Раиса Тимофеева
Сборник дидактических игр по лего-конструированию для детей дошкольного возраста (3–7 лет)
Введение
В настоящее время стало уделяться огромное внимание лето-конструированию, которое имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста. Lego является универсальным конструктором, который побуждает ребёнка к умственной активности, раскрывает его творческие способности, развивает мелкую моторику рук, а следовательно, и речь.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития многих психических функций. Происходят важные изменения в психической и личностной сферах: мышление развивается от наглядно-действенного к образному; ребёнок осознаёт собственное «Я», идёт его интенсивное интеллектуальное развитие.
Исследования учёных показывают, что уровень развития психических процессов, речь детей младшего дошкольного возраста находятся в прямой зависимости от степени развитости мелкой моторики рук. И чем старше становится ребёнок, тем большее влияние оказывают мелкие движения пальцев рук на формирование психических процессов у ребёнка.
Дети дошкольного возраста имеют ряд возрастных особенностей, связанных с недостаточной устойчивостью внимания, преимущественно непроизвольной памятью, недостаточной сформированностью познавательной мотивации. Дидактические игры по лето-конструированию являются отличным средством, с помощью которого можно целенаправленно развивать данные психические процессы и решать ряд педагогических задач.
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, в процессе которой дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира, происходит развитие произвольного поведения.
В сборнике представлены дидактические игры для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: игры на развитие зрительного восприятия, наглядно-образного и логического мышления, развитие внимания, памяти, воображения и речи, игры на развитие тактильного восприятия, на ориентировку в пространстве, а также игры на развитие координации движений, на формирование и совершенствование умений моделирования по схеме у детей старшего дошкольного возраста, на симметрию, развитие комбинаторики, а также даны примеры схем к отдельным играм.
Кроме того, выполняя предложенные игровые задания, ребёнок получает не только положительные эмоции, но и пользу: он учится общаться, понимать других людей, соблюдать определённые правила, согласовывать действия.
Организуя игровую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста, необходимо учитывать следующие особенности:
– роль ведущего всегда берёт на себя педагог, так как дети не могут ещё распределить свои роли в игре;
– для детей 3–4 лет педагогу следует выбирать самые простые игры с целью закрепления основных сенсорных эталонов: цвета, формы, величины;
– детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как дети ещё не могут находить едва заметные различия между предметами;
В средней группе в играх используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. У детей формируют умения группировать предметы одновременно по двум признакам: цвету и форме, форме и величине, величине и цвету. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета.
У старших дошкольников свойства и признаки предметов становятся объектом специального изучения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности: величины, формы, цвета, количества и пространственные отношения. Память становится произвольной, целенаправленной. Наряду с наглядно-образным у детей развивается словесно-логическое мышление.
Старшие дошкольники могут выполнять элементарные логические операции: классификация, сериация, обобщение; установление соотношения «часть-целое». Ребёнок этого возраста может устанавливать скрытые взаимозависимости и взаимосвязи.
Сравнивая предметы, явления, дети с помощью речи находят различное и общее, отражают это в понятиях. Элементарный анализ позволяет ребёнку дифференцировать объекты по выделенным свойствам и назначению, а также объединять их на основе общих признаков и функций.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию пространственных отношений: дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий, большой-маленький), в точном словесном указании направления (над-под, вправо-влево, вниз-вверх, сзади-спереди, ближе и т. д.).
Интеллектуальное развитие обеспечивает такое содержание совместной игры, в котором ребёнок с помощью накопленных игрового и познавательного опытов может принять участие в решении общих игровых и познавательных задач; когда в процессе игры поощряются реальные и игровые взаимодействия, позволяющие проявить каждому ребёнку свой индивидуальный опыт и способности.
В старшем дошкольном возрасте у детей развивается умение устанавливать отношения сходства и различия между объектами и давать им двойную (тройную) характеристику как принадлежащим одновременно двум (или более) группам (классам). Дети учатся рассматривать свойства с точки зрения общественно выработанных систем, критериев (эталонов формы, размера, цвета).
С детьми старшего дошкольного возраста продолжается образовательная деятельность, направленная на обучение умению объединять, группировать предметы по двум-трём признакам (цвету, форме и размеру), функциональному назначению.
Дидактические игры по лего-конструированию приобретают своё многостороннее значение только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей.
В зависимости от поставленных целей и задач предлагаемые игровые задания могут выполняться индивидуально или парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе. Происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Надеемся, что данное пособие поможет сделать процесс конструирования более увлекательным, а также поможет развитию важных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры по лего-конструированию для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Игры на развитие зрительного восприятия
«Разложи по цвету» /3-4 года/
Цель: развитие умения называть цвет деталей конструктора Lego, развитие зрительного восприятия.
Оборудование: кирпичики Lego различных цветов, коробочки – по количеству выбранных цветов с соответствующими маркерами.
Описание игры: педагог предлагает ребёнку рассмотреть кирпичики Lego и назвать их цвет. Затем даётся задание – разложить кирпичики Lego по коробочкам с маркерами. Красные кирпичики положить в коробочку с красным маркером (отмеченную красным кружком), синие – в синюю коробочку и т. п.
Правила игры:
1. Начинать раскладывать кирпичики только по сигналу педагога.
2. Ребенок выигрывает, если выполнил задание верно.
Рекомендации: можно начать с 3 основных цветов, постепенно увеличивая количество кирпичиков и добавляя оттенки (розовый, оранжевый, фиолетовый).
«Угости сластён конфетами» /3-4 года/
Цель: развитие восприятия цвета, умения соотносить предметы по цвету.
Оборудование: 3–4 куклы, 3–4 пластмассовых блюдца разных цветов, поднос с разноцветными кирпичиками Lego.
Описание игры: вместе с ребёнком за столом сидят три-четыре куклы, перед каждой из них – блюдце определенного цвета. Воспитатель говорит, что куколки – сластёны. Они очень любят конфеты, но только определённого цвета. (Маша – красные, Оля – синие, Катя – зелёные, а Таня – жёлтые). Побуждает назвать цвет блюдечек. Затем педагог ставит перед ребёнком поднос с разноцветными кирпичиками Lego – «конфетами» и предлагает угостить ими кукол. На красное блюдце положим красные конфеты, на жёлтое – жёлтые и т. д.
Правила игры:
Если ребёнок справился верно – хлопаем ему в ладоши, он выиграл. Благодарим его от имени куколок.
Рекомендации: начинать лучше с контрастных цветов, постепенно переходя к близким цветовым оттенкам (красному, розовому, фиолетовому).
«Найди кирпичик, как у меня» /3-5 лет/
Цель: развитие умения называть цвет и форму деталей, находить определённые детали из данного набора.
Оборудование: контейнер с кирпичиками Lego Duplo красного, синего, зелёного, жёлтого, белого цветов (2X2, 2X4)
Описание игры: педагог достаёт по одному кирпичику из коробки и предлагает одному из детей назвать цвет и форму детали. Затем ребёнок находит такой же кирпичик среди предложенных 3–4 деталей, лежащих перед ним.
Правила игры:
1. Задание выполняет только тот ребёнок, чье имя назвал педагог.
2. Не подсказывать.
Рекомендации: для детей 4–5 лет количество предложенных деталей можно увеличить до 6–8.
«Построй башенки» /3-4 года/
Цель: развитие восприятия цвета.
Оборудование: контейнер с разноцветными кирпичиками Lego (2X4) (количество кирпичиков жёлтого, зелёного, синего и других цветов одинаково)
Описание игры: перед ребёнком контейнер с разноцветными кирпичиками Lego. Воспитатель предлагает ребёнку построить башенки зелёного, красного, жёлтого и т. д. цветов.
Правила игры:.
1. Приступать к постройке можно только по сигналу воспитателя.
2. Ребёнок выигрывает, если выполнил задание верно.
Рекомендации: лучше предлагать по 4–6 кирпичиков определённого цвета, но обязательно чтобы их количество было одинаковым.
«Построй башенки» – вариант 2 /3-5 лет/
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: контейнер с разноцветными кирпичиками Lego (количество кирпичиков определённого цвета различно).
Описание игры: перед ребёнком контейнер с разноцветными кирпичиками Lego. Количество кирпичиков разного цвета различно (например, 7красных, 6 жёлтых, 5 зелёных и 3 синих). Воспитатель предлагает ребёнку построить башенки зелёного, красного, жёлтого (или других) цветов. Затем педагог предлагает расположить башенки от самой высокой до самой низкой, и наоборот.
Правила игры:
1. Приступать к постройке можно только по сигналу воспитателя.
2. Ребёнок выиграл, если верно справился с заданием.
Рекомендации: для детей 4–5 лет количество башенок увеличивается до 5–7.
«Найди и принеси» /3-4 года/
Цель: формирование у детей умения применять приёмы зрительного обследования формы.
Описание игры: воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны самостоятельно найти такую же.
Правила игры:
1. Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
2. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо её рассмотреть и запомнить.
«Найди домик» /3-4 года/
Цель: развитие зрительного восприятия.
Оборудование: обручи различных цветов, кирпичики Lego, магнитофон, аудиозапись любой детской песни.
Описание игры: на полу лежат обручи разных цветов, по ковру разбросаны кирпичики Lego. Дети бегают под музыку вокруг обручей. Как только музыка перестаёт звучать, дети должны взять по одному кирпичику и занять домик того цвета, какой кирпичик у них в руках. Затем педагог усложняет задание. Пока звучит музыка, педагог меняет обручи местами. По окончании звучания дети снова берут по кирпичику и находят свой домик.
Правила игры:
1. Один ребёнок может взять только 1 кирпичик Lego.
2. Выигрывают все дети, которые верно справились с игровым заданием.
«Построй домики для гномиков» /4—5 лет/
Цель: развитие восприятия цвета, умения конструировать по условиям.
Оборудование: контейнер с разноцветными кирпичиками Lego, 3–4 игрушечных гномика (в костюмчиках разных цветов) или картинки с их изображением.
Описание игры: воспитатель говорит, что сильный ураган разрушил дома, где жили гномики, и им теперь негде жить, предлагает построить маленькие домики. Причём для гномика в жёлтом костюмчике – жёлтый домик, для гномика в синем костюмчике – синий домик и т. д. Домики нужно построить небольшие.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги