Книга Джатаки - читать онлайн бесплатно, автор Анастасия Олеговна Шабалина
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Джатаки
Джатаки
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Джатаки

О тигрице

Будда даже в своих прошлых жизнях был наполнен безграничной любовью ко всему живому. И этот рассказ о его удивительном подвиге ради других сотни лет с восхищением передается от учителя к ученику.

В своих прошлых жизнях Будда дал обещание, что найдет путь к счастью для всех живых существ. Того, кто дает такое обещание и усердно стремится его исполнить, называют Бодхисаттвой.

В то время, когда Будда был Бодхисаттвой, он пожелал, чтобы все страдания живых существ навсегда прекратились. Его желание было столь сильным, что он использовал любую возможность помочь другим: совершал добрые поступки, дарил существам то, что им нужно, произносил добрые слова.

Однажды он родился в семье мудреца, чей род почитался в его стране. Когда Бодхисаттва был маленьким мальчиком, он стремился к знаниям и старательно учился. Его учили лучшие наставники, и он овладел всеми науками и искусствами. Когда он вырос, он сам стал учителем, которого славили и мудрецы, и воины, и простые люди. Он достиг поразительной славы и богатства.

Но Бодхисаттве не нужны были ни слава, ни богатство. Он был очень мудр и понимал, что все это не является настоящим счастьем. Поэтому он поселился в лесу и стал отшельником.

Спокойствие и любовь, которые излучал Бодхисаттва, чудесным образом распространялись вокруг него в том месте, где он жил. Даже хищные звери в этом лесу жили в дружбе с другими зверями. Чистотой своих чувств он вдохновлял даже богов.

Услышав о великих достоинствах этого человека, многие люди устремились к нему, чтобы научиться у него спокойствию, доброте и мудрости. Бодхисаттва учил их усмирению гнева и жадности, учил их внимательности, состраданию, мудрости и прочим благим качествам. Большое число учеников он направил на путь спасения от всех страданий, и многие люди с его помощью обрели знания, открывающие дорогу к настоящему счастью.

Однажды Бодхисаттва гулял в сопровождении своего ученика Аджиты среди горных пещер, поросших кустарником. И вдруг в одной пещере он увидел молодую тигрицу и с ней маленьких тигрят, ее детей. Они родились совсем недавно, и тигрица лежала без сил после мучительных родов. От голода ее глаза ввалились, она сильно исхудала, и даже на своих маленьких детенышей она смотрела как на пищу.

Голодные тигрята доверчиво приближались к своей маме, а она в ответ только устрашающе рычала на них. Бодхисаттва был очень тверд духом, но даже он содрогнулся, увидев эту картину. Тот, кто обладает милосердной душой, может оставаться твердым, когда страдает сам, но даже малые страдания ближних глубоко трогают его.

Разволновавшись, Бодхисаттва обратился к своему ученику с такими словами:

«Дорогой Аджита, посмотри, сколь ужасно себялюбие! Это животное от голода готово съесть собственных детей, вопреки закону материнской любви! Как можно ростить в себе такого врага как себялюбие, если из-за него мы можем совершить подобное? Пойди скорее и поищи что-нибудь, чем можно накормить тигрицу, прежде чем она успеет погубить своих детей и саму себя. Я пока постараюсь удержать ее от этого поступка».

Ученик сразу же послушно отправился искать пищу для тигрицы.

А Бодхисаттва, отправив ученика под этим предлогом, стал размышлять так:

«Зачем искать мясо где-то еще, если сгодится мое собственное тело? Неизвестно, добудет ли он что-либо или нет, а я потеряю возможность помочь живым существам. Ведь это тело все равно когда-нибудь умрет. Использовать его на благо ближних – мудрый поступок. Мы проходим мимо страданий ближних когда слишком заняты самими собой или если не можем помочь. Но если я могу помочь, почему же я до сих пор стою?

Я принесу свое тело в жертву, и тогда тигрица не будет есть своих детей, а дети не умрут от голода. Мой поступок станет примером для тех, кто стремится к благу всего мира. Обрадуются те, кто сам способен на великие поступки, и вдохновятся благородные сердцем. Приспешники демона Мары, врага всех живых существ, придут в уныние, и обрадуются те, кто любит доброту Будды.

Я мечтал лишь о том, чтобы приносить благо ближним, и вот я могу совершить добро, отдав свое тело. Пусть через это деяние у меня не иссякает сила уничтожать страдания и дарить счастье миру. Да стану я подобен солнцу, которое рассеивает тьму и дарит свет!»

И Бодхисаттва с радостью от того, что может принести благо, бросился вниз с обрыва. И даже боги, увидевшие этот поступок, пришли в изумление.

Шум от падения тела Бодхисаттвы привлек тигрицу. Она перестала думать об умерщвлении своих детей и стала озираться по сторонам. Увидев бездыханное тело Бодхисаттвы, она быстро подскочила к нему и стала поедать его тело.

Тем временем вернулся его ученик, так и не отыскав мяса. Он стал озираться, ища своего учителя, и вдруг увидел, что Бодхисаттва отдал свое тело в пищу тигрице. Сначала его охватила сильная печаль, но удивление перед великим подвигом учителя затмило это чувство.

Тогда, преклонившись, он воскликнул:


      «О, великое сострадание к миру! Сколь поразительно пренебрежение Учителя к собственному благу! Он не смог смотреть на страдания ближних, и из любви к ним проявил великую отвагу и бесстрашие! От природы он мягок к живым существам, но в своих поступках он тверд как скала!

По сравнению с сиянием души Учителя мое сердце еще слишком грубое. Но какое счастье, что у этого мира есть такой защитник! Демон себялюбия сейчас вздыхает в страхе, что грядет его поражение. Я преклоняюсь перед Великим Учителем, защитником живых существ, кто из сострадания пообещал открыть путь к счастью для всех!»

Возвратившись, он рассказал о случившемся другим ученикам. Все ученики, люди, лесные божества и духи были изумлены подвигом Учителя. Они покрыли место его гибели венками, украшениями, одеждами и осыпали дождем благоухающего сандала.

Такова история о том, как еще в прошлых своих жизнях Будда совершал подвиги из безграничной любви ко всем живым существам.

О царе Шиби

Эта история содержит великие знания, которые достались Будде путем сотен тяжелых испытаний. Поэтому слушать эту историю нужно внимательно и с большим почтением.

В одной из своих прошлых жизней Будда был царем племени Шиби. С юности он был хорошо воспитан и почитал старших, и весь народ любил его. Его ум, от рождения очень сильный, обогатился изучением многих наук. Он был благоразумен, силен, и во всем ему сопутствовало настоящее счастье. О своем народе он заботился как о родных детях.

Царь был очень богат, но самой большой радостью для него было исполнять желания бедных. Во всем городе он повелел построить дома, где каждый сможет бесплатно взять все, что ему нужно. Голодные там получали пищу, а те, кто хотел пить – питье; другие получали одежду, постели, лакомства и благовония, венки, серебро, золото, – кто бы в чем ни нуждался, все получали желаемое.

Когда молва о дивной щедрости царя распространилась повсюду, в эту страну устремились люди со всех концов земли. Бедняки, страдавшие столько времени, отправились туда с радостью и великой надеждой.

Нищие в запылившихся одеждах выглядели грязными и непривлекательными после долгого пути, но царь с радостью встречал их как друзей, пришедших издалека. Он с удовольствием выслушивал их просьбы, как будто это были радостные новости. А когда он выполнял все их желания, он сам был счастлив даже больше их самих.

Однажды царь, обходя свои благотворительные дома, увидел, что бедных в них почти не осталось, поскольку все уже получили желанные вещи. Стремление царя к добрым делам было так сильно, что когда пропала возможность проявлять щедрость, он ощутил беспокойство.

Тогда царь подумал: «Все это время меня просили только об имуществе. Но ведь я готов отдать даже свое тело! Почему же никто не просит меня об этом? Может быть, живые существа боятся моего отказа?»

От этого размышления царя содрогнулась земля. Стремление к щедрости, которое побеждает даже любовь к своему телу, зарождается так редко, что одна мысль об этом заставляет землю содрогнуться.

От этого землетрясения задрожал даже царь гор – Сумеру, сияющий блеском различных сокровищ. И тогда владыка богов, Шакра, стал размышлять о причине этого. Когда он понял, что земля задрожала от высокой мысли того царя, он удивился от всего сердца и подумал так: «Неужели этот царь действительно так тверд в своем стремлении к самопожертвованию, что может отдать даже свое тело? Попробую-ка я его проверить!»

И вот однажды царь сидел в своем зале в окружении советников. Раздалось обычное приглашение: «Кто в чем нуждается?», и открылись запасы камней, золота, серебра, денег, раскрылись сундуки с разнообразными одеждами, были пригнаны колесницы, запряженные великолепными животными и нахлынул поток нуждающихся. А владыка богов, Шакра, с помощью своих чудесных сил принял вид старого слепого мудреца и явился перед глазами царя.

Царь встретил гостя спокойным и милостивым взором и спросил: «В чем твоя нужда?». Шакра в облике старика приблизился к царю и после всех подобающих приветствий обратился к нему:

«Я стар и слеп, и пришел издалека. Молю, величайший из царей, дай мне один свой глаз. Чтобы править миром тебе ведь достаточно и одного глаза».

Царь, услышав эти слова, сильно обрадовался, ведь осуществилось его заветное желание! От волнения он даже не поверил своим ушам, подумав, что, может быть, эта просьба послышалась ему, поскольку он так много раз представлял себе это. И он осторожно спросил у старика:

«Кто подсказал тебе прийти сюда и попросить о глазе? Ведь как говорится: «С оком разлука – великая мука». Кто же столь высокого мнения обо мне?»

Владыка богов, принявший облик старика, ответил так:

«Это Шакра надоумил меня прийти к тебе попросить об оке. Пусть же сбудется его вера в твою щедрость и моя надежда обрести желанное око. Отдай мне, пожалуйста, свой глаз».

Когда царь услышал имя Шакры, он подумал: «Конечно, пусть по воле божества старик получит очи себе на радость». И, светясь от радости, он обратился к старику:

«Я исполню твое желание, мудрец. Ты просишь всего один глаз, но я отдам тебе оба глаза! Ходи всюду, где захочешь, с новыми очами, на удивление всем!»

Когда министры царя узнали о его решении отдать свои глаза, они сильно опечалились и взволновались. Смущаясь, они обратились к нему:

«О царь, в своем стремлении к жертвам ты сам не замечаешь, что можешь совершить ошибку! Государь, не поступай так. Ради одного старика ты не должен пренебрегать нами! Дари деньги, блестящие камни, коров, красивые дома, колесницы с упряжками великолепных коней, прекрасных слонов. Но, просим тебя, не отдавай свои глаза!

И, кроме того, как же глаз одного человека можно вставить другому? А если помочь этому может божественная сила, то пусть всемогущее божество справится и без твоего глаза!

Какая польза бедняку от зрения? На что он будет смотреть? На чужое счастье? Лучше одари его богатством. О царь, берегись совершить безрассудный поступок!»

И царь ответил на это такой мягкой речью:

«Кто пообещает дар, а потом передумает дарить, тот словно затягивает петлю жадности на своей душе, едва отпустив ее. Разве может быть кто-то хуже человека, который обнадежил другого своим обещанием, а потом из жадности изменил свое решение?

Вы говорите: «Почему бы не излечить его глаза одной лишь волей богов?» На это я отвечу так. Даже божеству необходима помощь других в осуществлении его воли. Поэтому даже не старайтесь отговорить меня от моего решения».

Министры снова сказали:

«О царь, благоволи ему дать денег, хлеба и драгоценных камней, но не отдавай очи. Мы просим тебя желая тебе лишь блага!»

Царь ответил:

«Нужно давать только то, чего желают другие. Какая радость от того, что получаешь не то, о чем мечтаешь? Вода обрадует того, что хочет пить, но не обрадует того, кто тонет. Вот поэтому я отдам ту вещь, которую просят».

Тогда первый министр, которому царь всегда доверял больше всех, забыв даже о должных приличиях, воскликнул:

«Не делай этого, государь! У тебя есть благополучное и богатое царство. Обладая таким царством ты сможешь достигнуть и славы, и небес. Теперь ты отказываешься от всего этого и хочешь отдать собственные очи. Зачем? Почему? Что ты хочешь обрести, отдавая свои глаза?»

И царь ответил министру:

«Своим решением я не стремлюсь достичь ни небес, ни славы, ни владычества. Я лишь хочу, чтобы прекратились страдания этого человека, с мольбой обратившегося ко мне».

После этого царь велел вынуть его глаза. Сначала с помощью лучших врачей царства осторожно извлекли один глаз, красивый как лепесток голубого лотоса. И царь радостно отдал его просившему. Тогда Шакра своей чудесной силой сделал так, что глаз царя открылся и засиял на лице слепца. Сердце царя наполнилось радостью при виде этого, и он отдал старику также другой глаз.

Лицо царя, лишившегося очей, стало подобно пруду без лотосов. Горожане в печали не понимали его радости. Старик же смотрел совершенно здоровыми глазами.

Повсюду во дворце и в городе люди плакали от горя. Но Шакра, владыка богов, был очень удивлен и полон радости, увидев, как тверд был царь в своем стремлении к высочайшей мудрости. Шакра стал размышлять:

«О великая стойкость, о великая доброта! Хоть я видел этот подвиг сам, все равно трудно в это поверить! Столь добрый и благородный человек не должен долго страдать. Я постараюсь вернуть ему глаза».

Прошло время, и постепенно зажили раны царя, угасла скорбь народа и жителей дворца.

И вот однажды царь наслаждался уединением в своем парке на берегу пруда. Вокруг росли чудесные деревья, склонявшиеся под тяжестью больших цветов. Легкий ветерок создавал прохладу и распространял благоухание. И вот в этот приятный день перед царем явился Шакра, владыка богов.

«Кто это?» – спросил слепой царь.

«Я – Шакра, владыка богов».

«Добро пожаловать. Позволь узнать, что тебе угодно?»

«О, царь, святой мудрец, я выполню любое твое желание. Скажи, чего ты хочешь?»

Царь, привыкший сам исполнять желания других и никогда прежде ничего не просивший для себя, с достоинством ответил:

«Богатство мое велико, и армия огромна и сильна. Я исполнял желания всех, кто с просьбой обращался. И теперь, когда я не вижу ни лиц, ни очей, наполненных радостью и весельем, теперь, Шакра, мне желанна смерть».

Владыка богов сказал:

«Забудь свое желание. Ради других ты лишился своих очей, и поэтому ты не должен страдать. Теперь ты можешь попросить все, чего по-настоящему желаешь».

И царь сказал:

«Есть у меня одно желание. Я не хочу превозносить себя, но все же услышь меня, владыка богов! Если правда, что я всегда был рад просьбам других и принимал их как благословение, то пусть один глаз мне возвратится!»

Едва успел царь промолвить эти слова, как силой его правдивости и силой множества его добрых дел у него появился один глаз. Он был прекрасен как лепесток лотоса, а зрачок его был подобен кусочку сапфира.

Обрадовавшись всем сердцем чудесному появлению одного глаза, царь снова обратился к Шакре:

«Тому, кто у меня просил один лишь глаз, я с радостью отдал оба. И если правда, что в тот момент в моей душе было одно лишь ликование, то пусть у меня появится второе око!»

И только царь произнес это, как появился у него второй глаз, такой же прелестный, как первый.

И дрожь прошла по земле, и океан разволновался, и низкими, приятными тонами заиграли на небесах литавры божеств. Безмятежное небо вдруг ласково засияло и заблестело ярко солнце. С неба посыпались различные благоухающие цветы. В сердцах всех живых существ расцвела радость.

Шакра, владыка богов, снова обратился к царю:

«За чистоту твоей души я возвратил тебе очи. И они совершеннее прежних. Новые глаза дадут тебе чудесную способность видеть все вокруг на тысячу миль, даже скрытое за горами».

Сказав это, Шакра тотчас исчез.

И Царь-Бодхисаттва вступил в столицу. Весь город был украшен разноцветными флагами и знаменами. Приближенные, чьи глаза от удивления раскрылись так широко, что даже с трудом могли мигать, провожали его взглядами. Горожане стекались посмотреть на царя, чудом возвратившего себе зрение.

Царь воссел на трон и стал проповедовать:

«Кто теперь станет сомневаться в великих достоинствах щедрости? Ведь благодаря ей я получил глаза, наделенные чудесной силой. Я вижу все вокруг на тысячу миль, и даже то, что скрыто за горами, я вижу так ясно, словно это передо мной.

Шибийцы! Используйте свои богатства для того, чтобы исполнять желания нуждающихся и радуйтесь этому! Ведь это самый лучший путь к счастью как в этой, так и в следующих жизнях.

Единственная ценность у богатства, даже небольшого – в том, что его можно отдать. Ведь то, что отдается, превращается в сокровище. А то, что не отдается, подвержено только уничтожению».

Эта история содержит великие знания, которые достались Будде через сотни тяжелых испытаний. Поэтому слушать эту историю нужно внимательно и с большим почтением.

О комочке каши

Всякий подарок, сделанный от чистого сердца достойному человеку, влечет великую награду.

Учитель Будда в одной из своих прошлых жизней был царем племени кошала. В нем блистали все лучшие качества царей: сила, благоразумие, величие и другие благородные черты. Но самым удивительным качеством царя было то, что он излучал невероятное счастье. И доброта царя в лучах этого счастья сияла еще ярче.

Сама богиня счастья была предана царю. Свой гнев и свою милость к другим царям она проявляла в зависимости от его отношения к ним. К врагам его она была враждебна, а подданных царя, любя, одаривала удачей.

Однажды царь вспомнил свою предыдущую жизнь. От этого воспоминания он сильно разволновался. С еще большим рвением, чем раньше, он стал расточать дары монахам, мудрецам, беднякам и нищим. Ведь из своего воспоминания он узнал, что щедрость – причина счастья. Каждое мгновение он сохранял доброе поведение и соблюдал законы праведности.

Царь желал, чтобы в его стране люди еще выше оценили значение добрых дел. И для того, чтобы направить свой народ на путь спасения и счастья, он всякий раз в собрании людей повторял такие слова:

«Даже самая ничтожная услуга, оказанная святым, обязательно принесет великую, богатую награду. Теперь не на словах, а собственными глазами вы видите, что это правда. Свою могучую армию с прекрасными конями, колесницами и слонами, свое господство и великие богатства, благородную супругу и даже благосклонность самой богини счастья, – все это я получил в награду за комочек несоленой, грубой и сухой каши».

Хотя министрам, мудрецам и знатным людям было очень любопытно, что значат эти слова, они не смели расспрашивать царя. Однажды и царица проявила к этим словам интерес, и когда в беседе представился удобный случай она спросила царя:

«О владыка людей, ты говоришь так, словно тебя переполняет радость, и ты желаешь ею поделиться. Мне крайне любопытно, что же значат эти слова?»

Царь нежно посмотрел на супругу и с улыбкой ответил ей: «Я знаю, что не только тебе любопытно понять значение этих слов. Министров и весь город тоже мучает любопытство, и поэтому сейчас я расскажу.

Словно проснувшись от сна, я вспомнил свою предыдущую жизнь. В ней я был в этом же городе простым слугой.       Хоть я и отличался прекрасным поведением, но на хлеб я зарабатывал тяжелым трудом. Чтобы прокормиться, я нанимался на работу к тем, кто был известен лишь своим богатством. Я тяжело работал, чтобы поддержать существование свое и своей семьи. Работа приносила мне много тяжких горестей и унижения.

Однажды по пути на работу я увидел четырех монахов, просивших милостыню. С сердцем, полным веры, я поклонился им. Эти монахи, победившие свои страсти, словно сияли благодатью. Я пригласил их в свой дом и угостил тем, что было в доме – небольшим комочком каши. Но семя этого даяния дало такой великий плод, что сейчас короны всех других царей находятся у моих ног.

Теперь, когда я понял это, я нахожу радость в совершении добрых дел».

Глаза царицы широко раскрылись от удивления и радости. Она с глубоким почтением посмотрела на царя и промолвила: «Как высока награда за добрые дела! Вот почему царь, зная это, всем сердцем стремится к добрым делам! По этой причине ты отказался от зла и стремишься править справедливо, как отец любя свой народ. Храни же эту землю своим справедливым правлением множество лет!»

Царь ответил:

«Конечно, царица. Я и впредь буду идти дорогой счастья, отмеченной прекрасными путеводными знаками. И весь мир, узнав награду за благие даяния, захочет расточать дары».

И тут царь, с любовью посмотрев на царицу, сиявшую красотой, словно богиня, захотел узнать причину ее дивной красоты. Он обратился к ней:

«Как луна среди звезд ты сияешь среди женщин. Какой же подвиг совершила ты, прекрасная царица? За что тебе дана столь дивная награда?»

Царица ответила:

«Да, государь, я тоже вспоминаю кое-что из моей прошлой жизни».

«Расскажи же об этом», – почтительно обратился к ней царь.

«Я вспоминаю, что я была рабыней и однажды с глубоким почтением отдала остаток пищи монаху, победившему все свои страсти. И, словно пробудившись от сна, я оказалась здесь.

Ты говорил: «Любой дар тому, кто одолел все свои страсти, будет иметь великую награду». И то же самое говорил тот монах».

Слова царя и его супруги как доказательства великой награды за добродетель растрогали и изумили все собрание людей. Все прониклись глубоким почтением к заслугам, приобретаемым за добрые дела. И тогда царь стал учить закону правды и молвил такие слова:

«Кто при виде блеска великой награды даже за незначительные, но прекрасные дела, не станет стремиться к благим подвигам? Кто теперь не захочет проявлять щедрость и соблюдать благое поведение? Тот, чей ум окутан тьмой жадности, достоин лишь жалости, даже если он богат.

Рано или поздно придется расстаться с любым богатством. И если расставаясь с ним достойным образом можно достичь добродетелей и счастья, то кто же станет избирать путь себялюбия? Ведь даяние приносит радость и славу.

Даяние – сокровище, которое нельзя украсть.

Даяние – очищение души от тьмы пороков себялюбия и жадности.

Даяние – колесница, спасающая от страданий.

Даяние – самый близкий добрый друг, приносящий многие услады счастья.

Чего ни пожелаешь – всего можно достигнуть с помощью даяния. Кто, зная это, не станет с радостью подарки расточать?

Даяние – лучшее, что можно сделать со своим богатством.

Даяние – основа величия, благородный подвиг.

И если простодушный человек с чистым сердцем подаст даже горсть песка – и то будет благой дар».

Присутствующие выслушали эту захватывающую речь царя с большим почтением и радостью. И все преисполнились желанием проявлять щедрость. Ведь всякий подарок, сделанный от чистого сердца достойному человеку, влечет великую награду.

О главе гильдии

Добрые люди сохраняют сострадание даже перед лицом опасности. Кто же не будет сострадателен, находясь в благополучии?

В одной из своих прошлых жизней Владыка Будда был главой гильдии. Благодаря невероятной удачливости и трудолюбию он приобрел огромное богатство. Народ уважал его за честность и порядочность. Он происходил из знатного рода и высоко развил свой ум изучением наук и искусств. За свои благородные качества он снискал уважение самого царя. Всегда он был необыкновенно щедр, поэтому не имел своих богатств – он делил их со всем народом.

Его доброта прославила его имя на десять сторон света. Все бедняки с доверием обращались к нему с просьбами, не сомневаясь в его щедрости. И он всегда стремился избавлять живых существ от страданий. А тех, кто взрастил в себе такое стремление, называют бодхисаттвами.

Однажды с Бодхисаттвой произошел знаменательный случай, раскрывающий глубину его щедрости. В один день к его жилищу подошел нищий. Был час обеда, и на стол уже были поданы различные блюда, приготовленные опытным и благородным поваром. Пища была превосходна на вкус, обладала приятным запахом и цветом.

Бодхисаттва уже был готов приступить к еде, и в этот момент он увидел незнакомца в бедных одеждах. Это был Просветленный, который огнем мудрости сжег все пороки в своей душе. Теперь он хотел увидеть силу доброты Бодхисаттвы. Подойдя к дому, он остановился у ворот, держа руках чашу для подаяния. На лице его отражалось спокойствие и безмятежность. Образ Просветленного выражал твердость и вместе с тем ласку и благородное умиротворение.

Бодхисаттва, увидев Просветленного, сказал супруге: «Дорогая, подай святому полную тарелку пищи». Супруга послушалась и вышла, взяв с собой разных прекрасных яств. И вдруг, выходя из дома, она в страхе стремительно отпрянула назад.