Евгения Мартынова
Опека и попечительство
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Печатается по решению кафедры социальной работы и педагогического образования Филиала Южного федерального университета в г. Новошахтинске (протокол от 26 марта 2019 г. № 7)
Рецензенты:
кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и педагогического образования Филиала Южного федерального университета в г. Новошахтинске Л. И. Пилипенко;
кандидат социологических наук, доцент, директор ГКОУ РО «Центр образования детей с ОВЗ» Н. В. Карасева
© Южный федеральный университет, 2019
© Мартынова Е. В., 2019
© Оформление. Макет. Издательство Южного федерального университета, 2019
Введение
Каждый из нас – и взрослый, и ребенок – нуждается в понимании и защите. Увы, иногда обстоятельства складываются таким образом, что для многих категорий населения наступает дефицит этого понимания, они чувствуют себя незащищенными. Именно поэтому современный институт опеки и попечительства становится все более востребованным.
В настоящее время среди множества проблем, находящихся на стыке юридических, медицинских, психологических, педагогических дисциплин, проблемы организации опеки и попечительства являются одними из наиболее актуальных. Ежегодно увеличивается число лиц, нуждающихся в заботе: несовершеннолетних, остающихся без попечения родителей, переживших насилие, беспризорных и безнадзорных детей, пожилых лиц, людей с ограниченными возможностями, недееспособных граждан и т. п. Для решения всех этих проблем необходимо мобилизовать все ресурсы социальных служб и частных инициатив.
На сегодняшний день в России существуют разные виды опеки: они могут быть частными, семейными, государственными; могут осуществляться на возмездной и безвозмездной основе. Несмотря на разнообразие видов, существует очень много организационных проблем. Студентам направления подготовки «Социальная работа» необходимо познакомиться с ними еще в процессе обучения, так как именно они в дальнейшем будут участвовать в разрешении этих проблем.
Учебное пособие «Опека и попечительство» в содержательном аспекте позволяет познакомиться со сферой деятельности специалистов по социальной работе, отраженной в профессиональных стандартах «Специалист по работе с семьей» и «Специалист органа опеки и попечительства». В пособии представлены основы организации опеки над несовершеннолетними, оставшимися без родительского попечения, и совершеннолетними, которые в силу разных обстоятельств не могут о себе позаботиться.
Первая глава «Организационно-правовые модели опеки и попечительства» посвящена определению понятий, существующих в области организации опеки, в том числе видов опеки и категорий граждан, нуждающихся в ней. В этой же главе представлена подробная структура органов опеки и попечительства, а также проанализированы социально-психологические проблемы, связанные с данной сферой.
Вторая глава «Особенности организации опеки и попечительства над несовершеннолетними» рассматривает вопросы, специфичные для установления опеки над несовершеннолетними. Подробно проанализированы особенности кровно-родительского попечения (права и обязанности родителей по отношению к своим детям), а также государственные и семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третья глава «Организация опеки над совершеннолетними, нуждающимися в опеке» рассматривает вопросы установления опеки над совершеннолетними гражданами, в ней рассмотрены особенности заботы о пожилых, инвалидах, недееспособных и ограниченно дееспособных гражданах.
Четвертая глава «Роль и место социального сопровождения в системе опеки и попечительства» описывает новую для социальной работы технологию, связанную с организацией опеки и попечительства, – социальное сопровождение. В главе дано определение социального сопровождения, проанализированы особенности и формы социального сопровождения замещающих семей, описан механизм межведомственного взаимодействия при организации социального сопровождения.
В конце каждого раздела представлены материалы для самостоятельной работы студентов – вопросы для самоконтроля и практические ситуации.
Глава 1
Организационно-правовые модели опеки и попечительства
1.1. Понятие и виды опеки и попечительства
Опека – понятие очень многогранное и зависит от того, в каком контексте употребляется. В обыденной жизни и с точки зрения этимологии слова оно означает заботу; с позиций социологии – либо социальный институт заботы о нуждающихся, либо малую социальную группу, члены которой связаны взаимными обязанностями и взаимопомощью; с позиций же права – это форма защиты личных имущественных и неимущественных прав нуждающихся в помощи и поддержке.
В любом случае это традиционная для российского менталитета форма помощи, основу которой чаще всего составляют семейные отношения. И действительно, пока дети маленькие, родители опекают их: ухаживают, заботятся, воспитывают и т. п., что является их правовым и нравственным долгом. Позже уже совершеннолетние дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. В современном обществе нередко оказывается так, что человек (ребенок, инвалид, пожилой человек) остается без семейной поддержки в силу разных обстоятельств, и тогда ему на помощь приходит государство в лице учреждений, осуществляющих уход и опеку. Таким образом, мы можем выделить два вида опеки: государственная и семейная (частная), каждая из которых, в свою очередь, делится на возмездную и безвозмездную.
Наиболее распространенными организационными формами опеки являются:
– опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;
– попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации[1];
– попечительство в форме патронажа – форма защиты личных имущественных и неимущественных прав и интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи при исполнении своих гражданских обязанности и использовании прав[2].
1.2. Структура и функции органов опеки и попечительства
В Российской Федерации вопросы, которые так или иначе связаны с организацией и оформлением опеки и попечительства над детьми, недееспособными или не полностью дееспособными гражданами, а также над гражданами, которые по состоянию здоровья не могут выполнять свои гражданские обязанности, регламентируют следующие нормативные документы: ФЗ «Об опеке и попечительстве», Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ. Этими же документами определено, что организации, в которые помещены нуждающиеся в опеке и попечительстве недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе учреждения для сирот, фактически приравниваются в правах и обязанностях к опекунам и попечителям и выполняют свои функции в лице руководителя организации.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но конкретные действия и решения в области опеки и попечительства принимаются на уровне[3]:
– муниципальных или районных отделов образования в отношении тех несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей;
– муниципальных или районных управлений социальной защиты населения в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи при исполнении своих гражданских обязанностей и использовании прав;
– управления здравоохранением в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан.
Основные задачи органа опеки и попечительства[4]:
– социальная защита лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, а также лиц, уже находящихся под опекой или попечительством государственных учреждений или физических лиц;
– выполнение надзорных функций в отношении учреждений и организаций, а также в отношении физических лиц, исполняющих функции опекунов и попечителей;
– выполнение надзорных функций в отношении физических или юридических лиц, взявших на себя обязанность управления имуществом подопечных граждан.
Исходя из обозначенных задач органы опеки и попечительства выполняют следующие функции[5]:
– учет и поиск граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
– осуществление профилактической работы в области превенции нуждаемости в опеке и попечительстве;
– подача искового заявления в суд о признании лица недееспособным или об ограничении его в дееспособности;
– осуществление защиты прав и охраняемых законом интересов подопечных, в том числе в суде;
– подбор граждан, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к опекунам и попечителям, подготовка материалов, необходимых для назначения опекуна, попечителя, а также подготовка документов для отмены опекунства, попечительства и т. п.;
– ведение учета граждан, в отношении которых установлена опека или попечительство;
– подготовка материалов о назначении денежных выплат на содержание подопечного;
– осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
– проведение обследования и подготовка заключения об условиях жизни подопечных;
– обеспечение установления опеки или попечительства, а также сохранности их имущества;
– осуществление устройства нуждающихся в опеке и попечительстве в семьи родственников или иных граждан, готовых к выполнению данных обязанностей, а при отсутствии такой возможности – в воспитательное учреждение, учреждение здравоохранения или социальной защиты;
– осуществление подбора и ведение учета граждан Российской Федерации, способных к выполнению обязанностей опекуна, попечителя и т. п., а также осуществление подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
– выдача разрешений на совершение сделок с имуществом лиц, находящихся под опекой или попечительством, заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;
– выдача специальных разрешительных документов при необходимости раздельного проживания попечителей и их подопечных;
– осуществление консультирования и информирования граждан по вопросам опеки и попечительства и т. п.
Орган опеки и попечительства при выполнении своих функций тесно взаимодействует с рядом других организаций: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, ювенальными судами и т. п. Одним из ключевых органов, занимающихся социальной защитой семьи и детства, является комиссия по правам несовершеннолетних и защите их прав (далее – комиссия). Она образуется при органах местного самоуправления (районная, городская), а также при администрациях субъектов РФ.
В функции комиссии входит работа со следующими категориями детей:
– дети, в отношении которых выявлен ненадлежащий надзор со стороны родителей;
– дети, у которых выявлена склонность к побегам из дома и бродяжничеству;
– дети, воспитывающиеся в специализированных учреждениях (интернаты, приюты, социально-реабилитационные центры, детские дома и т. п.);
– несовершеннолетние, состоящие на учете у нарколога или характеризующиеся как злоупотребляющие алкоголь, токсические вещества, наркосодержащие вещества;
– несовершеннолетние правонарушители или совершившие преступление;
– несовершеннолетние, освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, и т. п.
В целом основная миссия комиссии – организация мероприятий по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних. Комиссии берут на учет детей и подростков, чьи родители или лица, их заменяющие, не обеспечивают надлежащих условий для воспитания. Комиссии также могут оказывать помощь в трудовом и бытовом устройстве вышеуказанных категорий детей, ходатайствовать о подаче в суд заявления о признании родителей недееспособными или ограничении их в дееспособности, лишении родительских прав, принятии экстренных мер в случае угрозы детям со стороны родителей и т. п.
Согласно законодательству ребенок в любом возрасте может обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а тот, в свою очередь, – в суд; с 14 лет ребенок может это сделать самостоятельно. В зависимости от тяжести нарушения прав ребенка специалисты органа опеки и попечительства могут обратиться и в ювенальный суд. Ювенальная юстиция – это система специальных судов для несовершеннолетних, т. е. дела несовершеннолетних рассматриваются при председательстве судей, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Также при суде вводится должность психолога или специалиста по социальной работе для оказания содействия суду в изучении социально-психологических особенностей личности, социальной и воспитательной среды подростка. Ситуации, из-за которых несовершеннолетние совершают преступления, могут быть разными: влияние взрослых, непонимание серьезности происходящего, страх за близких, тяжелая жизненная ситуация и т. п. Конечно, может оказаться и так, что подросток вполне осознанно идет на преступление и на самом деле опасен для общества. Именно для того, чтобы понять, к какой категории относится несовершеннолетний, необходимо исследование его личной ситуации и тех событий, которые ей предшествовали[6].
Сравнительно новым механизмом защиты прав граждан, в том числе детских прав, является служба уполномоченного по правам ребенка в РФ. Уполномоченный по правам ребенка – это должностное лицо, к которому можно обратиться в случае неудовлетворения административным решением, процессом его принятия или действиями (бездействием) государственных органов. Этот институт был образован для защиты прав и интересов несовершеннолетних, в том числе их права жить и воспитываться в семье.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=325675&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.01931068579234796#0367192046222512 (дата обращения: 14.06.2019).
2
Певцова Е. А. Права детей и молодежи в российском и зарубежном законодательстве: сравнительно-правовой подход. М.: Международный юридический ин-т. 2015.
3
Певцова Е. А. Права детей и молодежи в российском и зарубежном законодательстве…
4
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.
5
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ.
6
Цветков В. А. Отдельные проблемы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Омского юридического института. 2009. № 1 (10). С. 29–32.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги