Интроспекция
Философская лирика
Константин Анатольевич Феофанов
© Константин Анатольевич Феофанов, 2024
ISBN 978-5-0064-5726-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ПРЕДИСЛОВИЕ
В продолжение человеческой истории миллиарды человек пробовали сочинять стихи. И в юности, и в зрелом возрасте пергаменту, бумаге или памяти компьютера они доверяли самые важные темы и проблемы. У человека как мыслящего и чувствующего существа есть неодолимая ментальная и психологическая потребность выразить, высказать то, что для него важно. Поделиться значимыми идеями и эмоциями можно с родными и близкими, а можно и с более широким кругом читателей – через издание книг, размещение произведений в поэтических журналах или на стихотворных сайтах. В любом случае, для поэта это способ лучше понять самого себя, упорядочить мысли, выразить собственные представления и эмоции, причём сделать это через авторские произведения в лирической, поэтической, ментально и эмоционально наиболее яркой форме – которая, благодаря гипертрофированной, хорошо выраженной, иногда несколько преувеличенной, усиленной, гротескной, мыслительной красоте или эмоциональности способна «задеть» читателей или слушателей «за живое», вызвать в них «резонанс», разбудить, всколыхнуть близкие и понятные, очень значимые мотивы и «струны души».
По большому счёту, для всех людей на Земле, независимо от цвета кожи, национальности, континента, страны проживания, возраста или профессии значимы одни и те же темы – мы все хотим жить в некоторой иллюзии стабильности и безопасности, иметь возможность выражать себя в работе и творчестве, любить и быть любимыми, надеяться на светлое и лучшее, к чему-то стремиться, мечтать и радоваться чьим-то или своим достижениям. Стихотворное творчество – способ выразить себя, поделиться опытом, в ёмкой и сконцентрированной форме высказать что-то важное. Стихи всегда пишутся и для себя – чтобы что-то важное выразить, и для других – чтобы мыслями, чувствами и эмоциями поделиться, быть услышанным, вызвать отклик, встретить понимание, эмпатию, сопереживание.
Существует много поэтических жанров. Это разнообразная лирика – от философской, пейзажной, городской и религиозной до мистики и эзотерики, гражданской и любовной лирики. Это могут быть крупные стихотворные формы – циклы стихов, поэмы или пьесы, такие твёрдые формы, как западные сонеты, рондо и канцоны, восточные хокку, танка и рубаи, акростихи, пародии и басни, иронические, сатирические и шуточные стихи, стихи для авторской или эстрадной песни, рока и шансона, поэтические переводы и стихи на иностранных языках. И многочисленные свободные формы, такие как верлибр, который не имеет чётко заданной рифмы и метрики, белый стих, который не имеет рифмы, но обладает определённым размером, например, белый ямб или белый анапест, и вольный стих – это другое, чем белый стих и верлибр, для него характерны значительные и неурегулированные перепады стопности – например, вольный хорей встречается у Маяковского, вольный дактиль и анапест у Некрасова. Свободные формы встречаются и в произведениях этого сборника, – и отнюдь не тогда, когда трудно найти рифму. Их задачи другие – «взломать» спокойствие, усилить эмоциональные акценты за счёт неурегулированности и непредсказуемости перепадов стопности – как в разговорной речи. В распоряжении поэта всегда много жанровых, рифмических и метрических возможностей для выражения мыслей и эмоций!
Новый сборник стихотворений «Интроспекция» включает произведения в жанре философской лирики. Интроспекция – это, буквально, «взгляд внутрь» – способ познания и осознания человеком самого себя, важная составляющая человеческого мышления, мировоззрения и эмоций, способ человеческого бытия. Темы, затронутые в опубликованных здесь произведениях, отражают поиски смысла жизни и ответов на наиболее значимые и сложные вопросы.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РАЗНЫХ ЛЕТ
С чего начинается космос
С чего начинается космос?С картинки в моём букваре!1С семиотических знаков,Лежащих во зле и добре.С возможностиВоспринимать мир как целоеСреди ночи и на заре.С вопросов,На которые,Как когда-то казалось,Должны были найтись,Но не нашлись ответы —Ведь мы все проходили,Как устроено общество,И как движутся планеты!Космос – это и предчувствие2,И мечты, и вдохновенье.И ничегонеделанье,И самоотреченье,И преодоленье.Космос начинается здесь —У меня за плечами!Когда раскрываются крылья,И физическиОщущается единствоСо вселенскойЛюбовьюИ печалью.2023
Мне нравится говорить с камнями
Мне нравится говорить с камнями.По сравненью со мной, они виделиочень много.Мне нравится задавать им вопросы,Долго всматриваясь в себя.Они видели Рим и Сенеку,Нерона и Колоссеум.Впрочем, по историческим меркам недавноВ Риме бывал и я.Они слышали Гераклита,Так много поведавшего нам о свете.Недоумевая, что его называла «тёмным»Не понимавшая ничего толпа.Они взрывались речитативомПро Московский Рим и Константинополь.Не ведая, как такое возможноВ стране-Гулаге с низверженными крестами.Камни – вечные свидетелиЗаблуждений и преступлений!Если б вы могли говорить,Как бесценно много бы вы рассказали!Но мы вынуждены вглядываться в себя,Чтоб увидеть истинуСвоими невечными, полуживымиЧеловеческими глазами.Мне нравится говорить с камнями.Лишь одно постоянно смущает.По сравненью со мной,У них слишком длинная жизнь.2018
Морские мгновенья
Море и чайки,Едины в лазурном пейзаже,Славят порывы ветра,Оттенки света и красоты.Девушки в длинных платьях,Прекрасны в ощущении лета,По берегу весело бродят,Величественны и нежны.И кажется вечным море,Чайки словно застыли,И кажется юным солнце,Моложе, чем детский смех.И ни к кому не приходитЗдесь ожидание горя.И никого не смущаетНеизбежное умирание всех.Древность и повседневностьНад морем слились воедино.Звенящее прошлым завтра,Надежд и ошибок плен.Лишь мгновенье, и чайкиСгинут в пучине жизни.А вчерашние девственницыПревратятся в тлен.Но те, кто живы,Не замечают подвоха,Лишь ненадолгоРазмыкая ряды.Как камень, брошенныйВ морскую вечную воду, —Через мгновеньеУже не найти следы.2013
Моя Маргарита
Научной суеты, познаний трепет,Концепций и дискуссий детский лепет,Симпозиумов жалкая бравада —Мне ничего давно уже не надо.Пустое всё. Не радует, не греет.И древо жизни уж не зеленеет3.Мир всё противней дестилетья кряду.И лучший выход – это выпить яду.Но вдруг… Явилась ты мне, Маргарита.Восторг и боль непринятой любви.Гаудеамус игитур, иувенес дум сумус4!О Мефистофель, сжалься, помоги!Но нет ответа сил превечных снова,Безмолвствуют и Бог, и Сатана.И жизни непонятна вновь основа,И старости неистова стена…О Маргарита! Вечность! Исступленье!!Все бездны мира я б послал к твоим ногам!Так сладко ощущенье вечной силы!Но неугоден сей сюжет богам.Всему – своё! Рассветы и закаты.Несбывшихся надежд набатный бой.Благословенно ощущение утратыИ радость от мучительных страданий,Не прожитых ни мною, ни тобой!2010
Сентябрьские звёзды
Воздух —Всегда холодныйУже с первых мгновенийПервого сентября.Хотя пока ничтоНе отменяетЛетних воспоминаний,И почти нельзяОтличитьОдин цвет травыОт другого.Разве толькоПо звёздам —КоторыеЗнают лучшеИ лучшеЧитают мысли.В них сентябрь —Который в июльУже никогдаНе вернётся.В них печаль —На вопросы которойУже никогдаНе ответить.Ни за хмурую осень,Ни за мёртвую зиму —Не простить,Не дождаться,Не переспросить.2020
Закатные акварели
Нам немало лет, теперь уж совсем немало.Когда одинокая старость протяжнотрезвонит набатом,Когда звенящая бессмысленностьвремя в землю вжимает,Мы с тобою встретились апрельскиммускатным закатом…Встретились здесь, в старом парке,в прозрачном юном апреле,Под воробьёв чириканьеразбутное-праздное.Исходили кругами тропинки жизньюзвенящей акварели,И дыханье счастья ощутили такоемноголико-разное…А потом ты прислала письмоотстранённо-терпкое:«Ты старый, хоть и выглядишь явно моложе.Я, конечно, не девочка, но всё же, всё же.Ну а ты совсем уж не мальчик, хоть и оченьхороший…Ты молодец, у тебя много талантов.Осталось выучить разве только китайский!Ты обязательно встретишь, не сомневаюсь,Кого-то лучше – в такой же вечерпредмайский».А мне… Ну, мне не надо лучше.Мне бы с тобой – немного любви,а потом уж уйти навеки.Мне бы с тобой – в звенящей мускатнойакварели.Ещё немного – в прозрачном и светломапреле.2011
Странный человек
В жаркий праздничный полденьВ разгаре французского лета,Когда в Авиньоне всё плясало и бесновалосьЛюбовью и страстью к жизни и свету,Странный человек средь толпы появился,Снял странный котелок и толпе поклонился,Одетый в жаркий чёрный пиджакИ неподходящие ни к чему брюки,Он смотрел пред собой,Ничего не видя ни в себе, ни вокруг,Утомлённо заламывая руки,Недоумевая и задыхаясь от боли и скуки,Внутреннего надлома и пустоты,Замедляя праздник,Ставший вдруг таким несуразным,Вопрошая «почему?» речитативомбезобразным.2012
Ответ
Ответ может появитьсяИз непонятно чего.Может возникнуть во снеИли без него.Может упасть на плечиЧьей-то мудрой рукой.Может удерживать на краюИли не нарушать покой.Ответ всегдаМожет стать другим.Даже если никомуЭтого не понять.Может не выйти комом блин,Или снайперуВдруг не захочетсяВ тебя стрелять.2021
Ещё один день
Ещё один деньВ сентябре —Останний, остывший,Прощальный.Ещё один день —Всю жизнь разделившийНа что было доИ что будет дальшеЕщё печальней.Ещё один день —И октябрь.Всего один день —Как будтоНеявный,Прозрачный,Граничный,ИтожащийСтарые мысли.Случайный,Останний, остывший,Увядший, ушедший —СжигающийПрежние смыслы.2022
Что для нежности океан?
Что для нежности океан?Я раскрою большие крылья,Оттолкнусь посильней от неба,Прилечу, не пройдёт и дня.Что для вечности города?Все в огнях, словно нету скуки,Всё спешат, будто нет разлуки,Наши дальние города.Что для юности пара лет?Тройка месяцев ожиданья?Больше нет невозможности для свиданья,И возможности не надеяться нет.Что для нежности океан?Я расправлю уставшие крылья,Оттолкнусь посильней от солнца,Прилечу, не пройдёт и дня.2012
Череда мечтаний наоборот
Я хотел воспеть одноУдивительное свойство мира.Как в трагическом кино —Герой лелеет мечту давно —Но в конце концовПролетает мимо.Жизнь – череда мечтанийНаоборот.Кого любил ты —Не имеет значенья.К чему стремился —Никогда не произойдёт.2019
Страноизоляция
В южных широтах,Как оказалось,Действительно,Довольно тёмныеНочи.Может,По этой причинеТы теперь полюбишьВеличественныйКраснодарИ развлекательныйСочи.И уже не будешьРватьсяНа Средиземный КипрИ чистейший океанПортугалии —Сразу после того,Как прилетелИз Германии.БудешьИ в своей странеЗамечатьВсё хорошее —Даже то,Чего никогдаНе бывало.Будешь вспоминатьВсё в подробностях —Даже то,Чего никогдаНе существовало.И, как знать, —ВспоминаяУмопомрачительнуюИспанию, —Может,Ты пройдёшьсяПо аллеямСочинскогоДендрария —И старого дерева,Что пожираетДоверчивыхНасекомых,БольшеНе будетНичегоМилей.И в странном,НеожиданноИзменившемсяСознанииВдруг станутГеометрическиПрогрессироватьДетскиеВоспоминания,ОтголоскиПульсирующегоСоветскогоИ российскогоМироздания —И станутНавязчивоВспоминатьсяНедавниеИностранные диалогиВместе с оттенкамиСтарогоОдеколона«В полёт».2020
Вид на жительство
Ты, наверно,Ещё будешь вспоминатьОтголоски закатаВ пол-летнего неба.Ты, наверно,Ещё будешь мечтатьОпять вернуться —Даже туда,Где никогда не был —По первому снегу.Крыльями взмахнуть,Над границамиРастянуться —Журавлиным клиномНа РодинуВернуться.2020
Июнь в Москве
Июнь в Москве —СплошныеБелые ночи.Когда в три часаСветло настолько,Что недоумеваютОчи.Когда поют соловьи,НаслаждаясьНочной прохладой.Когда к турецкому берегуМне, как когда-то уже было,Опять совершенно не надо.И я сноваБесконечно люблюЭту удивительную страну —Которая, как когда-то, —Никогда не любилаМеня.2020
Луна полнолуньем манит
Луна полнолуньем манит,Достойная восхищенья,Но, видимо, жизнь понимает,Как неизбежность затменья.Она живёт в предвкушеньи,Что всё будет совсем иначе,Что она в чём-то несовершеннаИ выполняет чужие задачи.Что она вовсе не вечноБудет освещать дорогу —И уже близко время,Когда неизбежна тьма.2020
Лунное затмение
Ом Намо Бхагавате Васудевая Намаха
Выход в космос закрыт —Не рассмотретьДетали.Вижу лунный светЧерез облака.Дай, Всевышний,Мне не умеретьВ печали,Я так долго ждалТвою ЛунуИздалека.Для меняТвой лунный лик —Экзальтация.Разбредаются по мрачному небуЧеловеческие сомнения.Завтра наступит завтра.Будущее станет прошлым.На планете воцаритсяУмиротворение.2023
Майские соловьи
Майские соловьиНачинают петь в два —Глубокой ночью,Когда от прошедшего дняУже ничего не осталось,Разве только усталостьИ отрывки старых воспоминаний —Но представленья о смыслеЧрезвычайно легки,И тянут ко сну звукиПротекающей рядом реки.2020
Voglia di cantare5
Соловьи сегодняНе будут петь.Им нужноНемного остановиться,Осмыслить синкопы6Задуматься,Перестать повторяться —Почувствовать крылья,Чтобы лететь —Проникнуться смысломИ желанием петь.2020
Технический секретарь
Я технический секретарь,Оформитель волнующих смыслов,Которые сменяют друг друга быстро,Которые отменяют друг друга напрочь,Не сохраняя первоначальный вид.Я фотограф идей, настроений и искажений,Ретранслятор ответов, вопросов и боли,Переводчик сомнений, эмоций разных —Бесконечно разнообразных.И вновь апрель,Хотя вчера был февраль.Я технический секретарь.Кто-то водит моей рукой,Кто-то отменяет мои решенья,Кто-то прощает мои прегрешенья,Кто-то говорит: «Я с тобой!»2020
Счастливый человек
Счастливый человекНе должен возражатьПротив величияМиропорядка.Ты вспахиваешьСобственную грядку,И даже если прав,Не смей восстать!Сановности подонковВозражатьНе смей!Ты – смерд!Иначе сразуСтанешь ты другим —Долой спокойствие,Любовь,Небес гармонию!Ты исказишьСвоим гнилым нутромПрекрасную симфонию —В которой счастливКаждый олигарх,Вице-премьерИ патриарх.2020
Гёттингенский ветер
Замерзаю до стука зубовХолодным мартовским,Но солнечным утром.Проливаюсь тёплымАпрельским дождём —Изысканным, радостнымИ долгожеланным —В тумане смутном.Мне метель нипочём —Я стихии порыв,ВдохновеньеИ воля к победе.Я составлен из слов,Воспеваю перекрёсткиВселенских значенийИ нежности междометий!В моих кудрях до плеч,Чёрных как смоль,Смеётся и плачетНеистовый,СвободныйГёттингенский ветер.2024
Недопрожитая жизнь
Недопрожитая жизньПросит её прожить ещё раз.Опять задаёт вопросы,Предлагает ответы.Опять в партер и бельэтажПродаются билеты.Снова свиданья, постели,Изгибы, страсти, наветы.Иллюзии, сложныеСудьбы, мотивы, интриги,Дуэли и пистолеты,Ожидания и запреты,Нюансы и паритеты.И всего один главный вопрос:«Зачем?!»2022
Не дай мне, Господи
Не дай мне, Господи,Твой дар, твоё проклятьеВсё понимать.Позволь остатьсяНесведущимНи в чёмИдиотом.Всегда беспечнымНаединеС собойИ тобой —ВсегдаСчастливым —Поэтом,Жуиром,Сибаритом,Проглотом —С рефреномЗвучащей —ГармоничнойИ непротиворечивой —МетрическиИ рифмическиВывереннойСтрофой!2024
У каждого свой Стамбул
Sen gideli buralardan
С тех пор, как ты отсюда ушла
Yolunu gözlemekteyim
Я смотрю на дорогу
İstanbul ağlıyor
Стамбул плачет
Таркан, «Стамбул плачет»Истáнбул аaлыйóр —Мой древний город плачет.Плáчу и я в ответ —Вспоминая изогнутые ятаганы,Тысячу четырестаПятьдесят третий,Бухту «Золотой Рог»,Святую СофиюИ Голубую мечеть«Султанахмет».Сердце обливается слезами,Временно превозмогая боль —Широко открытыми глазамиПомнит неслучайный,Необъятный, необузданный огонь.Один взгляд – и навсегда любимыЛоконы турчанки молодой.Один миг – и навсегда забытаВся бессмыслица,Что будто я – не твой.2023
Какой в Лондоне дождь
Ты помнишь,Какой в Лондоне дождь?Он всегда отовсюду.Не сверху,Хотя и сверху тоже —Я помню точно,Придумывать, чего нет,Не буду.Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Отсылка к песне В. Баснера на стихи М. Матусовского «С чего начинается Родина». – Прим. автора.
2
Упоминание части названия фильма А. Учителя «Космос как предчувствие». – Прим. автора.
3
Слова Мефистофеля из трагедии И. Гёте «Фауст»: «Grau, teurer Freund, ist alle Theorie, Und grün des Lebens goldner Baum». – «Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо». – Прим. автора.
4
«Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus!» – «Итак, будем веселиться, Пока мы молоды!» – Слова студенческой песни (гимна), появившейся ещё в XIII веке в Гейдельбергском университете.
5
Voglia di cantare (итал.) – желание петь. – Прим. автора.
6
Синкопа (в музыке) – несовпадение ритмического акцента с метрическим. – Прим. автора.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги