Прага и евреи
Маргарита Акулич
© Маргарита Акулич, 2019
ISBN 978-5-0050-7020-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
В прекрасном городе Прага евреи проживали с древних времен. История города будет неполной, ограниченной и наверное менее интересной, но, пожалуй, и менее трагичной, если удалить из нее историю евреев, судьба которых в городе, раскинувшемся на берегах Влтавы, была разной – как счастливой, так и очень горестной. Евреи и сегодня живут в Праге, участвуя в продолжении истории города.
В предлагаемой книге пересказано о еврейской истории Праги – от времени появления в городе евреев до наших дней. Также уделено внимание Йозефову (еврейскому кварталу) и Старому еврейскому кладбищу. Пересказано о Йехуде Ливе (Лёве, известном как Махараль), о Мордехае Майзеле, о писателе Франце Кафке.
Книга имеет образовательный и культурный характер.
I История евреев в Праге
Прага средневековая
1.1 Первые упоминания и самая ранняя история. Период тринадцатого – пятнадцатого столетий
«История евреев в Праге тесно связана как с историей самого города, так и с историей всего средневекового еврейства.
Первые евреи в городе появились в X веке. В основном это были лавочники, прочие мелкие торговцы и ростовщики, расселившиеся у подножия гор Градчан или в Вышеграде. К XIII веку Прага стала одним из крупнейших центров европейского еврейства. Полноценный еврейский квартал образовался в Старом городе в середине XIII века. Евреи жили отдельно от христианского населения, поскольку власти стремились отстранить их от участия в политической жизни города, часто провоцируя антисемитские погромы. В это время появились Староновая синагога и Еврейское кладбище, где по традиции хоронили только представителей еврейской диаспоры». [3]
Первые упоминания и самая ранняя история
Говорят, что еще в седьмом столетии графиня Либуше предсказала, что в Праге появятся евреи, которые «принесут на поля Чехии плодородие».
Адальберт Пражский обличает евреев, торгующих христианскими рабами, перед Болеславом II, герцогом Богемии. Рельеф с двери дворца в Гнезно (Польша). Источник: http://www.ejwiki.org/wiki/Файл:Gniezno_Boleslaus_II.jpg
Наиболее ранним свидетельством о проживании в гор. Прага евреев является свидетельство, относящееся к 970-му году. Однако, вероятнее всего, евреи жили здесь в более раннее время. Мы можем судить об этом по сохранившимся документам. Например, возьмем Рафлштеттенский таможенно-навигационный устав (903-й—906-й г.г.), благодаря которому происходило регулирование торговых отношений между Великой Моравией и государствами, где правителями являлись представители династии Каролингов. В нем имеется упоминание о богемских евреях-коммерсантах, включая работорговцев.
Из сообщения еврейского путешественника Ибраhима ибн Яакуба из Тортосы (965-й —973-й г.г.) стало известно, что Прага представляла собой торговый центр. Им среди заграничных купцов упомянуты в том числе и евреи.
При строительстве города использовались известь и камень, для ведения торговли Прага была самая подходящая. Сюда с разными товарами имело место прибытие славян и русов. А из тюркских земель ехали в город турки, люди мусульманской веры и евреи – также везя товары и деньги. Вывозили же они меха, олово и славянских рабов.
В Прагу купцами-евреями обеспечивалась доставка добываемого в Судане и провозимого через территорию Испании золота, обмениваемого ими в городе на рабов, меха и лошадей.
Епископом Праги Адальбертом (Старым Войтехом) работорговля подвергалась критике, ведь рабы нередко пригонялись с заселенных христианами земель. Но данная критика входила в противоречие с базисом экономики государства, и конфликт его с чешским князем Болеславом II из-за нее обострился. Епископ в 988-м году покинул свой пост по причине его неудачи в попытке выкупа им группы рабов-христиан, которых купил купец-еврей.
Портрет Козьмы Пражского, летописца, автора «Чешской хроники» из Лейпцигского списка
Согласно оставленному летописцем Козьмой Пражским письменному источнику, еврейская община в Праге существовала уже в 1091-м году. Евреи приезжали в город со всей тогдашней Европы, поскольку он являлся крупным центром торговли.
В одиннадцатом столетии (во 2-й его половине) в Праге имело место появление двух еврейских кварталов.
Первый крестовый поход. Крестоносцы насильно перекрестили евреев, а сопротивлявшиеся были ими убиты. Источник: https://vstrokax.net/armeniya/armyane-i-pervyiy-krestovyiy-pohod/
Год 1096 -й. Данный год явился годом, когда произошел 1-й крестовый поход. Крестоносцы насильно перекрестили евреев, а сопротивлявшиеся были ими убиты. Прошло с тех пор 2 года. Герцогом был отдан приказ об ограблении собиравшихся эмигрировать «старших» евреев (видимо у евреев Праги в то время было нечто наподобие общинного правления).
Когда в 1124-м году (согласно летописи) Пражский замок оказался осажденным, имело место сожжение еврейского квартала и древней синагоги, находившихся на левобережье Влтавы. И тогда евреи переселились на правобережье.
Год 1179 -й. Данный год явился годом наложения церковью запрета на общение христиан с евреями.
Евреи были серьезно ограничены в правах, в том числе в праве на передвижение.
Это было время, когда в городе появилось еврейское гетто. В дневные часы в будние дни евреи могли свободно передвигаться по Праге, а в ночные часы и во время праздников гетто (его ворота) закрывалось.
Год 1215-й. В данном году церковью было обеспечено введение для евреев Праги отличительных знаков, евреям запретили занимать государственные должности. К тому же имело место установление предельного размера процента по ссудам.
Период двенадцатого – тринадцатого столетий был периодом, когда Прага являлась крупным центром еврейской учености, в городе проживал ряд выдающихся тосафистов, самым известным из которых являлся Ицхак бен Моше (примерный год его ухода из жизни – 1250-й).
Период тринадцатого – пятнадцатого столетий
Пржемысл Отакар I. При нем в 1254-м году евреев наделили королевскими привилегиями
Середина четырнадцатого столетия. До этого времени в Богемии пражская еврейская община была единственной. Когда завершился первый крестовый поход, евреев города превратили в «каммеркнехтов» (личных слуг короля). Королевская властиь взяла их под защиту, а им за это следовало обеспечивать уплату налогов. Евреям было позволено проживание лишь в их квартале, а занятием их могло быть лишь ростовщичество.
Когда в 1254-м году правил Пржемысл I Отокар, пражскими евреями были получены королевские привилегии. В город в большом количестве начали приезжать на жительство евреи из Германии, положение которых было гораздо худшим.
Вторая половина тринадцатого столетия явилась временем основания в Праге нового еврейского квартала, а в 1270-м году состоялось завершение возведения Староновой синагоги («Альтнойшуле»), представляющей собой самую старинную из сохранившихся до наших дней европейских синагог. В это же время имело место получение еврейской городской общиной за городской стеной участка для реализации цели создания кладбища.
Староновая синагога в Праге. Прага, Йозефов (еврейский) квартал сегодня.
Екатерина Герцман. Источник: https://chtourist.ru/tour/evrejskaya-praga
В городе до середины четырнадцатого столетия находилась единственная в Чехии еврейская община.
В четырнадцатом столетии (в начале – середине столетия) императором Карлом IV и его сыном и преемником Вацлавом была отдана на откуп отдельным частным особам часть своих полномочий, касавшихся управления еврейской общиной.
К середине четырнадцатого столетия горожане стали относиться к евреям негативно, проявляя к ним неприятие и враждебность. В торговой сфере евреи рассматривались в качестве серьезных конкурентов, а погромы – в качестве способа невозвращения евреям взятых у них ссуд.
Император Карл IV. Источник: http://pms.ofm.cz/lang_ru_14.html
При правлении Карла IV и его сына Вацлава было разрешено, чтобы горожане не возвращали евреям свои долги. Это было началом сражения за власть между королями, горожанами и дворянством в селах за контроль над финансами и делами евреев, продолжавшегося в период пятнадцатого – шестнадцатого столетий.
«Вацлав IV. Сын императора Священной Римской империи Карла IV. В 1400 году был низложен с германского трона, но остался королём Чехии». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вацлав_IV
В 1389-м году, когда праздновалась Пасха, пражское духовенство пошло на обвинение евреев в осквернении гостии, а также на натравливание быдла на жителей еврейского квартала. Погром привел к гибели почти всего еврейского населения Праги (погибли 3 000 чел.). Многих из оставшихся в живых детей и женщин подвергли насильственному крещению.
Копия надгробия р. Авигдора Кары на Старом еврейском кладбище. Прага. 1439. (Оригинал экспонируется в синагоге Майзеля) Источник: https://lechaim.ru/academy/strasti-evreev-pragi-pogrom-1389-goda-i-nbsp-uroki-srednevekovoj-parodii/
Раввин Авигдор Кара оказался одним из немногочисленных уцелевших евреев. Им была написана поминальная элегия, описывающая нападение на еврее Праги. Ее и в настоящее время ежегодно читают в Праге – во время праздника Йом Кипур. Раввин покинул этот мир в 1439-м году. Был погребен на Старом еврейском кладбище, могила его сохранилась до наших дней.
Гонения на евреев Праги в средние века
В первой трети пятнадцатого столетия прошли гуситские войны, приведшие к ослаблению королевской власти. Дворяне из чешских сел, обычные горожане и знатные чехи, проявлявшие готовность за деньги и договоры о зависимости вставать на защиту еврейского населения. Однако перманентно наблюдалось изменение баланса сил. Евреям приходилось в поисках защиты от насилия прибегать к лавированию между сторонами, фигурировавшими в противостояниях. В данное время горожане начали лишать евреев работы в банковской сфере и иных сферах, занимая их рабочие места.
Сожжение евреев по обвинению в осквернении гостии. Раскрашенная ксилография. Нюрнбергская хроника. 1493. Источник: https://lechaim.ru/academy/strasti-evreev-pragi-pogrom-1389-goda-i-nbsp-uroki-srednevekovoj-parodii/
Год 1483-й явился для пражских евреев годом еще одного погрома – уже не столь жестокого, как в 1389-м году. Развязавшие погром пражане нападали не только на горожан-евреев, они нападали и на церковников, и на представителей городских властей, которые имели возможность себя активно защищать, давать отпор, подавлять (устранять или предотвращать) акты насилия.
Вторая половина пятнадцатого столетия. Это было время открытия в городе первой еврейской типографии, в которой были напечатаны образцы всех европейских еврейских книг последующего временного периода, одна из них – книга Агада.
Источник: https://royallib.com/book/sbornik/agada_bolshaya_kniga_pritc
1.2 Период шестнадцатого столетия. Период правления Максимилиана II и Рудольфа II. Видные деятели времени правления Рудольфа II
Период шестнадцатого столетия
«Благодаря высокому естественному приросту евреев в средние века число евреев в городе к началу XVII века достигло 15 тысяч, уступая по абсолютной величине лишь общине ладиноязычных евреев в городе Салоники (Османская империя). В этот период евреи составляли не менее 30% населения Праги, превратив её в „город трёх народов“ (чехов, немцев и евреев)». [4]
Прага. Фрагмент цветной гравюры. 1591. Национальный музей, Прага. Источник: https://lechaim.ru/academy/strasti-evreev-pragi-pogrom-1389-goda-i-nbsp-uroki-srednevekovoj-parodii/
Период шестнадцатого столетия – время Пражского Возрождения. Гетто в городе превратилось в центр еврейской мистики. Произошло прибытие тружеников-интеллектуалов и представителей ремесленничества со всей тогдашней Европы, сбор евреев состоялся в Праге.
Еврейское население в основном было изолировано от «высокой» культуры, находившейся за пределами общины. Однако в событиях эпохи Возрождения оно принимало участие, изучая и совершенствуя такие науки, как история, география, астрономия, философия, математика, становясь художниками.
Еврейская Ратуша. Источник: https://traveltu.ru/evropa/chehiya/evreyskiy-kvartal-v-prage.html
Год 1501-й. Это был год подтверждения поместным дворянством на Чешском лантаге старых привилегий евреев города и улучшения условий для их экономической деятельности.
Период 1522-го – 1541-го годов. В данном временном периоде произошло почти удвоение численности евреев-пражан. В Прагу прибыли многочисленные евреи-беженцы, которых изгнали из таких стран, как Испания, Австрия, Германия, Моравия. Еврейское гетто расширилось благодаря получению дозвола на приобретение евреями прилегающих участков земли и на использование ее в целях строительства жилых домов и хозяйственных построек.
Год 1502-й. В данном году пражским гор. советом был наложен запрет на вход представителей еврейства в Новый город. Король позаботился об ослаблении данного ограничения, однако имело место установление предельного процента на кредиты, а также был на евреев наложен запрет на торговлю вразнос и на устраивающихся ярмарках. И евреи не должны были брать в залог недвижимость.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги