banner banner banner
Дети на борту!
Дети на борту!
Оценить:
 Рейтинг: 0

Дети на борту!

Дети на борту!
PaRusNick Ермилов

В книге собран, описан и обоснован опыт деятельности военно-морских «Православных парусных Клубов/Дружин имени святого адмирала Феодора Ушакова». Большинство этих материалов может быть использовано для организации дружин, кружков и клубов других направлений: военно-патриотических, военно-спортивных, гражданско-патриотических, исторических, скаутских, военно-технических.

Здесь мы увидим почти все, что необходимо для начала работы: идеологическое и духовное обоснование деятельности; освещение большинства проблем, трудных вопросов, задач и шагов педагогической деятельности; методические советы и рекомендации; учебную документацию; описание материально-технической базы, технологии строительства яхт; путеводитель по Каме и Волге; рекомендованные литературу и фильмы для детей.

Итак, дело за малым: начать действовать и не останавливаться!

PaRusNick Ермилов

Дети на борту!

Глава I

_________________________________

Обоснование концепции

«воспитания подвигом»

Ушаковское движение. Пермь.

«К повороту! – сработать штурвалом – отдать левые шкоты – перебежать – набить правые – есть поворот!» Белоснежный парусник грациозно разворачивается и ложится на курс. Так работали матросы пятьсот лет назад, так работаем и мы сегодня на наших учебно-воспитательных парусных яхтах.

Зачем же нам понадобилось сажать детей на яхты и тащить их в суровые условия дальних крейсерских плаваний, водных паломничеств, на гонки, в шторма и знойные штили? Ведь очевидно, что дальние плавания на небольших яхтах (а именно это и есть «изюминка» наших Клубов) – занятие далеко не развлекательное, часто требующее напряжения всех духовных и физических сил. Покататься с адреналином и брызгами мы, конечно, тоже не прочь; однако основная форма нашей деятельности – это длительные автономные плавания, с лишениями и трудностями, когда малый экипаж остается один среди водных просторов, и вокруг одни волны. Сами всё чистим, чиним, убираем, ведём судно, работаем с парусами, стоим вахты и днем и ночью.

Да, дети даже в 10-летнем возрасте вполне способны нести нелегкую морскую службу! Подростки же принимают у нас всю полноту моральной ответственности за жизнь и здоровье экипажа, сами прокладывают путь, стоят на руле, занимаются обслуживанием, управлением мотором и настройкой парусов. Наши крейсерские плавания-паломничества, на Азовское море (6000 км. туда и обратно), к Соловецкому монастырю на Белом море (6500 км.), в Севастополь (7500 км.), Кронштадт (6000 км.) прошли с честью 10–15 летние ребята. Вопрос, зачем мы это им предлагаем?

Они плакали от усталости, от мозолей, от отчаяния, но они всё выдержали и теперь имеют опыт Победы. Мы учимся побеждать!

Предыстория этого движения началась примерно за пять лет до основания ППК, с простой мысли обратить средства парусного спорта на воспитание не спортивных амбиций и гордыни, а внутренней дисциплины, воли, духовного зрения, терпения во имя ближнего своего, и чувства необходимости друг другу. И еще было очевидно, что парусник – наглядная реализация принципа синэргии, соработничества Бога (стихия) и человека (яхта).

Первый «Православный парусный клуб имени святого Феодора Ушакова Непобедимого, адмирала флота Российского» (коротко – «ППК») был основан в 2011 году в Перми как подразделение «Школы-музея имени святой царицы Александры Фёдоровны» при пермском Свято-Троицком Стефановом монастыре по благословению его игумена, отца Варфоломея. Клуб представлял собой естественное развитие уже сложившегося молодежного учебно-воспитательного экипажа яхты «Архимед»; капитан экипажа духовно взрослел, воцерковлялся, осмысливал свою деятельность, и Церковь благословила и поддержала это начинание. Одной из предпосылок создания Клуба явился опыт воспитания мужских качеств у двух подростков, проведших до этого два сезона на борту яхты «Архимед»; было заметно, как благотворно повлияло на их души нахождение на борту маленького островка жизни посреди массы воды, совместные походы, авралы, швартовки, соревнования и всяческие приключения. Естественно, у подростков крайне тяжело воспитать или пробудить что-то новое – там уже все сформировано ранее, идет реализация накопленного опыта; но даже и в этом случае было получено некоторое внутри-личностное изменение: один стал лучше видеть и понимать свое духовное состояние, второй впервые стал самостоятельно принимать Таинства, честно и по своей воле готовиться к ним. Суровая жизнь на борту учебного судна многое меняет и в подростковой душе.

Дорогой педагог, читая это, не удивляйся: так воспитывали своих детей родители всех морских героев, и так воспитывал юношей генералиссимус Суворов: «Трудно в ученье – легко в бою». Если человек в таком возрасте познал мощь стихии, преодоление опасностей и работу плечом к плечу, он вряд ли потом станет подлецом или негодяем, его душа будет помнить победы над своей немощью и подвигнет в нужный момент на Поступок. И, напомним, «кто в моря не ходил, тот Богу не молился»…

Весь учебный год мы готовимся к летним плаваниям, а прежде занимаемся теорией: изучаем парусное дело, лоцию, навигацию, корпусные и такелажные работы, историю ВМФ России, биографии наших героических моряков и речников, правила плавания по рекам и морям, морские узлы и строевую подготовку. Это обычная педагогическая работа обычного военно-морского детского клуба. После прохождения соответствующего курса юные ушаковцы по желанию сдают экзамены на звание юнги, затем матроса, старшего матроса и капитана; получают военно-морскую форму и знаки отличия. Кандидатов в капитаны мы подготавливаем к сдаче государственного экзамена на судоводителя маломерных судов (это сейчас проще и дешевле, чем экзамен на яхтенного рулевого, поэтому рассматривается как первая ступень профессионального роста молодого капитана), и после получения ими удостоверения вверяем им самостоятельное управление крейсерским судном.

Одновременно мы строим Корабли! У нас имеются большие крейсерские яхты и учебно-спортивные малые (швертботы) первоначального обучения. Строят наши капитаны вместе с ребятами и их родителями – заметим, с нами можно строить яхты и лично себе, для своей семьи.

В процессе постройки все ушаковцы сами делают чертежи, изучают приёмы работы с разными материалами, осваивают инструменты – такая подготовка уже не даст молодым людям спасовать перед ремонтом своего дома или машины. Естественно, настоятельно рекомендуем папам и мамам делать все это вместе со своими детьми: тогда эта работа сплачивает детей с их родителями; они всё делают бок о бок, проходят все трудности вместе, так крепнут семейные узы и прорастает взаимное доверие.

Но это все лишь обрамление для основного центра приложения сил: воцерковления детей и их семей. Капитаны Клубов понимают, что единственно важное дело для человека на Земле – это подготовиться к встрече с Богом; соответственно для педагогов – подготовить вверенных им детей. Развить в детях качества, способствующие встрече с Богом и дальнейшему пути с Ним; применительно к мальчикам, мы считаем, это:

– смелость, как возможность перебороть страх;

– ответственность за ближних своих;

– дисциплина мысли и действия;

– вера в промысл Божий.

Исходя из этого, определяются основания пермского движения ушаковцев:

Движущая сила Клубов: Бог Господь и воля стремящихся к Нему людей.

Главный принцип Клубов: синэргия Бога с человеком, и капитана с экипажем.

Главная цель Клубов: развитие душевных сил у детей и подростков.

Главные задачи Клубов:

– оторвать мальчика от суеты привычной жизни;

– раскрыть ему нужность подвига для мужчины;

– научить его проходить испытания мужественно и с верой;

– рассказать ему о подвигах наших знаменитых моряков;

– показать ему работу человеческой воли;

– познакомить его воочию с Божиим промыслом и чудесами Его помощи.

Подробнее все это раскрывается в Уставе.

Вид изнутри ребенка.

Впечатление одного из матросов «Цесаревича» об одном из его плаваний.

После выхода с Моремана яхта напоминала шапку Печкина, после обстрела её Шариком, она идеально подходила для откидывания макарон. Со всех дырок текло весь поход, особенно на меня: над моей койкой текли водопадики. В пути мы пытались заделывать щели всем, что попадалось под руку.

Первые два дня капитан хотел спать. Он просил, чтобы я его будил. Но я и сам спал постоянно, везде и всегда. В пути все боролись со сном.

На второй день я соскучился по маме и ревел, и капитан послал меня на бак отжиматься: как будто отжимания, хаха, осушат слезы!

Но осушили. Реветься стало значительно меньше.

После Чайковского я впервые взял румпель у Цесаревича, теперь я был счастлив!

Мне понравилось место маршрута, где было шесть шлюзов. Мы зашли в шлюз, ворота быстро закрылись, и вода стала опускаться. Спустилась на 10 метров, 15, 20, 25 метров. Двери открылись, мы вышли, у меня был ужас что сейчас ворота шлюза за спиной рухнут и нас заглотит 25-метровая волна. А капитан Владимир Александрович сказал: один прошли, пять осталось. И из-за поворота показалась следующая «ванна» шлюза. Мои поджилки тряслись не умолкая. В шестом было встречное шлюзование: вода в шлюзе долго не опускалась, а когда стала опускаться, тогда открылись ворота и в шлюз вошли навстречу две яхты. В шестом шлюзу я таки начал успокаиваться и готовить обед.

В Городец мы пришли 10 июля, у Арсения был день рождения, и капитан думал отметить это купанием. Когда мы отшвартовались, увидели, как спускают на воду сверкающую свежим лаком 115-ти летнюю яхту; мы были удивлены тем, что яхты могут так долго жить. Один послушник из Городецкого монастыря, бывший спортсмен-яхтсмен, увидел в яхт-клубе своего тренера, решил заехать поздороваться. Тренер сказал ему: «Вот дети из Перми на яхте пришли.» Послушник оказался вторым Владимиром Александровичем, и пригласил нас на экскурсию по монастырю, мы остались в монастыре на два дня. Там была архиерейская служба. Владыка благословил нас идти дальше. Арсения поздравил весь монастырь.

От Городца до Питера я был коком 16 дней. Готовить я научился в этом походе лучше своей мамы! Свой первый суп для экипажа из шести человек я сварил из двух картошек, двух помидорок и литра воды. Этот суп был самым первым за весь поход, другие коки супы до меня не варили. Это был шедевр и мы его вспоминали еще полгода.

Когда мы вышли в Ладогу, была наша с капитаном вахта, капитан сказал мне набирать воду. Ладога была спокойной. Вода сама в пятилитровые бутылки не лезла – яхта шла на большой скорости и бутыль подпрыгивала на воде, как камешек-«блинчик». Мне пришлось черпать воду кружками. К следующей нашей вахте на Ладоге были волны метра два. Я удивлённо спросил: «Где мы?». Я был потрясён такой большой перемене. Капитан меня спросил, что мне понравилось на Ладоге? Я сказал, что гигантские волны, хотя их ужасно боялся; это потому, что Владимир Александрович перед этим говорил, что кому не понравятся волны – тот повернет с ним обратно и будет ездить по волнам, пока не понравится.

В Шлиссельбурге мы мылись на настоящем теплоходе. Ходили в музей под открытым небом, посвящённый морским орудиям. Одна пушка поворачивалась на 360 градусов. Меня это удивило.