Книга Методические рекомендации по обучению работников организаций мерам пожарной безопасности - читать онлайн бесплатно, автор Дмитрий Владимирович Тихомиров
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Методические рекомендации по обучению работников организаций мерам пожарной безопасности
Методические рекомендации по обучению работников организаций мерам пожарной безопасности
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Методические рекомендации по обучению работников организаций мерам пожарной безопасности

Я. И. Грищенко, Д. В. Тихомиров

Методические рекомендации по обучению работников организаций мерам пожарной безопасности

Введение


В 2018 году в России в техногенных пожарах погибли 7891 человек [13]. Пожары произошли на 4698 связанных с промышленностью объектах: производственных зданиях и складских производственных помещениях, строящихся объектах, сооружениях и установках.

Согласно собранной МЧС статистике 31 % пожаров вызваны нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования, неисправностью производственного оборудования, нарушением технологического процесса производства и правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ. Треть всех причин пожаров связаны с человеческим фактором, с тем, что работники не знали, как избежать возгорания или пренебрегали правилами пожарной безопасности. Кроме человеческих жертв пожары на производстве нанесли и колоссальный материальный ущерб.

Трагедия в торговом центре «Зимняя вишня» в г. Кемерово в марте 2018 года показала, насколько комплексной является проблема обеспечения пожарной безопасности. В этом конкретном случае сошлись почти все возможные нарушения, каждое из которых могло бы стать причиной пожара: были нарушены требования к проектированию зданий с массовым нахождением людей, недостаточно осуществлялся надзор, не работали системы пожаротушения и сигнализации, непрофессионально выполняли свои обязанности плохо обученные работники торгового центра. В результате пожара погибло 60 человек, из них 41 ребенок [13].

Отметим, что на промышленных предприятиях, помимо уже перечисленных факторов, добавляются еще и опасные объекты, оборудование и материалы, а неправильные действия работника влекут за собой очень высокие риски.

В производственных условиях самыми распространенными источниками возгорания являются:

• искры, выделяемые при коротких замыканиях, перегрузках электросетей, появлении больших переходных сопротивлений и др.;

• тепло, выделяющееся при трении подвижных деталей, а также при выходе газов под высоким давлением;

• искры, образующиеся при ударах металлических деталей друг о друга;

• тепло, выделяющееся при химическом взаимодействии некоторых веществ и материалов, а также при самовозгорании веществ и материалов;

• искровые разряды статического электричества и т. п. [12]. Пожары и взрывы зачастую сопровождают аварии во многих отраслях промышленности, что приводит к тяжелым последствиям не только для самого производства и людей его обслуживающих, но и для окружающей среды.

В этой связи становится особенно важным умение персонала не только быстро и четко реагировать на нештатную ситуацию, но и правильно оценивать риски наступления аварийной ситуации и ее возможные причины.

В деятельности по обеспечению пожарной безопасности важное место занимает противопожарная пропаганда и обучение работников мерам пожарной безопасности. Их основы были заложены в Декрете Совета Народных Комиссаров от 17 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем», одна из статей которого предписывала принятие мер в государственном масштабе к самой широкой популяризации среди населения сведений о мерах борьбы с пожарами. В документе отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, издания правил и инструкций, обучения населения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды. Декретом предусматривались также мероприятия по подготовке специалистов пожарного дела, открытию пожарно-технических училищ, школ и курсов, изданию специальных журналов и брошюр, устройству выставок. Была определена главная задача пожарной охраны – предупреждение пожаров [11].

Сегодня Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) и экспертное сообщество в лице заинтересованных представителей промышленности проводят серьезную работу для уменьшения пожарной опасности. Федеральный государственный пожарный надзор за организациями осуществляет МЧС России. МЧС совместно с субъектами Российской Федерации с 2015 года внедряет риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля, что означает отнесение каждого производственного объекта к той или иной категории риска или к классу опасности. Форма, продолжительность и периодичность проверок, других мероприятий по контролю и надзору со стороны государственных органов определяется категорией риска или классом опасности.

По заявлению министра МЧС, надзорный орган практически полностью отказался от проверок на малых и средних предприятиях, так как при риск-ориентированном подходе на таких объектах угроза пожаров достаточно низкая. Таким образом, число ревизий за последние годы уменьшилось на 30 %, из-под надзора вышло более 1 миллиона объектов. Однако это не означает, что с руководителя малого или среднего предприятия снимается обязанность по обучению персонала. Наоборот, ответственность его возрастает, у него возникает необходимость самостоятельно разрабатывать и организовывать весь процесс обучения работников правилам пожарной безопасности.

Анализ показывает [11], что до 80 % пожаров можно успешно предотвратить с помощью средств и методов обучения мерам пожарной безопасности и проведения противопожарной пропаганды, которые являются наиболее важными формами работы по предупреждению пожаров.

Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке данного пособия руководству КГ «ТЕРМИКА» и сотрудникам, разработавшим примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму: Б. Л. Мухутдинову (Приложения 1–3), О. О. Рубцовой (Приложения 4–5), С. В. Самыкину (Приложения 6-11).

Требования законодательства к обучению работников организаций мерам пожарной безопасности


Обучение мерам пожарной безопасности работников каждой организации независимо от ее формы собственности в основном регламентируют:

• Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [4] (далее – Закон о пожарной безопасности);

• Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» [10], (далее – ППР);

• Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденные приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 [7] (далее – Приказ № 645).

В этих документах перечислены категории работников, виды и формы обучения для каждой категории.

Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарные инструктажи (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой) и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее – пожарно-технический минимум, ПТМ).

Закон о пожарной безопасности указывает, что обучение мерам пожарной безопасности – это организованный процесс по формированию знаний, умений, навыков граждан в области обеспечения пожарной безопасности в системе общего, профессионального и дополнительного образования, в процессе трудовой и служебной деятельности, а также в повседневной жизни. При этом проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности включается в число основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Целью обучения руководителей и работников организаций правилам пожарной безопасности является повышение противопожарной культуры работающего населения, способствующей стабилизации обстановки в области пожарной безопасности на производстве и в быту в Российской Федерации.

Основными задачами обучения работающего населения являются:

• приобретение знаний в области пожарной безопасности;

• овладение приемами и способами действий при возникновении пожара;

• выработка умений и навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.

Закон о пожарной безопасности перечисляет права и обязанности в области пожарной безопасности как граждан, так и организаций и их руководителей. В частности, в обязанности последних входит важная задача по проведению противопожарной пропаганды, а также обучению своих работников мерам пожарной безопасности. В дополнение к этому требованию ППР обязывают работодателей не допускать к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности, вплоть до уголовной ответственности руководителя организации.

Основным нормативным документом по организации обучения мерам пожарной безопасности является Приказ № 645. Его требования едины для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности: органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйства, иных юридических лиц.

Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора. В ноябре 2018 года вступил в силу приказ МЧС России от 28.06.2018 № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности» [8].

В «чек-листах» для проверки каждой организации обязательно содержатся несколько пунктов, касающихся организации работы по обучению мерам пожарной безопасности (Рис. 1), а заполненные проверочные листы прикладываются к акту проверки.



Рис. 1. Раздел проверочного листа «Обучение мерам пожарной безопасности»


В последние годы все чаще звучит мнение, что принятый более 12 лет назад Приказ № 645 во многом потерял свою актуальность и не может в полной мере регулировать деятельность организаций и юридических лиц в области обучения работников организаций мерам пожарной безопасности. Однако необходимо понимать, что данный документ ценен, прежде всего, тем, что определяет типовые подходы к обучению и проверке знаний персонала, тогда как детальный порядок получения работниками знаний о пожарной безопасности должны разрабатывать сами организации с учетом своей специфики и особенностей противопожарного режима.

Тем не менее, на сегодняшний день в МЧС России ведется активная работа по устранению имеющихся правовых пробелов. Разработан и проходит обсуждение проект приказа МЧС России «Об утверждении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, мерам пожарной безопасности», который должен прийти на смену Приказу № 645.

Как отмечают разработчики [18], целью разработки проекта приказа является создание единообразного подхода ко всем субъектам правоотношений в сфере осуществления деятельности по обучению лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, требованиям пожарной безопасности. Проект приказа сохраняет преемственность организационно-правовых подходов к осуществлению деятельности по обучению лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, установленных Приказом № 645. Вместе с тем, проект приказа устанавливает требования к организации обучения мерам пожарной безопасности, гармонизированные с нормами действующего законодательства в области пожарной безопасности и законодательными инициативами в данной сфере.

Проект приказа повышает требования к содержанию, организации и проведению противопожарного инструктажа. В документе дифференцированы объем и периодичность проведения повторных противопожарных инструктажей на объектах, отнесенных к различным категориям риска.

Вводный противопожарный инструктаж


Противопожарный инструктаж как форма подготовки – это доведение до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучение пожарной опасности технологических процессов производства, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. Противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками организации по утвержденным программам и в порядке, определяемом руководителем организации. При проведении инструктажей по пожарной безопасности следует учитывать специфику деятельности организации.

В зависимости от характера и времени проведения выделяют следующие виды противопожарного инструктажа:

• вводный противопожарный инструктаж;

• первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте;

• повторный противопожарный инструктаж;

• внеплановый противопожарный инструктаж;

• целевой противопожарный инструктаж.

Вводный противопожарный инструктаж проводится:

• со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу,

независимо от их образования, стажа работы в профессии и должности;

• с сезонными работниками;

• с командированными в организацию работниками;

• с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;

• с иными категориями работников и граждан по решению руководителя.

Для дистанционных работников предусмотрено только ознакомление с оборудованием и средствами, рекомендованными или предоставленными работодателем [2], а проведение противопожарных инструктажей с ними не требуется.

Вводный инструктаж проводит руководитель организации или лицо, ответственное за пожарную безопасность, назначенное приказом (распоряжением) руководителя организации. Факт проведения вводного инструктажа фиксируется в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего (пример 1).

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги