорфском районах. Мы опубликовали в ней интересную работу Йосси Барада (Израиль) на стр. 131—135 и работу Владимира Брошевана «Крым – вторая родина» (об образовании Фрайдорфского района»), что, конечно, является каплей в море.
Литература об этих районах, конечно, есть. Наиболее обширные труды у Эдуарда Кукуя «Еврейские колхозы в Крыму», Ефима Невельштейна «Фрайдорфский еврейский национальный район», Якова Пасика «Фрайдорфский и Лариндорфский еврейские национальные районы», фундаментальные исследования Бориса Берлина, Михаила Тяглого и др. Но найти их в библиотеках непросто, а сведения нужны и политологу, и краеведу.
Многие, как известно из практики студентов, аспирантов, в поисках сведений по истории еврейских колхозов обращаются к википедиям.
Там, конечно, есть все, в том числе и о еврейских колхозах. Но сколько неточностей, разночтений! Скупые сведения можно найти в известной работе «История городов и сел УССР», в томе, посвященном Крымской области. Этого мало, а чтобы написать историю о еврейских национальных районах и сельских советах, нужна длительная исследовательская работа. Думается, это дело историков и краеведов тех мест, где находились еврейские национальные районы, сельсоветы, колхозы. Но здесь, с помощью авторов ряда писем, особенно севастопольского журналиста Александр Калько (известного не только в Крыму), новых работы исследователей, старых многотиражек, которые хранятся, как и районные газеты, в республиканском архиве, мы несколько расширим сведения по этой проблематике.
Мы нашли статью Сергея Ткаченко «Майское: три события крымской истории» в «Рассвете», со ссылкой, что этот материал напечатала «Крымская правда». Содержание очень близкое к тексту Йосси Барада, но немало и дополнительного. Даем краткий пересказ этой публикации, хотя в книге «Евреи-колхозники» (2011) мы уже приводили материалы из этого исследования. Сергей Ткаченко, как уже отмечено, расширил рассказ новыми фактами, именами, цифрами.
ХАКЛАЙ-МАЙФЕЛЬД-МАЙСКОЕ
С автором мы не встретились, а из его работы включили отдельные отрывки в виде пересказа, выбирая фактический материал.
Итак, все эти названия села в их историческом развитии. Оно находится в Джанкойском районе. Евреи-переселенцы из Белоруссии, Украины, России прибыли сюда, выбрали место возле станции Колай (Азов), поселились в землянках и шалашах и основали село Хаклай (в переводе с иврита означает «земельное угодье»), стали осваивать новое для них дело – земледелие, заложили сады, виноградники. В селе было 300 жителей. В 1929 году село переименовали в Майфельд (Майское поле). Автор ссылается на воспоминания Валерия Ивановича Левина, краеведа, историка. Его мать Клара Ефимовна – заслуженный агроном УССР, кавалер орденов Ленина и других, работала главным агрономом в колхозе, который назывался «Россия» (Н. Готовчиков: «Я хорошо знал эту замечательную женщину, разговаривал с ней и о евреях-переселенцах). Так случилось, что в Красногвардейском и Джанкойском районах были колхозы с названием «Россия», между ними велось соцсоревнование, установились теплые отношения, чему способствовал заслуженный агроном УССР, председатель колхоза – В. И. Криворотов. Сергей Ткаченко ссылается на рассказы и исследования Михаила Непомнящего, собравшего большой материал о евреях-переселенцах, написавшего книгу и создавшего музей истории села в школе. Отыскать книгу нам не удалось, а сведения о первой коммуне включаем – она была основана в 1924 году, называлась Тель-Хай. Здесь был настоящий университет: учились азам животноводства, строили силосные башни, закладывали виноградники. Однако наиболее многогранной и полезной была деятельность «Агро-Джойнта» – дочерней компании «Джойнт» (США). «Агро-Джойнт» прислал сюда своих агрономов, строителей. Тогда были построены средняя школа с кабинетами, библиотека. В школе были духовой оркестр, самодеятельный театр, много кружков; в столовой бесплатно кормили детей, выдавали обувь, книги. Обучение велось на идиш, но широко изучались русский язык и литература. Был создан Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся – КомЗЕТ, который занимался вопросами строительства. Были построены многие дома, которые по имени этого Комитета в народе получили название «комзетки».
До 1929 года здесь все вели единоличные хозяйства. В 1929—1932 годы шла коллективизация, все единоличники – это 68 хозяйств – объединились в колхоз. Чтобы многое не повторять, здесь, как и всюду в еврейском колхозе, успешно вели хозяйство, имели свою электростанцию. Велась просветительская работа, работали любительские кружки самодеятельности.
…В разделе «Печаль степного ковыля» – рассказ о трагических со бытия в 1941—1944 годах. Автор из Израиля Гитель Губенко пишет: «1 ноября 1941 года в Колайский район ворвались немцы. В конце декабря в район прибыла из Джанкоя команда СД. Из разных деревень района согнали евреев в Майфельд в здание школы». Здесь у них отняли все вещи и учинили страшную акцию по уничтожению всех жителей. Было убито 1512 человек.
Мы не будем приводить ужасных сцен, но есть одно замечание автора: «Никто из местных жителей не спас ни одного еврея, не спрятал ни одного ребенка, не приютил хоть на час, не накормил». И еще: «В расстрельной команде было больше не немцев, а разношерстного сброда, который активно помогал палачам».
Хочется назвать основательную работу известного краеведа Бориса Берлина «История Крымской трагедии», главы из которой печатались в газете «Шолэм» (№12 в 2011 году, №1 и №2 в 2012 году), чтобы показать масштабы и ужасы Холокоста в Крыму. Есть работы и у Александра Глубочанского, Владимира Брошевана.
От авторов: здесь нет фамилий первых переселенцев, имен председателей колхозов, данных экономического развития, но мы думаем, что и эта небольшая публикация явится определенным ориентиром для будущих авторов книг и о Фрайдорфском районе, в состав которого входили села Колайского сельского совета.
О ЕВРЕЙСКОМ СЧАСТЬЕ В СТЕПИ ПОД ДЖАНКОЕМ
Михаила Иосифовича Выгона, конечно, знали учителя-филологи, литературоведы Крыма. Это был один из самых ярких педагогов в Крыму. Его статьи и выступления перед коллегами многие помнят. А еще Михаил Выгон был автором книг «Пушкин в Крыму» (пушкинские места), которая вышла в 1974 году, о романе А. Фадеева «Молодая гвардия» (методические разработки в помощь учителям-языковедам, работающим в 10-х классах) и других. Книга «Пушкин в Крыму», небольшая по объему (69 стр.), стала настольной для учителей-филологов. В печати были положительные отзывы (например, Н. Шика в «Славе Севастополя»). Немногие знают, что корни автора Михаила Выгона из с. Майфельд под Джанкоем, что он – сын переселенца 1925 года.
Книга «О еврейском счастье в степи под Джанкоем» написана им в Израиле, куда он переехал в 1991 году. Прекрасно зная жителей села, их труд по преображению целинной степи в настоящий оазис достатка и уюта, обладая цепкой памятью и наблюдательностью, он создал маленькую энциклопедию об этом селе (сейчас – село Майское, центр сельского поселения). Книга вышла в 2004 году на иврите. Не знаем, есть ли ее переводы на русский язык, но очень ценным является электронный пересказ книги, который сделал внук автора – Даниэль Голштейн. Читателям советуем прочесть этот вариант, а мы сочли необходимым назвать лишь несколько имен жителей села, взять фото из этой работы.
…В селе жил Ямпольский Пинкус Руимович (1907—1984), секретарь Крымского обкома ВКП (б) – уполномоченный обкома в партизанских отрядах Крыма. Командовал он и Северным партизанским отрядом. О его деятельности много документов в архивах Республики Крым.
…Бесстрашный партизан, кавалер Красного Знамени, с 1943 года – командир партизанского отряда Кушнир Яков Михайлович (1923—2008) – тоже корнями из этого еврейского села.
…Писатель, учитель Выгон Михаил Иосифович (26.01.1924—03.01.2011) – майфельдовец.
В заключение хотелось бы одного, чтобы нашлись заинтересованные люди, чтобы появилась в Крыму это исследование о судьбах евреев-колхозников. Другие книги автора есть в библиотеках.
«РАСПАХАЛИ БЫ ВСЮ ПЛАНЕТУ!»
В книге «Евреи-колхозники» (вторая книга, 2011), в главе «Лариндорфский район», есть интересное, яркое интервью с Маней Ароновной Гендиной. А вот документов, статей нет. Мы были рады находке: в архивах музея с. Восход найдена газета Первомайского района от 1 мая 1999 года с интереснейшей публикацией Владимира Шишкова с романтическим названием. Газета вышла к 70-летию коллективного сельхозпредприятия (колхозы уже летели под откос), где чрезвычайно много было хроники прошлых лет, когда район еще был Лариндорфский.
…В «Истории городов и сел УССР» (Киев, 1974) сказано: «В октябре 1925 года здесь организовалось сельскохозяйственное кредитное машинное товарищество. В мае оно насчитывало 12 членов. Большим событием в селе стало появление первого трактора «Фордзон», которым в этом году было вспахано свыше 90 десятин земли товарищества и бедняков. В 1927 году сформировано товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), куда вошло 28 человек. В том же году все члены ТОЗа вступили в колхоз «Вабадус» («Свобода»). Но о том, что переселенцами были евреи – ни слова! Такие «правки» текстов были в Киеве нормой.
Теперь к пересказу статьи Владимира Шишкова. Итак, создан еврейский колхоз. Его переименовали в «Най-Лебен» («Новая жизнь»). Хотелось предупредить читателей, что в Крыму было и село Най-Лебен в Тельманском (Красногвардейском) районе. А колхоз там назывался «им. Молотова» (потом «им. Маленкова», позже – «Россия»).
Центральной усадьбой колхоза было с. Калининдорф. Первые председатели: Медведев, Егудин, Глуховский, Гофман, Полонский. Особенно многое сделано при «тридцатитысячнике» Айзеке Гофмане: пробиты три артезианских скважины, построена кошара, ветряная мельница. Неимоверно тяжелый труд – вручную разбрасывали навоз, удобряли почву, молотили зерновые, косили. В 1935 году получили по 6,7 центнера пшеницы и по 7,9 центнера ячменя с гектара, 540 килограммов хлопка. Знатной хлопководкой в Крыму была Вера Яуфман. С 1936 года председателем работал Борис Полонский. Колхоз «Най-Лебен» в 1937, 1938 и 1939 годах был участником ВДНХ (Москва). Прославились и овцеводы: в 1940-м году на Всемирной выставке в Бельгии овцы колхоза заняли призовые места по всем категориям (вес, настриг, длина шерсти, тонин). Лучшие чабаны: Серов, Кац, Кискин…
Далее автор приводит цифры о том, что получал в колхозе сам колхозник. Во-первых, в личных подворьях держали птицу, овец, коров и бычков, кроликов. На трудодень выдавали по 20 килограммов пшеницы, по 3 килограмма картофеля, по 5 килограммов овощей, выписывали по невысоким ценам строительные материалы и многое другое В 1937 году открыли добротную общественную баню. Интересной была жизнь клуба, библиотеки, комсомольская… Перед войной в селе проживало 325 человек.
Тяжелое время оккупации, террор и Холокост – все это испытали най-лебенцы. Фашисты и их прихвостни повесили Соню Кац, комсомолку, а всего расстреляли 36 жителей села, в основном, евреев (в статье В. Шишкова страшные картины казни земляков, указаны имена предателей – НГ, АГ). Мы не будем здесь все это публиковать – о Холокосте в Крыму много работ.
Судьба колхоза «Най-Лебен» аналогична всем разрушенным вой ной колхозам и совхозам, фабрикам, заводам. Колхоз им. Калинина (переименован в 1944 году) рос и креп. Среди тружеников упомянуты Борис Попов, Оля Бочман, Аврум Карайказа, Василий Осипов. Радостная весть для села: в середине 1944 года заработала Сталинская МТС в Первомайском (Лариндорф). Председателем избран Трофим Руденко, его сменил Абель Кац.
В 50-е годы – поток переселенцев из Смоленской, Воронежской, Кировской областей. Росло население села. Колхоз был возрожден и достиг выдающихся успехов. В годы с 1964 до 1995 председателем работал Аркадий Полонский. В колхозе было 1078 человек, 90 тракторов, 19 комбайнов, 55 грузовых и 7 легковых автомобилей; с каждого гектара собирали по 56,3 центнера зерновых, 253 центнеров овощей (сравните: в 1945 году работало всего 187 человек).
…В 1999 году, свидетельствует Владимир Шишков, «состояние колхоза слабее, чем 10 лет назад».
В юбилейном году на Доску Почета были занесены: Андрусишин Иван Михайлович, оператор ДДА-100М (двухконсольный дождевальный агрегат); Бирюков Валерий Алексеевич, электромонтер; Демчук Валерий Кондратьевич, механизатор; Зварычук Михаил Самуилович, кукурузовод; Коновальчук Николай Николаевич, водитель; Лаврук Федор Федорович, бригадир тракторной бригады; Нежмединова Лилия Аметовна, тестомес пекарни; Рипа Василий Михайлович, скотник; Рогоза Владимир Борисович, художественный руководитель ДК; Рубан Павлина Васильевна, свинарка; Свищук Нина Владимировна, почтальон отделения связи; Сидоренко Татьяна Васильевна, доярка; Топчиенко Анна Павловна, телятница.
В Калининдорфе в 1999 году был и музей (основатель Алек сей Иванович Ушаков. В 1999 году – Николай Супрун). Вот имена, которые занесены в анналы истории села и колхоза: Александр Казусик, Николай Кучеренко, Клавдия Шуляк, Екатерина Орленко, Иван Пыцкив, Мария Зыщик, Александр Вареник, Леонид Броневицкий. На полотне изображены: Аркадий Борисович Полонский; пятиклассник Валера Веремей; помощник комбайнера, скотник Михаил Малик; механизатор Иван Николаенков; доярка Мария Кудрявцева; заведующий гаражом Владимир Кискин; заведующая фермой Александра Темик.
…Судьба колхозов известна. Рухнули даже такие гиганты как «Россия», им. Крупской, «Большевик», да и вообще колхозов и совхозов нет! К чему это привело, всем известно. Рассказ же коллеги Владимира Шишкова – прекрасная иллюстрация к теме судьбы колхозов…
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА…
Рассказов о судьбах первых переселенцев-евреев написано немало: есть публикации в СМИ, но очень многое затеряно, ушло в вечность.
Повторимся: наши книги «Евреи-колхозники» привлекли внимание многих читателей как в нашей стране, так и в других государствах. Пришло просто обилие документов, снимков, вырезок из газет, копий писем военных лет, архивных документов. И это, конечно, очень ценно, поэтому и вошло в книгу «Судьбы евреев-колхозников».
Глава «От первого лица» по сути написана теми, кто прислал письма, бывал в Симферополе и с. Восход, встречался с нами…
Леонид Паз: «Спасибо за память!»
«Николай! Ты помнишь нашу семью. После посещения музея и твоего подарка – книги «Евреи-колхозники», я понял, как много вы с Анатолием Гендиным сделали. Стремление не дать уйти в небытие дел наших предков, сохранить память для новых поколений – вот, что вызывает ни с чем не сравнимую благодарность. Я начинаю рассказ о нашей многострадальной семье Паз. Мой отец – Иосиф Маркович Паз, родился 21 июня 1911 года в Карасубазаре (Белогорск). Что касается такой трехбуквенной фамилии, то, как считают этнографы, скорей всего дальние предки прибыли морем из даль- них мест. Потом семья переехала на территорию Ротендорфского еврейского сельсовета в деревню Ойфленбург, участок №5 (сейчас – с. Заря Восходненского поселения). Там отец стал работать, отслужил в армии, стал работать в МТС (машинно-тракторная станция) трактористом, а дедушка – 1880 года рождения, подвозил на бричке горючее для тракторов и комбайнов. В 1938 году отец женился, в 1939 году появился на свет мой брат Владимир. Мать мало рассказывала об этих годах, но я знаю, что отец, в числе первых, в июне 1941 года ушел на фронт. А вскоре Крым был оккупирован фашистами. Семья сестры отца вместе с моей мамой и детьми эвакуировались в Казахстан, где 15 ноября 1941 года и родился я – Леня Паз.
О судьбе дедушки и бабушки (они не смогли покинуть родное село) я узнал в архиве г. Симферополя. В документе сказано, что чрезвычайная комиссия установила: «по Тельманскому району в период за 1941—1944 гг. среди расстрелянных фашистами числятся №315 – Паз Марк И., 1880 г.р., еврей, и Паз Вера Б., 1884 г.р., еврейка, жители с. Ойфленбург, Тельманского района».
Спасибо тебе, Анатолию и Гирше Кагану, что смогли установить памятную доску в парке с. Восход с именами жертв Холокоста.
А отец служил в в/ч, полевая почта №35, в Евпатории. Он писал письма. Вот, передаю в музей некоторые из них. Но с июня 1942 года не было вестей. На мои запросы пришел ответ, что тракторист, рядовой Паз Иосиф Маркович «пропал без вести в июне 1942 года».
Тяжкая участь была бы у брата и сестры отца, но праведники мира их спасли. Моя бабушка (по матери) и ее сын Шайка тогда жили в с. Октябрь в 3-х километрах от Колая (Азовское), где их и расстреляли фашисты. Из всего нашего рода остались после войны мы с братом и мамой. Моим отчимом стал фронтовик, замечательный человек Михлин В. М., который много лет работал главным бухгалтером колхоза им. Молотова, а потом и «России». Спасибо ему и моей крестной маме Темме Борисовне.