Дмитрий Денисенко
Практическое пособие педагога-психолога для работы в ДОЛ или Санатории
«Роль и трудовые обязанности педагога-психолога в детских оздоровительных лагерях и санаториях»
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное небольшое рекомендательное пособия пишется мной с целью просвещения молодых специалистов в области педагогической психологии, которые еще не имеют практического опыта работы во временных детских коллективах ДОЛ или санаториев.
К написанию данного труда меня подтолкнул собственный опыт, с которым мне, как педагогу-психологу пришлось столкнуться именно в тот самый момент, когда у меня еще не было практического опыта работы в качестве психолога в детских оздоровительных лагерях.
Забегая немного вперед, хочу обобщить, что информация, которая излагается тут, построена исключительно на практическом опыте. Проходя обучения в магистратуре, в процессе прохождения учебной практике, для меня стал очевидным тот факт, что тот уровень практических навыков, которые открывает мне перспектива стажировки в школе, мягко сказать не удовлетворяла мои исследовательские потребности и амбиции ввиду минимальной вовлеченности педагога-психолога в практическую деятельность штатного школьного психолога.
В связи с данным обстоятельством мной были предприняты попытки по поиску работы педагогом-психологом в детских оздоровительных лагерях и санаториях. На мое счастье мне достаточно быстро удалось найти и трудоустроится в один из самых крупных санаториев Юга России.
Проблема заключалась в том, что теоретическую базу по общей психологии, педагогике и т.д., я знал на достаточно высоком уровне, но вот самих должностных обязанностей, я, как такого не понимал, а вернее будет сказать не знал конкретно, чем должен заниматься штатный педагог-психолог в ДОЛ или санатории!? В связи с таким положением дел, я, конечно, преступил к активному поиску информации, как литературного характера, так и ее видео аналогов. И к моему удивлению, сколько бы я не искал, я фактически не мог ничего найти.
Представьте себе ситуацию, вам необходимо ехать работать педагогом-психологом в крупный санаторий, а вы понятия не имеете какие должностные обязанности на вас будут возложены! И на самом деле это достаточно удивительная для меня ситуация, что о целой отрасли психолого-педагогической деятельности нет ничего достойного внимания (имеются ввиду информационные источники) для ознакомления и изучения перед практической деятельность в упомянутых учреждениях.
Более того, я прошерстил много ресурсов, в том числе и законодательную базу, но так и не смог найти четкой структурированной информации касающейся практической работы педагога-психолога в ДОЛ или санатории. На самом деле ее просто нет, ибо ввиду неизвестных мне причин в нашей стране никто особо не заморачивался написанием хоть какой-нибудь педагогической литературы, которая могла бы пролить свет на должностные обязанности штатного педагога-психолога во временных детских коллективах ДОЛ или санаториев.
Ввиду такой недальновидности я посчитал правильным не полениться и написать эту небольшую работу, которая позволить ознакомится с практическим положением дел в сфере педагогической психологии на просторах детских оздоровительных лагерей и санаториев.
Данная работа, при ее прочтении, должна помочь неопытному специалисту педагогу-психологу получить представление о том, что такое детский временный коллектив; каковы практические функции штатного педагога-психолога и др.
«Введение»
Давайте начнем идти по порядку. Вы сидите у компьютера или у экрана мобильного телефона и ищете себе работу педагога-психолога на лето, чтобы вы могли получить опыт, попрактиковаться, заработать, найти новые знакомства и т.д.
Пролистав уйму объявлений, поприсутствовав на многих онлайн собеседованиях и т.д., вам всё-таки удается найти и получить должность педагога-психолога в крупном санатории. Вы счастливы, вам не терпится поехать и попробовать себя в новой, до селе неизвестной роли психолога. Но перед вами стоят небольшие проблемы: 1) у вас нет опыта; 2) по существу, вы не знаете конкретизированных обязанностей штатного психолога ДОЛ или санатория. Можно сказать, что вы собираетесь ехать и работать, но не понимаете, что вас ждет и какие приключения могут выпасть на вашу долю, как молодого специалиста. А между прочим работа психолога очень ответственная, тем более, что вам предстоит работа в большей степени с детьми, чья психика находится в зачаточном и быстроразвивающемся режиме.
Сразу хочу сказать, что в данном труде описывается максимально сложный опыт, который может выпасть на вашу долю. Все дело в том, что в ДОЛ и санатории, куда обычно требуются штатные педагоги-психологи (психологи), как правило крупные от 700 детей и выше.
Важно понимать, что в таких ДОЛ или санаториях очень много отдыхающих детей, которые приезжают туда по социальным путевкам, детки могут быть из неполных, неблагополучных и иных семей. Многие дети имеют психологические травмы, фобии, расстройства, иные личностные особенности, в том числе встречаются детки и с уже поставленными психическими диагнозами, по типу: «Легкая умственная отсталость». На самом деле вариативность возможных психических заболеваний или расстройств на практическом поприще таких (как правило) летних учреждений может быть очень и очень широкой.
Собираясь в поездку, вы должны осознавать, что работа психолога – это очень специфическая работа и от самого специалиста зависит очень многое. Психолог может быть активным, а может быть пассивным. При всем этом, есть учреждения, в которых много работы, а есть учреждения, где психолог присутствует номинально. Номинальность присутствия в таких учреждениях психологов регламентировано слабой образованность нашего населения, непонимания пользы штатного психолога, законодательное принуждения организации по найму такого специалиста и т.д.
В процессе предварительного собеседования и при дальнейшем контактировании с руководством организации, в которую вы намереваетесь поехать для трудоустройства, вы безусловно поинтересуетесь о требованиях к штатному психологу, также поинтересуетесь о наличии кабинета, техническом оснащении и т.д.
Первое, что вы должны понять это то, что в ДОЛ и санаториях, как правило не только детские коллективы временные, но и педагогический состав тоже временный, он может меняться от заезда к заеду, т.е. на каждый новый заезд не только новые детские коллективы, но и сам штат вожатых и другого педагогического состава тоже претерпевает серьёзные изменения. И это важно учитывать, ибо руководство, которое вынуждено работать в таких реалиях относится к подчиненному составу соответственно. Это не говорит, что руководство плохо или предвзято относится к своему персоналу, во все нет. Но отношения идет, как к временной личности и быстро заменимой, так сказать текучка кадров, к которой они привыкли и всегда готовы к внештатным изменениям.
Вам надо понимать, что существует руководство, которое имеет представления о том, какими возможностями обладает психолог, если он реальный специалист. А есть руководство, которое вообще не воспринимает психологов, как специалистов. Обычно это высокомерные и слабо образованные люди, которые облечены властными полномочиями на территории учреждения. Поэтому вам необходимо быть непросто психологом, но и развивать свои навыки в том числе и во взаимодействии с руководством и их порой очень глупыми, и нелепыми заморочками или абсурдными указаниями, которые могут вообще не относится к вашим должностным обязанностям.
Вы должны понимать, что несмотря на очень увесистый теоретический базис в сфере педагогической-психологии, ее практическая сторона, во всяком случае в нашей стране, находится в упадке. Более того, кабинеты и оборудования штатных педагогов-психологов напоминают чем-то складские помещения, грязные, необорудованные ничем и т.д. Если вы увидели перед собой такую картину кабинета, то вы должны понимать, что в данном учреждении психологическая служба стоит в номинальном положении и скорей всего люди, которые будут руководить вашей профессиональной деятельностью ни черта не соображают в психологии.
Если вы приехали в ДОЛ или санаторий и увидели описанную выше удручающую обстановку с наличием грязного кабинета и отсутствием необходимого инвентаря, то не отчаивайтесь, у вас появился уникальный шанс создать психологическую службу с нуля, проявить творчество, неординарность, ну и конечно смекалку.
«Самостоятельная организация работы»
Предугадать какое руководство у вас будет сложно, в связи с чем, перед поездкой в ДОЛ или санаторий я настоятельно вам рекомендую четко оговорить основные требования, которые будут требовать от вас руководство, по типу: делать отчеты еженедельно (ежедневно, ежесменно), взаимодействовать с родителями, ПДН МВД, писать характеристики и т.д. Дополнительно я вам рекомендую поинтересоваться у руководства с какими основными проблемами на практике сталкивается психолог в их учреждении, это могут быть истерики детей (хочу домой), драки и др. В одном учреждении могут преобладать драки, в других истерики и т.д.
Полученная таким образом информация позволит вам дополнительно изучить ту или иную психологическую проблематику, касающуюся возрастных особенностей детей и их адаптации под новые условия быта. Также это позволит вам осознать документооборот, который вам предстоит формировать на протяжении всех рабочих смен. Почему это важно!?
Все дело в том, что если вы, к примеру едите в крупный санаторий, в штате которого всего один психолог на девятьсот детей, то вы должны понимать, что из этих девятьсот детей, ну как минимум двадцать будут истерить и максимально проситься домой. А это прямая забота педагога-психолога, который обязан непросто успокоить ребенка, а адаптировать его к новым условиям. Более того, важно и контактировать с родителями такого ребенка, ибо малыш мог позвонить домой со слезами и истерикой, просить, чтобы его забрали и т.д. Родители могут тоже перепугаться, поэтому важно работать не только с детьми, но и со всеми участниками воспитательного процесса!
И вот представьте, у вас руководство, которое многое требует от психолога, не осознавая и не отдавая отчета о том, что первые две недели заезда ввиду того, что в штате вы один, вы разрываетесь и у вас может банально не быть времени для заполнения нормативной документации, которую требует от вас руководство. Вы должны понимать, что с вас, как с психолога есть спрос на законодательном уровне и если вы предпочтете игнорировать предписания законов, этики психолога и будете заниматься ненужной писаниной, то это может с играть с вами злую шутку. Вы должны понимать, что вы прежде всего специалист практик, от которого зависит психическое состояние не только детского коллектива, но и педагогического состава. От вашей работы зависит общее психологическое состояние учреждения и его эффективная работа.
У вожатого, у которого сорок человек отряд не может много времени отдавать ребенку, который целый день плачет и просится домой. Эта работа психолога и психолог прежде всего обязан выполнять свои прямые обязанности, а не стелиться перед вышестоящим руководством. Поэтому важно найти правильную балансировку между взаимоотношениями между руководством и практической деятельностью. Сначала выполняйте свои обязанности, которые касаются конкретно психического состояния детей и педагогического состава, а потом все остальное.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги