Александр Моор
Стратегия
© Александр Моор, текст, 2024
© РИПОЛ классик, оформление, 2024
От автора
Уважаемые коллеги!
Перед вами не просто книга, а интеллектуальный манифест, попытка заглянуть в будущее строительной отрасли и всей России в целом, нарисовать образ желаемого завтра. Образ, в котором гармонично сочетаются новейшие технологические тренды, гуманистические ценности, экономическая эффективность и социальная ответственность, верность традициям и инновационный поиск.
Посвятив свою жизнь строительству, этому благородному делу, я твердо убежден: именно сфера созидания и обустройства нашей среды обитания является ключом к достижению стратегических целей развития страны и повышению качества жизни людей. Нам необходимо построить современную, комфортную и безопасную Россию – динамично развивающуюся и при этом бережно хранящую свою уникальность, самобытность. Россию, в которой хочется жить и работать, где раскрываются таланты и реализуются мечты.
И ведущую роль в этом историческом созидании суждено сыграть нашему профессиональному сообществу – сотням тысяч инженеров и рабочих, архитекторов и проектировщиков, изыскателей и экспертов. Тем, для кого стройка стала не просто работой, а призванием и судьбой. Кто не просто возводит здания, но творит новую реальность, закладывает фундамент будущего процветания страны. И сегодня, как никогда, нам необходимо объединить усилия, чтобы совместно ответить на ключевые вызовы времени, открыть новую страницу в летописи отечественного строительства.
Эта книга – приглашение к такому открытому профессиональному диалогу. Диалогу о приоритетах технологического развития отрасли и сбалансированного пространственного обустройства России. О ценностных основаниях и гуманистической миссии нашего дела. О роли каждого из нас в формировании образа желаемого будущего и его воплощении в реальность. Уверен, что этот диалог будет продолжен: на страницах специализированных изданий и в формате публичных дискуссий, на площадках профильных организаций и органов власти. И самое главное – в конкретных проектах и свершениях, меняющих жизнь наших сограждан к лучшему.
Благодарю всех тех, кто своим интеллектуальным и творческим вкладом помог созданию данной книги – моих коллег по Всероссийскому центру национальной строительной политики, ведущих экспертов и ученых отрасли, представителей государственных структур и деловых объединений. Ваши идеи, замечания, конструктивная критика позволили сделать это издание по-настоящему многогранным, объемным, устремленным в будущее.
Друзья! Считаю эту книгу нашим общим вкладом в формирование интеллектуальной, ценностной повестки развития отрасли и страны на годы вперед. Но более того: я вижу ее как своего рода компас, ориентир в нашей каждодневной работе по созиданию российского будущего. Будущего, которое начинается здесь и сейчас – в заботах и свершениях каждого из нас. Так не будем же терять время и примемся за дело – с верой в свои силы, с любовью к профессии и родной земле! Ибо нет в мире лучшей доли, чем строить. Строить на совесть, строить навечно, строить с мечтой о счастье своего народа.
С уважением и надеждой на сотрудничество,
Александр Моор.
Предисловие
Строительный комплекс России на современном этапе: ключевые вызовы и стратегические приоритеты развития Строительство как драйвер экономического роста и повышения качества жизни: роль отрасли в современной РоссииСтроительная отрасль традиционно играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии России, выступая одним из ключевых драйверов экономического роста, модернизации инфраструктуры и повышения качества жизни граждан. От эффективности работы строительного комплекса напрямую зависит реализация масштабных национальных проектов в сфере жилищного строительства, транспорта, энергетики, промышленности, социальной инфраструктуры. Строительство во многом определяет территориальную целостность и связанность страны, обеспечивая создание современной, комфортной и безопасной среды для жизни и деятельности людей.
В последние годы строительный комплекс России демонстрирует устойчивые рост и развитие, наращивая объемы работ и вводимых объектов. Так, в 2023 году объем строительных работ в стране превысил 10 трлн рублей, а совокупный вклад отрасли в ВВП составил около 6 %. В сфере жилищного строительства установлен рекорд последних лет – введено свыше 100 млн кв. м жилья. Активно развивается транспортная инфраструктура: только в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году построено и реконструировано более 16 тыс. км автодорог. Продолжается реализация масштабных инфраструктурных проектов, таких как модернизация БАМа и Транссиба, строительство автомагистрали М-12 Москва – Казань, развитие Северного морского пути.
В то же время, несмотря на очевидные позитивные тенденции, строительный комплекс России сталкивается с серьезными вызовами, многие из которых носят структурный, долгосрочный характер. Износ основных фондов в отрасли превышает 50 %, остро стоит проблема внедрения инноваций и повышения производительности труда. Сохраняются высокие административные барьеры, негативно влияющие на бизнес-климат в строительстве. Существенные сложности связаны с дефицитом квалифицированных кадров, падением престижа рабочих профессий. Нарастают диспропорции в территориальном развитии стройкомплекса – основные ресурсы и проекты концентрируются в крупных городах и агломерациях.
В связи с этим стратегической задачей государства становится формирование комплексной политики модернизации и устойчивого развития строительной отрасли, основанной на четком целеполагании, эффективной координации всех участников, мобилизации необходимых ресурсов и компетенций. Ключевые приоритеты такой политики – стимулирование инноваций и цифровой трансформации отрасли, обеспечение кадрового потенциала будущего, снижение административных барьеров и развитие государственно-частного партнерства, повышение вклада стройкомплекса в пространственное развитие и сбалансированное обустройство территорий. При этом центральной, объединяющей задачей должно стать повышение качества и комфорта среды жизнедеятельности людей – будь то жилье, социальные объекты или инфраструктура.
Именно человек, его безопасность и благополучие, всестороннее развитие и реализация потенциала должны стать абсолютным приоритетом в развитии строительного комплекса, главным мерилом успешности всех проектов и программ. В этом – высшая миссия и смысл строительства как созидательной деятельности, призванной обеспечить достойную жизнь нынешним и будущим поколениям. И успех в ее реализации критически зависит от эффективного взаимодействия государства и профессионального сообщества, науки и образования, бизнеса и общественных институтов.
Ключевые проблемы и «узкие места» развития стройкомплекса России: необходимость системной трансформацииСтроительная отрасль России, обладая колоссальным потенциалом и богатыми традициями, сегодня сталкивается с целым рядом серьезных проблем и противоречий, сдерживающих ее дальнейшее развитие. И без их решительного преодоления, системной модернизации всего строительного цикла – от проектирования до эксплуатации объектов – будет невозможно адекватно ответить на ключевые вызовы современности, обеспечить долгосрочную конкурентоспособность и эффективность отрасли.
Одним из наиболее острых вопросов является технологическое отставание строительного комплекса, медленное внедрение передовых разработок и решений. Сегодня на стройках по-прежнему доминирует ручной, низкоквалифицированный труд, остается высокой доля устаревших, энерго- и материалоемких технологий. Цифровизация отрасли, автоматизация и роботизация производственных процессов носят фрагментарный, точечный характер. BIM-проектирование и системы интеллектуального управления зданиями, аддитивные технологии и новейшие материалы пока что являются скорее исключением, чем правилом для российских строителей.
Не меньшей проблемой становится и низкий уровень производительности труда в строительстве, который составляет лишь около 40 % от показателей ведущих стран. Во многом это обусловлено значительной степенью износа основных фондов – по некоторым оценкам, он превышает 50 %. Сказывается и дефицит квалифицированных кадров, старение и недостаточная мотивированность рабочих. Средний возраст работников строительных специальностей в России приближается к 45 годам, а престиж рабочих профессий остается крайне низким. При этом система профессионального образования и повышения квалификации не успевает за стремительно меняющимися запросами отрасли.
Серьезным барьером на пути развития стройкомплекса остаются и административно-бюрократические препоны, излишние и противоречивые требования контрольно-надзорной деятельности. Несмотря на ряд принятых в последние годы мер по снижению административного давления на бизнес, совокупные издержки на получение разрешительной документации в строительстве достигают 3–5 % от стоимости проекта, а сроки согласований – до 2 лет и более. В результате инвестиционно-строительный цикл неоправданно затягивается, подрывается экономика проектов, тормозится выход на рынок новых игроков.
Следствием указанных проблем становится и недостаточная конкурентоспособность российских строительных компаний на глобальном рынке. Доля РФ в мировом экспорте строительных услуг по итогам 2023 года составила лишь около 1 %. Российские подрядчики слабо представлены в международных инфраструктурных проектах, испытывают сложности с выходом на наиболее емкие и перспективные региональные рынки – Азии, Африки, Латинской Америки. Причем проблема заключается не только в дефиците компетенций или финансовых ресурсов, но и в недостаточной поддержке экспортных усилий бизнеса со стороны государства.
Накопившиеся структурные дисбалансы препятствуют и гармоничному пространственному развитию России, эффективной реализации потенциала ее территорий. Основные объемы строительства концентрируются в крупных городах и агломерациях, тогда как малые города и сельские поселения испытывают острый дефицит современного и качественного жилья, базовой инфраструктуры. Различия в уровне и динамике развития стройкомплекса между регионами-лидерами и аутсайдерами достигают десяти раз и более. При этом отраслевая и региональная политика в строительстве зачастую носит фрагментарный, несистемный характер, слабо учитывает специфику отдельных территорий и секторов.
Таким образом, ключевая задача сегодня – обеспечить комплексную, системную трансформацию строительной отрасли России, затрагивающую все ее компоненты и базирующуюся на долгосрочной стратегии развития. В ее основу должны лечь модернизация технологической базы стройкомплекса, цифровизация всех этапов жизненного цикла объектов, внедрение инноваций и повышение конкурентоспособности. Необходимо сформировать современную систему подготовки и переподготовки кадров для строительства, стимулировать приток молодых специалистов в отрасль. Наконец критически важны институциональные изменения, устранение избыточных административных барьеров, повышение уровня доверия и кооперации между государством и бизнесом.
Стратегические приоритеты и целевое видение будущего строительной отрасли РоссииОчевидно, что дальнейшее развитие строительного комплекса России, преодоление существующих проблем и узких мест требует разработки и целенаправленной реализации долгосрочной отраслевой стратегии. Стратегии, базирующейся не только на объективном анализе современного состояния и ключевых трендов, но и на проактивном, амбициозном видении будущего. Будущего, в котором развитие передовых технологий и инновационного потенциала строительства сочетается с непреходящими гуманистическими ценностями, приоритетами безопасности и устойчивого пространственного развития. И формируя это видение, мы должны ориентироваться на стратегические национальные цели, задачи повышения качества жизни и реализации человеческого капитала.
Ключевая цель развития стройкомплекса России на период до 2030 года – формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной отрасли, способной эффективно обеспечивать устойчивое пространственное развитие страны, строительство качественной и комфортной инфраструктуры для жизни человека. Ее достижение предполагает последовательную работу по нескольким стратегическим направлениям.
Первое – ускоренная технологическая модернизация строительной отрасли на основе массового внедрения BIM-технологий, аддитивных и роботизированных систем, технологий «умного» строительства. Уже с 2024 года практически все проекты капитального строительства в стране должны осуществляться с применением технологий информационного моделирования, а доля предприятий, использующих цифровые инструменты в производственных процессах, превысит 50 %. Масштабная цифровая трансформация позволит значительно повысить прозрачность и управляемость строительных проектов, сократить сроки работ и издержки.
Второе – кардинальное повышение производительности труда в строительстве, которая к 2030 году должна увеличиться не менее чем в 1,5 раза к текущему уровню. Решение этой задачи неразрывно связано с масштабным обновлением основных фондов – в течение 10 лет инвестиции в техническое перевооружение отрасли должны возрасти не менее чем втрое. При этом приоритетом необходимо сделать развитие отечественных производств современных строительных материалов и оборудования, снижение зависимости от импортных поставок. Ключевую роль в росте производительности труда сыграет и формирование эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для строительного комплекса.
Третье – снижение административных барьеров и создание благоприятной институциональной среды для инвестиций и инноваций в строительстве. В течение ближайших 3–5 лет необходимо радикально упростить и ускорить процедуры согласований и разрешений в отрасли, сократить их совокупные сроки как минимум вдвое. Одновременно требуется внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, переход к преимущественно профилактической модели регулирования. Важнейшую роль должна сыграть и цифровизация взаимодействий строительного бизнеса и государства – перевод максимального числа процедур и услуг в электронный вид.
Четвертое – существенное наращивание экспорта строительных услуг и повышение глобальной конкурентоспособности российского стройкомплекса. К 2030 году объем зарубежных контрактов отечественных строительных компаний должен возрасти не менее чем в 3 раза, а доля России в мировом экспорте строительных услуг – достигнуть 3–4 %. Приоритет – расширение присутствия на наиболее емких и динамичных рынках Азии, Африки, Латинской Америки.
Введение
Строительная отрасль России сегодня стоит на пороге больших перемен. Мы живем в уникальное время, когда государство впервые за многие годы определило четкий вектор развития нашей индустрии до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Это не просто документ, а реальный план действий, нацеленный на качественное преобразование жилищного строительства и смежных отраслей.
Цель, поставленная руководством страны, – строительство одного миллиарда квадратных метров жилья до 2030 года. Это значит, что каждый пятый квадратный метр жилья в России должен быть новым. Задача колоссальная по своим масштабам, особенно в условиях растущего ветшания существующего жилого фонда. Но именно такие амбициозные цели способны мобилизовать отрасль, задать новый темп развития.
Сама постановка столь масштабной задачи – свидетельство кардинального изменения подхода государства к развитию экономики. От ситуативного реагирования мы переходим к стратегическому планированию, от латания дыр – к системной работе на перспективу. Строительная отрасль в этом смысле становится локомотивом, способным потянуть за собой всю экономику страны.
Разумеется, достижение поставленных целей потребует огромных усилий от всех участников процесса – от проектировщиков и строителей до производителей материалов и чиновников. Но главное, необходимый вектор задан, причем на самом высоком государственном уровне. Теперь наша общая задача – наполнить принятую стратегию конкретным содержанием, превратить планы в квадратные метры качественного и доступного жилья.
В этой книге я постараюсь проанализировать основные положения принятой стратегии, оценить ее сильные и слабые стороны. Опираясь на свой опыт, попробую спрогнозировать возможные сценарии развития строительной отрасли, рассмотреть ключевые проблемы и потенциальные точки роста. Надеюсь, что мои идеи и предложения будут интересны как профессионалам, так и всем, кто неравнодушен к будущему российского строительства и страны в целом.
Часть 1. Новая реальность: вызовы и перспективы
Глава 1. Строительная стратегия: план или реальность
Принятая стратегия развития строительной отрасли – документ, безусловно, прорывной. Впервые за многие годы государство не просто декларирует некие общие цели, но предлагает конкретный план действий на длительную перспективу. Причем речь идет не о косметических изменениях, а о глубокой перестройке всей системы жилищного строительства.
Ключевой показатель – объем ввода жилья – один миллиард квадратных метров до 2030 года. Цифра, поражающая воображение. Фактически мы говорим об удвоении текущих объемов строительства. При этом основной упор делается на качество и доступность жилья. То есть речь идет не просто о квадратных метрах, а о современном, комфортном жилье, которое должно быть по карману широким слоям населения.
Конечно, скептики могут сказать, что о подобных масштабных планах мы уже не раз слышали, и далеко не всегда они были реализованы. Но я вижу принципиальное отличие нынешней стратегии. Во-первых, она разрабатывалась с учетом текущих экономических реалий и прогнозов на будущее. То есть в ее основе лежит не просто желание достичь неких показателей, а трезвый расчет возможностей и ресурсов.
Во-вторых, стратегия не ограничивается постановкой общих целей, а содержит набор конкретных мер и инструментов их достижения. Это и оптимизация процедур в сфере строительства, и внедрение новых технологий, и развитие ипотеки, и поддержка отечественных производителей стройматериалов. То есть мы имеем дело не с абстрактным документом, а с реальным планом действий.
Наконец принципиально важно, что стратегия принята на самом высоком государственном уровне и является частью общего плана социально-экономического развития страны. Это означает, что ее реализация будет находиться под личным контролем президента и правительства. Тем самым шансы на успех существенно возрастают.
Конечно, было бы наивно полагать, что все пойдет гладко и безболезненно. Наверняка нас ждут и трудности, и ошибки, и необходимость корректировать планы. Но главное – то, что стратегия задает правильный вектор развития, дает отрасли четкие ориентиры на будущее. А это уже половина успеха.
В следующей главе мы более детально рассмотрим основные положения стратегии и оценим готовность отрасли к их реализации.
Глава 2. Миллиард квадратных метров: вызов для отрасли
Объем ввода жилья – ключевой показатель стратегии развития строительной отрасли. И цифра в один миллиард квадратных метров к 2030 году – это, безусловно, вызов для всей нашей индустрии. Давайте задумаемся, что стоит за этими цифрами.
Сегодня мы строим около 100 миллионов квадратных метров в год. Чтобы выйти на заявленные показатели, нам нужно фактически удвоить этот объем. Причем сделать это не за счет снижения качества или безопасности жилья, а наоборот – повышая планку требований.
Это означает, что нам предстоит не просто увеличить масштабы строительства, но и качественно изменить сам подход к процессу. Нужны новые технологии, материалы, проектные решения, которые позволят строить быстрее, эффективнее, с меньшими затратами. Нужна оптимизация всех процессов – от получения разрешений до ввода объектов в эксплуатацию.
Важно понимать, что рост объемов строительства неизбежно потребует развития смежных отраслей. Нужно будет больше стройматериалов, техники, квалифицированных кадров. То есть перед нами стоит задача не просто построить миллиард квадратных метров, а создать условия для устойчивого развития всего строительного комплекса.
Еще один принципиальный момент – доступность жилья. Мало построить квадратные метры, нужно, чтобы люди могли их купить. Это значит, что параллельно с ростом объемов строительства должны развиваться и механизмы финансовой поддержки покупателей – ипотека, субсидии, льготные программы.
Наконец нельзя забывать и о качестве городской среды. Новые квадратные метры должны органично вписываться в существующую застройку, создавать комфортное жизненное пространство. Значит, вместе с жильем необходимо строить детские сады, школы, поликлиники, дороги, развивать общественный транспорт. То есть решать задачу комплексно, с учетом всех аспектов качества жизни.
Все эти задачи – серьезный вызов для строительной отрасли. Но я убежден, что мы готовы на него ответить. У нас есть опыт, технологии, кадры. Есть понимание целей и путей их достижения. И главное – поддержка государства и общества. А значит – у нас все получится!
В следующей главе мы подробнее остановимся на конкретных механизмах реализации стратегии и роли государства в этом процессе.
Глава 3. Государство и отрасль: партнерство для развития
Масштабные задачи, стоящие перед строительной отраслью, невозможно решить без активной поддержки со стороны государства. И здесь я вижу одну из ключевых особенностей принятой стратегии – она предполагает тесное партнерство власти и бизнеса, совместную работу над реализацией поставленных целей.
Прежде всего, государство берет на себя функцию стратегического планирования. Определяя долгосрочные ориентиры развития отрасли, власть создает для бизнеса устойчивые правила игры, снижает неопределенность и риски. Строительные компании получают четкое понимание перспектив и могут планировать свою работу на годы вперед.
Но роль государства не ограничивается постановкой целей. Не менее важна практическая поддержка отрасли. Это и совершенствование нормативной базы, и упрощение административных процедур, и развитие инфраструктуры. Например, сегодня получение разрешений и согласований занимает до 80 % времени строительного проекта. Если удастся оптимизировать эти процессы, мы получим серьезный ресурс для роста.
Отдельная тема – финансовая поддержка отрасли. Понятно, что строительство миллиарда квадратных метров потребует колоссальных инвестиций. И здесь не обойтись без участия государства. Это и субсидирование ипотечных ставок, и прямое финансирование инфраструктурных проектов, и налоговые льготы для застройщиков.
При этом важно, чтобы господдержка была адресной и эффективной. Нужно стимулировать не просто строительство квадратных метров, а создание качественной и доступной среды для жизни. Поэтому одним из ключевых критериев для получения поддержки должно стать комплексное развитие территорий, строительство не только жилья, но и всей необходимой социальной, транспортной, инженерной инфраструктур.
Но партнерство государства и бизнеса – это улица с двусторонним движением. Получая поддержку, строительные компании должны брать на себя повышенные обязательства по качеству, срокам, открытости своей работы. Нужно активнее внедрять современные технологии, материалы, проектные решения. Повышать профессиональный уровень кадров. Вести честный и открытый диалог с властью и обществом.
Только такое ответственное партнерство, основанное на балансе интересов и взаимном доверии, позволит нам эффективно решать стоящие перед отраслью задачи. И я убежден, что мы способны выстроить такое партнерство. Ведь в конечном счете у нас общая цель – сделать жизнь людей лучше и комфортнее. А значит, мы просто обязаны действовать сообща.
Глава 4. Новые технологии: двигатель прогресса
Строительство миллиарда квадратных метров жилья – задача не только количественная, но и качественная. Мы не можем просто тиражировать устаревшие типовые проекты. Нужен принципиально новый подход, основанный на передовых технологиях и инновационных решениях.
Сегодня мы стоим на пороге настоящей технологической революции в строительстве. BIM-проектирование, 3D-печать, роботизация, «умные» материалы – все эти инновации способны кардинально изменить облик отрасли. Наша задача – не просто идти в ногу с прогрессом, но и активно внедрять новые технологии в массовое строительство.
Взять, к примеру, BIM-технологии. Создание цифровой модели объекта позволяет оптимизировать все этапы строительства – от проектирования до эксплуатации. Мы можем заранее просчитать все риски, минимизировать ошибки, сократить сроки и затраты. По сути, BIM – это новый язык, на котором должны научиться говорить все участники строительного процесса.