Протоиерей Михаил Евдокимов
15 дней молитвы с митрополитом Антонием Сурожским
Допущено к распространению
Издательским советом
Русской Православной Церкви
ИС Р21-101-0023
© ООО ТД «Никея», 2021
Наследие владыки учит нас молитве
В промежутке между Вознесением Господним и Сошествием Святого Духа ученики Христовы пребывали в молитве. Это напоминание всем нам: период земной жизни, напряженных будней, насыщенных ожиданием чуда окончательной, неразлучной встречи со Христом, должен быть заполнен молитвой. Молитвой утверждается вся наша жизнь.
Слова митрополита Сурожского Антония, его беседы и проповеди, были пронизаны молитвой. В какой-то степени они и сами были молитвой. За всех и от лица всех, молитвой, в которой все мы соединяемся с Богом и через нее – между собой. Молитва очищает душу от лишнего, наносного. Сам Христос поднялся на гору Фавор, чтобы обратиться к Богу, – и именно там предстал Своим ученикам преображенным, сияющим. Вот так же и мы: будем молиться – будем преображаться – будем соединяться с Господом – будем сиять.
Отблеском этого Фаворского света сияет и весь образ владыки Антония. Вникая в его наследие, мы сами учимся молитве, причем не формальной, а внутренней, личной, той, к которой призывает апостол: Непрестанно молитесь! (1 Фес. 5: 18).
Но личная молитва – не значит «молитва одинокая». Не случайно одна из важнейших заповедей Святой Церкви – заповедь о воскресной молитве, Литургии, которой должна освящаться вся предстоящая рабочая неделя. Через единодушное общее обращение к Господу мы можем получить благодатную силу, не меньшую, чем ученики в момент схождения Святого Духа. Христос не покидает тех, кто помнит о Нем: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18: 20).
Митрополит Антоний, по свидетельству тех, кто знал его лично, любил уединение. Тем не менее он шел на проповедь, много общался с людьми, не закрывался от них. Ведь жизнь в Церкви – это взаимное служение и общение. Мы не должны замыкаться в себе. Христианин не может быть равнодушным к окружающим его людям. Дела деятельной любви и милосердия так же важны в глазах Божьих, как и наши собственные старания, стремление достигнуть спасения. И потому любое слово доброго пастыря собирает вокруг себя людей. На его молитвенные размышления откликаются сердца – отозвалось и сердце русского священника, живущего в Париже, отца Михаила Евдокимова. Воспитанный русским зарубежьем, знакомый с юности с той атмосферой, в которой звучали голоса таких проповедников, как митрополит Антоний, отец Михаил приглашает воспринять ее и нас, дает возможность вслушаться в этот голос и в произносимые им слова.
Это совместное вслушивание, всматривание, вживание – тоже общая молитва двоих, троих и многих ради Христа. Пусть эта книга для каждого читателя станет подобием Церкви – собранием соединенных встречей во Христе людей, наученных последователем Господа, современным апостолом – владыкой Антонием. Собранных радостным ожиданием сошествия Святого Духа на всех и каждого, ожиданием, которое непременно будет оправдано.
Архиепископ Якутский и Ленский Роман
Введение
Митрополит Антоний, хотя и не был профессиональным богословом и не писал научных трудов, все же получил признание богословского факультета одного из старейших университетов: Абердинский университет присудил ему почетную степень доктора богословия honoris causa «за проповедь слова Божия и оживление духовной жизни в стране». Он стал также почетным доктором богословия Московской духовной академии – за совокупность научно-богословских и пастырских трудов; то же звание присудил ему и Кембриджский университет. Его богословие передавалось людям не через перо и бумагу, но на слух, живым словом. Его доклады и выступления не написаны заранее, хотя на их подготовку уходило определенное время: они медленно созревали в глубинах сердца. Все его книги и тексты, изданные сегодня, появились на свет изначально в виде устных бесед, непосредственно обращенных к слушателю – или к читателю, как мы с вами, к каждому из нас, – не к анонимной толпе, а к определенному человеку, обычному «человеку с улицы», страдающему, часто даже не подозревая о том, духовной жаждой, внутренней потребностью войти через молитву в общение с Богом.
У владыки Антония был этот дар настоящих пастырей: он умел поставить слушающего его человека или группу людей в присутствие Божие, он сам это присутствие излучал. Когда он служил литургию, всегда полностью собранными, отточенными движениями, с теплыми нотками в голосе, он направлял весь мир на путь к вечности.
На исповеди он порой говорил исповедующемуся: «А вдруг ты завтра умрешь? Так вот знай, что сейчас ты произнесешь свои последние слова покаяния, после которых предстанешь перед праведным Судией». Он прекрасно знал, что современный человек, часто раздираемый тоской и чувством вины, ищет прощения. Но Отца перед ним нет, человек не знает, как предстать перед Ним, и, главное, не знает о том, что Он ждет его с распростертыми объятиями. Так ждал отец блудного сына, а дождавшись, сжал в объятиях, не дав вымолвить ни слова, настолько он был взволнован.
Открывая Евангелие, митрополит Антоний молился, признаваясь Богу, что боится оказаться недостойным принять те слова, что могут поставить под вопрос всю его прежнюю жизнь. Он взывал к Святому Духу, чтобы Он открыл его разум к пониманию Священного Писания, чтобы Слова Писания дошли до самых глубин его сердца. Каждая его проповедь была таким, полным изумления, открытием сокровищ, сокрытых в словах Евангелия, и ему удавалось донести их до слушателей.
Митрополит Антоний показал нам, что, даже если бури жизни бьют нас со всех сторон (в его случае это были трудности и лишения, связанные с революцией, войной, Сопротивлением, заботой о больных, о епархии, которую нужно было ставить на ноги), можно при этом хранить в себе Бога как само основание жизни, Бога, Который никогда нас не покинет. Он даровал нам образ подлинного пастыря, укорененного в жизни нашего времени, старающегося научить людей жить христианской верой в любой ситуации, при любых условиях жизни.
С годами, мы знаем, ум теряет свою живость, тело слабеет. Для владыки Антония две вещи остаются непоколебимыми у человека: решимость и сердце. Тот сокровенный сердца человек, о котором говорит Апостол (1 Пет. 3: 4), останется живым до конца. Решимость повинуется страстным порывам сердца. И тогда первое, что нужно воспитывать в себе, это сердце, с его способностью отдавать себя целиком, открываться и впускать божественный свет, позволяя ему проникнуть вплоть до самых отдаленных уголков, изгоняя тьму. Святой Феофан Затворник сравнивает такое ученичество с трудом музыканта, настраивающего свой инструмент на совершенное звучание. Попробуем и мы войти в молитву вместе с митрополитом Антонием, чтобы в ней гармонично зазвучали струны наших сердец.
Протоиерей
Михаил Евдокимов
1 день
Господи, какое чудо, что Ты здесь, какое счастье быть рядом с Тобой!
Это как будто очень простая заповедь, и, однако, в этих словах содержания гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Все мы знаем, что значит любить кого-нибудь всем сердцем. Мы знаем, как радостно не только встретиться с любимым, но даже только подумать о нем, какую это дает отраду. Именно так нам надо стараться любить Бога, и каждый раз, когда упоминается Его имя, оно должно наполнять наше сердце и душу бесконечным теплом (21, с. 19–20)[1].
Каждый человек может, хотя бы раз в жизни, пережить опыт настоящей любви к другому человеку, когда любишь всем сердцем, когда готов отдать ему всю свою жизнь и стать от этого счастливым.
Митрополит Антоний пережил такой опыт в возрасте пятнадцати лет, в ту пору, когда считал себя атеистом и даже подумывал о самоубийстве, настолько мир представлялся ему лишенным смысла. Возможно, у него отпечатались в душе бескомпромиссные слова отца: Единственное, что имеет значение, это ради чего ты живешь и для чего ты готов умереть (1, с. 256).
Однажды в 1930 году он оказался в молодежном русском лагере, который окормлял священник удивительной доброты, умевший затронуть струны мальчишеских сердец. Он говорил ребятам о Боге, Который способен отдать Свою жизнь из любви ко всем людям, и добрым, и злым, взойдя на Крест.
Мальчик Андрей решает тогда разобраться с этой христианской верой, о которой ему прожужжали все уши. Вернувшись домой, он просит маму одолжить Евангелие и запирается с ним в своей комнате. Он решает начать читать с Евангелия от Марка, потому что оно самое короткое (1, с. 257)! Он не успел прочесть еще и первые три главы, как вдруг почувствовал присутствие, уверенность, что тут, перед ним, стоит Христос. Его невозможно было увидеть, но чувство Его присутствия не оставляло сомнений. И тогда он подумал: если Христос живой стоит тут – значит это воскресший Христос (1, с. 257). А значит, все, что о нем написано в Евангелиях, – правда. Так в жизни будущего митрополита Антония произошла важнейшая для него встреча со Христом, встреча, полностью и абсолютно перевернувшая всю его жизнь, а это присутствие воскресшего Христа он будет ощущать до самого последнего дня своей жизни.
Теперь ему нужно было постепенно усвоить смысл этой вести: если Евангелие – правда, значит, в жизни есть смысл. А значит, больше не встает вопрос о том, что жизнь эту можно оборвать. И вот он, опьяненный этой неведомой ему доселе радостью, говорит себе, что отныне он должен разделить эту весть со всеми людьми, потому что все они любимы Богом, любимы настолько, что Бог ради этой любви согласился умереть за них на Кресте.
На следующий день после того, как Божественное откровение изменило его жизнь, Андрей вышел на улицу, сияя, мир казался ему преображенным, он смотрел на людей, спешивших на работу, по своим делам, и о каждом, кто попадался ему на пути, он думал: Тебя Бог создал по любви! Он тебя любит! Ты мне брат, ты мне сестра!.. (1, с. 258).
Отныне для него стало невозможным иметь врагов, мощная волна любви словно вбирает в себя все на своем пути. Мальчик воодушевлен и благодарен за этот дар. По дороге в школу он обращается к людям в поезде: «Вы читали Евангелие? Вы знаете, что там есть?» (1, с. 259). Его товарищи по школе стали первыми, кому пришлось, хотели они того или нет, претерпеть его миссионерское рвение.
Разве не радуются отец или мать, когда видят, как ликует их ребенок, получив от них подарки? Эти подарки – знаки их родительской любви, их души, изливающейся в радости. Так же и с Господом, когда возносится к Нему радость людей, спокойная или бурная. Точно так же Он берет на Себя и все скорби человечества, погрузившегося в несчастье, Он взваливает их на Свои плечи («Каплю крови Моей Я пролил за тебя», – писал Паскаль) и вольно отдает Себя на крестные муки. Почему? Потому что каждый человек Ему лично настолько дорог, что Он предает Себя на смерть из любви (Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
См. «Библиографию» с. 162–167.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги