Александр Бобров
Отражённая красота. Набережные, мосты и фонтаны Москвы
Об авторе
Александр БОБРОВ – уроженец старинного Замоскворечья, поэт, публицист, теле-радиожурналист, автор более 25 книг стихов, песен, прозы и краеведческих очерков. Среди них такие, как «За Москвою-рекой», «Белая дорога», «Московский словник», «Из-под лежачего камня», «Русский месяцеслов на все времена», «Московия. Сердце Руси», «Лечебные грязи и целительные источники». «По рекам Московии» и другие.
Много лет был ведущим эфира и специальным корреспондентом ТРК «Московия», делал авторские телепрограммы «Русские струны» и «Подмосковные встречи», вел рубрику в газетах «От истока до устья». В настоящее время работает на РТВ «Подмосковье», ведет авторские программы «Листая летопись времен» и «Живая вода Московии». Лауреат премии им. Дмитрия Кедрина «Зодчий» и премии им. Алексея Фатьянова «Соловьи, соловьи…», а также обладатель Большой золотой Пушкинской медали.
Вступление
Живые блики
Москва стоит на многих горах и долинах…
Михаил ЛомоносовГлавные горы Москвы – семь её легендарных холмов, а долины столицы – ее многочисленные реки и речки, основная из которых Москва-река.
Когда-то по территории современной Москвы протекало более ста двадцати рек и ручьев. Полсотни из них были достаточно крупными и вошли в названия и быт древнего города.
Обводной канал. Чугунный мост
В настоящее время осталось около сорока рек. Естественные участки долин сохранились в основном на периферии города, за бывшими заставами. Многие водные артерии столицы упрятаны в трубы, текут под землёй… Но Москва-река, главный ее приток Яуза, Обводной канал в Замоскворечье и канал им. Москвы, сделавший её портом пяти морей, продолжают отражать московские небеса, здания и всю многовековую историю столицы. Они во многом определяют градостроительную политику Москвы, поскольку вся эта пересеченная, всхолмленная местность, изрезанная долинами речек, как писал Ломоносов, предполагает огромное количество набережных, мостов, выходов к воде и других гидросооружений.
Первое упоминание о Москве по «Пантеону Российских государей» относится к IX столетию. Согласно преданию в 880 г. Олег, еще не вещий блюститель Игорева престола, а всего лишь князь Урманский, пришел на Москву-реку, которая тогда называлась Смородиною. Под этим названием она сохранилась в русских былинах. Три века спустя 4 апреля 1147 г. князь суздальский Юрий Долгорукий (Мономах), как сказано в летописи, угощал здесь своего союзника северского князя Святослава.
На москворецких берегах прошумели великие события, прозвенели над водой гениальные песни, а история по сей день соседствует с острейшими проблемами современности. Вот мнение великого историка Соловьева о том, что является живоносной артерией, связующей нитью, природной скрепой Московии: «Область Москвы-реки была первоначальной областью Московского княжества, и первой деятельностью московских князей мы замечаем стремление получить в свою власть всё течение реки».
Этого сумел добиться сын святого князя Александра Невского – святой Даниил Московский. Славный и поучительный жизненный путь благоверного князя завершился 17 марта 1303 г. по новому стилю. Набожный князь основал монастырь на Москва-реке в честь своего небесного покровителя Даниила Столпника. В 1983 г. монастырь был возвращен церкви и к 1000-летию Крещения Руси восстановлен во всей красе. Ныне обитель служит местом резиденции Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, а также средоточием церковно-духовной жизни.
Одна из московских пословиц гласит: «Москва начиналась с бугорка»…
В «былинные» времена, на том самом месте, где стоит Москва был маленький укрепленный городок, расположившийся на Боровицком холме при впадении Неглинки в Москву-реку. По сравнению с теперешним мегаполисом его можно было назвать «бугорком».
Первое московское поселение появилось в XIV в. и было крепостью (именно так переводится слово «кремль»). Называлась эта крепость «град» или «град Москва». В XVI в. Кремль стал одной из мощнейших крепостей в Европе (согласно книге рекордов Гиннесса – самой мощной средневековой крепостью). Стены его ни разу не были взяты штурмом.
В Москву приезжает много гостей, чтобы полюбоваться красотами города. В помощь туристам выпускаются путеводители и книги. Как ни парадоксально, творцами первых путеводителей стали не признанные знатоки своей страны и ее достопримечательностей, а те, кто менее всего был осведомлен об этом, а именно… путешественники-иностранцы. В те далекие времена у коренных россиян, редко покидавших родные места, потребности в путеводителях еще не было.
Первые московские путеводители открывают «родословную» своеобразного вида литературы, расцвет которой падает на время после окончания Отечественной войны 1812 г. В пору патриотического подъема, рожденного борьбой с войсками Наполеона, Москва стала символом Родины, стойкости и мужества народа. С тех пор издание путеводителей не прекращалось.
Уникальность данного издания в том, что еще ни в одной книге не были собраны все водные, надводные и приводные объекты и достопримечательности Москвы. Всего в Москве около 70 набережных, 80 мостов и 240 фонтанов и водных устройств. Рассказать обо всём этом разнообразии в одной книге – задача не из легких. Надеемся, что 400 фотоиллюстраций и более 150 авторских описаний, помогут читателю «увидеть» картину достопримечательностей Москвы, раскинувшейся на приречных холмах и долинах.
Мосты Москвы
…Над рекой-МосквойЯ стою с опущенной головойМарина ЦветаеваВ этих стихах москвичка Марина Цветаева смотрит словно бы с моста на предрассветную воду, на отражение фонарей и куполов. Сколько таких взглядов – задумчивых и поэтичных, спокойных и восторженных – скользило по воде московских рек, брошенных с вознесенных над ними мостов!
Представить сегодняшнюю столицу без многочисленных мостов, перекинутых через Москва-реку, Яузу и Водоотводный канал, просто невозможно. Необходимость в мостах продиктована холмистым рельефом Москвы, обилием рек и ручьев. Мосты долговечны и в то же время утилитарны, то есть всегда служат людям и транспорту конкретного времени. В этой связи мосты постоянно нуждаются в модернизации. Инженер, преобразующий старый мост, либо создающий новый, всегда думает: как этот мост можно обновить в будущем. Таким образом, многие мосты – плод совместного творчества людей, разделенных временем на десятилетия, а то и века. Долгое время в Москве воздерживались от возведения капитальных мостов, учитывая постоянную угрозу военных нападений. На Москве-реке оборудовали плавучие мосты, которые легко убирались с наступлением ледостава, и даже разводились для прохода судов. «Живой мост» в виде плотов, связанных из могучих бревен, существовал в Москве уже в 1498 г. напротив водяных ворот Китай-города. Он соединял Тверскую и Серпуховскую дороги примерно там, где сегодня высится Большой Каменный мост. Так что тут Москва «обогнала» не существовавший тогда Петербург с его разводными мостами, воспетыми поэтами.
Следующий этап – арочные каменные мосты, обладающие массивными речными опорами – быками: мощное каменное сооружение с удлиненно-заостренной стороной-ледорезом против течения. Такие мосты стали преобладать с XVII века. В дальнейшем деревянные или каменные мосты продолжали строиться в местах пересечения Москвы-реки и ее притоков главнейшими дорогами. На мостах мытники собирали с возов «мостовщину» – пошлину за провозимые по мосту товары.
Первый каменный (кирпичный) мост был построен в 1516 г. через речку Неглинную, напротив Троицких ворот Кремля. Троицкий мост был построен из кирпича через реку Неглинную и соединял Троицкие ворота Кремля с отводной Кутафьей стрельницей (башней), которая прежде была значительно выше и стройнее. В 1901 г. мост обрел свой современный вид, возвышаясь над Александровским садом. Теперь это – чисто декоративное архитектурное украшение, под которым прогуливаются посетители сада или торопятся сдать вещи в камеру хранения посетители Кремля.
К 1762 г. в Москве было уже 32 моста, из них 4 каменных: Большой Каменный (Всехсвятский), Старый Каменный (Троицкий), Воскресенский и Кузнецкий.
В 1796 г. «иждивением Т. Полежаева» вышел третий, на этот раз анонимный, московский путеводитель – «Историческое и топографическое описание первопрестольного града Москвы с приобщением генерального и частных ее планов». Информация о каждой из 20 частей города иллюстрировалась планом. Историю Москвы неизвестный автор излагал на основе легенд и сказаний, в частности «Повести о зачале царствующего великого града Москвы». Интересно, что происхождение названия реки и города он связывает с мостками над Москвой-рекой, якобы находившимися в древности на этом месте. Кстати, бывший Кузнецкий мост над Неглинкой так и остался в названии мощёной улицы. На этом месте реально был каменный мост. В 1757 г. он высоким горбом поднимался над рекой Неглинкой. Еще в конце XVIII в. Неглинку хотели обратить в открытый городской канал с прудом на Трубной площади, а у Кузнецкого моста проектировался водоем с водопадами и статуей Екатерины. Но мечты и планы завершились заточением реки в подземную трубу, а Кузнецкий мост сохранился в названии.
Устье Неглинки
К середине XIX в. при строительстве мостов стали применять металлические конструкции, деревянные мосты заменялись металлическими конструкциями с чугунными арками и сварными железными балками. В XX в. в конструкциях стали использовать высококачественную сталь, что позволило увеличить длину их пролетных строений и, следовательно, уменьшить число опор. В конце 30-х гг. XX столетия практически все мосты в Москве заменялись новыми или перестраивались. Всехсвятский мост (ныне Каменный), стоявший около Храма Христа Спасителя на уровне улицы Ленивки, был перенесен ниже по течению Москва-реки к Боровицким воротам. Почти в два раза удлинили Крымский мост. А вот два одинаковых моста: Андреевский (первоначально Сергиевский), располагавшийся между Фрунзенской набережной и Нескучным садом, и Краснолужский, что у Новодевичьего монастыря, – долгое время оставались в неприкосновенности потому, что по ширине и высоте подходили для прохода судов.
22 мая 1999 г., 1710-тонная конструкция Андреевского моста на трех баржах со скоростью 2 км/ч двинулась к «новому месту жительства» – к Парку культуры им. Горького. Вторым планируется «передвинуть» Краснолужский мост. Мосты воссоздаются на новых местах во всех деталях: 22 тыс. камней Андреевского моста спустя век строители смогли использовать вновь.
Особая страница в градостроительстве и в мостостроении – 30-е гг. Москвы советской. Сегодня этот период часто рисуют только одной черной краской, но самые впечатляющие мосты-красавцы – от Крымского и Большого Каменного до Устьинского и Большого Москворецкого построены в 1937–1938 гг.
В результате кропотливой работы городских властей и экспертов в 2007 г. в городской реестр перешли более 300 исторических памятников. Все они отныне поставлены на государственную охрану. Среди них – Большой Каменный, Москворецкий и Крымский мосты, станция метро «Университет», жилые дома конца 1940-х, построенные архитектором Дмитрием Чечулиным. Помимо уже зарегистрированных в городском реестре Москвы – 4893 памятника культурного наследия федерального и регионального значения, «на подходе» ещё 1446 выявленных объектов. Одновременно в федеральную собственность определены 893 памятника, 367 из которых будут переданы Русской православной церкви. Многие памятники находятся на реках, вблизи исторических и новых мостов и потому будут упомянуты в этом разделе.
К 1996 г. в Москве насчитывалось 152 моста, из них 105 автодорожных, в том числе 40 – через Москву-реку и Яузу. Идет реконструкция самого длинного – Лужнецкого моста, связавшего центральную часть столицы с Юго-западом. В ближайшие годы планируется не только ремонт 90 городских мостов, но и строительство новых мостов. Так, возведен 200-метровый пешеходный Патриарший мост (ширина – 12 м) через Москву-реку возле Храма Христа Спасителя, будет строиться 60-метровый мост через Водоотводный канал в районе Якиманки, мост со стрелки Москвы-реки c гигантским памятником Петру I, к Парку искусств.
Всего в ближайшее время предполагается построить 21 мост, из которых 9 будут пешеходными. Но вернёмся из XXI в. к историческим мостам.
Названия московских мостов возникали по имени рек – Москворецкий, Яузский; по материалу, из которого создан мост – Каменный, Чугунный; по месту расположения – Устьинский, Боровицкий, Измайловский; по названию места или дороги – Краснохолмский, Кузнецкий, Дорогомиловский. При перестройке мостов преемственность названия сохранялась. Исключением стал Бородинский мост, заменивший в 1837 г. Дорогомиловский. Это переименование было связано с 25-летием победы в Бородинской битве и нашло своё отражение в архитектурном решении.
Поэт и переводчик Самуил Маршак писал: «Мосты и переулки говорят…». Послушаем, что расскажут нам языком путеводителя мосты и переулки, выводящие к московским рекам. Мосты – транспортные, пешеходные, старые и новые. Плюс ещё к этому мосты-путепроводы, мосты через овраги и прочие сооружения, связующие городские дороги. И такая инженерная конструкция, как мост над Волоколамским шоссе, где по мосту протекает Канал им. Москвы! Ещё один интересный мост сейчас появился рядом с Серебряным бором, над так называемым Хорошёвским спрямлением. Этот вантовый мост, который справедливо назвали Живописным, не имеет аналогов в мире. А самое главное – его дорожное полотно – не прямое, как обычно, а изогнутое; а сам мост пересекает Москву-реку под острым углом, а не перпендикулярно, как принято.
Ростокинский виадук московского водопровода из Яузских болот
Главным мостом большинство москвичей считает Большой Каменный мост, который ведёт к сердцу
Москвы – Красной площади и Кремлю, величественному собору Василия Блаженного и месту суетных политических действ и концертов – Васильевскому спуску, к торговым гигантам – Гостиному двору и ГУМу.
На главном притоке Москвы-реки находится самый известный яузский Дворцовый мост. Построен в 1781 г. архитектором Семеном Яковлевым в Лефортове через реку Яузу от строившегося Екатерининского дворца в Немецкую слободу. По нему ходили гулять современники Пушкина, родившегося в Немецкой слободе. Белоснежный Ростокинский акведук был построен в XVIII в. по указу Екатерины II для подачи ключевой воды из Мытищ в Москву. Потребовалось около 25 лет и больше 1 млн. рублей. Поэтому в народе его прозвали «миллионным». Сегодня это памятник архитектуры, который охраняется государством. Недавно акведуку исполнилось 200 лет. К этой дате его полностью отреставрировали.
Обрёл второе рождение «не речной» Баженовский мост. Так в обиходе окрестили оригинальный мост XVIII в., построенный В.И. Баженовым в 1775-85 гг. в летней резиденции Екатерины II в Царицыне. В 1784 г. Яков Брюс писал о нем Екатерине: «… имеет вид огромный и величественный, так что достоин памяти потомства… и напоминает век Древнего Рима». Ныне он, отреставрированный, возвышается над Царицынскими прудами и является главной пешеходной артерией усадебного комплекса, напоминая великий Екатерининский век.
Эти примеры показывают, какое это историческое, архитектурное, эстетическое богатство – московские мосты. Совершим путешествие по ним, двигаясь, как положено, со стороны истока главной реки Москвы, ее притока Яузы, в сторону устья – от канала Москвы и Строгинской поймы до Бесединских мостов, где Москва-река покидает столицу.
Мосты на МКАД
Эти мосты имеют чисто утилитарное, транспортное значение, но всё-таки бегло упомянем про некоторые из них.
Химкинские мосты (МКАД), 1998 (1)
Мосты в районе 75-го и 77-го км МКАД над каналом и рекой Химка – значительным левым притоком Москвы. Длина около 18 км. Берёт начало на окраине Химкинского лесопарка, к северу от г. Химки. Большая часть стока Химки зарегулирована высокой земляной плотиной Химкинского водохранилища и поступает в Москву-реку вместе с волжской водой через канал им. Москвы и деривационный канал с рекой Сходней. Ниже плотины Химки начинается вторично от родников Покровского-Стрешнева. Здесь река объявлена в 1991 г. памятником природы. На берегах Химки расположены Химкинский лесопарк с заливом Воробьёвка, сад «Захарково», Парк Дружбы в Химках-Ховрине, парк усадьбы Покровское-Стрешнево, где выходят на поверхность многочисленные родники (среди них – «Лебедь», объявленный в 1987 г. памятником природы).
Железнодорожный мост Рижского направления МЖД, 1936 (2)
Мост с огромной транспортной развязкой, ведущий в Митино. Собственно Митинский метромост ожидается в 2010–2011 гг. Он строится на Митинском радиусе Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, между станциями «Мякининская» и «Волоколамская».
Для обеспечения нормального температурного режима и уровня влажности на станциях «Мякининская» и «Волоколамская», а также защиты путей от атмосферных осадков, новый мост решено сделать крытым.
Строительство МКАД началось в конце 1956 г. около Ярославского шоссе. Первый участок был открыт для движения в 1960 г. Движение по всему кольцу открыто в 1962 г. Кольцо представляло собой 2 дороги (по две полосы в каждую сторону) 7-метровой ширины, разделённые 4-метровой разделительной полосой. Край дороги был выложен рифлёными плитами.
Всего на кольце было 7 мостов и 54 путепровода. Изначально кольцевая дорога имела 33 двухуровневых развязки с автодорогами, выходящими из Москвы, а в начале 1980-х гг. на пересечении с Симферопольским шоссе построили трёхуровневую. С августа 1960 г. по начало 1984 г. полоса отвода МКАД служила административной границей г. Москвы. В декабре 2002 г. была открыта первая станция Московского метрополитена за пределами МКАД – «Бульвар Дмитрия Донского».
В середине 1990-х гг. по инициативе мэра Москвы Ю. М. Лужкова МКАД реконструирована, ширина увеличена до 5 полос в каждую сторону, на середине дороги поставлено бетонное разделительное заграждение, предотвращающее лобовые столкновения, на всём протяжении автомагистрали проведено освещение, построено несколько десятков крытых надземных пешеходных переходов, местами поставлены экраны, защищающие жителей прилегающих местностей от шума и пыли, реконструированы и построены заново многие путепроводы и мосты.
Сегодня ширина МКАД составляет 10 полос; общая протяжённость – 108,9 км. Отсчёт километража на МКАД ведётся от пересечения с шоссе Энтузиастов (там находится т. н. «нулевой километр») по ходу часовой стрелки.
На трассе построено два моста через реку Москву: Спасский и Бесединские мосты.
Бесединские мосты (МКАД), 1960, 1997 (3)
Комплекс из двух автодорожных мостов через реку Москву на трассе МКАД на юго-востоке Москвы. Первый Бесединский мост, построенный в 1960 г., пропускает внутренний поток движения МКАД, второй мост постройки 1997 г. – внешний поток. Располагаются в районе Капотни и села Беседы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги