Книга Плоды истинного покаяния - читать онлайн бесплатно, автор схиигумен Савва (Остапенко)
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Плоды истинного покаяния
Плоды истинного покаяния
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Плоды истинного покаяния

Схиигумен Савва

Плоды истинного покаяния

2010 год – год святого преподобного Серафима Вырицкого



По благословению

Архиепископа Могилевского и Мстиславского

МАКСИМА


На обложке – картина Николая Дмитриевича Лосева «Блудный сын», 1882 г.

Отзыв архипастыря

В книгах отца схиигумена Саввы «Плоды истинного покаяния» и «Душеполезные наставления ищущим спасения» дается множество прекрасных наставлений о духовной жизни христианина. Особенное внимание обращается на покаяние, которым исправляются все наши душевные болезни – грехи. Автор говорит о покаянии как универсальном лекарстве, которое лечит всякую болезнь души, всякий грех.

Большое внимание автор уделяет греху осуждения, на который в жизни мало обращается внимания. Автор старается научить избавляться от него. И все другие наставления автора в духовной жизни – о самоосуждении, о заглядывании внутрь себя, самоисправлении, познании себя, молчании, кротком вразумлении согрешающего, заботе о ближнем являются полезными, временами глубокими. Во всех этих наставлениях, особенно о покаянии, сказывается у автора знание души человеческой, так необходимое для духовника.

В обеих этих книгах заметно старание автора наставить читающего на добрый путь и помочь ему избавиться от греха и порока, мешающих ему жить и достичь врат Царства Небесного. Это знак истинного пастыря, заботящегося об овцах своих. Ему нестерпимо, если овцы заблуждаются. Он страдает и переживает за них, и, наоборот, он радуется, если овцы его идут правильным путем в Царство Небесное. Все это говорит о глубоком познании автором своего пастырского долга.

Всеми этими прекрасными духовными глубокими наставлениями автора рекомендуется читающим пользоваться и усваивать их на благо своей души, для чего и трудился автор.

Богу нашему слава!


Епископ Феодор

19. III.1974 г.

Великий пост

Вместо предисловия

Друг мой! Много раз ты исповедовался и причащался Святых Христовых Таин.

Слава Богу! Это хорошо.

Приступая к таинствам исповеди и причащения, человек очищается, обновляется, оживотворяется и выходит из храма как бы из купели крещения. По сути дела это так и есть. Чрез покаяние и причащение к нам возвращается благодать, которую мы получили при крещении, но потом потеряли чрез грехи. Покаяние считается вторым крещением, потому что оно возвращает потерянную благодать. После покаяния и причащения человек ощущает радость, мир и утешение.

Но, наверное, ты испытывал и другое, когда вместо радости и утешения после исповеди и причащения в душе вдруг появляется непонятное чувство томления, теснота, неудовлетворенность, какое-то общее расслабление. Это признак того, что неправильно исповедался и недостойно причастился Святых Христовых Таин.

На исповеди, значит, был вялым и холодным, не было у тебя глубоких переживаний, жажды очищения, сердечного сокрушения о своих грехах, горячего стремления соединиться с Господом; когда священник перечислял грехи, говорил «грешен» машинально… вот и результат…

Правда, томление духа бывает и по другой причине, когда Господь испытывает, но чаще бывает, когда мы неправильно каемся. Некоторые к покаянию примешивают самооправдание и даже осуждение, оставляют в стороне личное покаяние своих грехов и переходят к духовной беседе или, еще хуже, затрагивают житейские вопросы. Это рассеивает их и ослабляет покаянное чувство.

Некоторые обвиняют священника и говорят:

– Батюшка не сумел привести в чувство. У другого все плачут, а этот…

Такое понятие неправильное. Не батюшка виноват в том, что у исповедника нет сокрушения сердечного, нет слез покаянных. Причину этого надо искать в самих себе. Значит, в душе его не все благополучно.

Похвально, конечно, когда духовник проводит исповедь с большим духовным подъемом, но если батюшка в преклонном возрасте и немощный, то можно ли требовать от него особого подъема? Да и так ли это необходимо?

Раньше общих исповедей не было. Священнику не приходилось напоминать исповедующимся, в чем они могли согрешить, потому что каждый из них хорошо знал свои грехи! Христиане строго следили за своими поступками, делами, словами и даже помышлениями, поэтому быстро и уверенно перечисляли все, что было у них на совести. Им не приходилось особо напрягать память. Совесть как бы подсказывала им все грехи.

Теперь же на исповеди подходят к священнику и не знают, что говорить. В чем же дело? Что за причина? – Да вся причина в том, что совесть людей огрубела и притупилась, и человек уже не чувствует ее угрызений, стал бесчувственным или, как говорят, стал бессовестным. Грешит и не замечает, что грешит, а иногда умаляет грех, т. е. говорит:

– Это малый грех, за него Бог не взыщет, – и не кается.

Диавол радуется такой беспечности людей, радуется, что живут нетрезвенно, не следят за собой, и убаюкивает их мнимой праведностью. Он внушает им помысл: «А что особенного я сделал? Не убил, не украл. Живу как все».

Выходит, что и нужды нет в покаянии. Вот как хитро подходит злой дух!.. Так вот, друг мой, чтобы посрамить злую силу, чтобы не подпасть под ее влияние и не погибнуть навеки, тебе нужно тоже научиться правильно каяться и не ожидать, когда другие заставят сокрушаться о грехах своих.

Ведь если сокрушение о грехах приходит только на исповеди, да к тому же еще только когда батюшка красноречивый и имеет особую силу благодатной молитвы, которая зажигает сердца, то… надежно ли и прочно ли такое сокрушение? Какие плоды может принести такое покаяние?

Слушаем – плачем, каемся… вышли из храма и забыли, что мы сокрушались о грехах, каялись и давали обещание Богу, как бы присягу давали перед крестом и Евангелием, что не возвратимся к прежним грехам и что с Божией помощью будем исправляться… Про все забыли… Опять начинаем празднословить, осуждать, клеветать, раздражаться, гневаться, ссориться…

Вот это самое страшное. Это значит, что у нас нет настоящего, истинного покаяния, одна только форма покаяния, а духа покаяния нет. А Господу не форма нужна, а сущность! Сущность же покаяния заключается не в том только, чтобы машинально перечислить название грехов священнику, а, главное, в том, чтобы сердце, откуда исходят помышления, не принимало злые и нечистые помыслы, которые переходят в злые слова и злые дела, а принимало бы только чистые и святые помыслы и ощущения, а всему злому говорило бы: не соизволяю. Сущность покаяния заключается в исправлении греховной жизни, в самоусовершенствовании.

Такое покаяние бывает плодотворным, оно всегда приносит добрые плоды. А если человек словами говорит просто, а сам как делал зло, так и продолжает, то это нельзя назвать покаянием. Это лицемерие пред Богом. Избави, Господи!

Ответ на письмо о покаянии

Боголюбивейший друг мой Д.!

Отвечаю на твои вопросы об истинном покаянии и, в основном, о плодах истинного покаяния. Одновременно исполняю твою просьбу и пишу душеполезные наставления, а также в виде приложения пишу те покаянные молитвы и воздыхания, которые ты просил у меня.

О самом таинстве покаяния, с подробным перечислением грехов, ты найдешь в книгах «Семена Слова для нивы Божией. Ч. 2» и «Ответ на вопросы о монашестве», так что сейчас я кратко отвечу только о плодах истинного покаяния и о том, как надо подготавливать себя к исповеди.

Вопросы о покаянии не только тебя интересуют. Часто ко мне обращаются с такими же вопросами. Особенно часто спрашивают: «Батюшка, а что такое плоды покаяния?» – «Батюшка, а что значит истинное покаяние?» – «Как надо правильно каяться?» – и много подобных вопросов.

На все твои вопросы я с Божией помощью постараюсь ответить, но у тебя есть и такие вопросы, на которые тебе совесть подскажет, как поступить.

Совесть для нас – то же, что компас для мореплавателя. Если капитан потеряет компас, то он не будет знать, в какую сторону направить корабль, особенно в пасмурную погоду. Так и у нас, христиан, кто потерял совесть и стал бессовестным, тот уже не знает, как достигнуть тихой гавани спасения.

Разбойник убивает людей, и если никто не обнаружит его преступлений, то он ходит довольный, веселый… Радуется! А чему он радуется? Мы с тобой знаем: своей погибели, но он этого не понимает…

Совесть не судит только тех, которые достигли верха добродетели или верха порока. О первых говорить не приходится: судья нужен только для нарушителей закона, а для исполнителей закона он не требуется. У последних же совесть или потеряна, или спит непробудным сном. У остальных грешников нечистая совесть все время тревожит их и как бы говорит: очисти меня покаянием, ты сделал то-то и то-то, покайся. Апостол Павел сказал: Я всегда стараюсь иметь непорочную совесть пред Богом и пред людьми (Деян. 24, 16). Вот и нам надо как можно внимательнее прислушиваться к голосу нашей совести. Она всему доброму и хорошему научит.

Голос совести – это внутренний, тайный голос Божий в нас, и горе тому, кто не прислушивается к ее советам и требованиям, кто сознательно заглушает ее голос, чтобы не слышать ее суда и не ощущать ее мучений, кто склоняется более на сторону греха и порока.

У тебя, Д., в этом отношении все, кажется, благополучно, но есть пробел в другом. Некоторые вопросы ты задаешь повторно. Я уже ответил на них, а ты, значит, забыл. А почему? Да потому, что невнимателен к словам духовного отца. Это грех. Кайся.

Надо на лету ловить каждое слово духовного отца. А ты… Ну ладно, ладно, прощаю! Только исправься!

Три момента покаяния

Цель покаяния – это исправление греховной жизни и добрые дела.

В покаянии, как и во всяком другом деле, есть свои определенные моменты.

Истинное покаяние определяется тремя моментами:

1. Испытание совести.

2. Сокрушение сердца.

3. Словесное исповедание своих грехов.

Но прежде, чем приступить к объяснению этих моментов, я вынужден предупредить тебя, что, когда ты пожелаешь поговеть, у тебя может явиться множество препятствий внутренних и внешних. Не обращай на них никакого внимания, если ты проявишь непреклонную решимость, то все препятствия исчезнут.

И второе, на что следует обратить особое серьезное внимание, это чтобы промежутки между исповедями были наполнены духовной борьбой, усилиями воли к добру.

Например, мы очень словоохотливы. Любим шутить, смеяться, сами смеемся и других рассмеиваем, рассказываем анекдоты, а все это – грех. После первой исповеди редко кто сразу перерождается и становится серьезным и благочестивым. Обыкновенно говорят: ну что делать, если такой характер? Вот таким-то и надо кропотливо поработать над собой, надо нудить себя к молчанию.

Подготовка к исповеди

Когда начнешь готовиться к исповеди, тогда в первую очередь испытай свою совесть, загляни в свое сердце. Посмотри, в какой мере оно загрязнено грехами. С Божией помощью припомни все грехи, какие были сделаны тобой после последней исповеди, а кто готовится к принятию иноческого пострига, тот вспоминает грехи свои с семилетнего возраста.

Проверь себя: нет ли в тебе недостатка веры, надежды и любви, нет ли самоуверенности, черствости, раздражительности, человекоугодия, малодушия, ропота, уныния и других грехов.

Если этот момент покаяния ты проведешь с должным вниманием, то у тебя неизбежно появится и сокрушение сердца, а если сокрушения нет, то это говорит об окамененном нечувствии, о мертвенной холодности, значит, душа в опасности.

В этом случае надо читать и вспоминать жития святых и их поучения. Они считали себя первыми из грешников и с искренней убежденностью взывали ко Господу: «Никто не согреши на земли от века, якоже согрешил аз окаянный и блудный». Если ты будешь равняться по ним и брать с них пример, то непременно явится сокрушение и ты восплачешь о себе.

Искренняя раскаянность – это и есть начальная степень святости, а холодность, равнодушие – удаление от святости, умирание вне Бога.

Когда благодать касается сердца и озаряет его, тогда со всей ясностью выступает беспорядок в душе и тогда мы искренно сознаем грехи свои, язвы и раны душевные. А те люди, которые не тянутся к благодати, они погружены в мрак греховный и ничего не видят в своем сердце, а если и видят что-либо, не ужасаются, потому что сравнивают себя не со святыми, а с подобными себе.

Проверь себя и по заповедям Божиим: не нарушаешь ли какую-нибудь из них, а также по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя и 4-я пред Причастием).

Основные грехи и производные

Хорошо, если ты сумеешь различать основные грехи от производных. Если не умеешь, научись. Это очень важно. Мы должны знать, о чем наиболее нам нужно сокрушаться и в чем исправляться.

Вот, например, если мы рассеянны на молитве, если в церкви на нас нападает дремота и мы невнимательны, если нас не интересует даже чтение Священного Писания, то это происходит или от маловерия и слабой любви к Богу, или от лености и беспечности.

Если в церкви во время богослужения мы ходим, разговариваем, толкаемся, если к елеепомазанию, ко кресту и к плащанице подходим без благоговения, не сдерживая позади стоящих и напирая на тех, кто впереди нас стоит, если за крещенской водой и за водой малого освящения на молебнах мы не стоим в очереди, а идем напролом, чуть ли не по головам, – то это значит, что нет в нас страха Божия и любви к ближним.

Если мы усиленно заботимся о своей наружности и обстановке дома, то это значит, что мы тщеславны.

Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, неутешно скорбим об усопших, то это говорит о том, что мы не верим в Промысл Божий, ит.д.

Важно открыть в себе такие грехи, как своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, тщеславие, упрямство, но еще важнее увидеть их связь с самолюбием, себялюбием, высокоумием и гордостью, и именно на эти основные грехи надо обратить все свое сетование.

Есть хорошее средство, которое приводит нас к познанию своих грехов, вспомнить, в чем обвиняют нас люди, особенно рядом живущие, близкие. Их обвинения, укоры, нападки почти всегда имеют основания.

При испытании себя надо следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца. Если мы встанем на этот путь, то можем потерять чувство различения важного и неважного, можем запутаться в мелочах. В этом случае надо оставить испытание себя и молитвой с добрыми делами упростить и прояснить душу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги