banner banner banner
Моя «война» с ФМС. Регистрация ребёнка в Москве без согласия второго родителя
Моя «война» с ФМС. Регистрация ребёнка в Москве без согласия второго родителя
Оценить:
 Рейтинг: 0

Моя «война» с ФМС. Регистрация ребёнка в Москве без согласия второго родителя

«79. Новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в порядке, установленном пунктом 78 Регламента.

78. В случае прибытия несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда, регистрация детям осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении».

Из этого текста не следует, что регистрация новорожденного – это обязанность (одного из) родителей.

Вроде бы государство заботится о правах своих самых беспомощных граждан, но оказалось, что есть вариант, при котором всё-таки бюрократы могут потребовать чье-то согласие (см. фото образца заявления со стенда в отделе УФМС по г. Королёву Московской области).

Образец заявления со стенда в отделе УФМС по г. Королёву Московской области. Фото автора.

Когда моя жена пришла в паспортный стол в Москве регистрировать новорожденного по месту своего жительства, у нее потребовали мое согласие, т. к. я был зарегистрирован по месту жительства в Подмосковье. Я отказался идти в Федеральную миграционную службу, вместо этого обратился в вышестоящие инстанции и в прокуратуру.

Из того же Административного регламента:

«Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц и принятых решений

116. Гражданин вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц в ходе предоставления ими государственной услуги по регистрационному учету в досудебном и судебном порядке.

117. При досудебном обжаловании гражданин может обратиться с жалобой лично (устно) или направить письменное предложение, заявление или жалобу:

начальнику структурного подразделения территориального органа на действия (бездействие) подчиненных ему сотрудников, а также осуществляющих в данной сфере деятельности должностных лиц органов местного самоуправления поселений, находящихся в данном районе;

начальнику территориального органа на действия (бездействие) начальников структурных подразделений территориального органа;

директору ФМС России и его заместителям по курируемым направлениям деятельности на действия (бездействие) начальников территориальных органов».

Но до этого я сказал супруге, чтобы она сходила к начальнику местного отделения ФМС[1 - В 2016 г. указом Президента России Владимира Путина Федеральная миграционная служба упразднена, а её функции и полномочия переданы Главному управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации] и потребовала письменный отказ в регистрации ребенка по месту жительства матери. Была надежда, что вместо отказа мы получим желаемую регистрацию, т. к. с отказом уже можно идти по инстанциям и судам. После не очень приятного разговора с начальником отделения она принесла вот такой документ.

Из личного архива автора.

Как вы видите, такого пункта в списке причин отказа в приеме документов на оформление регистрации, как отсутствие согласия второго родителя, просто нет.

Жена сообщила начальнику отделения ФМС мои аргументы о том, что муж может быть где угодно – в тундре в геологоразведочной партии, в дальнем плавании, в космосе, в тюрьме и еще сотне мест, из которых он просто физически не в состоянии приехать и дать согласие. Не говоря уже о том, что отношения у супругов могут быть на грани развода или уже за этой гранью, поэтому второй родитель никакого согласия не даст.

И вот тут кроется главный ответ на вопрос, почему ФМС не всё равно, есть ли согласие второго родителя или нет. Этот второй родитель может быть в разводе с первым, и, как оправдывался начальник отделения ФМС, он может подать в суд на него за то, что тот разрешил зарегистрировать ребенка без согласия второго родителя.

Хотя, может быть, главным ответом все-таки является возможность получить взятку в подобных случаях? Что может быть безопасней, чем получить деньги за то, что и так обязаны сделать по закону? Нельзя не принимать во внимание и желание ограничить количество детей, имеющих право на детский сад и школу – власти не заинтересованы в дефиците мест в детских государственных учреждениях, т. к. в этом случае придется тратить деньги на эту инфраструктуру.

В любом случае мне было очевидно, что отказ в регистрации ребенка по месту жительства одного из родителей, когда они зарегистрированы по разным адресам, совершенно незаконен.

Право на обжалование действий (бездействия) и решений, нарушающих права и свободы граждан или создающих препятствие для их осуществления, гарантировано статьями 45—48 Конституции РФ, статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 7 Всеобщей декларации прав человека.

Обращение в вышестоящие органы имеет свои преимущества и недостатки по сравнению с обращением в суд.

Преимущества подачи жалобы в вышестоящие органы по сравнению с исковым заявлением в суд :

• Не нужно иметь специальных познаний, т. к. жалобу обязаны рассматривать независимо от того, насколько грамотно с юридической точки зрения она составлена.

• Нет определенных требований к форме составления жалобы и порядку ее подачи, а также к срокам обращения.

• Не нужно лично присутствовать в органе, который будет рассматривать жалобу, решение будет принято без участия заявителя.

Недостатки подачи жалобы в вышестоящие органы по сравнению с исковым заявлением в суд:

• Нижестоящий орган может привести аргументы, подтверждающие законность его действий, а заявитель не сможет на них ответить (привести контраргументы).

• «Рука руку моет» (manus manum lavat) – это известно еще со времен Римской империи, трудно ожидать объективности от сотрудников, работающих в одной организации.

• Должностные лица на местах руководствуются не законами, а инструкциями и указаниями (в том числе устными) своего непосредственного начальства, поэтому они и ведут себя обычно так нагло и самоуверенно.

• Нужно доказывать незаконность обжалуемых действий (в суде орган, действия которого обжалуются, обязан доказывать их законность).

• Сроки ответа на жалобы постоянно затягиваются. За многие годы обращений в государственные органы мне, кажется, только однажды ответ был послан не в последний день 30-дневного срока, а раньше. Да и само письмо с ответом могут послать намного позже этого установленного законом срока. С учетом времени на доставку жалобы в вышестоящую инстанцию и обратно, а также трехдневного срока на регистрацию обращения, может пройти до двух месяцев, прежде чем вы получите ответ. А ведь ещё нужно потратить время на то, чтобы сходить на почту и получить заказное письмо, а потом ещё и составить ответ.

• На время рассмотрения жалобы действие принятого нижестоящей инстанцией решения не приостанавливается (в отличие от рассмотрения дела в суде).

• Компенсация вреда (морального или материального) возможна только по решению суда.

По судам таскаться не очень хотелось, уже был негативный опыт прохождения от городского суда до Конституционного (против военкомата) (https://www.livelib.ru/book/1002820907-moya-vojna-svoenkomatom-ot-gorodskogo-suda-dokonstitutsionnogo-anatolij-verchinskij), поэтому я начал с вышестоящего начальства.

Все жалобы и обращения я писал самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Начальнику районного отделения ********** УФМС РФ по г. Москве

Копия: начальнику отдела УФМС РФ по г. Москве в ЗАО

Лагунину Николаю Григорьевичу,

г. Москва, ул. Братьев Фомченко, д. 8

Копия: начальнику УФМС РФ по г. Москве

Карповцу Федору Васильевичу,

г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16, стр. 4

Копия: директору Федеральной миграционной службы

Ромодановскому Константину Олеговичу

107078, г. Москва, Боярский пер., д. 4

Копия: прокурору г. Москвы

Семину Юрию Юрьевичу,

г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 27

Копия: президенту РФ