Книжный клуб на даче
Личный опыт многодетной мамы
Наталья Левених
© Наталья Левених, 2022
ISBN 978-5-0059-0604-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О чём эта книга?
В этой небольшой книге я делюсь опытом создания дачного книжного клуба для детей 5—10 лет. Сразу оговорюсь, что я не писатель, не педагог и не организатор детских мероприятий. Просто многодетная мама, которая любит книжки и старается погрузить в книжную культуру своих детей.
Мы делаем домашние книги, ходим на спектакли по книгам, смотрим экранизации, готовим блюда по рецептам из книг… Вот дошла очередь и до книжного клуба.
Как пришла идея?
Неожиданно, но очень вовремя. Все предпосылки сложились.
– В минувшем году я посетила несколько десятков заседаний взрослых книжных клубов – и примерно понимала, как это всё устроено и зачем нужно,
– Сыновьям исполнилось пять лет – и мне захотелось не только уютного чтения перед сном, но и обсуждений и сложных тем,
– Мы переезжали на дачу – а там нас ждала знакомая компания соседских детей, готовых к общению и экспериментам,
– Сын увидел рекламу спектакля «Честное слово» и попросил сходить на него – а я никак не могла объяснить, чем же мне не нравится этот рассказ…
И тогда я задумалась о дачном книжном клубе.
А справлюсь ли? Это же сложно!
Конечно, меня мучали сомнения. Я же не писатель, не педагог… Ну вы помните. И даже мой вожатский опыт остался в далеком прошлом…
И уж точно я не представляла, как наложить привычный мне формат «заранее читаем книжку и цивилизованно обсуждаем по заготовленным вопросам» на мероприятие для дошкольников, одуревших от летней дачной свободы.
Но желание было сильнее страха.
Я погуглила про книжные клубы – взрослые и детские.
Поговорила с прекрасной Инной – ведущей книжных клубов, учителем словесности и моим проводником в мир книжной культуры.
И наконец решилась.
Дети – как их привлечь и удержать?
Я знала, зачем книжный клуб нужен мне – погрузить детей в книжную культуру, провести качественное время с ними, реализовать новый проект, перевести совместное чтение на новый уровень, создать летние воспоминания…
А зачем это детям? Что их привлечет, что оттолкнет?
Наши дачные дети привыкли слушаться взрослых. Так что я могла сделать участие обязательным, как школьные занятия. Но мне-то хотелось, чтобы дети приходили добровольно и радостно…
Придумалось много, а по-настоящему сработали только три вещи.
Угощение
Да, поощрять едой сейчас не принято. Но вкусные мелочи всегда поднимают настроение и создают повод прийти. Особенно если эти мелочей нет в обычной жизни.
Так у нас появились запретные ранее чипсы, а клуб дети окрестили «Чипс книжный клуб».
Пару раз мы меняли чипсы на пиццу или мороженое, но их оказалось трудно есть в процессе. А маленькие закуски вроде сушек, хлебных палочек и ломтиков яблок прекрасно дополнили наш стол.
Атмосфера
Чипсы прекрасно поддерживают атмосферу веселья и легкости, но этого мало. Очень важно, чтобы атмосфера была доброжелательной.
Ведь книжный клуб – не урок и не занятие. У него нет учебной цели.
Мне было важно вовлечь детей в чтение, вызвать приятные ассоциации. Образовать связку «книжки – это приятно и интересно, а еще их можно обсуждать».
И это хорошо сработало – детям было приятно приходить туда, где весело, не ругают, а заодно и поощряют спорить.
Между достижением результата (прочитанная книга, ответ на вопрос, следование плану) и атмосферой я каждый раз выбирала атмосферу – и не прогадала.
Счастье быть явленным
Когда я спросила у Инны (а она ведет очень разные книжные клубы – взрослые, детские, подростковые), зачем люди приходят на книжный клуб, я ожидала пулеметного списка причин и даже приготовила блокнот.
Но услышала только одну – люди хотят высказаться, проявиться. Быть явленными миру. Это нужно детям не меньше, чем взрослым – просто им сложнее.
Эту мысль я держала в голове постоянно. И старалась создать такие условия, чтобы высказался каждый – нравится книжка, не нравится, любимый герой, какие чувства, что подумалось, изменилось ли отношение к книге или героям после обсуждения…
Первое заседание – и сразу успех!
Нужны какие-то правила?
Правила есть почти во всех книжных клубах. Но для детей я не ввела ни одного – мне не хотелось их ограничивать. Они могли приходить или не приходить, говорить или молчать, читать или не читать… Я только призывала их слушать друг друга – наверное, это было единственным важным правилом для нас.
А для себя я придумала много всего – от «выбираю книжки, которые интересны мне самой» до «высказывайся всегда последней».
Поделюсь самыми важными – теми, которые дожили до конца лета и реально помогли мне.
Читаем вместе
Уровень чтения у детей был очень разный. От «одолел книжку Астрид Линдгрен» до «знаю только букву А». Я не могла рассчитывать, что книжка будет прочитана до заседания.
К тому же летом на даче у детей есть другие важные дела – речка и лес, батут и качели, клубника и малина, битвы на мечах и дырки в соседских заборах…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги