Книга #Мой малой. Как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют - читать онлайн бесплатно, автор Мария Александровна Афанасьева
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
#Мой малой. Как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют
#Мой малой. Как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

#Мой малой. Как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют

Алексей Афанасьев, Мария Афанасьева, Алена Яра, Светлана Сонет

#Мой малой. Как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют

Книга посвящается нашим ученикам, которые поддержали и вдохновили нас своими позитивными изменениями, достижениями и победами.

Спасибо вам!

© Алексей Афанасьев, Мария Афанасьева, Алена Яра, Светлана Сонет: текст, 2018

© ООО «Феникс»: оформление, 2018

© В оформлении обложки использованы иллюстрации по лицензии Shutterstock.com


Дорогие друзья, представляем вашему вниманию нашу новую книгу, посвященную подростковому кризису. Тема эта – одна из универсально актуальных. Интересна она и родителям, у которых взрослеют дети, и самим взрослеющим детям, и специалистам, работающим с теми и другими. Полагаем, что раз вы читаете эти слова, так называемый кризис переходного возраста что-то значит и для вас тоже.

Это рассказ о том, почему, собственно, подростки бывают такими, какими мы привыкли их представлять: колючими и непримиримыми. Очень важно понимать, с чем на самом деле связаны все эти конфликты и метания… Как помочь сыну или дочери пройти через трудные моменты возраста, выйти победителем из собственных внутренних сражений… А главное – что сделать, чтобы и во время подростковой бури сохранить (и лучше бы даже укрепить) со своими детьми теплые, уважительные отношения, которые станут залогом крепкой дружбы между вами в будущем. Надеемся, что тот путь, который предлагает эта книга, поможет вам развить в себе что-то такое, что вам сейчас нужно, и почувствовать больше теплоты к своим взрослеющим детям. Чтобы в каждый, абсолютно любой момент времени возможно было их Любить и Понимать.

Часть 1

Кризис переходного возраста: что нужно знать о нем

Глава 1

А о чем, собственно, речь? Что такое подростковый кризис

– Вова!

Тишина в ответ.

– Володя!

Нет ответа.

– Вовка!

Какая-то возня и поскрипывание дивана.

– Не смей меня игнорировать!

Долгая напряженная пауза.

– Прости, мама, я в наушниках, – голос Вовы сочился сарказмом.

– Нет, ты меня специально бесишь! – Ольга уже шла по коридору в состоянии кипящего чайника.

– Не выдумывай. Если я если захочу тебя потроллить, то придумаю что-нибудь повеселее, – Вова уселся на диван у компьютера и приготовился к скандалу.

– Да как ты смеешь со мной так разговаривать?! – Ольга влетела в комнату и нависла над сыном: – Как. Ты. Смеешь. Говорить со мной. Таким тоном?!

– Ну, прости, – Вова бросил это как бы между делом, полностью углубившись в смартфон.

– Смотри на меня! Ты слышишь? – Ольга попыталась вырвать у него гаджет, но он ловко увернулся и отскочил к окну.

– Не заставляй меня делать это! – Вова торопливо начал открывать окно, всем своим видом показывая, что собирается совершить непоправимое.

– Вовочка, не надо! Только не пугай меня больше! – Ольга кинулась к окну, пытаясь его закрыть.

Несколько секунд они боролись за обладание оконным проемом. Сын стремился окно открыть, а мать настойчиво пыталась его захлопнуть.

В конечном счете победила молодость.

Победно взвыв, Вова вскарабкался на подоконник и оглядел двор с высоты пятнадцатого этажа.

– Я же говорил тебе! Не доводи меня до последнего… – судя по драматическому голосу и пафосному взгляду, прыгать вниз Вова не собирался, но мама панически боялась, что он упадет случайно.

– Слазь, мерзавец! Слазь, я тебе говорю! Убьешься, идиот!

– Убьюсь! Не подходи! Так и умру непонятым!

– Слазь! Я полицию вызову!

– Вызывай! Пусть все знают, что ты плохая мать!

– Слазь, сволочь! Я тебя в интернат сдам!

– Да! Давай! Лучше я в интернате сдохну, чем с тобой жить! Папа от тебя сбежал, и я сбегу!

Это был явно удар ниже пояса. Ольга истерически зарыдала и тихонечко съехала на пол. Полная беспомощность накрыла ее с ног до головы, как тяжелое одеяло.

Вова медленно сполз с подоконника, присел рядом и погладил маму по голове.

– Прости, мам, я это зря сказал. Прости.

– Сколько бессонных ночей я на тебя потратила! Сколько слез выплакала, а ты меня ни во что не ставишь! – Она плакала уже тихо, развозя слезы по щекам.

– Ладно, ладно. Только не начинай эту пластинку снова, – Вова терпеть не мог рассказы о бессонных ночах и страданиях над детской кроваткой. – Ты зачем меня звала?

– Я обед приготовила, хотела, чтобы ты поел.

– Отлично. Вот и пообедали… – Вова встал, закрыл окно, тоскливо огляделся по сторонам и вышел из комнаты.


Дорогие наши читатели, мы снова с вами, и снова у нас важная тема: подростки, подростковый кризис и ему сопутствующие ужасы-корюжасы. Страх, сепарация, непослушание, волчий взгляд исподлобья. Жуткие рассказы о подростках-наркоманах. Запах сигарет от одежды, бутылка вина, неумело спрятанная за шкафом. Или просто депрессивное состояние, апатия, грусть, полное непонимание, куда идти и кем стать.

Куда подевался милый малыш, который радовался и радовал вас и всех окружающих своей непосредственностью и чистотой?..

В этой главе мы поговорим о том, что такое личностный и возрастной кризис, в чем особенности подросткового кризиса, какие задачи в ходе него должны быть решены. Наша цель – объяснить родителям, что переходный возраст – это не какой-то монстр, которого нужно бояться до дрожи и с которым надо отчаянно воевать, а необходимый этап формирования личности их сыновей и дочерей.

Потому что человек не может жить без личностных кризисов. Все развитие происходит через кризисы. В общем и целом, кризис – это когда по-старому ты уже не хочешь, а по-новому не умеешь. Желаемое сильно расходится с действительным. Кризисы бывают индивидуальными, а бывают общими, через которые проходят все люди. Один из них – подростковый кризис. Нужно взрослеть. Детские способы поведения уже не подходят и не приносят радости, а новых еще нет. Но они должны появиться! Подростковый кризис – это об этом. Поэтому кризиса переходного возраста не надо пугаться. Без него наши дети не повзрослели бы. Самое главное – поддержать их в том, чтобы они взрослели, а не удерживать насильно в образах малышей.

На страницах книги мы будем говорить об этом более развернуто. Друзья, нас с вами ждет увлекательное путешествие в подростковую психологию и в психологию взросления. Берите с собой ручки и карандаши для пометок на полях, большой молоток, чтобы ломать стереотипы, и отменное чувство юмора. Без иронии часто невозможно воспринимать устаревшие убеждения и установки, которые пытаются завладеть нашими умами.

Итак, кризис – это такой момент, когда ломается весь старый уклад жизни. Под воздействием каких-либо обстоятельств человек должен измениться и перейти на новый этап развития.

Как ни парадоксально, первый кризис такого рода мы проходим в утробе матери. Ближе к последним неделям беременности. Такой знакомый, комфортный и дружелюбный мир становится тесным и начинает подталкивать малыша к чему-то. Вовне. А ребенок-то там уже освоился. Знает каждый закуток, каждую складочку. А что лежит снаружи этого теплого мира – наоборот, неизвестно. Отсутствие информации порождает страх. Ребенок не может оставаться в своем старом мире, но в новый мир тоже не может перейти сразу, без подготовки.

Но вот роды прошли, и прошли успешно. Малыш родился, окреп и хорошо уже разобрался в новом мире, где есть мама, папа, старший брат и кот Вася.

Он знает уже вдоль и поперек всю двухкомнатную квартиру, уверенно ходит и почти не промахивается, когда писает в горшок через бортик. Вот здесь лежит еда, вот через эту дверь приходят гости и родственники, есть еще улица и другие дети на игровой площадке за домом…

Как видите, его мир расширился, стал больше и богаче. Комфорт? Но не тут-то было. Пора идти в детский сад.

Тут – уже совсем новый мир. Свои порядки. Законы детей и взрослых. Ребятня, воспитатели, терки внутри группы. У ребенка снова начинается кризис. Как жить в этом месте, он не знает. И начинает ошибаться. Это вызывает стресс. Но обратно в маленький домашний мирок он вернуться не может! И вынужден пройти через испытания кризиса, чтобы адаптироваться в новой жизненной ситуации.

Где-то через год малыш уже уверенно рассекает в детском саду. Он там знает каждый закуток и каждую щелку. Виртуозно обходит дурную нянечку Клаву, меняется игрушками, выкидывает ненавистную манную кашу так, чтобы никто не заметил. Короче, у него вновь процветание и благоденствие.

Но тут, как назло, подкрадывается школьный возраст. Хлоп – и весь изученный детсадовский мир отправляется в известное место…

Снова неизвестность. Учитель со строгими глазами. Из класса ты не выйдешь просто так. От тебя требуют что-то изучать. Контрольные. Диктанты. Оценки в четверти. Страх остаться на второй год. Учебники. Неподъемный ранец. Униформа. Стресс. Стресс. И еще раз стресс.

Ребенок начинает втыкаться, так сказать, в тему. Адаптируется к учителям, к одноклассникам, к новой столовке. Нужно заодно разобраться с деньгами. Библиотека. Пугают выпускными экзаменами.

И вот, когда ты уже полностью адаптировался к школе и чувствуешь себя уверенно, все заканчивается. Начинается институт. В лучшем случае ты сам принял решение, в какой вуз поступать. В худшем – мама с папой тебя пристроили, куда посчитали правильным.

А здесь все вообще по-новому. Новые отношения. Новые люди. Новые страхи. Как дамоклов меч – будущее устройство на работу.

Но и институт заканчивается, и нужно выходить на работу, создавать семью. И это такой же кризис.

А потом приходит вдруг понимание, что работа не твоя или что надоело вкалывать «на дядю» и пора создать что-то свое. И снова стресс – личностный кризис.

У мужчин ко всему еще добавляется служба в армии, что само по себе является испытанием и своеобразным кризисом.

Для женщин – роды. Здесь за девять месяцев проходят все стадии личностного кризиса, который разрешается рождением ребенка и переходом в новый социальный статус. Девушка становится женщиной в полном смысле этого слова.

Потом выход на пенсию – и это тоже кризис. Переход в состояние пожилого человека. Новая метафора— «пенсионер». Надо понять, что с этим делать. Найти новые смыслы, переориентироваться в новом статусе. Преодолеть страхи. Примириться с неизбежностью смерти.

Ну, и финальным испытанием человека, как вы уже догадались, является смерть. И переходу в мир иной тоже предшествует личностный кризис.

Тоже стресс, знаете ли, и немалый. Тоже неизвестность, как у младенца перед родами. Тоже страхи. Ну и, конечно, как и после родов, все заканчивается хорошо.

Но в этой книге мы не будем углубляться во все виды человеческих кризисов, включая экзистенциальный и индивидуацию (поиск, обретение и выработку индивидуального смысла жизни). Здесь мы говорим именно о подростковом кризисе.

Вы уже поняли наверняка, что кризисов не надо бояться. Это естественное состояние психики развивающегося человека. Без кризиса развития не бывает. Кризис предшествует испытанию и выходу на новый уровень. Убегая от испытаний, человек остается слабым и невзрослым. Проходя испытания и побеждая, становится успешным, развивается и достигает новых высот.

Люди с сильными поддерживающими установками легче и спокойнее проходят испытания. Кризисы воздействуют на них менее травматично. Люди, имеющие негативные установки, проходят испытания тяжело и трудно. Или могут не пройти их вообще. Чем сильнее страхи и блоки, тем страшнее и тяжелее симптомы кризиса.

Одна из самых главных задач родителей – снабдить своих детей мощными поддерживающими установками с максимально широкой рамкой (применимыми в самых разных жизненных ситуациях).

Ярким примером такой установки, например, является фраза, которую имеет смысл повторять ребенку с самого детства: «Я точно знаю, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации ты найдешь наилучшее решение». Пожалуйста, запомните ее – мы к ней еще вернемся в одной из следующих глав.

Глава 2

Между миром детей и миром взрослых: почему так трудно быть подростком

У Вани выдался тяжелый день.

Вот взрослые – в частности, мать с отчимом – вечно твердят, что пока не попробовал, что такое работа с восьми до семи, такими словами бросаться не имеешь права. Но ему было плевать на то, кто что думает и что там имеет.

Началось с того, что он опоздал на автобус, на котором – слава богу, недалеко, всего четыре остановки – приходилось ездить в школу. За двадцать минут народу на остановке прибавилось. И все пожелали набиться в тот же номер, что и Ваня.

– Эй ты, куда прешь?! – грубо одернул Ваню нетрезвого вида мужик.

То есть вчера он явно был нетрезв от слова «совсем», а сегодня – ну как сказать… Но одернул в буквальном смысле – за рюкзак. Отлетевший на несколько шагов Ваня оказался в хвосте импровизированной очереди на посадку, и как итог – никуда не влез. Обидно было даже не то, что пришлось топать пешком, а то, что постоять за себя решительно не получилось. По дороге в школу Ваня сто пятьдесят раз – мысленно – догнал мужика, сказал ему много едких резкостей, остроумно высмеял, даже несколько раз врезал по наглой морде… Но все тщетно. Сатисфакции, как говорили лет двести назад, он не получил и получить не мог.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги