Наталия Свиридова
Как просто быть предпринимателем. Интерактивное руководство для начинающих предпринимателей. Актуально на 01.01.2022 г.
Актуально на 01.01.2022 год
Оглавление
Оглавление
Введение
Глава 1 Регистрация ИП и три основных ошибки после
Глава 2Как не ошибиться с выбором системы налогообложения
Глава 3Работа над ошибками
Глава 4Кассовый аппарат, кассовая дисциплина и расчетный счет предпринимателя
Глава 5ООО или ИП? Закрываем или оставляем?
Заключение
Введение
Я предприниматель с огромным стажем. Впервые зарегистрировалась, когда мне было 18 лет. Естественно, тогда я абсолютно не имела представления, что это такое.
Предпринимателя из меня не вышло. В то время я проработала меньше года.
Стоит ли говорить, что все ошибки, которые можно было совершить, я совершила?
А когда из налоговой ко мне прилетели письма с требованием «сдать» и «уплатить», я, мягко говоря, была в шоке.
Почему? Ведь это же нелогично, думала я.
1. ИП не закрыла.
Но ведь и так понятно, что я не работаю.
2. Отчет за год не сдала.
Но ведь я и работала меньше года.
3. Налоги не заплатила.
Так у меня одни убытки. Какие налоги?
Стандартный перечень представлений начинающих предпринимателей.
Понятно, что пришлось и сдать, и уплатить. И ИП закрыть на всякий случай.
Тогда я думала, что больше никогда не стану предпринимателем.
Но время шло.
Я окончила сначала колледж, затем университет по специальности «бухгалтерский учет и аудит». И снова зарегистрировалась как ИП в 1996 году. Совсем другими тогда были и условия для регистрации, и налогообложение.
Те, кто сейчас сетует на притеснение, понятия не имеют, как это было в 90-х. Впрочем, как и всё тогда.
Предпринимателем проработала 14 лет. Всякое бывало. Но в этот раз я была подготовлена, обучена и вооружена знаниями.
Правда, повоевать с налоговой все же пришлось. После очередной проверки инспекторы доначислили мне налогов на 28 млн рублей. Не знаю, как для вас, а для меня внушительная сумма. Три года судебных заседаний – и от этих начислений не осталось ни копейки. Суды всех инстанций были полностью на моей стороне.
Сейчас я занимаюсь аутсорсингом бухгалтерских услуг, учредила свою фирму. Опыта и знаний во всех сферах деятельности и системах налогообложения хватит, чтобы поделиться с вами.
Я постаралась написать эту книгу простым и понятным языком. А чтобы вам было проще ассоциировать себя с ней, решила сделать ее героями обычных молодых людей:
Машу
и Витю.
Читайте, получайте ответы на свои вопросы и не совершайте глупых и очень неприятных по своим последствиям ошибок.
Глава 1
Регистрация ИП и три основных ошибки после
Маша проснулась в отличном настроении, потому что вчера приняла твердое решение открыть пусть маленькое, но все-таки свое дело.
Она уже давно делала всем своим подругам маникюр и педикюр. У Маши это хорошо получалось, потому что девушка она была аккуратная, усидчивая и очень старательная. Да еще и художественное образование имелось, так что с дизайном все было вообще на отлично.
Сначала Маша делала обычный маникюр, потом изучила направление «шеллак» и купила все необходимое для него. То, чем она занималась, ей нравилось, но была одна проблема. Поскольку клиентами были подруги, а потом мамы и тети подруг, то деньги Маше брать с них было неловко. Получалось, что это и не бизнес никакой. Дохода-то нет.
И только в последнее время стали появляться клиенты со стороны. Слава богу, сарафанное радио никто не отменял.
Клиентов становилось все больше, Маша добавила педикюр и макияж. Опять же художественное образование пригодилось.
Именно поэтому Маша и решила стать ИП. Конечно, она внимательно почитала обо всем в интернете. Но информации было настолько много, и она находилась в таком разрозненном состоянии, что собрать все вместе, так чтобы получилась хоть какая-нибудь ясная картина, у девушки не вышло.
Что ж, решила она, обращусь в какую-нибудь фирму, пусть меня зарегистрируют. Деньги не очень большие.
Сказано – сделано. Нашла в интернете одну из миллиона подобных фирм, позвонила.
Оказалось, что для регистрации ИП нужно совсем немного документов:
заявление по форме № 21001;
квитанция об уплате госпошлины;
копия паспорта.
Самое сложное – это заполнить заявление правильно. Из-за неверного заполнения могут и отказать в регистрации.
Чтобы ошибок было меньше, можно воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Но, конечно, фирмы, которые занимаются регистрацией, уж точно умеют это делать. От Маши потребовалось только написать каким видом деятельности она будет заниматься.
Исходя из этого выбирается ОКВЭД, который тоже указывается в заявлении.
Что такое ОКВЭД? Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В заявлении можно указать не только тот ОКВЭД, которым вы хотите заниматься, но и тот, который сопутствует вашему виду деятельности, или вы думаете, что можете заняться им в будущем.
Например, вы собираетесь заняться производством сыра. Прекрасное желание.
Берем код, который относится к производству. Но на начальном этапе у предпринимателя еще мало опыта, и он может не подумать о том, что сыр он будет кому-то продавать.
Ну не самому же все есть?
Кому?
Если это будут просто люди, которые покупают сыр для себя и своей семьи, – это тоже считается производством.
Но, может, вы не хотите заморачиваться с розницей, а договорились поставлять сыр в какой-нибудь ресторан или в супермаркет. А вот это уже оптовая торговля, так как ресторан будет приобретать продукцию не для собственного потребления, а для бизнеса. То есть чтобы перепродать ее дальше.
И получается, что коды нужно брать и для производства, и для продажи.
Это сейчас вы думаете, что никогда не свяжетесь с розницей, только опт. Отдал, деньги получил и забыл. Но пройдет время, и, скорее всего, розница тоже станет вам интересна.
Поэтому не стесняемся, выбираем все коды, которые могут быть так или иначе связаны с нашим делом. Затем те коды, которые вам интересны или которыми бы вы могли заняться в будущем. Все это пояснили Маше в фирме, куда она обратилась за услугами. Главное, не писать все коды подряд.
И есть еще один интересный момент. Коды, в зависимости от важности, состоят из 2, 3, 4 и 5 цифр.
Две цифры означают весь раздел. Например, код 47 «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами».
Далее идут коды из 3 цифр. Их задача – разбить общие коды на более конкретные. Например, код 47.2 «Торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах».
Коды из 4 цифр еще более детализируют подразделы. Например, код 47.21 «Торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах». Эта группировка включает:
– розничную торговлю свежими фруктами, овощами и картофелем;
– розничную торговлю предварительно обработанными или консервированными фруктами и овощами.
И коды из 5 цифр. Это уже конкретный вид деятельности. Например, код 47.21.1 «Торговля розничная свежими фруктами, овощами, картофелем и орехами в специализированных магазинах».
Для заполнения заявления лучше всего использовать коды из 4 цифр. Это оптимальное решение, которое даст налоговым органам понимание, чем конкретно вы будете заниматься.
Не запрещено указать и код из 5 цифр, но такая подробная разбивка излишняя. Оставьте себе пространство для маневра. В конце концов, еще только регистрируясь, вы можете и не понимать, что именно вам надо.
А вот коды из 2 или 3 цифр лучше не указывать. Скорее всего, в регистрации из-за этого откажут.
Маша сначала запаниковала. А вдруг она укажет коды, но не будет этими видами деятельности заниматься? А вдруг за это штраф какой-то?
Нет-нет, пояснили в фирме. Никакого наказания. И даже если вы начнете в дальнейшем заниматься чем-то другим, не указанным при регистрации, то наказания за это законодательно не предусмотрено.
Но у вас могут возникнуть проблемы по двум направлениям:
1. В налоговой.
Некоторые системы налогообложения можно применять только при определенных видах деятельности.
И вот вы решили поменять вид деятельности. А система налогообложения, на которой уже зарегистрированы, не подходит для новой деятельности.
Вы, кстати, об этом можете и не знать. А вот налоговая, когда узнает, церемониться не будет.
Мигом слетите с этой системы налогообложения. И уж будьте уверены, что доначислят и налоги, и пени, и штрафы.
2. В банке.
Сейчас банки наделили огромными полномочиями. И они тоже знают, какие коды указаны вами при регистрации.
И вдруг вы отправляете платеж или вам поступает платеж, совершенно не имеющий отношения к тем кодам, о которых банк осведомлен.
Ваш платеж заморозят, не сомневайтесь.
Чтобы избежать всех этих неприятностей, запомните, пожалуйста: начали новый вид деятельности, внесите изменения в сведения. Как внести изменения в сведения, смотрите по ссылке.
И это была…
Ошибка № 1.
Маша все поняла и очень ответственно отнеслась к выбору кодов.
«Хорошо, – подумала Маша, – что я обратилась именно в эту фирму. Все подробно объяснили».
Самое сложное в заполнении заявления – это коды ОКВЭД. 80 % отказов в регистрации именно из-за них. И вы, обращаясь в компанию для регистрации, проси́те подробные разъяснения.
Теперь об оплате госпошлины. В 2022 году размер госпошлины для регистрации ИП – 800 рублей. Заполнить квитанцию можно здесь. Но есть возможность подать заявление электронно. В этом случае пошлину вы не платите.
Это не значит, что вы отправляете документы на регистрацию по электронной почте. Это значит, что вы отправляете документы, заверив их электронной подписью. Получить ее можно у специально обученных операторов и, конечно, не бесплатно.
С 1 июля 2021 года электронную подпись можно получить в налоговой через личный кабинет налогоплательщика.
Я советую обзавестись этим кабинетом, так как эта штука очень полезная, вы сможете через нее общаться с налоговой по любым вопросам, делать сверки с бюджетом, записываться на прием и многое другое.
Ну и копия паспорта.
Когда все документы заполнены и собраны, можно подать их на регистрацию.
Ошибка № 2
Помните, что, после того как вы получили гордый статус предпринимателя, для налоговой вы находитесь на общей системе налогообложения (ОСНО).
Что это значит, вы узнаете в следующих главах. Пока же хочу предостеречь. Если вы не планируете крупный или не очень бизнес, где вашими покупателями или заказчиками будут юридические лица, то вам эту систему применять НЕ НАДО.
Я бы даже запретила это делать, будь моя воля. Почему?
Об этом вы тоже узнаете дальше.
На данном этапе вы должны понимать только, что применение ОСНО – это лишние деньги, лишние налоги и вообще лишние проблемы.
И чтобы не совершить этой грубой ошибки, вам надо подать заявление или уведомление о том, что вы будете применять СПЕЦИАЛЬНУЮ систему налогообложения. Их несколько. И какую именно выбрать, узнаете, прочитав книгу до конца.
Вот вам и мотивация.
Такое заявление подается либо одновременно с документами о регистрации, либо в течение ОДНОГО МЕСЯЦА с даты регистрации.
Первый вариант настойчиво не советую.
Почему?
Потому что вы еще толком не разобрались, что именно будете делать и как. И выбрав одну из систем налогообложения, не подумав, вы тоже можете оказаться в неловком положении. Некоторые режимы можно изменить только со следующего календарного года.
Так что сначала регистрируемся, потом думаем, считаем и выбираем систему налогообложения. И только потом подаем это самое заявление.
Маша была в шоке. Такой информации в интернете она не встречала. А если даже и видела, то не придала ей значения.
Еще раз поздравив себя с удачным выбором регистрирующей фирмы, Маша поехала домой. Теперь остается только ждать.
Кстати, по законодательству ждать всего три рабочих дня. Не знаю, как в регионах, но в Москве по факту документы получите через 7 рабочих дней.
Ошибка № 3
Страховые взносы. Что? Не слышали о них?
Это взносы в Пенсионный фонд, которые будут формировать вашу будущую пенсию.
Все предприниматели должны уплачивать их в фиксированном размере. Эта сумма меняется каждый год и, естественно, в большую сторону.
Она устанавливается законодательством, и обязанность по ее уплате появляется у вас С ДАТЫ РЕГИСТРАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ИП.
Не с даты начала деятельности (открытия магазина, салона или первого урока). А именно с даты регистрации.
Если вы решили, что пока зарегистрируетесь, потом подумаете, а потом работать начнете, то мой вам ответ – НЕТ.
Подходите к этому решению осознанно и ответственно.
Уплатить страховые взносы можно единовременно. Главное, чтобы платеж был сделан до 31 декабря текущего года.
Но так я вам делать тоже не советую. Лучше уплачивать их ежеквартально. Таким образом, можно уменьшить свой основной налог.
Об этом расскажу в следующих главах. Читаем, не останавливаемся.
Размер страховых взносов в 2019 году – 36 238 руб.
Размер взносов в 2020 году – 40 874 руб.
Размер взносов в 2021 году – 40 874 руб.
Из них:
в ПФР – 32 448 руб.
в ФОМС – 8 426 руб.
Размер взносов в 2022 году – 43 211 руб.
Из них:
в ПФР – 34 445 руб.
в ФОМС – 8 766 руб.
Размер взносов в 2023 году – 45 842 руб.
Из них:
в ПФР – 36 723 руб.
в ФОМС – 9 119 руб.
Размер страховых взносов увеличивается ежегодно. Вы видите, что в 2020 и 2021 годах сумма платежа оставалась на одном уровне. Это одна из мер поддержки государством предпринимательства из-за пандемии.
В этом месте Маша растерялась. Она-то зарегистрируется только в июне. Неужели придется платить за весь год?
Конечно, нет.
В этом случае сумму рассчитаем пропорционально дням с даты регистрации ИП.
Пример.
Вы получили документы из налоговой, в которых указана дата регистрации 20.06.2021 года.
Считаем сумму страховых взносов:
Полных месяцев в статусе ИП – 6 (июль – декабрь).
Дней в июне в статусе ИП – 11 (с 20 – 30 июня).
40 874 :12 х 6 = 20 437. Мы узнали сумму взносов за полные месяцы.
40 874 : 365 х 11 = 1 232,82 – сумма взносов за 11 дней.
И складываем:
20 437+ 1 231,82 = 21 669,10
Копейки учитываем, округляем, если надо, по правилам математики: 21 669
Считать можно и другими способами. Как вам удобнее. Главное, соблюдать принцип пропорциональности.
К сожалению, есть еще и дополнительные страховые взносы. Их мы уплачиваем, если наш годовой доход превысил 300 000 руб.
Размер дополнительных страховых взносов рассчитывается как 1 % от суммы превышения доходов над порогом в 300 тыс.
Чтобы рассчитать сумму страховых взносов без ошибок, заходите сюда.
Вроде разобралась, решила Маша.
Если бы она знала, сколько всего ей еще предстоит узнать.
Глава 2
Как не ошибиться с выбором системы налогообложения
Маша получила документы из налоговой о том, что она теперь предприниматель. Прямо гордость за себя испытала. Даже дату регистрации запомнила – 20.06.2021 г. Ничего себе – предприниматель! Но и страшновато тоже было. Это же такая ответственность. Что-то не так сделаешь и привет, получай из налоговой штраф.
В принципе Маша недалека от истины. Круто, конечно, быть ИП, но забот точно прибавится.
И самая первая – это выбрать систему налогообложения.
Маша прочитала в интернете, что всего существует два вида налогообложения:
1. ОСНО (общая система налогообложения). Иногда ее называют ОРН (общий режим налогообложения).
Помните, я писала, что не надо ее выбирать, если только вашими клиентами на будут крупные юридические лица, которые работают с НДС?
2. Специальные режимы налогообложения. Их несколько:
УСН 15 %;
УСН 6 %;
ЕНВД – отменен с 2021 года;
патент;
налог на профессиональный доход (НПД);
ЕСХН.
Фирма, которая помогала Маше оформлять документы, сразу предупредила, что в течение месяца после даты регистрации надо подать в налоговую уведомление на применение специального налогового режима.
Как теперь выяснилось, их много. А какой выбрать?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги