Книга Волшебное очарование уроков рисования. Наглядно-дидактическое пособие по изобразительному творчеству - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Николаевна Леонова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Волшебное очарование уроков рисования. Наглядно-дидактическое пособие по изобразительному творчеству
Волшебное очарование уроков рисования. Наглядно-дидактическое пособие по изобразительному творчеству
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Волшебное очарование уроков рисования. Наглядно-дидактическое пособие по изобразительному творчеству

Предисловие

Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное.

В детстве я много занималась творчеством. Творила руками, любила возиться с разными изобразительными материалами, экспериментировала красками. Моим другом была палитра, на которой я смешивала краски и находила в результате этих экспериментов-нужный цвет для своих рисунков.

Ещё тогда я понимала, как важно было научиться этим премудростям с детства, как это всё мне пригодилось в моей работе сейчас, когда я в настоящее время работаю с детьми разных возрастов.

Для меня бумага, на которой все рисуют, пишут, всегда была загадкой, которую я пыталась разгадать: часто окрашивала её различным способом, комбинировала различные техники рисования, таким образом, усложняя их. Большую роль в занятии творчеством, сыграла моя мама, которая была для меня замечательным художником моим креативным педагогом и другом. Разнообразные техники работы разными традиционными и нетрадиционными материалами, приносили радость открытий, удивления и восторг исследователя, которому удалось создать то, чего он не умел раньше.

Я долго думала, а как собрать все способы и техники рисования в одну книгу для детей, родителей и педагогов… И решила предложить Вам, дорогие мои, наглядное пособие, которое, надеюсь, будет полезно художникам всех возрастов и категорий.

Актуальность наглядно-дидактического пособия обусловлена тем, что современные дети прикованы к компьютерам и планшетам, познают в основном окружающий мир через монитор компьютера и экран телевизора, мало общаясь с окружающим их миром. Практически, они этот мир либо не видят, либо не замечают. Приходя в школу, ребенок, к сожалению, не всегда может владеть основными изобразительными приемами и технологиями работы с изобразительными материалами, не развито воображение, внимание, творчество, практически, на нулевом уровне развития.

Это возникает потому, что на предыдущем этапе развития – дошкольного детства, с такими детьми никто не занимался и не подсказал, что можно сделать с окружающими их предметами, как попробовать стать волшебником и создать свой маленький творческий шедевр из них, используя необычные приемы рисования. Дети, обученные по типовой программе, не имеют в своих работах творческого подхода, предметы, изображенные на их рисунках, имеют одинаковую форму и цвет, лишены неповторимого многообразия, они боятся выражать в рисунках свои эмоции и представления об окружающем мире. Причина в том, что педагоги зачастую недооценивают значение этого процесса, в том числе, одной из причин является неверный подход педагога к изобразительной деятельности, проявляющиеся в следующем: ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы; отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности; исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии.

Новизна наглядно-дидактического пособия заключается в том, что с помощью алгоритма последовательности работы над каждым из приёмов в форме мастер-класс, ребенок как дошкольного, так и школьного возраста может попробовать самостоятельно создать свои работы. Также, для педагогов и родителей четко и последовательно изложен сам процесс работы над каждой техникой нетрадиционного рисования.

Пособие является педагогически целесообразным, т. к. оно знакомит ребенка с окружающим его миром, природой, возможностями своего тела. через нетрадиционное рисование, опирается на принцип общей дидактики – связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Наглядно-дидактическое пособие предназначено «разбудить» в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения, развить задатки детей с помощью разных нетрадиционных способов и приёмов изобразительной деятельности.

Главной отличительной особенностью данного пособия от уже существующих является ее функциональность. Виды разнообразных нетрадиционных техник разработаны с учетом востребованности и актуальности, активности их применения также, в основной общеразвивающей программе дополнительного образования по художественному краеведению. Отличительной особенностью наглядно-дидактического пособия является то, что оно составлено с учётом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками.

Каждая из нетрадиционных техник-это маленькая игра, где дети чувствуют себя раскованно, уверенно, где даётся детям возможность выражения собственных фантазий и самовыражению в целом. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.

Цели наглядного пособия:

развитие у обучающихся творческого потенциала через нетрадиционные техники изобразительной деятельности;

создание возможностей для творческого развития обучающихся и социализации их в будущей жизни;

Задачи:

познакомить обучающихся с разнообразными техниками нетрадиционного рисования

учить активно применять усвоенные технике в изобразительной деятельности

вызвать интерес к различным техникам рисования

развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику

способствовать обогащению эмоциональной сферы

Содержание наглядно-дидактического пособия

Дети познают окружающий мир чувственным путём, исследуя его с помощью разнообразных действий. Когда ребенок начинает расти – он развивается, у него появляется интерес к окружающему миру, действительности. Он пытается самостоятельно исследовать этот мир и действительность, в которой он живет. Сначала он исследует свое тело: что изначально он видит? О, ладошки! Ладошки дают возможность попробовать их в творчестве.

Ладошки.

Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Раз мазок, два мазок,

Все ладошки в краске,

Порисуем мы чуток,

Пальцами в раскраске!

Людмила Никольская

Техника: рисование ладонью

Цель: создание изображения ладонью с последующей дорисовкой, развитие творческого воображения.

Материалы: бумага разной фактуры, большие и средние кисти, пальчиковые краски, гуашь или акварель.

Алгоритм создания техники:

Мажем ладошку краской и прикладываем к листу бумаги.

Просушиваем отпечаток феном, после высыхания, немного пофантазировав, дорисовываем отпечаток, превратив его в разные персонажи или композицию.


Усложнение и рекомендации: в зависимости от возраста детей, рисунок может быть выполнен с усложнением-создание 2-3 отпечатка, их взаимосвязь между собой, композиционная постановка образов (композиция рисунка).

Мама краски мне купила,

Ну, а кисточку – забыла.

Только я не унываю –

Пальцы в краску окунаю,

На бумагу их кладу,

Ловко линии веду.

Рисовать хотел венок –

Получился осьминог.

Начертить решил я домик,

Вышел странный толстый гномик.

Кошку пальцы рисовали,

Дед спросил – Уж не сова ли?

Нет, ты видишь? – Вот усы!

Дед кивнул – Как у лисы.

Понимаю стариков:

Им не видно без очков. Виктор Москаленко «Я без кисточки рисую»

Ступни ног

Техника: рисование ступней ноги

Цель: создание изображения ступней с последующей дорисовкой, развитие творческого воображения.

Материалы: глубокий контейнер для краски, бумага разной фактуры и размера, тряпочка, большие и средние кисти, гуашь или акварель.

Алгоритм создания техники: Ребенок опускает в контейнер с краской всю стопу или окрашивает её с помощью большой кисти. Оставляет отпечаток на бумаге (прижимает ножку к листу). «Оживляет» рисунок с помощью прорисовки дополнительных деталей





Усложнение и рекомендации: создается несколько отпечатков правой и левой ноги, объединяя их в один общий сюжет.

Пальцы рук

Рисование пальцами – это интересный и полезный способ, особенно с маленькими детьми, которые познают окружающий мир руками. Рисуя пальцами, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Техника: рисование пальцами рук

Цель: создание изображения с помощью пальцев, развитие мелкой моторики, подготовка  руки к письму.

Материалы: бумага для акварели, баночки с гуашевыми красками или акварелью, можно использовать пальчиковые краски, кисти разных номеров, салфетки для рук.

Алгоритм создания техники: Задумывается образ, можно работать «вживую» (без использования карандаша, создания им наброска), а можно с карандашной прорисовкой. Кисточкой №2 прорисовывается контур образа

Макаем палец в нужную краску и начинаем прижимать на края рисунка, синхронно оставляя отпечатки на бумаге По мере необходимости меняем цвета, каждый раз вытирая палец влажной салфеткой. В конце работу дорисовывает кистью мелкие детали.

Усложнение и рекомендации: можно комбинировать технику рисования ладошками и пальцами, постепенно отрабатывая изобразительные навыки.

Отпечатки листьями

Отпечатки листьев на бумаге–техника, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев. На кисточку или на поролон, нельзя набирать слишком много воды, поэтому напоминаем ребенку правило: смочив кисточку в баночке с водой, нужно убрать излишки воды, приложив несколько раз кисточку к краю банки. С нее стекут лишние капли воды, и, только после этого, на влажную кисть можно набирать густую гуашевую краску.

Техника: отпечатки листьев на бумаге, работа с природным материалом

Цель: развитие мелкой моторики, творческого воображения, воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе

Материалы: белая или тонированная бумага, гуашевые или акриловые краски, широкая плоская кисть или поролон (для закрашивания листьев), тонкие кисти для дорисовки отпечатков), листья разных размеров с ярко выраженной фактурой (очень удобна при печати)

Алгоритм создания техники:

Подбираем интересные листья с ярко выраженной фактурой (прожилками) (гладкие листья – нежелательны для работы, так как они не оставляют четкого отпечатка, в итоге вместо отпечатка могут оставаться размазанные, нечеткие пятна). Широкой плоской кистью наносим краску на лист. Краску лучше наносить с той стороны листа, где находятся прожилки. Лучше всего работать с только что собранными листьями, так как прожилки на них более выпуклые, чем на сухих, а значит, отпечатки получаются чётче и ярче. Кладём лист закрашенной стороной(спинка) на лист бумаги. Сверху положим на него тонкий лист любой писчей бумаги. Проглаживаем лист бумаги рукой, затем её убираем и аккуратно, за черешок поднимаем сам листик. Дорисовываем получившиеся отпечатки тонкими кисточками, работая над образом



Усложнение и рекомендации: можно раскрасить один лист разными цветами или составить изображение из отпечатков нескольких листьев.

У меня букет осенний,

Разноцветный и последний.

В нем есть клена лист резной,

Лист калины расписной.

Скромненький листок осины

И алеет гроздь рябины.

Вот березки желтый листик,

И резной тысячелистник.

У дубка лист красный, яркий,

Посмотрел, и стало жарко.

Свой букетик засушу,

Осень в зиму приглашу.

Т. Погорелова

Отпечатки природными материалами (травы, комнатные растения, папоротник). Вы с детьми приехали на дачу или вышли на экскурсию на луг. Свободные минутки можно провести с пользой и зарядом творческой энергии, особенно, когда под рукой такое разноцветье трав и листьев причудливой формы. Они с легкостью могут превратиться в красивый растительный рисунок на подушке, салфетке, фартуке или сумке.

Такое времяпрепровождение хорошо снимает усталость и помогает раскрыть творческий потенциал и детей, и взрослых. Очень увлекательна техника- эко-принт. Что это такое? Эко-принт, или эко-печать – это способ натурального окрашивания, при котором природные цвета из растений переносятся на ткань или бумагу без применения химических веществ

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги