Книга Забытый Горизонт. Основы духовной практики в традициях Тхеравада Буддизма и Цюаньчжэнь Даоизма с учетом Лакановой психодиагностики - читать онлайн бесплатно, автор Евгений Анатолиевич Тимофеев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Забытый Горизонт. Основы духовной практики в традициях Тхеравада Буддизма и Цюаньчжэнь Даоизма с учетом Лакановой психодиагностики
Забытый Горизонт. Основы духовной практики в традициях Тхеравада Буддизма и Цюаньчжэнь Даоизма с учетом Лакановой психодиагностики
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Забытый Горизонт. Основы духовной практики в традициях Тхеравада Буддизма и Цюаньчжэнь Даоизма с учетом Лакановой психодиагностики

Забытый Горизонт

Основы духовной практики в традициях Тхеравада Буддизма и Цюаньчжэнь Даоизма с учетом Лакановой психодиагностики


Евгений Анатолиевич Тимофеев

© Евгений Анатолиевич Тимофеев, 2024


ISBN 978-5-0064-4956-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Забытый Горизонт

Основы духовной практики в традициях Тхеравада Буддизма и Цюаньчжэнь Даоизма с учетом Лакановой психодиагностики


Доктор Евгений Анатолиевич Тимофеев


Аннотация

В первой части книги показано, как психоаналитическая теория субъективности Жака Лакана может нюансировать, дополнять и быть нюансированной методами тренировки ума согласно Тхеравада Буддизму. В частности, четыре субъективные структуры: невротическая, перверсивная, субъективность психоза и аутистическая субъективность – дифференцируются и подробно рассматриваются в свете применимых к ним методов культивации.

Вторая часть посвящена тому, как подход к развитию тела и Ци в рамках Цюаньчжэнь Даоизма может подготовить любого субъекта к духовному культивированию. Все три традиции рассматриваются с помощью перекрестной критики, чтобы подчеркнуть достоинства умелой междисциплинарной практики, которая отличается от простого смешения систем.

Будучи представителем всех трех традиций, я излагаю взгляды, ориентированные на практику, а не на академическое исследование, чтобы другие практики могли обогатить свои методы. Книга будет доступна и не практикующим, поскольку теория излагается постепенно, в исчерпывающих терминах.

Изложение включает критику психиатрического мейнстрима с точки зрения вышеупомянутых традиций. В конце излагаются основные принципы и способы борьбы с главным препятствием на пути культивирования – духовным прельщением и заблуждением.

Благодарности

Я выражаю признательность традиционным хранителям земли, на которой написана эта книга, – народу Вурунджери из племени Кулин. Я выражаю свое почтение старейшинам, прошлым, настоящим и будущим. Прожив последние пять лет в домике у реки Ярра, я стал ценить белые эвкалипты, черных какаду и тигровых змей как родных. Австралия стала для меня домом, и я безмерно благодарен за то, что меня принимает и поддерживает ее безвременное величие.

Эта книга была бы невозможна без моего предварительного знакомства с психоаналитической теорией и практикой. Я выражаю благодарность всем современным аналитикам, чьи работы упоминаются и цитируются в этой книге. Именно эта область знаний, рожденная из аналитического опыта, так необходима в западной среде. Ни в одной другой западной дисциплине я не встречал такой ясности, глубины, масштаба и структурной целостности в символизации явлений, относящихся к функционированию человеческой психики.

Я выражаю благодарность учителям Тайской Лесной Традиции буддизма Тхеравады, чьи беседы о Дхамме, ретриты и сессии вопросов и ответов помогли мне прояснить мое понимание ума и способов его тренировки в соответствии с Путем Будды. В частности, я благодарен Тан Аджану Кальяно, настоятелю храма Будда Бодхивана в горах Ярра. Он наставил меня на путь практики как мирянина-последователя и временно рукоположенного монаха.

Я хочу поблагодарить Дэмиена Митчелла, учителя даосских и буддийских внутренних искусств, главу школы Лотос Нейгун, за то, что он поделился таким глубоким, хорошо систематизированным и прозрачным способом практики цигун, нэйгун, тайцзицюань, багуачжан, внутренней алхимии и традиционной китайской медицины. Щедрость, доброжелательность, простая глубина и обилие знаний, обработанных и раскрытых им для пользы мира, беспрецедентны. Изложение учений и методов Северного даоизма в этой книге почти полностью основано на его хорошо изложенном руководстве.

Я хотел бы поблагодарить доктора Дугласа Осто за его советы по переписыванию аннотации и подходу к процессу публикации.

А также я благодарен моему другу Василию Мартиновичу за дизайн обложки для книги.


Доктор Евгений Тимофеев

Введение

Междисциплинарная практика – это практика, которая имеет смысл и раскрывает весь свой потенциал только тогда, когда мы решаем самую высокую из возможных задач – задачу духовного возвышения. Именно здесь могут быть объединены области знаний и практик таких разных традиций, как Лаканов психоанализ, буддизм Тхеравада и даосская внутренняя алхимия. Необъятность поставленной задачи объединяет эти традиции без необходимости создавать из них новые или слитные системы. Практикующий разделяет методы и использует их при работе с различными аспектами человеческой сущности, такими как психика, ум, тело и дух. Дальнейшая интеграция методов происходит сама по себе, результатом чего становятся сам практикующий – воплощение плодов культивирования.

С точки зрения культиватора, духовная практика включает в себя, но не сводится к тому, чтобы освободить свои желания, символизировать свое стремление и преодолеть фантазии, лежащие в основе чувства самоидентификации. Эта практика не сводится к тому чтобы просто надеть коричневые монашеские одежды и провести десятилетия в качестве отшельника, наблюдая за своим умом и избавляя его от ментальных пороков. Духовная практика также не значит, что лишь культивирование обилия Ци и ее циркуляция по каналам приведет человека на грань трансцендентности. И также духовная практика это не хитроумная смесь всех этих основ работы. Напротив, необходимо понять, как эта практика делается в каждой традиции, то есть каковы предпосылки, точные механизмы и различия между путями традиций, и почему они важны на данном этапе?

В настоящее время планету Земля населяют около восьми миллиардов человеческих существ. Один и три миллиарда из них – подростки. Один и девять – дети. Двадцать процентов из этих трех с половиной миллиардов молодых людей имеют диагноз «психическое расстройство»1. Среди взрослых один миллиард человек страдает психическими расстройствами или расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ2. Это составляет один и семь миллиардов зарегистрированных случаев острых психических страданий. Количество неучтенных проблем не поддается оценке, но их можно ощутить, если только немного приоткрыть свое сердце.

Существующие модели оценки и лечения этих расстройств делают все возможное: диагностика, терапия, медикаментозное лечение, пересмотр последнего, продолжение лечения, институционализация, помощь на дому, поддерживаемые работа и жилье, пенсия по инвалидности и т. д. – вот обычные протоколы. Диагностическое и Статистическое Руководство по Психическим Расстройствам (DSM) даже слишком исчерпывающе в попытке охватить всю симптоматику, однако есть нечто, что остается несимволизированным. Это нечто заключается в том, что дистресс не отделим от самого человеческого стремления к миру, свободе, счастью и трансцендентности.

На мой взгляд, современным подходам к поддержанию психического здоровья не хватает всеобъемлющего междисциплинарного понимания психической обусловленности, отдающего должное вездесущности страдания. Следующее, чего не хватает, – это последовательного нерелигиозного изложения механизмов, лежащих в основе само- и духовного развития. Необходимо не только заниматься своим психическим здоровьем, но и иметь уверенность или веру в то, что существует нечто высшее, к чему можно последовательно обращаться в рамках этого самого человеческого потенциала.

В настоящее время практически любые данные могут быть легко получены любым человеком, имеющим доступ к Интернету, но они не имеет ценности. Обилие дезинформации, противоречивые и конкурирующие подходы, отсутствие диалога, объединенного общей целью, – все это является общей причиной чувства растерянности. Отсутствие структурированных знаний о полноте психического, физического и духовного развития человека, а также отсутствие ясности в отношении последовательного продвижения к достижению стабильного физического и психического здоровья создают неясный вакуум, в котором оказываются люди, искренне ищущие помощи в решении своих проблем.

Тем, кто не только ищет выход из обыденных невзгод, но и искренне стремится прикоснуться к чему-то более возвышенному, чем тело и разум, очень досадно постоянно заходить в тупики запутанных и вводящих в заблуждение рекомендаций, бесконечных, но неубедительных исследований, сталкиваться с лжецелителями, отнимающими время терапиями, жадными до денег гуру и фильтровать невежество, облаченное в изощренную философию. Постоянное требование выжить в конкурентном и перенаселенном мире еще больше усиливает давление, заставляя сердце сдаваться и прибегать к той или иной форме эскейпизма: посмотреть фильм, выкурить сигарету, направить все силы на развитие бизнеса или карьеры – все это имеет равную ценность, поскольку является лишь отвлекающим маневром для ума, не способного обрести ясность и соответствовать устремлениям души.

Учитывая вышеперечисленные факты и тенденции, крайне важно, чтобы люди имели доступ к учениям и практикам древних традиций, которые соотносятся с современным развитием знаний. Однако не все виды современного знания полезны в этом отношении. Существуют причины, по которым Лаканову психоанализу отдается предпочтение перед многочисленными «пси» -модальностями. Прежде чем рассказать об этих причинах, стоит отметить, что психотерапия – это современная практика, которая берет свое начало в работах Брейера и Фрейда3. Древние традиции культивирования не имели психотерапии, но имели способы и модели анализа и балансирования психической жизни как одно из необходимых условий своей практики. Тем не менее, благодаря разработкам Фрейда и Лакана, психоаналитической метапсихологии есть чем дополнить традиционные методы.

Как указывает Верхаге, психоаналитическая теория построила структурно подробное, конгруэнтное, конкретное, но гибкое понимание мета-динамики психической жизни человека, не прибегая к исчерпывающей классификации психических расстройств (Верхаге 2004, 127—147) как это сдпелано в DSM. Это понимание возникло из наблюдений, основанных на практической деятельности, что привело к выделению четырех различных структур человеческой субъективности. Весь спектр нозологии DSM можно вместить в генезис этих четырех структур4, которые, как мы увидим в следующих главах, соотносятся с различными стадиями процесса отделения субъекта от другого.

Кроме того, психоаналитический праксис слушания, который ведет к обнаружению и опроверганию образований бессознательного, способствует достижению того, к чему традиционные методы культивации стремятся с большими усилиями, а именно очищения качества внимания. В традициях культивирования, таких как буддизм и даоизм, хорошо известно, что незапятнанное внимание составляет всю полноту Пути. Как отмечал Будда, внимательность на четырех основах – это прямой путь к прекращению страданий5. Распознавание фундаментальной бессознательной фантазии, лежащей в основе каждой структуры субъективности, избавляет практикующего от множества ненужных размышлений. Понимание схемы, по которой дискурс циркулирует в бессознательном, может отсечь солидный кусок багажа, в противном случае мешающего практике применения внимания.

И наконец, психоаналитическая метапсихология предостерегает практикующих от ловушек, связанных с следованием за гуру или отрешением от мира из романтического идеализма. В то время как страдания, беды и смятение мира могут быть слишком тяжелыми, бегство в кажущуюся не-мирскую духовность не решает проблему. Человек принесет с собой свою субъективность и, в худшем случае, будет введен в заблуждение ложным гуру с похожим субъективным перекосом, поскольку подобное притягивает подобное. В лучшем случае человек будет блуждать и заблудится еще больше: не добившись мирских целей и не испытав полноты жизни, он рискует впасть в уныние и разочарование, известные в даоизме как Чаньбин или «болезнь медитации». Ее характеризуют отчетливое чувство бессмысленности, уныния и усталости с потерей всякого вкуса к жизни. Кропотливость и строгость психоаналитической системы вызывают потребность в жестокой проверке своих мотивов, чтобы не оказаться на одном из этих отклонений от Пути.

В свою очередь, традиционные практики буддизма и даоизма, которым посвящена эта книга, вносят вклад в психоаналитическую теорию, предлагая последовательные методы психофизического развития на пути к воплощению того, что действительно Реально. Линии предыдущих и нынешних культиваторов наметили Путь к просветлению. Доказано, что он приносит результаты и работает независимо от времени, если человек усердно придерживается рекомендованной механики. Это не значит, что другие духовные традиции не приводят к результатам трансценденции, но необходимо различать, как они ведут к этому и какие конкретные эффекты стремятся реализовать. Практики разных традиций могут идти рука об руку до определенного момента, но на более высоких этапах они неизбежно расходятся.

Таким образом, можно выделить три основные категории духовных традиций:


– Традиции, основанные на сознании;

– Традиции, основанные на поклонении;

– Энергетические и телесные традиции.


Давайте рассмотрим их по очереди.


Традиции, основанные на сознании или духе, такие как Тайская Лесная Традиция буддизма Тхеравады или Адвайта-Веданта, опираются на понимание природы привязанности, заблуждения и истинной природы самого сознания. Используя сознание, практикующие наблюдают природу ложности самоидентификации, основы телесного присвоения себя и механизм, с помощью которого возникает ложное восприятие реальности, сосредоточенное вокруг «я» и «мое». В даосских терминах это Путь, основанный на очищении своей Синь (Кит.: природа/характер) или «природы». Развивая исключительно благотворные состояния ума и отказываясь от неблаготворных, тренируя ум во внимательности, неподвижности, освобождении и проницательности, практикующие Буддадхамму достигают пробуждения к истине реальности. Поддерживая это бодрствование или правильное понимание, основанное на випассане, они постепенно проникают в полное просветление, при котором привязанность и отождествление перестают возникать в уме. Просветленное состояние равносильно освобождению от самсары. Тот, кто прошел этот путь, больше не перерождается.

На этом Пути нет прямой работы с телом и энергией. Однако на высших этапах они трансформируются, давая результаты, эквивалентные тем, которые достигаются при следовании принципам классики изменения сухожилий, широко применяемой в даосских внутренних искусствах. Таким образом, работа с сознанием, как следствие, выполняет работу по изменению тела.

Главная слабость традиций, основанных на сознании, заключается в том, что они интерпретируются и в основном практикуются с чрезмерным акцентом на намерении и интеллекте. Высокоумие – широко распространенный недуг, при котором практикующие обсуждают состояния достижения, далеко выходящие за их пределы, как будто это вопрос повседневной практики. При этом они рискуют впасть в застой, как при болезни медитации, и рассеивают свою жизненную силу. Несмотря на то что Будда ясно заявил, что Путь, возникновение и прекращение страданий можно найти в этом «саженном теле с его восприятием и интеллектом» (АН 4.45, Рохитаса-сутта), такой подход, похоже, отдает предпочтение интеллекту, а не телесной энергетике. Это делает достижение на Пути Духа нечастым событием, которое, похоже, доступно тем, чья энергетика в определенной степени уже сбалансирована правильными методами, установленными в ее основе. Неважно, вера в Карму заставляет практиков терпеливо полагаться на доступность трансценденции в грядущих жизнях.


Путь сердца, или путь преклонения, – это путь Души. Предпосылкой этого Пути является то, что слияние с Богом или творящим сознанием может быть достигнуто, если все эмоциональные и психологические заморочки, стоящие на пути воплощения безвременной любви, будут отданы чему-то высшему. Христианство, Брахманический Индуизм и Ислам являются примерами этого Пути. В этих традициях есть исключения, такие как Йогический Индуизм, Исихастское Христианство и Суфийский Ислам, которые представляют собой Пути, включающие подходы к развитию тела, энергии и сознания.

Результатом этого Пути является единение с Божественным или переживание его, что искореняет самоидентичность, но не приводит к пробуждению, просветлению или бессмертию. Основное отличие от путей, основанных на сознании, таких как буддизм, заключается в том, что единение, в терминах Буддхаммы, считается все еще сфабрикованным состоянием, в контраст тому что лишено смерти (Пали: амаравати – реалм лишенный смерти, один из синонимов Нирваны). Покаяние, вера, молитва и благоговейный ритуал – отличительные черты этих традиций, с помощью которых преданный привязывает свою Душу к тому, что вечно.

Слабость пути преклонения – подверженность заблуждениям. Из-за все более метафорической природы классических текстов этого Пути, чтобы понять точный смысл и механизм практики, требуется большая проницательность, интерпретация и руководство со стороны искусного учителя. Контраргумент заключается в том, что вера и смирение могут помочь смягчить двусмысленность повествования. Однако, и мы увидим это наглядно при обсуждении природы психоза, такая вера может стать препятствием, мешающим трезво оценить свое психическое состояние. Неудивительно, что строгие традиции психоанализа и психотерапии зародились в среде христианского набожного пути, чтобы компенсировать недостаток проницательности и отсутствие четко очерченных формулировок о функционировании психики в последнем.


Путь тела – это путь энергетической системы, наиболее яркими примерами которого являются Даосская Внутренняя Алхимия и Кундалини-йога в Индуизме. Коротко говоря, этот Путь основан на максимальном повышении эффективности функционирования организма. Цели этого Пути – обратить вспять причину обусловленного становления и получить доступ к энергиям, которые предшествуют зачатию, таким как искра Чунь Ян (Кит.: чистый Ян), которая способствует процессам зарождения человеческого эмбриона. Искра чистого Ян – это то, что обладает потенциалом для создания новой жизни. Управляя, контролируя и манипулируя энергиями и субстанциями внутри тела, искру Ян можно извлечь из сексуальной эссенции. Затем, вместо того чтобы создавать новую жизнь, эта искра циркулирует по телу, омолаживая и оздоравливая его. Возникшая таким образом энергия в изобилии используется для преобразования тела, в результате чего помимо него формируется другое тело – тело света.

Блоки в тканях и утечка Ци препятствуют движению чистого Ян, поскольку тормозят или рассеивают его. Поэтому искусства цигун и нэйгун применяются для того, чтобы открыть тело и создать пути, позволяющие чистому Ян плавно двигаться. Это работа на уровне Мин (Кит.: жизнь), которая подразумевает достижение физического и психологического здоровья. Ментальная культивация, развитие полезных качеств характера – добродетелей – проводится параллельно с энергетической работой, чтобы помочь создать правильную конфигурацию тела и ума. Это уравновешивание Xing – «природы» и Ming – «жизни», или ума и тела: душевных качеств и телесной энергии.

Результатом этой практики является долголетие на мирском уровне и духовное бессмертие на трансцендентном. Последнее отличается от просветления тем, что не приводит к полному прекращению самсарической вовлеченности, а развивает «тело вне тела», позволяющее трансмигрировать из одного самсарического царства в другое по своему желанию, не вступая в перерождение.

Главные недостатки телесно-ориентированных систем – риск истощения и приобретения болезней, заблуждений и отсутствие проницательности. Учитывая, что человек работает со своим основополагающим энергетическим составом, существует риск сделать это неправильно, тем самым сжечь свою жизненную силу, разрушить здравомыслие и даже вызвать неизлечимую болезнь. Мы обсудим некоторые из этих рисков в связи с типом психических и физических расстройств, вызванных отклонением в цигун.

Бредовая интерпретация классических текстов и методов традиций этого Пути – не редкость. Как мы увидим при обсуждении структур субъективности, склонность к иллюзорному пониманию является отличительной чертой первичного нарциссизма, лежащего в истоках любой субъективности. Отсутствие отделения от этой стадии тотализирующего единства с образом и желанием первичного объекта привязанности, то есть (материнского) другого, приводит к инкорпорированию дискурсов духовных традиций в эго с последующим искажением их смысла в пользу собственного стиля привязанности. Поэтому определенная зрелость и присутствие опытного учителя имеют первостепенное значение для вступления на столь сложный Путь как гарантия ясности, правильного различения и развития в правильном направлении.


Я надеюсь, что это изложение показывает, что методы и цели традиций отличаются друг от друга. В кругах духовных практиков широко распространена ошибка, когда говорят, что все пути ведут к вершине горы. Такой утилитаризм сбивает с толку. Существует не только множество путей, но и множество гор, на вершинах которых вас ждут разные результаты. Именно здесь и кроется суть междисциплинарной практики: как относиться к методам, которые по своей сути приводят к разным результатам, чтобы они обогащали практику?

Мастерство заключается в том, чтобы понять, что, несмотря на существование различных путей, существует только один практикующий, а практикующий имеет множество граней своего ума и тела. Чтобы справиться с проблемами тела и ума на начальных этапах практики, не лишним будет прибегнуть к методам разных традиций. Например, устремления, присущие пути преклонения, могут возвысить сердце, в то время как интеллектуальная направленность подходов, основанных на сознании, может отяготить его. Или же работа над уровнями энергии и тела может принести пользу, если человека одолевают загадочные метафорические рассуждения, мешающие его жизненной силе и ясности фокуса. Важно еще раз подчеркнуть, что междисциплинарная практика духовной культивации целесообразна на начальных этапах, когда человек разбирается со своим телом, умом и психикой. На продвинутых этапах человек обнаруживает, что его Душа естественным образом стремится к определенному пути, и направляет свои усилия в это русло.

Оставив в стороне эпос трансцендентности, стоит отметить, что трезвое понимание того, что все достижения вторичны по отношению к безопасности, нормальности и простому счастью обычной человеческой жизни, имеет огромную ценность. Завершая этот акцент на смирении и честности, я желаю читателю насладиться следующим повествованием. Надеюсь, что некоторые его аспекты окажутся полезными, и прошу прощения за любые неудобства, которые могут быть вызваны высказанными идеями.

В первой части этой книги мы исследуем субъективность, следуя Лакановым психодиагностическим методам, с дополнительными рекомендациями по выбору практики культивации в зависимости от субъективности. Читателей, не знакомых с Лакановым жаргоном, просим отнестись к изложению с пониманием – все термины и понятия раскрываются постепенно, чтобы лучше прояснить различные слои и углы их значения. На экспозицию субъективности накладываются Тхеравадинские буддийские методы тренировки ума.

Во второй части мы рассмотрим гармонизацию психики, культивирование тела, энергии и ума по методам северного даоизма, в частности секты Цюаньчжэнь, чтобы подготовить способности человека к духовной практике.

В заключительной главе мы кратко рассмотрим, как высшие стадии духовной практики осуществляются в традициях, основанных на теле и сознании, и рассмотрим генезис духовного заблуждения, или прелести, как ее называют в христианской традиции, которая является основным препятствием в практике культивирования.

Луна изначально является чистым инь, без ян – она излучает свет только после заимствования солнечных лучей. Усиление и ослабление лунного света зависит от положения и соотношения солнечных лучей.Наблюдая за этим, я понял, что это Дао заимствования ян для преобразования инь. Человеческое тело изначально является чистым инь без ян – оно должно заимствовать ян у других, чтобы стать ян.Под «другим» понимается все, что не принадлежит самому себе, – небо и земля, солнце и луна, мириады существ, мириады вещей. Так называемый «ян другого» – это изначальная открытая единая энергия, которая и есть неумирающее человеческое существо.Эта энергия является врожденной, но, смешиваясь с приобретенными условиями, она постепенно рассеивается среди неба и земли, солнца и луны, мириадов существ и вещей и перестает быть собственной, принадлежа другим.Если вы знаете, что эта энергия находится в других, и постепенно похищаете ее, чтобы вернуть себе, восстанавливая существование несуществующего, возвращая утраченное, то это подобно тому, как луна сияет, заимствуя свет солнца. Таков небесный механизм постижения Творения и обращения вспять инь и ян.Лиу Имин