Особенности ребенка, испытывающего трудности в общении
В настоящее время активно развивается система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Применительно к таким детям одна из основных задач любого типа школы состоит в том, чтобы максимально компенсировать имеющиеся у них нарушения развития путём создания специальных, адекватных их уровню и возможностям развития психолого-педагогических условий. Полноценное психическое и речевое развитие ребёнка включает в себя не только интеллектуальное, но и личностное развитие.
Трудности общения у детей с ОВЗ в младшем школьном возрасте обусловлены неудовлетворительным уровнем межличностного общения с взрослыми и сверстниками, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем, несформированностью навыков практической и речевой коммуникации. Нарушения в сфере межличностного общения сказываются на развитии личности ребенка, искажая его представления о себе, отношение к самому себе, затрудняя осознание себя как личности. К числу таких психологических образований относится система межличностных отношений.
Занятие № 1 «Дружба – чудесное слово»
Цель: расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
Задачи
1. Способствовать сплочению классного коллектива.
2. Воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему
3. Формировать у детей положительного отношения друг к другу.
Ход занятия
Мотивационно-целевой, организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут …!
В школе вместе вы учитесь уже давно. Каждый из вас – интересный и хороший человек.
Давайте познакомимся поближе: по очереди возьмёмся за руки и произнесём свое имя, скажем, что любим и не любим: «Я Мария, я люблю хоккей и не люблю ветер!»
Сегодня мы будем говорить о дружбе. Что такое дружба?
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Основной этап
Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?
Честность, доброта, отзывчивость.
Что может помешать дружбе?
Предательство, ложь, обиды.
Упражнение «Кодекс дружбы»
Направлено на выявление уровня знаний учащихся о понятиях «дружба» и «друг».
Сегодня, на нашем первом занятии, я предлагаю вам создать свой собственный сборник правил, или кодекс дружбы, который мы в течение всех занятий будем дополнять и улучшать!
(Задание в рабочей тетради № 1)
Кодекс
Не предавай друга.
Будь с другом искренним, говори только правду (делай это тактично).
Радуйся успехам друга.
Будь вежливым с другом.
– Как вы понимаете эти правила?
Вы, наверное, уже устали сидеть, поэтому давайте потихоньку встанем со своих стульчиков и немного отдохнем. Повторяйте за мной.
Физминутка для детей «Котик»
Котик лапки верх поднял,
Котик лапкой помахал,
Вправо-влево потянулся,
Улыбнулся, растянулся,
Покрутился и устал,
Вниз-вверх котик посмотрел
И на место тихо сел.
А теперь, когда мы немножко отдохнули, я предлагаю вам послушать стихотворение, слушайте очень внимательно!
Стихотворение «Мы с соседом Петькой…»
Мы с соседом Петькой – верные друзья,
Он получит двойку – получаю я,
Вместе мяч гоняем, вместе лёд грызём,
На уроке пения – громче всех поём,
Он залез в малину – я малину рву.
Он порвет штанину – я свою порву.
Мы всегда весёлые, мы навек друзья,
Потеряй он голову – потеряю я!
Обсуждение
– Правильно ли мальчики понимают, что такое дружба?
– Какой Петя друг?
– Вы бы хотели такого друга, как Петя?
Упражнение «Ромашка дружбы»
Направлено на формирование у детей положительного отношения друг к другу.
(Задание в рабочей тетради № 2)
– А теперь, я попрошу каждого из вас нарисовать на лепестке, каким должен быть настоящий друг. Из этих лепестков мы составим волшебную ромашку дружбы!
После того как вы закончите рисунок, не забудьте его подписать.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Смешарики», серию «Коллекция». В ней будет рассказано о том, что такое дружба. Смотрите очень внимательно!
Вопросы
1. Как себя вёл Крош в мультике?
2. Чем занимался ёжик?
3. Понравилось ли Крошу увлечение Ёжика?
4. Зачем Крош отдал Ёжику фантик?
5. Почему Крош побежал искать фантики?
6. Почему Ёжик побежал искать Кроша?
7. Почему Ёжик сказал, что Крош – его самая главная коллекция?
Молодцы, вы были очень внимательны и ответили на все вопросы!
– А теперь я предлагаю вам разгадать загадки. Как вы думаете, на какую тему они будут?
Заключительный этап (рефлексия)
– Ребята, вам понравилось наше занятие?
– Что вы узнали нового?
– Что было трудно?
Спасибо за работу!
Занятие № 2 «Что такое настоящая дружба?»
Цель: развивать представления о настоящей и мнимой дружбе.
Задачи
1. Понять, что такое настоящая дружба.
2. Оценить свою готовность быть другом.
3. Получить конкретные рекомендации, как стать настоящим другом.
Ход занятия
Мотивационно-целевой, организационный момент
– Здравствуйте, ребята!
Человек без друзей – что дерево без корней (эпиграф нашего занятия написан на доске).
– Ребята, давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
– Корни для дерева зачем нужны?
– А что подразумевается под корнями для человека?
– Кого многие понимают под словом «друг»?
(Соседа по парте; человека, который сходил с ним в магазин; знакомого во дворе; одноклассника; человека, с которым провёл смену в лагере).
Основной этап
Наш сегодняшний разговор пойдёт о настоящем друге, о том, как отличить настоящую дружбу от мнимой (ненастоящей), как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
– Знаете ли вы пословицы про дружбу?
(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Один в поле не воин.
Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает.
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга – так ищи, а нашёл – береги.)
Упражнение «Путаница»
Направлено на расширение знаний о дружбе, друзьях, взаимовыручке.
– Посмотрите в рабочую тетрадь.
(Задание в рабочей тетради № 3)
Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.
– Ребята, есть такой рассказ, написанный мудрым человеком. Послушайте, как мудрец воспитывает своего сына.
«Один мудрец сказал сыну: «О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего не связывайся со лжецом – слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний – один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью – испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также труса – с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия».
(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, внимательным, щедрым.)
Давайте вспомним, с какими людьми не стоит дружить?
Глупый – умный.
Лжец – честный.
Алчный – щедрый.
Трус– смелый.
Физминутка
– Вы, наверное, уже устали сидеть, поэтому давайте потихоньку встанем со своих стульчиков и немного отдохнём. Повторяйте за мной.
Мы топаем ногами: топ, топ, топ,
Мы хлопаем руками: хлоп, хлоп, хлоп,
Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем,
Мы руки разведём. И побежим кругом!
Мультфильм «Зимний мультик о том, что дружба не заканчивается»
А теперь, когда мы немножко отдохнули, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Зимний мультик о том, что дружба не заканчивается». Смотрите очень внимательно.
Вопросы
1. О ком был этот мультфильм?
2. С кем дружила девочка в мультфильме?
3. Почему девочка перестала приходить к снеговику?
4. Снеговик был настоящим другом? А девочка?
Упражнение «Гирлянда дружбы»
Направлено на формирование представления о том, каким должен быть настоящий друг.
(Задание в рабочей тетради № 4)
А сейчас я предлагаю вам на шаблонах нарисовать, каким может быть настоящий друг и мнимый.
Давайте я соберу ваши рисунки, и мы повесим их на доску.
Кто нарисовал настоящего друга, а кто мнимого? Почему?
Заключительный этап (рефлексия)
– Вспомните тему нашего урока.
– Что нового вы узнали о дружбе?
– Был ли этот урок вам полезен? Чем?
– О чём говорил мудрец своему сыну?
– Какие новые пословицы о дружбе вы сегодня узнали?
Занятие № 3 «Настоящий друг»
Цель: способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки.
Задачи
1. Изменить позиции отдельных обучающихся в системе межличностных отношений.
2. Способствовать развитию дружбы для дальнейшего формирования коллектива.
Ход занятия
Мотивационно-целевой, организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Ребята, сегодня я прочту вам отрывок из стихотворения Уильяма Шекспира. Послушайте и подумайте, о чём мы сегодня будем говорить!
Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде,
Если грусть тебя тревожит.
Ты не спишь – он спать не может,
И во всём без лишних слов
Он помочь тебе готов.
Мы с вами поговорим о настоящем или идеальном друге и узнаем, каким он должен быть.
Основной этап
А сейчас я расскажу вам историю, в которой друг нарушил это правило.
Послушайте внимательно рассказ «Навестила» и попробуйте ответить на вопрос: какой закон дружбы нарушила Муся?
Рассказ «Навестила»
Направлено на формирование умения анализировать поступки других людей.
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И, ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
(Муся нарушила закон «Помоги другу в беде».)
Будем мы так поступать, навещая больного товарища?
Физминутка
Вы, наверное, уже устали сидеть, поэтому давайте потихоньку встанем со своих стульчиков и немного отдохнём. Повторяйте за мной.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Мультфильм «Зачем нужны друзья?»
А теперь, когда мы немножко отдохнули, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Смешарики», серию «Зачем нужны друзья?».
Вопросы
1. Зачем нужны друзья?
2. Как об этом размышляли герои мультфильма?
(Задание в рабочей тетради № 5)
А теперь я предлагаю вам нарисовать то, что бы вы хотели подарить своему лучшему другу. Это может быть что угодно: улыбка, букет, машинка, кукла, торт или конфета.
Какие вы молодцы, у всех получились такие замечательные подарки!
А теперь я предлагаю вам отгадать загадки! Давайте попробуем говорить ответ дружно, громко, хором!
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный… (друг)
Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?»
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки…
Ну и что! Ведь мы… (подружки)
Заключительный этап (рефлексия)
Наше занятие подходит к концу. Я предлагаю вам всем встать в круг дружбы, взяться за руки и сказать друг другу приятные слова.
– Ребята, вам понравилось наше занятие?
– Что нового вы на нём узнали?
Друзья! Наше сегодняшнее занятие о дружбе закончено. Наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Занятие № 4 «Дружный класс»
Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.
Задачи
1. Формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу.
2. Формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения).
3. Формировать умение высказывать мнение, отстаивать его, а также признавать неправоту в случае ошибки.
Ход занятия
Мотивационно-целевой, организационный момент
Здравствуйте, ребята! Откройте свою рабочую тетрадь.
(Задание в рабочей тетради № 6)
Упражнение «Шифр»
Направлено на вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплочённого классного коллектива.
– В этом задании зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его.
5 18 21 8 15 29 11 12 13 1 19 19
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги