Книга Технология конструирования урока на основе системно-деятельностного подхода в основной школе - читать онлайн бесплатно, автор Наталья Владимировна Колпакова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Технология конструирования урока на основе системно-деятельностного подхода в основной школе
Технология конструирования урока на основе системно-деятельностного подхода в основной школе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Технология конструирования урока на основе системно-деятельностного подхода в основной школе

Введение

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей основной общеобразовательной школы. В нем предлагается схема перехода учителя от традиционного подхода в обучении к системно-деятельностному подходу, что предполагает стандарт второго поколения. В теоретической части пособия рассматриваются принципы системно-деятельностного обучения, которые являются основой в понимании и реализации данного подхода в обучении.

Особенность пособия заключается в том, что любой учитель может провести самодиагностику по владению системно-деятельностным подходом и определить уровень его реализации. Учебно-методическое пособие носит практико ориентированный характер, в нем предложены задания, которые дают возможность учителю анализировать свою практическую деятельность по реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Поднимаются основные проблемы, которые вызывают затруднения у учителя-практика в реализации системно-деятельностного подхода в обучении.

Учебно-методическое пособие дает возможность работать над предложенными заданиями как индивидуально, так и в микро группах, поэтому может быть использовано учителем и микро коллективами: методическими объединениями, педагогическим коллективом и т.д. Пособие разработано и апробировано в системе повышения квалификации работников образования.

Раздел 1.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации стандарта второго поколения

Тема 1.1. Теоретические основы системно-деятельностного подхода в обучении

Цель: выделить основные идеи, принципы системно-деятельностного подхода в обучении и проблемы его реализации

Задания 1. Обозначить проблемы по реализации системно-деятельностного подхода (или иного подхода).

Задание 2. Выписать основные понятия и принципы системно-деятель-ностного подхода в обучении.

Теоретическая часть

План

1. Постановка проблемы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода

2. Основные понятия и ведущие идеи системно-деятельностного подхода

3. Принципы системно-деятельностного подхода в обучении

1. Постановка проблемы реализации ФГОС на основе системно-деятель-ностного подхода

В новом стандарте обозначено, что его методологической базой является системно-деятельност-ный подход. Возникают вопросы: почему именно этот подход взят за основу? Какое место отводится другим подходам в образовательной практике? Насколько обосновано данное решение? Каков уровень готовности субъектов образования к реализации системно-деятельностного подхода в обучении? Эти и ряд других вопросов, связанных с реализацией ФГОС, рассматриваем в данной теме.

На современном этапе изменений в системе образования и обучения актуально осознание и признание ограниченности дидактических принципов. Принципы (наглядность, доступность, конкретность и т.п.), которые имели когда-то прогрессивный характер, постепенно утрачивали его, обретая признаки консервативного элемента, ограничивающего содержаниеобразования.

Процесс реформирования нашего образования всегда происходил по двум направлениям:

– «уплотнение» знаний;

– предельная рационализация самого процесса обучения, который связывался с активными методами обучения и воспитания, с методами, которые позволяли бы учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями.

За все время проведения реформ в образовании все предложения носили и продолжают носить эмпирически-фрагментарный характер.

Возникает вопрос: почему большая часть всех реформ в образовании связывается с проблемами так называемой активизации методов обучения?

На этот вопрос ответил еще Д. Б. Эльконин. Он писал: «С одной стороны, это общая неудовлетворенность существующим положением дела в школьном обучении, с другой стороны, это невозможность вносить какие-либо существенные изменения в содержание обучения, предусмотренное программой. Именно это и вызывает поиски путей повышения эффективности обучения в пределах сложившейся системы обучения, в пределах данного его содержания».[27, С. 32]

Отсюда ясно, что даже самые совершенные «активные методы» не могут изменить существующее положение в образовании, если не изменять содержание.

В современной школе продолжаются попытки раздельно решать три задачи:

1) обеспечить усвоение учащимися определенного объема знаний;

2) обеспечить умственное развитие;

3) обеспечить развитие познавательной мотивации.

Каждая из этих задач решается самостоятельно. Сам факт, что при решении первой из этих задач не решаются две другие, свидетельствует о неблагополучии в нашем образовании, которое не может быть исправлено путем еще большей дифференциации их решения.

Определяющим, центральным звеном в решении всех этих задач Д. Б.Эльконин считал содержание усваиваемых знаний и органически связанные с ним адекватные способы обучения. Решение этой проблемы создает основу для решения остальных вопросов, связанных с интенсивным умственным развитием, формированием познавательных мотивов.

Для Д.Б. Эльконина и его последователей основополагающее значение имела мысль о том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых ребенком знаний и способов их получения. Именно оно и определяет все методы обучения. Взрослый – учитель –играет при этом главную роль, формируя у ребенка такие способы действий с предметами, посредством которых могут быть раскрыты их существенные свойства, составляющие содержание подлинных понятий.

Возникает закономерный вопрос: почему это направление в отечественной психологии не находило поддержки у государства в лице Министерства и других субъектов, от которых зависит судьба российского образования?

В настоящее время среди педагогов и теоретиков педагогики широко распространено убеждение, что создание учебников, задачников, методических пособий по тем или иным предметам, проектирование программ и учебных планов и т.п. есть научная задача педагогики, ее собственно научный продукт. В основании нашей российской педагогики лежит принцип обобщения передового опыта. Он был выдвинут в 30-е годы, и в тех условиях был правильным и помог поднять педагогику. Но в настоящее время перед нами стоят принципиально новые задачи, и в новых условиях принцип обобщения опыта уже вреден, он стал тормозом дальнейшего развития педагогики.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги