Экономика региона глазами старшеклассников. Выпуск 8
© Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2011
© Филиал СПбГИЭУ в г. Вологде, 2011
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
О научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН
Научно-образовательный центр экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий РАН основан в г. Вологде в 2003 году. НОЦ представляет собой многоступенчатую структуру подготовки кадров по экономическому направлению, которая осуществляется по цепочке «школа – вуз – аспирантура».
Школьная подсистема НОЦ включает очный факультатив по экономике, состоящий из общегородских групп школьников и профильных экономических классов МОУ «Лицей № 32» и МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды, и Экономическую Интернет-школу. Общая численность школьников 5 – 11 классов в 2010/2011 учебном году составила более 400 человек, из них 70 человек – учащиеся Экономической Интернет-школы. Общегородские группы и профильные классы МОУ «Лицей № 32» и МОУ «Гимназия № 2» формируются на конкурсной основе среди учащихся общеобразовательных школ г. Вологды. Обучаться в Экономической Интернет-школе может любой желающий школьник, проявляющий интерес к экономической науке.
Работа с учащимися НОЦ включает следующие компоненты: проведение занятий, организация различных мероприятий, экскурсий, профильных экономических смен, а также обеспечение участия школьников в конкурсах, олимпиадах и конференциях. Обучение осуществляется сотрудниками и аспирантами ИСЭРТ РАН по таким курсам, как экономика, олимпиадная экономика, информатика, математические методы в экономике, региональная экономика, введение в научно-исследовательскую работу, деловой английский язык и др.
Научно-образовательный центр активно сотрудничает с образовательными учреждениями и органами власти г. Вологды и Вологодской области, в рамках Интернет-школы осуществляется взаимодействие со школами Республики Беларусь. Научно-образовательный центр открыт для сотрудничества и контактов, совместной работы в сфере экономического образования молодежи.
Обращение к читателям
Уважаемые читатели!Представляем вашему вниманию восьмой выпуск сборника лучших конкурсных научно-исследовательских работ и эссе учащихся Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН. Конкурс НИР ежегодно проводится в НОЦ с 2004 года. За это время в данный процесс было вовлечено в общей сложности более 380 старшеклассников.
На первом этапе конкурса проходит распределение школьников по группам, выявление круга их исследовательских интересов и прикрепление к научным руководителям из числа аспирантов ИСЭРТ РАН. Выбор темы, методики исследования, литературы школьники согласуют с научными руководителями. Подготовленные работы оцениваются независимыми экспертами из числа научных сотрудников Института, которые определяют 10 лучших работ для защиты на конференции. Участвуя в ней, юные исследователи приобретают опыт выступлений перед аудиторией, учатся формулировать и задавать вопросы.
В 2010/2011 учебном году в конкурсе научно-исследовательских работ участвовало более 50 учащихся НОЦ. Темы их исследований посвящены таким сферам экономики, как малый бизнес, здравоохранение, образование, внешнеэкономическая деятельность региона и др.
В итоге на конференции были определены три победителя и два лауреата конкурса. Их работы включены в данный сборник.
Уровень данных исследований является довольно высоким, что подтверждается успешным выступлением школьников НОЦ на других конференциях. Так, например, учащиеся 10 класса МОУ «Лицей № 32» г. Вологды Анастасия Вячеславова и Татьяна Шулева стали победителями Всероссийского научного форума «Молодые исследователи – регионам», проведенного ГОУ ВПО «ВоГТУ» в апреле 2011 г.
Одновременно с конкурсом НИР проходит конкурс эссе среди младших школьников. Работы победителей также вам представлены. Примечательно, что в этом году в данном конкурсе приняли участие и учащиеся Экономической Интернет-школы из Республики Беларусь (так, пятое место заняла П. Непочелович, ученица 8 класса ГОУ «Гимназия № 1» г. Старые Дороги). Работа над эссе помогает вообразить себя в новой роли (президента, мэра, частного предпринимателя или директора школы), раскрыть свой творческий потенциал, предложить нестандартные решения экономических проблем. Самой близкой и понятной детям, а потому и популярной среди них стала тема «Если бы я был директором школы». Второе место по популярности заняла тема «Если бы я был президентом» и «Если бы я был губернатором Вологодской области». Это свидетельствует о живом интересе школьников к экономическим проблемам.
Надеемся, что опубликованные работы заслуживают вашего внимания.
В. И. Поповак. э.н., заведующий отделом исследования влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие ИСЭРТ РАННаучно-исследовательские работы
Рынок алкогольной продукции: анализ влияния на социально-экономическое развитие региона (на примере Вологодской области)[1]
А. В. Вячеславова (10 кл. МОУ «Лицей № 32», г. Вологда)
Т. В. Шулева (10 кл. МОУ «Лицей № 32», г. Вологда)
Науч. рук. К. Н. Калашников
А. В. Вячеславова
Т. В. Шулева
К. Н. Калашников
Введение
Потребление алкоголя – это одна из составляющих жизни человека, ставшая традицией. Мировой опыт доказывает, что употребление спиртных напитков может не нравственными устоями, а гармонично вписываться в повседневную жизнь человека (праздники, снятие стресса и т. д).
В то же время не секрет, что чрезмерное употребление алкоголя может вызывать хроническую зависимость, а также опасные для жизни заболевания – цирроз печени, рак и стать причиной острых травм.
Проблема актуальна для современной России и Вологодской области в частности. Особенностью негативного влияния алкоголя в России является, с одной стороны, его потребление – один из главных атрибутов социально-экономического неблагополучия («спивающаяся деревня» и пр.), а с другой стороны, низкая культура потребления, в том числе и за счет распития некачественных суррогатов.
Алкоголь наносит всесторонний ущерб, затрагивая социальную, культурную, политическую, экономическую и другие стороны нашей жизни, но все они, кроме экономического аспекта, не поддаются точной количественной оценке. Экономическая составляющая обсуждаемой проблемы связана с изучением особенностей продажи, налогообложения рынка алкогольной продукции, а также размерами экономических преимуществ, выгод и потерь, связанных с производством, реализацией и потреблением алкоголя. При этом существует важное противоречие: с одной стороны, алкоголь – один из товаров потребления, удовлетворяющий потребности граждан (потребительское благо), облагаемый акцизом, налогом на алкогольную продукцию, что делает его одним из источников пополнения бюджета. С другой стороны, излишние размеры потребления алкоголя наносят вред экономическому росту региона, что проявляется в нетрудоспособности пьющего населения, некачественном выполнении профессиональных обязанностей и, наконец, в смертности от алкоголя, особенно в трудоспособном возрасте. Всё это усложняется широким распространением нелегальной спиртосодержащей продукции, от которой страдает ещё большая часть населения.
Таким образом, проблема регулирования рынка алкогольной продукции в Вологодской области остаётся актуальной и требует обстоятельного изучения и незамедлительного принятия соответствующих управленческих решений. Это объясняет выбор темы исследования и её бесспорную важность.
Цель исследования: изучение рынка алкогольной продукции Вологодской области и анализ его влияния на социально-экономическое развитие региона.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы выделить ключевые понятия и изучить сущность рынка алкогольной продукции.
2. Проанализировать современное состояние рынка алкогольной продукции в Вологодской области.
3. Оценить масштабы экономического эффекта, получаемого экономикой Вологодской области за счёт производства и продажи алкогольной продукции, и ущерба, наносимого региону вследствие ее потребления.
Объект исследования – рынок алкогольной продукции как фактор социально-экономического развития региона.
Предмет исследования – тенденции развития и актуальные проблемы рынка алкогольной продукции в контексте общего социально-экономического развития региона.
Научная гипотеза – в данной работе ставится задача показать, что в Вологодской области потребление алкоголя по ущербу, наносимому региону, превышает приносимые его продажей экономические выгоды.
Теоретические основы исследования
Принято думать, что когда масштабы потребления алкоголя превышают определённые границы, общество деградирует. Однако в действительности не само потребление алкоголя ведёт к деградации, а наоборот, деградация общества приводит к потреблению спиртного, которое, в свою очередь, углубляет социальные проблемы. В целом, низкая культура пития выступает лишь одной из составляющих социального и морального упадка, но не её причиной. В пользу этого не прямо, но косвенно говорит то, что больше алкоголь употребляют в развитых странах Европы, а не в развивающихся и постсоциалистических. По данным Всемирной организации здравоохранения, из 20 стран с наивысшим уровнем потребления алкоголя на душу населения 18 находятся в Европе (ВОЗ, 83)[2] [4].
Но высокий уровень потребления спиртного ещё не является показателем деградации общества, в пользу последней скорее говорит культура и структура его употребления. Деградация, если она существует, носит комплексный характер, затрагивая все аспекты жизни человека и общества (биологический, социальный, культурный, экономический). Причина также состоит не в исходном уровне благосостояния и не в количестве употребляемой алкогольной продукции, а в её культуре и структуре.
Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, имеется связь между уровнем благосостояния общества и масштабом официальных продаж спиртного. Потребление алкоголя лицами старше 15 лет в 2007 г. в странах с низким уровнем доходов составило 1,22 литра на человека в год, в странах, условно относящихся к группе нижнего среднего уровня доходов – 4,03, высшего среднего уровня доходов – 6,63, наконец, государства, демонстрирующие наибольшие масштабы потребления алкогольсодержащих напитков, относились к категории высоких доходов – 9,07. Отражение большего развития потребительского рынка (это страны, где давно уже существует так называемое общество потребления) в мире в целом показатель составляет 4,36 [4].
Масштабы потребления алкоголя не находится в прямой связи с уровнем благосостояния общества. По данным ВОЗ, наибольший уровень потребления алкогольных напитков лицами моложе 15 лет наблюдается в странах с наибольшим уровнем доходов (9,7 литров на человека в год), тогда как в странах с низким уровнем доходов этот показатель равен 1,22 литров (табл. 1).
Таблица 1. Потребление алкоголя взрослым населением по группам с различным уровнем доходов (литров на человека в год)
Ради справедливости скажем, что продажа и покупка спиртного приносит некоторые выгоды стране и регионам, поскольку алкогольная продукция облагается высоким налогом, называемым акцизом. Акциз – это вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги; включается в цену товаров или тарифы на услуги.
Ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % в 2009 году составила 191 руб. за 1 л безводного этилового спирта, а на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно – 121 руб. На вина натуральные ставка акциза повышена до 2,60 руб. за 1 литр (в 2008 году она составляла 2,35 руб.) [10]. В России акцизы на алкогольную продукцию и пиво зачисляются в бюджет субъекта Федерации. Доля акциза на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию (непищевую) в размере 50 % направляются в бюджет субъекта, а ещё 50 % – в федеральный бюджет. Акциз на спирт из непищевого сырья полностью зачисляется в федеральный бюджет. Однако вызывает вопросы то, насколько действенной мерой оказывается взимание акцизов на алкоголь, приводит ли оно к ограничению потребления и настолько ли велики приносимые им бюджетные деньги.
С другой стороны, когда потребление алкоголя превышает предельно-критический уровень (люди не посещают работу, ведут асоциальный образ жизни, заболевают и умирают в трудоспособном возрасте), оно обусловливает экономические потери, которые могут перекрывать выгоды.
В связи с этим интерес вызывает история проблемы алкоголя в СССР, поскольку именно тогда были заложены основы современных проблем в этой сфере, а потому пристальное изучение негативного опыта прошлого может помочь при разработке мер по улучшению ситуации сегодня. Как отмечает Е. Т. Гайдар в книге «Гибель империи: уроки для современной России», алкоголизация населения СССР, которая с начала 1960-х годов привела к экономическому застою и снижению средней продолжительности жизни мужчин, шла на фоне сочетания худших черт потребления спиртного в городе и деревне [3]. В село, считает экономист, проникли городские стереотипы алкогольного поведения: характерное для деревни эпизодическое (в основном по праздникам) потребление алкоголя приобрело повседневный характер. В городскую культуру были привнесены традиции многолюдного длительного застолья со скандалами и драками. Доля алкоголя, потребляемого в социально контролируемых местах (кафе, ресторанах, барах), в СССР в 1984 г. составляла 5,5 %, тогда как в развитых странах – 50–70 %. Укоренилась традиция пить на улице. Это увеличивало вероятность правонарушений при том же количестве потребленного спиртного в 2,3 раза.
Другой исследователь – Г. Г. Заиграев говорит, что за 20 лет душевое потребление спиртных напитков выросло в 2,2 раза, количество правонарушений на почве злоупотребления алкоголем – в 5,7 раза, число больных алкоголизмом – в 7 раз [5]. Даже на высшем государственном уровне не скрывали этих проблем. Л. И. Брежнев, выступая на пленуме ЦК КПСС 15 декабря 1969 г., сообщил, что примерно 90 % прогулов было связано с пьянством [3]. В 1986 г. число алкоголиков, находящихся на наркологическом учете, составляло в СССР 4 млн. человек. Через медвытрезвители ежегодно проходило около 9 млн. человек [6].
Кампания борьбы с алкоголизмом предполагала ежегодное сокращение производства и реализации водки и ликероводочных изделий на 10 %, уменьшение их выпуска за пять лет наполовину. Выпуск плодово-ягодных алкогольных напитков в 1988 г. должен был прекратиться. Уже в 1985–1986 гг. производство алкогольных напитков сократилось более чем в два раза. В начале антиалкогольной кампании советское руководство надеялось, что повышение цен на алкоголь позволит компенсировать примерно 80 % потерь бюджета и товарооборота от уменьшения объемов продажи алкогольных напитков [3]. Как резюмирует Е. Т. Гайдар: «Развитие событий показало, что это было иллюзией».
Однако алкогольные запреты обернулись очень плохими последствиями для экономики страны. Например, сокращение продаж алкоголя вызвало подпольное самогоноварение, в результате чего увеличился спрос на сахар, а также употребление различных средств бытовой химии и суррогатов. Это вызвало нарушение равновесия плановых показателей и продаж, обернулось дефицитом этих нужных товаров. До 1985 года продажа сахара, спиртосодержащих и других препаратов проходила повсеместно без перебоев. Постоянно и в широком ассортименте в продаже имелись одеколоны, лосьоны, лак для волос, зубная паста, другие товары. Резкое повышение спроса на сахар проявилось начиная со второй половины 1986 года. В июле – декабре 1986 года продажа сахара возросла на 22 %. В первом полугодии текущего года по сравнению с этим же периодом прошлого года – на 16 %. Запасы сахара в розничной торговле сократились в 1986 году на 625 тыс. тонн, в 1987 году – еще на 700 тыс. тонн. В 1986 г. продажа одеколона в Москве выросла в 1,5 раза, во всех областях РСФСР была установлена норма отпуска спиртосодержащих товаров и зубной пасты, реализация клея выросла более чем на 30 %, жидкости для очистки стекол – на 15 %.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Работе присуждена первая премия в конкурсе НИР среди школьников.
2
К факторам, влияющим на достоверность этого показателя, относятся неучитываемое неофициальное производство, потребление туристами, накопление запасов, порча и утечка, контрабанда, беспошлинная продажа и различия в крепости напитков.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги