Книга Ну$бергский шах советскому летчику - читать онлайн бесплатно, автор Сергей Александрович Рябченко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ну$бергский шах советскому летчику
Ну$бергский шах советскому летчику
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ну$бергский шах советскому летчику

На протяжении тысяч лет человек мечтал покорить небо, совершать полеты и парить в небе над облаками, как вольные птицы. Мы помним много примеров: от Икара из Древней Греции, который скрепил перья воском и полетел, до дельтаплана и махолета Леонардо Да Винчи с его чертежами и до дирижаблестроения. Шло время и у человека появились знания об аэродинамических принципах и доступные материалы для достижения своей мечты.


Начало летного дела

Родился Тихон Рябченко 11 августа 1903 г. в селе Чепухино Валуйского района Воронежской губернии в семье крестьянина-бедняка. Через плетень от Тихона жил будущий генерал советской армии, герой Советского Союза Николай Федорович Ватутин (1901–1944 гг). В 8 лет Тихон поступил в сельскую школу, где проучился 4 года до 1916 г. До 1920 г. жил и работал вместе с родителями, занимался крестьянством и хлебопашеством при своем хозяйстве. В 1920 г. во время голода уехал с родителями в Полтавскую губернию, где работал в котельной кочегаром, летом пастухом коров, штукатуром при полтавских пехотных курсах, зимой дровоколом по деревням вместе с отцом. В 1923 г. вернулся в родную деревню и продолжил заниматься крестьянством. В 1925 г. родители умерли. Все хозяйство, которое у них было, Тихон отдал сиротам-племянникам, детям своего старшего брата-партизана, которого убили белые на фронте под Бутурлиновкой осенью 1918 г.

В 1925 г. был призван в ряды РККА, служил в 8-й отдельной разведывательной авиационной эскадрилье Московского военного округа, с августа 1926 г. служил мотористом в этой эскадрилье.


Тихон в начале военной службы. Фото из семейного архива.


В 1926 г вступил в комсомол и подал заявление о приеме в кандидаты ВКП(б).



Приём в члены партии производился в индивидуальном порядке из кандидатов, прошедших кандидатский стаж: не менее 1 г., а для красноармейцев – не менее 6 месяцев. Во время испытательного срока кандидат должен был доказать, что он достоин быть членом партии и активно участвовать в строительстве коммунизма, выполнять партийные поручения.




Для приема в партию необходимо было иметь рекомендации трёх членов партии, вопрос о приёме решался на общем собрании. При этом на всех возлагалась большая ответственность, как на вступавшего кандидата, так и на принимавших. За нарушение Устава ВКП(б) или дисциплины новым членом партии могли наказать и рекомендовавших его.



За Тихона Лукьяновича поручились авторитетные члены партии и с 1928 г. он член ВКП(б), начал посещать партсобрания.

Окончил Ленинградскую летную теоретическую школу в 1928 г., в 1929 г. – 3-ю военную школу летчиков и летнабов имени К. Е. Ворошилова и был оставлен в этой же школе в должности инструктора-летчика 1-го разряда, а в декабре 1931 г. назначен командиром звена.


Фотография на память от ученика Якова Баранова. Фото из семейного архива.


Инструктор Рябченко Т. Л. С курсантами. 1931 г. Фото из семейного архива.


Страница из летной книги


3-я военная школа летчиков и летнабов имени К. Е. Ворошилова. Тихон верхний ряд 1-ый слева. Фото из семейного архива.


Дарственная надпись на обороте фотографии от товарища Алксниса. Фото из семейного архива.


Именно товарищ Я. И. Алкснис в 1932 г. внёс предложение об учреждении Дня авиации. С тех пор 18 августа ежегодно отмечается этот праздник.

В феврале 1933 г. был командирован на станцию Едрово на переучивание на тяжелые самолёты. Там же был назначен командиром отряда 5-й тяжелой эскадрильи 2-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады.

В 1933 г. Тихон Рябченко принимал участие в воздушном первомайском параде над Москвой на самолете ТБ-1. В дальнейшем неоднократно участвовал в первомайских парадах.


Страница из летной книги


После октябрьской революции 1917 г. большевикам достался довольно большой царский авиационный флот. Но к 1918 г. сохранилось лишь несколько машин, остальные были разрушены или разукомплектованы, многие летчики эмигрировали за границу. Мировой экономический кризис 1929 г., усиление враждебности капиталистических стран по отношению к СССР, приход к власти фашистов в Германии в 1933 г. вынудили компартию СССР взять курс на укрепление обороноспособности государства. В начале 30-х гг. в СССР началась новая эра в развитии самолетостроения, стали открываться конструкторские бюро, авиационные институты для подготовки квалифицированных специалистов, начался серийный выпуск новых самолетов. Изменялась и улучшалась скорость, вооружение, маневренность, высота и дальность полетов. Были спроектированы и построены новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, самолеты разведки.

Сталин считал развитие авиации в СССР одной из самых важных задач, лично курировал рождение каждого нового самолета. Знал характеристики самолетов, часто приезжал на аэродромы, встречался с конструкторами и летчиками, хорошо их знал и досконально с ними разбирал каждую мелочь.

Одним из лучших авиаконструкторов того времени был А. Н. Туполев, создатель легендарных самолетов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-6, АНТ-25. Это были одни из лучших самолетов в мире, на которых были осуществлены беспосадочные перелеты через Северный полюс в Америку (Чкалов В. П., Байдуков Г. Ф., Громов М. М.), спасение челюскинцев, эти самолеты участвовали в первомайских воздушных парадах. В 1932–1933 гг. СССР посетили правительственные делегации из Франции (министр авиации Пьер Кот), Италии (зам. министра авиации Итало Бальбо, один из ближайших соратников Муссолини), и Польши. В СССР стали готовиться к ответному перелету.


Самолет ТБ-3. Фото из семейного архива.


Ответный перелет в Италию

В 1934 г. для серии ответных визитов в Варшаву, Рим и Париж на авиационном заводе № 22 сделали по спецзаказу десять самолетов ТБ-3Р. Вооружения эти машины не имели, самолеты покрасили в белый цвет и нанесли фальшивые гражданские регистрационные номера. Экипажи подбирались заранее, все командиры самолетов имели большой налет и опыт полетов в сложных метеоусловиях. 28 июля 1934 г. три самолета ТБ-3Р отправились в Варшаву. Командирами самолетов были Байдуков Г. Ф., Мов и Леонов. 5 августа стартовали сразу две тройки: первая тройка под командованием Байдукова, Ефимова и Леонова отправилась через Киев и Вену в Париж. Вторая тройка самолетов ТБ-3Р, командирами которых являлись Соколов, Головачев и Рябченко Т. Л. направилась через Киев, Люблин и Краков в Рим. На главном римском аэродроме Чампино советскую делегацию торжественно встречали с оркестром, исполняющим «Интернационал», представители командования итальянской авиации, генералы, офицеры и много дипломатов, был выставлен почетный караул. Всех членов советской делегации разместили в лучшем отеле Рима. За 10 дней пребывания в Италии участники перелета посетили Римский Колизей, императорский дворец Калигулы, Ватикан, развалины Помпеи и вулкан Везувий, завод Fiat, аэропорт, авиационный завод. В Палаццо Венециа в Риме делегацию принимал Муссолини – глава итальянского правительства и министр авиации. Повсюду советскую делегацию сопровождали представители итальянской прессы. Для делегации ежедневно устраивали шикарные обеды. Не обошлось без курьезной ситуации. Из воспоминаний Тихона Лукьяновича: «На одном из обедов нам принесли суп, хлеб и вилки. Все члены советской делегации были растеряны, не знали что делать, удивленно переглядывались между собой. Заметив наше смущение, один из итальянских авиаторов показал на примере как есть этот суп – хлеб крошится в тарелку и промоченный хлеб едят при помощи вилки».

Возвращались они через Вену и благополучно прибыли в Москву 16 августа. Четырехмоторные советские самолеты произвели должное впечатление в европейских столицах. Задание было выполнено хорошо.

В ноябре 1935 г. Тихону Лукьяновичу было присвоено звание полковника. В декабре 1935 г. он был отправлен в высшую летно-тактическую школу города Липецка, где проучился до 11 сентября 1936 г.


Страница из летной книги.


«Испанский» летчик

В это же время выучил испанский язык, о чем дома даже не знали. В сентябре 1936 г. был послан в служебную командировку в Испанию по спецзаданию советского правительства и находился там один год до сентября 1937 г., участвовал в авиационных операциях по защите Мадрида от генерала Франко. За что был награжден орденом Красного знамени и медалью за боевые заслуги.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги