Аркадий Туманян
Две свечи
АРКАДИЙ ТУМАНЯН – автор трех поэтических сборников. Получил музыкальное образование в Баку и Ереване. Выпускник факультета русского языка и литературы Владимирского педагогического института им. П.И. Лебедева-Полянского. Член Петровской академии наук и искусств. Пишет в старинной форме арабо-персидской поэзии – рубаи. Считает, что рубаи обретёт новую жизнь на благодатной почве русской поэзии.
Закат жизни печален утратами…
В ледяной февраль две тысячи десятого ушёл выдающийся русский славист Александр Борисович Пеньковский, мой незабвенный учитель и друг, а через четыре года перестала быть Ирина Степановна Приходько, его жена и ангел-хранитель. Её работы по творчеству Шекспира и Блока получили мировое признание.
Мне выпало счастье знать их много лет. Бесконечно разные, но удивительно схожие два учёных-филолога делили тесную от книг однокомнатную московскую квартирку, где было просторно уму и уютно сердцу. Отсюда не хотелось уходить, сюда было радостно возвращаться. Муж и жена – два профессора – жили в откровенной нужде, но щедро отдавали то, что не купишь за деньги. Стол был более чем скромен, но пища духовная была не кушаньями – яствами…
Эти два человека своими трудами верно служили Отечеству. Служили потому, что не могли иначе.
Их труды – след в наших умах и сердцах.
Их книг – на полках библиотек и людей просвещённых…
С десятого года по четырнадцатый мы, одногодки, особенно близко сошлись с Ириной, инстинктивно стараясь наверстать упущенное. С ней было легко – она всё понимала с полуслова.
В маленькой кухоньке собирался ужин, хозяйка в переднике стучала ножом и читала в подлиннике сонеты Шекспира, сравнивала переводы С.Я. Маршака и Б. Пастернака, А.М. Финкеля и А. Шаракшанэ… Мне ж по сердцу всегда был Самуил Яковлевич.
Теперь это в прошлом.
В памяти остался пронзительный эпизод после смерти Александра Борисовича. Я просыпаюсь от света настольной лампы, половина четвёртого утра. Ирина в старой, наброшенной на плечи кофте за столом:
– Ир, – сказал я сквозь сон, – ты это что?..
– Арик, я плачу над твоими стихами, над лучшими…
– Ира, – бормочу, – мне-то что делать, ночь ведь?
– А теперь, Арик, тебе надо умереть, – отвечает она странно…
Когда её вдруг не стало, внутреннее беспокойство обуяло меня.
Я понимал, что должен вернуть Ирине, Александру Борисовичу долг за вложенное в меня. Но как?..
Их лики перед глазами. И это наполняет меня особой ответственностью.
Тень великого Уильяма, казалось, жила в доме Ирины Приходько.
Я взял его первый сонет (не божий ли знак) и к первой строчке приписал три своих. Западная мысль слилась с русской в форме рубаи…
Кто-то скажет, что «в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань», но сегодня кавказский дудук и японский сямисэн срастаются голосами с инструментами европейскими и дарят нам чувства необыкновенные…
Форма рубаи с юности мила и любезна моему сердцу. В конце концов, почти все формы современной литературы, музыки, живописи и пр. пришли в Русь с Запада и стали русскими, а Русь стала Россией. Гений народа, воистину, творит чудеса!
Так, может, и рубаи в России ждёт та же замечательная судьба?…
Когда-то Мстислав Ростропович сказал мне, что нет звуков правильных и неправильных, есть нужные и ненужные.
Как знать, быть может, мысли этой книжки, облечённые в форму рубаи, окажутся нужными?..
Я вовсе не стремился сжать шекспировский сонет в четыре строки рубаи – нет, моей рукой водило желание собрать разбросанные камни, возродить в строке поруганный и оплёванный отчий дом, сказать ещё раз о вечном, но по-своему…
И главное: сказать о времени перелома, о времени столкновения цивилизаций, о времени нашествия варваров – их чёрные знамёна, несущие невежество и смерть, уже на горизонте…
Господи, сделай так, чтобы я ошибался!!.
Как бы то ни было, Бог послал мне сто пятьдесят четыре рубаи на сто пятьдесят четыре сонета Шекспира.
И, надеюсь, дух Ирины и всех моих учителей живёт в строчках о любви и неумолимой разлуке, дарованной жизни и беспощадной смерти.
Судить их читателю и времени.
Аркадий ТуманянБеседы с сэром Уильямом Шекспиром, записанные в форме рубаи
Памяти Ирины Приходько
Аркадий Туманян
А нам, английский мой собрат,
И сам король не кум, не сват…
Не зря нас муза отрядила
Сойтись в пределах райских врат.
Мы урожая ждём от лучших лоз…
Шекспир, сонет № 1
(пер. С. Маршака)
Мы урожая ждём от лучших лоз,От Судии полегче ждём вопрос…Убытки подсчитали – прослезились:Былой любви нет солонее слёз.Когда твоё чело избороздят…
Шекспир, сонет № 2
(пер. С. Маршака)
Когда твоё чело избороздятСтаруха-старость и морщин отряд,Не плачь, напрасно вороша былое,Твои черты потомки повторят.Прекрасный облик в зеркале ты видишь…
Шекспир, сонет № 3
(пер. С. Маршака)
Прекрасный облик в зеркале ты видишь,Но грозный ход часов судьбы не слышишь…Дари себя, ведь обветшает дом —В нём, опустевшем, заведутся мыши.Растратчик милый, расточаешь ты…
Шекспир, сонет № 4
(пер. С. Маршака)
Растратчик милый, расточаешь тыДней юных ненадёжные черты…А там, вверху, уж кто-то рад стараться —Карикатуру пишет с красоты.Украдкой время с тонким мастерством…
Шекспир, сонет № 5
(пер. С. Маршака)
Украдкой время с тонким мастерством,Взяв жизнь у нас, другим даёт взаём.А сколько царств в песок и прах истёрло?..Кто так ещё владеет ремеслом.Смотри же, чтобы жёсткая рука…
Шекспир, сонет № 6
(пер. С. Маршака)
Смотри же, чтобы жёсткая рукаТебя хватать не смела за рукав.Мы божий дар с лихвой вернём обратно —Наш след не смоет времени река.Пылающую голову рассвет…
Шекспир, сонет № 7
(пер. С. Маршака)
Пылающую голову рассветОстудит, смоет пылкой страсти бред…И примет ум слепую неизбежность,Иссохнет сердце в горечи примет.Ты – музыка, но звукам музыкальным…
Шекспир, сонет № 8
(пер. С. Маршака)
Ты – музыка, но звукам музыкальнымПорой чужда. Ведь их созвучьем страннымОт одиночества мы вдруг защищены,С его тоскою, оком окаянным…Должно быть, опасаясь вдовьих слёз…
Шекспир, сонет № 9
(пер. С. Маршака)
Должно быть, опасаясь вдовьих слёз,Пустое ты воспринимал всерьёз,А главного беспечно не заметил…Предав себя, живёшь с собою врозь.По совести скажи: кого ты любишь?
Шекспир, сонет № 10
(пер. С. Маршака)
По совести скажи: кого ты любишь?Ведь без любви душа всего лишь пустошь,Где – лютый враг нам – одиночество живёт,Любви не зная под пятою грусти.Мы вянем быстро – так же, как растём…
Шекспир, сонет № 11
(пер. С. Маршака)
Мы вянем быстро – так же, как растём,И божий дар – по капле нам в заём.Но предков камни в кучу собираем,Любви и веры ищем водоём…Когда часы мне говорят, что свет…
Шекспир, сонет № 12
(пер. С. Маршака)
Когда часы мне говорят, что светЯвился вновь и царство мрака сверг,Я верю – так же властвует любовь,Хоть нас сметёт её служанка – смерть.Не изменяйся, будь самим собой…
Шекспир, сонет № 13
(пер. С. Маршака)
Не изменяйся, будь самим собой:К скорбящим щедр, а к подлецу – скупой…За каждый шаг с тебя здесь взяли плату,Коль не рублём, так строчкой золотой.Я не по звёздам о судьбе гадаю…
Шекспир, сонет № 14
(пер. С. Маршака)
Я не по звёздам о судьбе гадаю —Про ход планет я слишком мало знаю,Но божий знак повсюду виден мне:Вот нынче дождь – должно быть, к урожаю…Когда подумаю, что миг единый…
Шекспир, сонет № 15
(пер. С. Маршака)
Когда подумаю, что миг единыйБросает жизнь в небытия пучину,То сердце наше – горе для ума —В любви сгореть всегда найдёт причину.Но если время нам грозит осадой…
Шекспир, сонет № 16
(пер. С. Маршака)
Но если время нам грозит осадой,Ему, поверь, препятствовать не надо.Всё по зубам его лихим войскам,Но след в строке – вот для него преграда.Как мне уверить в доблестях твоих…
Шекспир, сонет № 17
(пер. С. Маршака)
Как мне уверить в доблестях твоихТех, кто возьмёт когда-нибудь мой стих?Да и зачем, ведь быль неповторима,Что ж до любви, так что ей до других.Сравню ли с летним днём твои черты…
Шекспир, сонет № 18
(пер. С. Маршака)
Сравню ли с летним днём твои черты,Смогу ли смысл постигнуть красоты —Задача эта не ума, но сердца…Ведь там, где роза, неспроста шипы.Ты притупи, о время, когти льва…
Шекспир, сонет № 19
(пер. С. Маршака)
Ты притупи, о время, когти льва!Нам крест назначен не для баловства…И чтоб потомка изумить делами,Трудились, засучивши рукава.Лик женщины, но строже, совершенней…
Шекспир, сонет № 20
(пер. С. Маршака)
Лик женщины, но строже, совершеннейЯ рисовал из прошлых поколений:Хоть руку протяни – так мы близки —И в плен волос на несколько мгновений…Не соревнуюсь я с творцами од…
Шекспир, сонет № 21
(пер. С. Маршака)
Не соревнуюсь я с творцами од —Не по душе мне скука их длиннот.В коротком слове я ищу награду,Когда смотрю на строгий небосвод.Лгут зеркала, – какой же я старик?
Шекспир, сонет № 22
(пер. С. Маршака)
Лгут зеркала, – какой же я старик?Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги