Диана Грибанова
Горе и утрата. Возможности психологической помощи
Предисловие
Это книга по сопровождению горевания. Именно сопровождению, а не терапии, так как переживание утрата – это нормальный процесс, а не нарушение, не болезнь. Конечно, оно может пойти по патологическому пути, но тогда и психологическая помощь будет направлена на выявление причин патологизации и перенаправлении в нормальное русло.
Я не ставила перед собой цель написать научный или учебный труд по теме психологии горя и утрат. Основное назначение этой книги – создать максимально доступный инструмент для психологов, психотерапевтов, социальных работников и других специалистов, работающих с людьми, переживающими утрату. Надеюсь, она поможет понять основные процессы горевания, то, как эти процессы отражаются на жизни людей и как специалисту оказать психологическую помощь горюющему, сохраняя себя. В книге освещены вопросы нормального и патологического горевания, рассмотрены различные виды утрат, возрастные особенности их переживания и многое другое.
В представляемом труде утраты будут пониматься максимально широко. Это не только про смерть. Это и про утрату идентичности, способности управлять своей жизнью, утрату благополучия, несбывшиеся мечты и неоправданные ожидания, про разрыв отношений и развод, потерю работы и др. Вскользь мы остановимся и на особых случаях в работе с утратой: разводом, перинатальными потерями, работе с родными участников СВО, в том числе без вести пропавших и родными совершивших суицид.
Все краткие теоретические вопросы подкреплены примерами из моей практики и собственного опыта переживания утрат. В книге представлены разборы клиентских случаев, чтобы наполнить ее «живым» содержанием и привести примеры работы с различными видами утрат. Я рассказала об основных инструментах работы с утратой на разных стадиях ее проживания. Надеюсь, что такой формат изложения поможет повысить уверенность коллег в том, что они смогут оказать поддержку переживающим утрату.
Надеюсь, что книга сможет стать опорой и для тех, кто сам переживает утрату, и тех, кто хочет поддержать своих родных и близких, проживающих горе.
Глава 1. Понятие горя
Определение горя и его видыПод горем мы будем иметь в виду переживание потери, утраты, причем в контексте данной книги термины «потеря» и «утрата» будем считать синонимами.
Выделяют различные виды утрат. Остановимся на двух классификациях. Первая из них говорит, что утраты могут быть:
1. Временными (например, разлука) или постоянными (смерть). Долгие или частые командировки остающиеся члены семьи могут воспринимать как утраты. Особенно это актуально в современных условиях СВО (специальной военной операции), когда многие члены семей военнослужащих или мобилизованных переживают временную утрату, которая, к сожалению, омрачается страхом стать постоянной (страхом гибели).
2. Действительной или воображаемой. Например, отношения, закончившиеся разрывом после более или менее длительного совместного проживания. Но, девушка, влюбленная в кумира, с которым она никогда не виделась один на один, может воспринимать ситуацию, когда кумир ее не увидел на концерте с тысячами зрителей, как утрату.
3. Физической или психологической. Например, удаление какого-либо внутреннего или внешнего органа тела может быть одновременно и физической утратой и ограничивать активность человека, не позволяя ему удовлетворять ряд важных потребностей, что является психологической утратой.
Вторая классификация подразделяет утраты на:
1. Социальные (потеря работы или отчисление с места учебы).
2. Психические или физические. Например, возрастные изменение в работе психических функций могут переживаться человеком как психическая утрата, но одновременно с этим само по себе старение тела, появление морщин и т. п. могут восприниматься как физическая утрата.
3. Духовные или материальные. Ипотека на покупку квартиры является значимой утратой для семьи, так как одновременно с приобретением собственного жилья возникает необходимость перераспределения семейного бюджета на долгосрочную перспективу, что является материальной утратой. Даже вынужденная эмиграция, например, в силу военных действий, которая спасает жизнь, в то же время сопровождается духовными утратами, связанная с различиями в культурных, этнических, конфессиональных нормах и правилах, выполнение которых может стать сложным испытанием для мигрантов.
Как уже было сказано в предисловии, под утратами мы будем понимать не только смерть, но и другие варианты. Поэтому следующая классификация выделяет такие виды горя и потерь:
А) Потеря идентичности. Женщина после смерти мужа не понимает, кто она теперь: была жена, а теперь: вдова, одинокая женщина, свободная женщина? А если через какое-то время она вступает в отношения, то продолжает ли она быть вдовой или уже партнерша, девушка, невеста и т. п.?
Б) Потеря благополучия: физического или психологического. В последние годы часто происходит оптимизация в организациях. Например, она может принимать форму объединения подразделений, когда ряд сотрудников теряют свой статус, а вместе с ним и отдельный кабинет, возникает необходимость находиться в одном помещении с другими, возможно, незнакомыми людьми, одновременно проводить телефонные переговоры, одновременно беседовать с клиентами и т. п. И это тоже утрата, как физического, так и психологического комфорта.
В) Потеря автономности: возможности управлять своей жизнью. Вспомним недавнюю пандемию, когда был введен режим самоизоляции. В ряд городов ограничения были очень жёсткими: для того, чтобы выйти из дому даже в магазин, нужно было получить разрешение, QR-код на телефон и т. п. Я вспоминаю, когда все детские площадки были замотаны ограничительными лентами, а моя двухлетняя дочь знала все площадки в округе и рвалась на них. Мы начали ходить по незнакомым кварталам, чтобы не «травмировать» ребенка, но она раньше нас в просвете домов видела заветные горки и качели, а мы не могли столь маленькому ребенку объяснить, почему ей туда нельзя.
Кроме того, находясь на режиме самоизоляции, в надежде поддержать граждан, было много информации о том, как проводить время дома с пользой для себя и семьи: и учиться можно, и тренироваться можно, и общими делами с детьми заниматься можно, только почему-то мало кому это удавалось, не было мотивации, не было сил. Все это от того, что большинство людей находились в утрате: своего образа жизни, возможности управлять своей жизни, свободы передвижения и т. п.
Г) Потеря мечты и ожиданий. Приведу пример клиентского случая. Молодой человек обратился с повышенной тревогой. Переболев ковидом, у него была вынужденная пауза в терапии почти на полтора месяца, после которой он пришел в очень возбужденном состоянии. Тревога была ярко выражена телесно: повышенная двигательная активность, тремор ног и рук, суетливость и т. п. Анализируя ее причины, мы пришли к тому, что он не отгоревал смерть родного дяди, с которым детстве он был эмоционально очень близок. Клиент одарен интеллектуально. Он сравнивал себя с дядей, который в молодости тоже подавал большие надежды в силу высоких способностей, но рано начал пить, «заработал» цирроз печени и умер около 40 лет. Клиента часто сравнивали с дядей в силу его интеллекта. Молодой человек понял, что именно не завершил в своем горевании, писал дяде письма, в технике «пустого стула» разговаривал с ним, и горевание вернулось в нормативное русло. А на следующей встрече молодой человек понял, в каком еще горевании он «застрял». За год до этого он выиграл годичную стажировку в США по программе Fullbright на обучение в магистратуре. Ему пришло подтверждение, он готовился к отъезду. Обсудил с другом, который учился в США, где и как можно подзаработать, запланировал маршруты своих путешествий по США. На 20-е числа марта 2020 года ему была назначено собеседование в американское консульство для получения учебной визы. Но… случилась пандемия, и за неделю до даты собеседования все отменилось, и навсегда. И только через год он осознал, что это крушение его мечтаний и профессиональных планов на будущее, которые он не позволил себе оплакать. Горевание заморозилось, что проявилось в повышенной тревоге. Запустилось переживание утраты – снизилась тревога.
Горе как событие, травма и процессУтрата и сопровождающее ее горе могут быть по-разному представлены в жизни человека.
Первое, с чем сталкивается каждый из нас, узнавая об утрате, это с горем как неким жизненным событием, которое предстает перед нами в двух ипостасях:
1. Утрата как лишение кого-то/чего-то значимого, кого/что невозможно вернуть. Это обозначение события через ответ на вопрос «Что это за событие?», результатом которого будет признание события.
2. Переживание утраты – оценка события через ответ на вопрос «Какое это событие?», результатом которого будет являться осознание важных личностных смыслов утраты.
Утрата как событие обладает такими характеристиками, как необратимость. Человек вербально выражает это в таких словах, как: «Это смерть (или как смерть)», «Нельзя что-то завершить, никогда не сказать и т. п.», «Никогда не смогу увидеть, прикоснуться и т. д.», «Это конец…»
Вторая характеристика утраты – это ее значимость. И мы услышим от человека, что «Это было самое дорогое (самый дорогой), важное…», «Вырвали с корнем, обрубили связи, нити и т. п.», «Такого больше не будет», «Отняли руку, вырвали сердце и т. п.», «Образовалась пустота», «Это лучшее, что у меня получилось в жизни».
– Третье, чем характеризуется утрата, – это независимость от воли субъекта. Переживающий утрату скажет: «Меня поставили перед фактом (смерти, расставания, увольнения и т. п.)», «Я ничего не могу сделать», «Жизнь (Бог, власть, высшие силы, судьба и т. п.) отобрали ее (его) у меня». Значимость утраты предполагает опустошение той ниши, которую объект утраты занимал в жизни человека, а также утрату психологической и духовной близости: своей социальной роли (мамы, мужа, заботящегося, обеспечивающего и т. п.) и носителя отношения к себе (любимого, того, о ком заботились, ребенка и т. п.).
Утрата как травмаВнезапность и разрушительное воздействие утраты в жизнь человека носит травмирующий характер. Однако не все утраты одновременно являются и травмами, но в любой травме есть этап утраты: того, что было до травмирующего события, и то, что изменилось после него.
В экстремальных же условиях и условиях множественных утрат, по мнению, Г. У. Солдатовой, сама по себе утрата будет являться травматической.
Базисные иллюзии при переживании утратЛюбая утрата лишает человека иллюзий, особенно базисных, лежащих в основе представления человека о мире, своем месте с нем и управляемости жизнью. Выделяются следующие базисные иллюзии:
1. Иллюзия бессмертия (отказ от мыслей о конечности жизни). Мы почти не задумываемся о смерти, ни своей, ни других, пока с нею не сталкиваемся в реальности.
2. Иллюзия справедливого мира (все в мире устроено справедливо, упорядочено, разумно). Есть закономерности, цикличность, повторяемость, типичные ситуации. Если мы будем себя вести целесообразно им, то мир вознаградит нас. Смерть, утрата – это всегда несправедливо, непонятно «За что?», почему это произошло.
3. Иллюзия доброжелательного мира (в мире больше хорошего, чем плохого, плохое случается с теми, кто что-то делает не так, плохо и т. п.). Я все делаю хорошо, правильно, значит со мной и моими близкими ничего не может произойти.
4. Иллюзия совершенного себя (позитивная самооценка, подконтрольность жизни, уникальность). Я учусь, работаю, справляюсь, достигаю, самореализуюсь, так что со мной ничего не случится. Встреча со своей уязвимостью, ограниченностью для многих становится невыносимой.
Встреча с утратой «пробивает» одну, несколько или все базисные иллюзии человека, нарушает восприятие себя, других, мира, жизненных событий. И тогда травматизация неизбежна.
Для анализа психологических изменений, связанных с переживанием утраты, можно обратиться к феномену «травмированного Я» (Роберта Лифтона)
Травмирующие события в мире – «собственная внутренняя символическая смерть», проявляющаяся в разрушении жизнедеятельности и разрыве линии жизни. Задача переживания этой ситуации – «формообретение», развитие новых внутренних форм, включающих травматическое событие – поиск смысла в нем и включение его в свою жизненную историю. Таким образом, проживание утраты предполагает нахождения смысла смерти и интеграция утраты в жизненный путь человека.
Утрата как процессПреодоление кризиса возможно только в процессе переживания. Переживание – это особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира. Эта деятельность направлена на установление смыслового соответствия между внутренней реальностью (сознанием) и внешней реальностью (бытием) (Василюк Ф. Е.).
Характеристики переживания (по Ф. Е. Василюку):
1. Предметность и пристрастность (субъективность).
2. Регуляторная функция – приспособление к жизни без объекта утраты.
3. Динамичность во временно́м и содержательном аспектах (стадии).
4. Многоуровневость.
5. Энергоинформационные характеристики (выход/разрядка энергии в форме катарсиса; структурирование информации относительно утраты, прошлый опыт переживания утрат).
Стадиальные подходы к работе с горем1. Переживание утраты как процесс с аффективными, когнитивными и поведенческими симптомами (от 3 до 10 и более стадий горя) (Э. Линдеман, Д. Боулби, С. Паркес, Д. Хелл, Э. Кюблер-Росс, Ф. Е. Василюк и др.).
2. Переживание утраты как последовательное решение психологических задач (Дж. Ворден, Э. Нилд).
3. Переживание утраты как процесс трансформации связи с ушедшим (З. Фрейд, Дж. Боулби, Ф. Е. Василюк, Т. Уолтер, С. Рубин).
Переживание утраты как последовательное решение психологических задач (Дж. Ворден, Э. Нилд)Задачи горя:
1. Принятие реальности и необратимости утраты (Worden J. W., 1991), или Первый выбор: перенесение удара (Neeld E., 1992).
2. Переживание боли (Worden J. W., 1991), или Второй выбор: переживание сильной боли и необходимость социальной поддержки (Neeld E., 2003)
3. Принятие окружающего мира без утраченного (Worden J. W., 1991), или Третий выбор: переоценивание, и Четвертый выбор: поворот к жизни без утраченного (Neeld E., 1992)
4. Создание новых отношений с утраченным и желание продолжать жить (Worden J. W., 1991), или Пятый и шестой выбор: реконструкция и проживание и Седьмой выбор: интеграция (Neeld E., 1992).
Индикаторы переживания горя (Д. Вейс)
• способность переживать эмоциональную умиротворенность, отсутствие волн острой боли;
• способность вкладывать энергию в жизненную активность;
• чувство правильно выбранной стратегии жизни после утраты;
• оптимистичный взгляд на будущее.
Смысловая реконструкция переживания утраты предполагает, что:
• эмоциональные реакции в процессе переживания горя не являются универсальными, процессы адаптации комплексны;
• успешное завершение горя не предполагает забвение ушедшего. Наоборот, создание символической связи с ушедшим имеет целительный эффект;
• важнее процесс реконструкции смыслов и значений, а не внешняя симптоматика;
• переживание горя влияет на идентификацию и самоотношение утратившего;
• возможно развитие духовности и «посттравматический рост» личности, обусловленные интеграцией «уроков утраты»;
• семейная и культурная среды влияют на индивидуальное переживание утраты.
При оказании психологической помощи утратившим близких в рамках смысловой реконструкции мы можем опираться на следующий контекст (Neimeyer R. A., Keesee N. J., Fortner B. V., 2000):
1. Смерть как событие может соответствовать или не соответствовать базовым смысловым конструктам, с помощью которых человек структурирует свой опыт.
2. Горе – индивидуальный процесс, внутренний, сложный и неразрешимый без переосмысления себя и своей жизни. Человек старается интерпретировать событие в рамках имеющегося у него образа себя и мира.
3. Человек не включен в процесс переживания утраты, а осуществляет его сам.
4. Переживание утраты – это процесс реконструирования индивидуального смыслового пространства, которое было трансформировано в результате утраты.
5. Аффекты являются показателями адекватности процесса смысловой реконструкции.
6. Процессы конструирования и реконструкции смыслов обусловлены отношениями с окружающими. Работа горя проходит в трех связанных системах: сам человек, семья и ближайшее окружение. При этом человек налаживает отношения как на символическом уровне (с ушедшим), так и на уровне реально существующих отношений с другими людьми. Кроме того, следует обращать внимание на культурно-религиозный аспект утраты – на принятые в данном обществе традиции отношения к утрате.
Духовные смыслы утраты. Идеи Э. Пренда) процесс переживания утраты протекает параллельно на двух уровнях – психологическом и духовном;
б) процесс переживания разделен на два больших этапа: первый – первоначальная адаптация и второй – развитие.
Этапы переживания утраты на духовном уровнеЭтап 1. «Первоначальное путешествие по горю».
Главная задача – адаптация к отсутствию близкого человека, восстановление или преобразование моделей поведения, системы отношений с окружающими людьми:
А) Шок – состояние «Не нужно ответа». Риторические вопросы «Почему? За что? Как такое могло произойти?». Задача – не получить ответы, а принять реальность утраты.
Б) Дезорганизация – состояние «быть потерянным». Прежняя мировоззренческая система не может объяснить произошедшее и не помогает справиться с болью утраты (например, утрата религиозной веры).
В) Развитие – состояние «быть найденным». Продуктивная внутренняя работа, результатом которой является новое обретение веры, обнаружение новых жизненных смыслов.
Этап 2. «Жизненное влияние горя»
Задача – развитие через утрату – уникальный и развивающий путь контакта с Божественным духом:
А) Стадия синтеза – интегрирование события утраты в жизнь, восстановление жизненной картины, глубокое осознание влияния утраты на внутренние процессы.
Б) Стадия трансценденции – поиски закономерностей в ситуации утраты и организовывать свою жизнь уже на новом уровне духовного развития.
SOAR-подход – формулировка индивидуальных путей трансценденции (Э. Пренд)
1. S – «духовность» (Spirituality) – религиозные переживания (например, молитва), единение с миром (природой);
2. O – «помощь другим» (Outreach: helping others) – активная вовлеченность человека, например, в социальную и волонтерскую деятельность, выбор помогающей, спасающей профессии и т. п.;
3. A – «отношение: здоровое мышление» (Attitude: healthy thinking) – отношения к Богу, к тому, как устроен мир, к жизни и смерти:
А) «отношение нейтралитета» – принятие ценности любого опыта;
Б) «отношение принятия» – осознание необходимости прожить боль утраты;
В) «отношение к себе» – взгляд на себя как на сильную личность;
Г) «отношение к жизни» – осознание ее ценности;
Д) «отношение к смерти» – формулировка ее индивидуального смысла;
Е) «отношение к перспективе» – общее отношение к жизненному пути;
Ж) «отношение к страданию» – способность найти смысл в тяжелых испытаниях.
4. R – «реинвестирование: охватывая жизнь» (Reinvestment: embracing life) – обновление связи с жизнью, появление желания жить полноценной жизнью и видеть будущее (например, возникновение новой привязанности, любви, новая работа и креативные проекты или «реинвестирование в причине» (например, работа в общественных организациях «Матери против наркотиков» тех, у кого дети погибли от наркомании).
Признаки физического и психического страдания при переживании горяКлиенты, переживающие утрату, часто жалуются на физические симптомы, особенно в фазе острого горевания. Однако иногда клиенты приходят с другими запросами, жалуются на разнообразные психосоматические симптомы, не связывая их с гореванием. И тогда психолог может сам проверить гипотезу относительно того, связана ли такая симптоматика с процессом переживания утраты.
Перечислим наиболее частые признаки физического страдания горюющих:
• спазмы в горле (клиент жалуется на комок в горле, на то, что сводит связки и т. п.). «У меня комок в горле», «Постоянно что-то мешает в горле», «Сдавливает, удушает» и т. п.
• учащенное дыхание (обычно поверхностное, громкое);
• постоянная потребность вздохнуть (не хватает воздуха, задыхаюсь, глубокие громкие выдохи, вздохи);
• чувство пустоты в животе (как будто при падении);
• потеря аппетита (и, соответственно, снижение массы тела, иногда стремительное);
• потеря мышечной силы («Ничего не могу делать», «Ручку в руках не могу держать», «Раньше занималась в зале (спортом, фитнесом и т. п.), а сейчас по лестнице не подняться»)
• изнеможение от малейшей физической нагрузки («Не могу встать с кровати», «Потом обливаюсь при малейшем напряжении и т. п.);
• нарушение сна («Не могу долго заснуть», «Много сплю, но не высыпаюсь», «Сон поверхностный, прерывистый», «Сняться кошмары», «Очень правдоподобные сны об умершем» и др.);
• отсутствие сексуальных желаний, нарушения в работе половой системы (нарушение цикла у женщин, снижение либидо, отсутствие оргазма, однако у ряда клиентов может наблюдаться, наоборот, усиление сексуального желания при невозможности его удовлетворить и/или сопровождающееся переживанием глубокого чувства вины).
Признаками психического страдания при переживании утраты являются:
• изменение сознания – легкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей горюющего от других людей, поглощенность образом умершего;
• чувство вины – поиск в событиях, предшествующих смерти близкого, свидетельств того, что не сделал для умершего все, что мог; обвинение себя в невнимательности, преувеличение значимости своих малейших оплошностей;
• враждебные реакции – утрата теплоты в отношениях с другими людьми, раздражение и злость в их адрес, желание, чтобы они не беспокоили;
• утрата естественных моделей поведения – торопливость, непоседливость, бесцельные движения, постоянные поиски какого-либо занятия и неспособность организовать его, потеря интереса к чему бы то ни было (если этого не было до момента утраты);
• появление у горюющего черт умершего – особенно симптомов его последнего заболевания или манеры поведения (этот симптом находится уже на границе патологического реагирования).
Стадии переживания утратыОстановимся более подробно на стадиях переживания утраты (по Э. Кюблер-Росс).
I. Стадия шока и отрицания (изоляции).
Шок и отрицания могут проявляться в различных формах:
1. Оцепенение – человек замирает на месте, обездвиживается, взгляд в пустоту;
2. недостаток полноценного контакта с окружающим миром и с самим собой, человек действует подобно автомату – человек выполняет привычные действия, но находится как будто внутри себя, зачастую не реагирует на обращенные к нему просьбы, вопросы и т. п.; окружающими это зачастую воспринимается как личное отношение к ним;
3. «равнодушие», внешняя эмоциональная холодность как защитная реакция – человека не трогают слезы, чувства, слова других людей, в том числе и других горюющих, что может приводить к обвинениям с их стороны, что он «недостаточно» горюет;
4. застывшее выражение лица, невыразительная, запаздывающая речь – неподвижная маска, речь ровная, часто замедленная, может быть сбивчатой, как будто человек забывает слова;
5. «волны страдания» – периоды равнодушия, спокойствия резко, будто на пустом месте сменяются слезами, стонами, телесным напряжением и т. п.; «Я срываюсь, скатываюсь», «Я психую, истерю», «Я веду себя как психбольной» и т. п.
6. Отрицание и чувство надежды – «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», «Как такое могло случится!», «Вы меня обманываете», «Надо еще раз проверить», «Позвоните, сходите, узнайте у других», «Почему я?» и другие формулировки, отражающие неверие в происходящее и надежду на то, что факт утраты ошибочен. Но даже когда человек осознает утрату, то не понимает, как с ней жить. Это не отрицание факта, что «его (умершего) нет здесь», а отрицание факта, что «я (горюющий) здесь».
7. Парадоксальные формы реагирования (смех, позерство, навязчивые разговоры и т. д.) – человек будто хочет отвлечься, не думать, не говорить об утрате, шутит, рассказывает анекдоты, вспоминает веселые случаи из жизни, смотрит развлекательные передачи, подначивает других либо нарочито ведет «светские» беседы, будто ничего не произошло.