Книга Раков и евреи. История, холокост, наши дни - читать онлайн бесплатно, автор Маргарита Акулич
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Раков и евреи. История, холокост, наши дни
Раков и евреи. История, холокост, наши дни
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Раков и евреи. История, холокост, наши дни

Раков и евреи

История, холокост, наши дни


Маргарита Акулич

© Маргарита Акулич, 2019


ISBN 978-5-0050-5819-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

В книге пересказано о беларуском агрогородке Раков, его потрясающей истории (общей и еврейской), о холокосте, синагогах и еврейском кладбище, а также о его достопримечательностях и известных людях (прежде всего, евреях).

Книга имеет образовательный и культурный характер.


Раков. Фото Юлия Волчёк. Источник: https://news.tut.by/society/430921.html

I Раков (Минская область)

Раков. Аэрофотоснимок пейзажа. Источник: https://yandex.com/collections/card/5c004a2111d9cf0084994c8f/


«Вот такая ирония судьбы: в прошлом большой город. Культурный, религиозный, экономический центр, столица земель известных магнатов Огинских. Теперь Раков – деревня, сведения о которой не содержит даже всезнающая Википедия. Поисковик „Гугл“ на запрос „Раков“ выдаёт много разных ссылок – от биографии известного авиаконструктора Павла Рака до 100 рецептов приготовления блюд из раков, но только не о населённом пункте Раков, расположенном в Беларуси». [3]

1.1 Раков: понятие. Происхождение названия

Раков: понятие


Раков. Источник: https://nord-ursus.livejournal.com/261899.html


Раков (па-беларуску Ракаў) – является агрогородком, по сути, крупной деревней, расположенной в Воложинском р-не Минской области, раскинувшейся на берегу р. Ислочь. От Минска его отделяет двадцать четыре километра, а от Воложина – сорок километров.

Численность населения в 2008-м году равнялась 2 155 чел., а В 2010-м году – 2 100. Довольно много для сельского населенного пункта. Не удивительно, ведь в советские времена (до 1954-го г.) Раков рассматривался в качестве поселка городского типа. Хотя по сравнению с концом девятнадцатого столетия численность населения значительно уменьшилась, поскольку в данном столетии она равнялась 3,6 тыс. (примерно 60 процентов жителей составляли евреи, оно и понятно – ведь это был Северо-Западный край).

Раков известен с четырнадцатого столетия, он очень древний. Александр Бурьяк о древности Ракова написал следующее [4]:


Михаил Огинский, портрет. Источник: https://du2rechitsa.schools.by/m/pages/izvestnye-ljudi-belorussii

«О древности Ракова свидетельствуют стоянка эпохи неолита, городище со следами жертвенного алтаря и большой курган. Раньше тут было раковское графство. Его последним хозяином был композитор Михаил Огиньский. Здесь он написал свой полонез «Прощание с родиной». Город, село, деревня – это топографическое обозначение населенного пункта, и только. А когда говорят – местечко, сразу представляется что-то уютное, камерное, патриархальное, где вкусно пахнет хлебом и кудрявятся над крышами дымки. Это не населенный пункт – это уклад жизни, определенный менталитет, это ностальгия по временам, которые никогда не вернутся. В далекой древности город назывался – «место», а небольшой городок – «местечко».


«Раковское предместье – самый старый из сохранившихся районов исторического центра Минска» Источник: https://egg-cell.livejournal.com/42497.html


И недаром в Минске имеется Раковское предместье (старый район), расположенное на западной стороне исторического центра беларуской столицы [4]:

«Раковское предместье – самый старый из сохранившихся районов исторического центра Минска. Его остатки расположены на современных улицах Раковской, Витебской, Освобождения, Обойной, Замковой и Димитрова (Димитрова?). Когда-то его называли „намоленным местом“ из-за большого количества культовых сооружений, принадлежащих различным конфессиям: магометанская мечеть соседствовала здесь с униатской Воскресенской церковью, католическим костелом кармелитов/францисканцев, православной Петро-Павловской церковью и несколькими синагогами. Вообще заселяться район начал с одиннадцатого века, а с восемнадцатого в нем жила преимущественно еврейская беднота».

В Ракове есть автостанция и довольно крупный универсам. Жители его заняты, главным образом, сельскохозяйственными работами, некоторые, возможно, работают в Минске. В целом же Раков можно назвать живописной беларуской деревней, чем-то слегка напоминающей бывшее местечко, где в отдаленные времена проживало много евреев и где все было намного лучше и красивее.

Сегодня Раков другой, чем в прежние времена [6]:

«Сегодня одноэтажный Раков внешне мало чем отличается от типичных белорусских поселков городского типа. Пустые улицы, деревянные дома, люди славянской внешности, сонная заводь бытия. Сложно поверить, что относительно недавно жизнь в Ракове была кардинально иной, а о событиях в этом городе писали книги и слагали легенды».

Происхождение названия


Раков, рынок. Старинная фотография. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rakaŭ,_Rynak.


Говорят, основано это местечко было в четырнадцатом столетии воином, прозвище которого было Рак.

Название, возможно, связано со старославянским словом «рака», значение которого – «могильник», «гробница».

Существуют версии о том, что название городка происходит либо от раков, которых водилось немало в окрестных реках, либо – от имени египетского бога Ра. Разбросанные вокруг многочисленные курганы – свидетельство того, что поселение людей произошло здесь гораздо раньше – еще в каменном веке.

Следующая версия. «Рака» – сундук, в котором верующие хранят мощи святых. Считается, что в кургане похоронены языческие священники, молившиеся богу по имени Крыва-крывейта. Между прочим, в то время, по одной из научных версий, поселение находилось как раз на торговом пути, соединявшем Днепр и Неман. А если так, то Ислочь и Свислочь, не одно ли и то же? И не название ли реки, обожествленной предками-язычниками, стало одновременно и наименованием этого городка, а сама река его жителям – покровительницей и кормилицей? И кто знает, возможно, на вопрос: «Ты чей?», жители раковской земли некогда с гордостью отвечали: «Я – Раков».


Раковский целительный источник. «В 2008 году источник был объявлен памятником природы республиканского значения. Сегодня он берет начало из-под ивы и течением пробивается на лугу, где взят в трубу перед открытой каменной часовней с крестом посередине. Рядом – ступени и остатки старого фундамента от разрушенного храма. Жители Ракова эту обитель называют „В Кресты“. Последние годы храм и колокольню начали отстраивать. Провели химический анализ воды, он обнаружил множество ионов серебра». Источник: https://24health.by/rakovskij-istochnik-zdorovya/


Название Раков – древнее и, не исключено, что оно связано с греческим словом «акра» – то есть «пригорок», «высокий холм», а в некоторых значениях – «пристанище», «укрытие», «убежище».

В шестнадцатом столетии на этом городище (по преданию) стоял современный по тем меркам замок, с валами, бастионами, рвами. Говорят, именно здесь находился королевский двор сына Ягайлы Казимира IV, называвшийся Раковом.

А еще здесь, говорят, – одно из шести в Беларуси мест, где, в соответствии с легендой, опустилась на землю Матерь Божья. Поэтому, мол, оно такое удивительное: погода здесь всегда особенная, бьют ключи и беды обходят этот край стороной. На окраине поселка стоит маленькая часовенка, из – под которой бьет источник. Местная легенда гласит, что в стародавние времена слепому старцу явилась во сне Матерь Божья и указала ему место под деревом, где копать надо. Нашел он там источник и, умывшись целительной водой из него, прозрел.


Раков. Источник: https://nord-ursus.livejournal.com/261899.html


Наверное все версии происхождения названия рассматриваемого населенного пункта интересны. Однако наиболее правдоподобной представляется та, что имеет отношение к воину по прозвищу Рак, являвшемуся его основателем.

1.2 Достопримечательности. Известные люди

Достопримечательности


Достопримечательности [7]:


«Три раковские достопримечательности в одном кадре. Слева направо: Спасо-Преображенская церковь, костёл Богоматери Руженцовой, городище». Александр Бурьяк. Источник: http://bouriac.ru/BT/BELARUS/Rakov.htm

«В Ракове много достопримечательностей, представляющих интерес для

туристов.

Ледниковый конгломерат и песчаник у шоссе Минск – Воложин.

Древнее Городище..

Еврейское кладбище (с 1642 года).

Спасо-Преображенская церковь (1793 год) с брамой постройки 1886 года

Католическая часовня святой Анны с брамой-колокольней на кладбище (1862).

Брама на православном кладбище (XIX век).

Костёл Богоматери Святого Розария (1904—1906).

Склеп-усыпальница Друцких-Любецких (1920-е).

Этнографический музей Феликса Янушкевича».

Одной из особенных достопримечательностей является Ледниковый конгломерат и песчаник у шоссе Минск – Воложин [5]:


«Раков, ледниковый конгломерат и песчаник. Источник: https://myland.by/rakov-v-proshlom

«Раков, ледниковый конгломерат и песчаник. Памятник природы республиканского значения. Представляет собой большой валун, состоящий из древнего песчаного материала, ставшего камнем под действием геофизических процессов. Возраст около 150 тысяч лет, расположен шоссе Минск – Воложин. Единственный в Минской области, охраняемый государством с 1988 памятник природы, находится у самого шоссе Минск – Воложин с правой его стороны, недалеко от д. Раков и обнесён весёлым заборчиком этот примечательный камешек. А нашли его случайно во время строительства шоссе».

Известные люди


Выкладае Тодар Кашкурэвіч. Источник: https://guda-group.livejournal.com/44662.html


Известные люди [7]:

«В Ракове жил и здесь же похоронен белорусско-польский композитор Михал Грушвицкий (1828—1904).

Под Раковом родился филолог, историк литературы и публицист Мариан Здзеховский (1861—1938).

Раков неоднократно посещала известная писательница Элиза Ожешко (1841—1910), которая вознаградила его титулом «Северные Афины».

В Ракове родился еврейский прозаик и драматург Берл Ботвинник.

В Ракове 9.12.1886 г. родилась Ида Розенталь (Каганович) – изобретательница современного бюстгальтера.

В Ракове живёт известный этнограф и этномузыкант Тодар Кашкуревич, один из реконструкторов традиционной белорусской дуды».


Элиза Ожешко (1841 – 1910) – польская писательница, не раз посещавшая Раков. Источник: https://filolen.ru/lichnosti/kratkaya-biografiya-ozheshko.html


О Михале Грушвицком известно следующее [5]:

«Один из первых профессиональных композиторов в Беларуси, Михал Грушвицкий, родился неподалёку от Ракова. Образование получил в Дворянском институте в Вильне, затем М. Грушвицкий учился в Петербургском университете и в 1853 году заключил брак с Станиславой Ельской, сестре популярного белорусского писателя, этнографа Александра Ельского, который к тому же был собиратель и владелец уникальной коллекции древних книг и рукописей. Станислава Ельская умерла рано. В память о ней Михал Грушвицкий написал самые лучшие свои произведения: музыку к „Сельскому лирнику“ Вл. Сырокомли и „Дзядам“ Адама Мицкевича. Сейчас это классика белорусской музыки. Скончался Грушвицкий в марте 1904 году в Ракове и похоронен тут же, на кладбище. Вот такая история о прошлой жизни местечка Раков, как в зеркале отражающая историю всего народа».

«Следует также вспомнить, что Раков был местом действия в книжках польского писателя Сергея Песецкого: „Любовник Большой Медведицы“, „Пятый этап“, „Богам ночи равные“» [4].

1.3 Музеи Ракова. Музей Янушкевичей в Ракове. Современная жилая застройка Ракова

Музеи Ракова


«В Ракове сохранилась часть усадьбы семейства Здеховских, а именно ледовня. Братья были людьми весьма незаурядными, особенно Марьян – писатель-публицист, филолог, критик, член Академии наук, профессор двух университетов и прочие регалии. Само здание построено ещё в девятнадцатом веке». Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4613281/post433744368/


О музеях Ракова рассказал Александр Бурьяк [4]:

«В Ракове, насчитывающем 2,5 тысячи жителей, работают… три музея: краеведческий в школе, полиэтнической культуры в доме известного белорусского литературоведа зав. кафедрой Минского педагогического университета (он же – редактор-издатель газеты „Ракаўскi шлях“) В. Рагойши и художественный, принадлежащий семье Янушкевичей – отцу и пятерым его сыновьям, отмеченным недюжинными творческими способностями. Экспозиция музея полиэтнической культуры Раковщины, который основал доктор филологических наук, профессор БГУ Вячеслав Рагойша и в собственном доме, является уникальной. „полиэтнической“ – потому, что местечки всегда были феноменом в смысле добрососедства различных наций, вероисповеданий и языков. Как правило, благополучно уживались рядом евреи, поляки и белорусы. Русские тоже, но в гораздо меньшем количестве. К примеру, в Ракове русскую речь впервые услышали после войны, когда в местечке стали оседать беженцы. Вячеслав Рагойша вспоминает, как он был удивлен, услышав в детстве слово „папа“. Папой они называли не отца, а хлеб. Такой симбиоз и привел к образованию уникальной, неповторимой местечковой культуры. Музей небольшой – занимает одну комнату. Основной упор в построении экспозиции сделан на вклад Ракова и Раковщины в художественную литературу и филологическую науку, театральное и киноискусство. И вклад этот действительно выдающийся. Например, один из уголков посвящен неординарным шляхтичам, владельцам Ракова с 1804 года – Марьяну и Казимиру Здзеховским. Особенно интересной личностью был Марьян – филолог, критик, публицист, профессор Краковского и Виленского университетов, член Академии наук в Кракове, основатель польского славяноведения. Перед самым рождением белорусского песняра Янки Купалы в Ракове жили его родители. Имена, так или иначе связанных с Раковом, – Винцент Дунин-Марцинкевич, Александр Бестужев-Марлинский, Сергей Песецкий, Элиза Ожешко, композитор Михал Грушвицкий и многие другие. Да и сам Вячеслав Рагойша внес определенную лепту – он автор множества монографий и книг, в том числе и книги о Раковщине. По инициативе основателя этого удивительного музея, на Раковщине раз в два года проходят литературные чтения.»

Музей Янушкевичей в Ракове


Музей галерея Янушкевичей. Источник: https://belarusprimetour.com/ru/tours/art-galereja-feliksa-janushkevicha


«Каждый белорус хоть раз слышал об арт-галерее «Янушкевичи». Но не каждый там побывал. А, между тем, музей Янушкевичей в Ракове – это своеобразный виток во времени и пространстве. Здесь легко провести целый день и не заметить, как это случилось.

Выходишь, восхищенный, оглушенный, нагруженный новыми знаниями, с ощущением чуда, которое только что произошло здесь и сейчас; стоишь еще некоторое время и смотришь, как закат догорает в небе. Закат догорает, а ты никуда не уезжаешь, не торопишься, молчишь и думаешь…» (Катерина Гусева) [8]

О музее Янушкевичей в Ракове поведано в статье «Арт Галерея Феликса Янушкевича» [9]:


Музей галерея Янушкевичей. Источник: https://places.by/rakovskij-muzej-galereja-janushkevichi/

«На главной площади города стоит уникальная для Беларуси Галерея Янушкевича. Это главная достопримечательность Ракова, которая сочетает в себе как галерею, так и этнографический музей. Его владельца, художника Феликса, который сам ведет экскурсию, называют главным арт-объектом всей галереи за его бесконечную энергию и знания.

Здесь вы можете не только наблюдать историю развития Ракова, но и отследить историю всей Беларуси, вникая интереснейшему интерактивному рассказу владельца, который с радостью ответит даже на самые провокационные вопросы об истории Беларуси.

Все тут можно потрогать, понюхать и сфотографировать: старинные белорусские предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, остатки былой славы времен контрабанды, раритеты войны, советские реликвии и многое другое».

«Феликс Янушкевич – хозяин галереи, известный белорусский художник и реставратор – является президентом Белорусской Академии изобразительных искусств. Ему с братом Валерьяном удалось по крупицам собрать коллекцию керамики местных мастеров – самую большую керамическую коллекцию в Европе.» [4].

Современная жилая застройка Ракова


Собираются экспонаты для раковского музея техники. Александр Бурьяк. Источник:

http://bouriac.ru/BT/BELARUS/Rakov.htm


О современной жилой застройке Ракова написал Александр Бурьяк [4]:

«Современная жилая застройка – кто во что горазд в меру скудных материальных возможностей и ещё более скудных эстетических представлений. Хорошее в Ракове: людей мало, до леса близко, природные пейзажики симпатичные. Ещё там супермаркет отличный. Раков – феномен типично белорусский: его богатая история осталась где-то под поверхностью земли, в „культурном слое“, а на поверхности всё больше признаки далеко зашедшего вырождения. Где в Ракове было что, без археологии не разобраться. На виду остались только два храма, три кладбища, сарай с полуколоннами („ледовня“) и несколько каменных остовов.»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги