banner banner banner
Драконы, Иоанн и каждая песчинка. Сборник эссе по Книге Откровения в память о д-ре Роберте Лаури
Драконы, Иоанн и каждая песчинка. Сборник эссе по Книге Откровения в память о д-ре Роберте Лаури
Оценить:
 Рейтинг: 0

Драконы, Иоанн и каждая песчинка. Сборник эссе по Книге Откровения в память о д-ре Роберте Лаури


Но он посмотрел мне в глаза и сказал: «Шейн… скажи проще».

Прошло две-три минуты молчания, которое с моего кресла показалось мне двумя-тремя часами. В недоумении я сидел, как парализованный: мне нечего было сказать, и я не знал, что ответить.

Прервав эту беременную паузу, доктор Лаури заговорил: «Шейн, я хочу, чтобы ты смог изложить свою диссертацию так просто, чтобы ее смог понять твой трехнедельный ребенок, который у тебя дома».

После трех лет работы научным ассистентом доктора Лаури, тридцати восьми зачетных часов в одной из его аудиторий и десятков бесед за едой, в поездках на машине и в его кабинете, этот момент из моего первого «экзегетического занятия доктора Лаури» – то воспоминание, которое всплывает в памяти постоянно. Именно в этот момент я начал осознавать глубину его эрудиции – я начал видеть его страсть к донесению Слова Божьего. Именно в этот момент я начал понимать его стремление побудить своих студентов к преображению, которое может произойти только благодаря большой дисциплине и огромному количеству смирения. Именно в этот момент доктор Лаури стал не просто моим профессором, но и моим пастором… он стал моим другом – потому что я был ему достаточно дорог, чтобы не позволить мне остаться таким, каким я был. Этот момент напомнил мне о том, что ученость не измеряется количеством эзотерического жаргона, который вы можете вложить в один перископ; вместо этого, через прилежное изучение и смиренное наблюдение, настоящая ученость, особенно христианская ученость, берет сложное и делает его простым, чтобы преобразование могло произойти в жизни человека и в жизни церкви.

Откровение: Бремя или благословение?

Я вглядываюсь в дверной проем яростного пламени искушения

и каждый раз, проходя этим путем, всегда слышу свое имя.

И тогда на своем пути я понимаю,

что каждый волос пронумерован, как каждая песчинка.

    – Боб Дилан, «Каждая песчинка»

Когда речь заходит об изучении книги Откровения, спектр прилагательных вряд ли можно исчерпать, ведь одни находят ее запутанной, другие – разъясняющей. Одни боятся ее, другие почитают, а многие и вовсе не знают, что с ней делать. Одни одержимы книгой, другие пренебрегают ею, как будто ее не существует. Одни читают ее ежедневно, другие – ежегодно, а многие – только в високосные годы – так говорят. Независимо от того, где вы сейчас находитесь, цель этого тома – привнести баланс в ваше изучение и взгляд на книгу Откровения, чтобы в вашей жизни прозвучало послание Иоанна на Патмосе.

Книга Откровение бросает вызов своей аудитории. Кто бы ни был слушателем – удобные сидельцы в Лаодикии или гонимые святые в Смирне, – книга Откровения обращается к каждому из них с одной и той же вестью о преображении: к одним – с ясным призывом к покаянию, к другим – с нежным шепотом о настойчивости. Этот же вызов и сегодня брошен читателям Иоанна в XXI веке, но со всем тем багажом, который накопила эта книга за последние две тысячи лет, часто она становится слишком тяжелой, и мы испытываем искушение отложить ее в сторону, чтобы ее продолжил другой путешественник. Однако мы должны бороться с этим искушением и принять вызов Иоанна, написанный на языке благословений в Откр. 1:3: «Блажен читающий и слушающий слова пророчества и внимающий написанному в нем…» (NASB).

Драконы, Иоанн и каждая песчинка

Я слышу древние шаги, как движение моря.

Иногда я поворачиваюсь – там кто-то есть, иногда – только я.

Я вишу в равновесии реальности человека,

как каждый падающий воробей, как каждая песчинка.

    – Боб Дилан, «Каждая песчинка»

Эта книга разделена на три части, каждая из которых состоит из семи глав. Каждый раздел соотносится с одним из слов в названии книги, а также с методом изучения, который доктор Лаури применяет на своих занятиях. Книга Откровения изобилует такими темами и образами, как: мебель, погода, звери, блудницы и драконы. Эти образы проходят по всей ткани гобелена и придают книге контур, цвет и характер. В результате раздел 1, озаглавленный: «Драконы: Общие исследования книги Откровение», сосредоточен на анализе тем, которые влияют на Откровение – будь то в небольших разделах текста (Крейг А. Эванс), во всем тексте (Гэри Холл, Нил Уиндем и Фред Хансен) или даже за пределами самого текста (Пол Дж. Кисслинг, Юлия Лубенец и Отниэль Иоан Бунациу).

Хотя эти образы могут создавать стимулирующие картины, они также могут создавать загадочные трудности. В разделе 2, озаглавленном «Иоанн: трудные тексты в Откровении», рассматриваются отрывки и образы Апокалипсиса, которые традиционно вызывают наибольшие затруднения, – от двух свидетелей в Откровении 11 (Джефф Снелл) до женщины в Откровении 12 (Марк Скотт). К ним относятся 666 в Откр. 13:18 (Шейн Дж. Вуд), зверь и блудница в Откр. 17 (Брайан Лаури), тысячелетие в Откр. 20 (Крейг Л. Бломберг с точки зрения исторического премилленаризма и И. Говард Маршалл с точки зрения амилленаризма), а также освобождение сатаны в Откр. 20:7-10 (Шейн Дж. Вуд). В этих главах читателю предлагается обратиться к этим проблемным текстам и таким образом оказаться в положении, позволяющем более ясно услышать голос Иоанна.

Заключительный раздел, названный в честь любимой песни Боба Дилана, называется «Каждая песчинка: Применение и Книга Откровения. Начав с христологических картин в Апокалипсисе (Марк Э. Мур), этот раздел рассматривает такие темы, как страдание (Кармен Трентон) и идентичность (Пол Э. Боутман), как средство преображения христианина через книгу Откровения (Тони Твист). Применение такого рода всегда должно быть целью богословских исследований. Как подчеркивается в песне Боба Дилана, движение Бога в нашей жизни иногда не видно, но Его движение открывается в деталях жизни и в древних голосах Его Слова. Поэтому послание Откровения должно преподаваться (Мэтт Проктор) и проповедоваться в наших церквях (Дж. К. Джонс). Именно преображающая сила Апокалипсиса заставляет меня вместе с доктором Лаури сказать: «Да!» на вопрос «Действительно ли изучение Откровения имеет значение?». (Шейн Дж. Вуд).

Соблюдая честь моего наставника, отдавая дань уважения учителю многих, а также мужу, отцу и папе, я предлагаю эту книгу церкви, чтобы извлечь богатства послания с Патмоса – некоторые сложные, а некоторые простые – чтобы вы могли услышать и услышать слова этого пророчества и быть благословленными.

– Шейн Дж. Вуд

Драконы: общие исследования книги Откровения

Глава 1

Иудейский характер полемики в посланиях к семи церквям

Крейг А. Эванс

Предыстория и полемика писаний Иоанна, под которыми обычно понимают Евангелие от Иоанна, три послания Иоанна и (иногда) Откровение Иоанна, с древнейших времен понимались как отражение в той или иной мере зарождающегося гностицизма. Следуя примеру ранних Отцов Церкви, Б. Ф. Уэсткотт в XIX веке утверждал, что четвертый евангелист принял язык гностицизма, чтобы бороться с гностицизмом. Заняв совершенно иную позицию в XX веке, Рудольф Бультманн утверждал, что язык четвертого евангелиста был местами гностическим, поскольку сам евангелист был гностиком и учеником Иоанна Крестителя.

В последние годы, однако, толкователи пытаются понять предысторию и полемику писаний Иоанна другими способами. Продолжающееся изучение Свитков Мертвого моря, отмеченных духовным и этическим дуализмом и разнообразием традиций мудрости и толкования, а также изучение трудов Филона и другой «межзаветной» литературы, имеет тенденцию рассматривать писания Иоанна в контексте иудаизма и синагоги. Исследование Дж. Луиса Мартина о синагоге как контексте полемики и апологетики в четвертом Евангелии оказало влияние на целое поколение ученых, хотя некоторые его положения остаются спорными.

Далее в этой главе я опираюсь на общий тезис Мартина. Хотя основное внимание будет уделено семи посланиям в Откровении 2–3, я обращу внимание на различные элементы в Евангелии и Посланиях. Мы обнаружим последовательную полемику и апологетику, направленную на скептическую синагогу, синагогу, которая отвергает утверждение христиан, представленных Иоанном, о том, что Мессия уже пришел, что Мессия – это Иисус из Назарета и что Его страдания и смерть на самом деле оправдывают пророческие ожидания.

Полемика в семи посланиях

Нижеследующее краткое исследование предлагает предварительный обзор иудейских элементов, присутствующих в посланиях воскресшего Христа к семи церквям в Откровении 2–3, особенно в том, что касается полемики. Мы увидим важные линии преемственности с иудейскими элементами в полемике четвертого Евангелия и Посланий.

Откровение воскресшего Христа

Книга Откровение получила свое название от начальных слов: ?????????? ?????? ??????? ?? ?????? ???? ? ???? – «(Это) откровение Иисуса Мессии, которое дал Ему Бог». Хотя в Ветхом Завете существительное ?????????? встречается относительно редко (и никогда в смысле божественного откровения), глагол появляется в Ветхом Завете и более поздней литературе, когда, что Бог открывает Свое слово пророку или слуге (например, 1 Цар. 3:7, 21; 9:15; Завет Левия 18:2; Завет Иосифа. 6:6; Иосиф и Асенет 16:7; Апокалипсис Моисея 1:1).

Иудейский характер книги Откровения становится очевидным уже в ее первой главе. Дарование откровения «чтобы показать рабам Своим» (?????? ???? ??????? ?????) перекликается с пророческим языком, как мы видим в Амос 3:7, где пророк заявляет, что Бог ничего не делает, «не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (??? ?? ????????? ???????? ????? ???? ???? ??????? ????? ???? ????????). Иоанн получает «слово Божие» (??? ????? ??? ????) и свидетельствует о нем, подобно тому как слово Божие приходит к древним пророкам (например, Иер. 1:2, ??????? ????? ??? ???? ???? ?????).

Благословение в ст. 3: «Блажен [????????] читающий и слушающие слова пророчества сего [?????????], и соблюдающие [?????????] написанное в нем» (ст. 3), напоминает благословение из Притчей: «Блажен [????????] человек, который слушает [????????????] меня… стоя на страже [?????] у дверей моих» (LXX, Прит. 8:34).

В ст. 4 («от Того, Который есть и был и грядет») присутствует аллюзия на Исход 3:14, где Бог говорит Моисею: «Я – Тот, Кто есть» (??? ???? ? ??). Изучающие греческий язык легко заметят грамматическую странность в Откровении, заключающуюся в том, что определенный артикль и существительное, следующие за предлогом ???, стоят в именительном падеже, а не в ожидаемом родительном (??? ? ?? ??? ? ?? ??? ? ?????????). Конечно, это вполне умышленный солецизм, делающий аллюзию на Исход 3:14 более очевидной и в то же время относящийся к божественному раскрытию так, как будто это несклоняемое имя (как и многие семитские имена). Таинственные «семь духов перед престолом» Бога следует понимать в свете еврейской литературы, особенно свитков Мертвого моря, как обозначение семи главных ангелов, которые служат в присутствии Бога.

В стихе 6 (Христу, «соделавшему нас царями и священниками [?????????, ??????] Богу и Отцу Своему») есть аллюзия на Исход 19:6 («вы будете у Меня царством священников [????????? ?????????] и народом святым»). Аллюзии на Исход 3:14 и 19:6 подчеркивают иудейское самоосознание пророка и его церквей. Они находятся в полной преемственности с народом Израиля, который давным-давно возглавлял человек, которому открылся Бог, и который под его руководством стоял перед горой, с которой Бог дал Свой закон и заключил завет со Своим народом.

Стих 7 («Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные») представляет собой парафраз и соединение Даниила 7:13 («с облаками небесными шел») и Захарии 12:10 («и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне»).

В стихе 8 («Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель») мы снова встречаемся с аллюзией на Исход 3:14 («Я есмь Тот, Кто есть»). Имя «Вседержитель» (???????????) встречается в Ветхом Завете и сопутствующей литературе около 200 раз.

В стихе 10 Иоанн говорит, что был «в духе» (?? ????????), фраза, которая встречается несколько раз в Ветхом Завете (например, Мих. 3:8 «исполнен силы Духа Господня»; Иез. 11:24 «И дух поднял меня… в видении, Духом Божиим»; 37:1 «Господь вывел меня духом»).

В стихе 12 (и ст. 13; ср. 1:20; 2:1) Иоанн говорит, что повернулся и увидел «семь золотых светильников «, или менор. Золотая менора была впервые изготовлена для скинии в пустыне (Исх. 25:31–40), а затем стала одним из важнейших украшений в храме. Семипалый канделябр был популярным символом в иудейском религиозном искусстве первого века, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.

В стихах 13–15 («подобного Сыну Человеческому… глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих») мы находим аллюзии на Даниила 7:13 («как бы Сын человеческий»), 7:9 («одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь»); 10:6 («лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей»), дополняя важную часть аллюзии в стихе 7 выше. Описание «глас речей его – как голос множества людей» параллельно последней части Даниила 10:6, но по смыслу ближе к Иезекиилю 1:24 («как бы шум многих вод»); 43:2 («как шум вод многих»).

В стихе 16 («из уст Его выходил острый с обеих сторон меч») мы слышим отголосок Исаии 49:2 («и соделал уста Мои как острый меч») и, возможно, также отголосок Исаии 11:4 («и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого»).

В стихе 17 («Я есмь Первый и Последний») слышится отголосок древнееврейских пророчеств Исаии 44:6 («Я первый и Я последний»); 48:12 («Я первый и Я последний»).

В стихе 18 воскресший Христос говорит: «имею ключи ада и смерти». Согласно иудейской традиции, именно Бог владеет «ключом от гробов», и именно он «откроет могилы ваши и выведет вас из могил ваших, народ Мой» (Тг. Неоф. Быт. 30:22; ср. б. Санг. 113a. Бог один владеет «ключом воскрешения мертвых»). Христос, семя Давида, Который теперь владеет «ключом ада и смерти», может также намекать на Исаии 22:22 («возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит»). На этот отрывок, несомненно, ссылается Откровение 3:7 (см. ниже).

В стихе 19 («что есть, и что будет [? ?????? ????????] после сего») мы слышим отголоски Исаии 48:6 (? ?????? ????????)и Даниила 2:28, 29, 45 («Он [Бог] открыл царю… что будет после сего»).

В стихе 20 Иоанн готовит читателя к посланиям семи «ангелов» семи церквей. Судя по описанию воскресшего, превознесенного Христа, с многочисленными аллюзиями на слова, фразы и образы из Ветхого Завета и связанных с ним традиций, нас не должен удивлять глубоко иудейский характер этих посланий, включая полемику. К семи посланиям мы сейчас и обратимся.

Первое письмо: Ефесской церкви (Откр. 2:1–7)

Возможно, самым богатым и влиятельным городом в западной части Малой Азии был Ефес. Некоторые надписи на его стенах гласили: ? ????? ??? ??????? ?????????? ??? ????? («Первая и великая метрополия Азии»), или что-то в этом роде. Город с населением около четверти миллиона человек в первом веке, Ефес был известен своим потрясающим храмом Артемиды, который был признан одним из семи чудес света. В городе находилось множество храмов, знаменитая библиотека Келсо (или Цельса), гимназии, бани, фонтаны, монументальные гробницы, процветающие общественные площади и богато украшенные административные здания. Даже сегодня, хотя город в основном находится в руинах, он пользуется популярностью у туристов.