Книга Канонарх. Методическое пособие для чтеца - читать онлайн бесплатно, автор Юлия Ивановна Брейдакова
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Канонарх. Методическое пособие для чтеца
Канонарх. Методическое пособие для чтеца
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Канонарх. Методическое пособие для чтеца

Канонарх

Методическое пособие для чтеца

Составитель Юлия Ивановна Брейдакова

Иллюстрaтор Глеб Кайгородов


ISBN 978-5-0053-3906-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Благодарю вас, дорогая Юлия Ивановна, за ваш труд и помощь приходским клиросам!

Иерей Михаил Лоза. Настоятель храма «Знамение Божией Матери» станицы Зотовской, Настоятель храма «Рождества Пресвятой Богородицы» станицы Усть-Бузулукской, и Настоятель храма «Пресвятой Троицы» хутора Рябовского. Алексеевский район, Волгоградская обл. Служу в сельской местности, где храмы находятся в населенных пунктах с небольшим числом жителей. На такие приходы регента с образованием не заманить никакими коврижками. Поэтому приходится создавать хор из прихожан, совершенно не знающих Богослужебный устав. А прихожане, в основном, женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Вот и берутся более активные бабушки петь и читать на Богослужениях. А как в таком возрасте и за короткий срок самому изучить и понять Богослужебный устав? Вот в этом и оказывает огромную помощь книга Юлии Ивановны Брейдаковой, в которой коротко, и в тоже время – доходчиво, объясняются основные правила Богослужебного Устава. Книга является своего рода самоучителем и путеводителем, хотя бы по верхней, надводной части огромного, безконечного «Айсберга» – Устава Божественных служб Русской Православной Церкви.



Дорогая Юлия Ивановна! Благодарю за Ваш вклад в обучение наших псаломщиков. На сельских Приходах сложно найти профессиональных псаломщиков и чтецов. Нам помогают, в основном, люди преклонного возраста, и в этом случае, Ваша брошюра очень важный помощник на наших Богослужениях…

Спаси Вас Господи!

С уважением, иерей Николай Аникин. Настоятель храма Святителя Николая Мирликийского, посёлка Мариец, Республики Марий Эл.




Благословение настоятеля прихода Покрова Божией Матери х. Зимняцкого, и храма в честь свт. Николая Угодника х. Клетская Почта Серафимовичского района Волгоградской области.



Благословение Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа на «Стовопросник-2»



Благословение и. Евгения Катаева, настоятеля храма «Похвала Пресвятой Богородицы» г. Волгограда

Предисловие

Милые читатели! Устав Богослужений – это огромный, красивый айсберг, который с разных сторон изучают… люди на различных «плавcредствах». Порой и не видя, и, даже не замечая, друг друга! Спаси их, Господи, за такой труд и оставленные нам записи. Прошло время. Появились подводные аппараты. И айсберг притягивает их к себе, как магнит. История повторяется.

– Смотрите, какой у него ровный, вертикальный срез под водой! Люди! – говорит первый.

– Нет! Присмотритесь повнимательней! Там есть много замечательных пещер, таких уютных! – возражает ему второй.

– Да что вы там изучаете? Вы, вообще, где?! К этому айсбергу даже и не подъехать толком. Задолго до основной его части, наши эхолоты показывают опасное соседство с преградой, – ставит точку в разговоре третий. И только четвертый посмотрел на все это издалека. Собрался в долгий путь, к ним в гости. Намереваясь объехать всех своих соседей, одновременно записывая их опыт.

Друзья, если вы, к примеру, читаете о том, что понедельник, вторник, среда, четверг, пятница и суббота это – будние дни. Не делайте поспешных выводов. О том, что это – дни седмичные, будет написано далее.

Канонарх – книга в помощь тем, кто вон там, пока что вдали, приближается уже для изучения красивейшего айсберга под названием «Богослужебный Устав Русской Православной Церкви».

Посвящается сестре Марие через которую с самой моей ранней юности поставил и направил меня на путь Клиросного служения и Церковного пере-подавания сам Бог.

Вступительное слово

От составителя

Зная не понаслышке, как нелегок труд клиросного служения, мною завершен необычный для моей жизни этап: написание брошюры «Канонарх».

Прочтение ее поможет тем, кто только-только встал на этот путь, или уже служит, но – интуитивно, или служит, ощущая постоянно, что где-то, что-то недодумал, недопонял, недопрочитал. Также прочтение брошюры поможет тем, кто и служит уже, и понимает все, но осознает, что есть где-то нечто «такое», что он должен понять и узнать.

На каком – бы из этих путей вы не стояли, поймите одно: то, что вы сейчас уже знаете о Богослужении, это – верхушка айсберга. Все остальное: важное, интересное, полезное, душеспасительное, находится дальше – и глубже, и – шире. А когда вы освоите очередную и «глубину», и «ширину», то вы увидите, и даже уже обрадуетесь тому, что перед вами открываются еще, и еще неизведанные просторы. Это – нормально. Это – счастье! И вспоминайте почаще слова, которые вдохновят вас на всю жизнь:

«Богослужение – это жертва человека, существа словесного, – Богу. Жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв.»

Св. прав. И. Кронштадтский

Введение

Батюшки и матушки! Отцы и матери! Братья и сестры!

Если вы держите в руках эту брошюру, значит, она все-таки появилась на свет по просьбе вашего преподавателя, и по просьбам моих бывших учеников. Единственная ее цель – помочь, понять, облегчить, направить, сделать радостным и счастливым ваше непосредственное служение Богу!

Не зная вашей степени подготовки по Уставу, предлагаю пройти, ну, очень краткий курс «Ликбеза».

Со стороны клироса чтения бывают такие: Прокимен, Апостол, Часы, Блаженны, Благодарственные молитвы, Псалмы из Псалтири, Тропарь, Кондак, Предзаключительные, Заключительные молитвы, Великое начало, Объявление стихир, Запевы к стихирам, Паремии, Молитвы ко святым, Седальны по стихословии, Ипакои, Седален по полиелее, Тропари внутри канона, Седален по 3й песне канона, Кондак по 6й песне канона, Икос по 6й песне канона, Светилен по 9й песне канона, Экзапостиларий по 9й песне канона.

Вспомните мудрую, нужную, важную, синюю книгу, занимающую достойное, самое просматриваемое место на вашем «пюпитре» во время Богослужения. Правильно! Это «Богослужебные указания», (в простонародии называемые «Костылями», то есть – без них некоторым людям просто не отслужить из точки А в точку В).

И заметьте – абсолютно справедливо! Регент одной рукой управляет хором и чтецами, а другая рука постоянно лежит на «Указаниях». Уберите книгу – в обморок упадет! Знакомая ситуация? Можно дать вам еще один путеводитель, но уже только по «читальным» местам. Вот он! Схема для чтецов. Но, опять же, вы будете привязаны к ней волей-неволей! Конечно, бывает исключение. Конечно, бывает трудное сочетание в службе. Конечно, аз всего, всего не учла. Конечно, бывает изменение в самОм Уставе. А вот тогда и держитесь крепко за каждую букву путеводителей. А на спокойных службах – и служите спокойно! Не претендует брошюра на панацею, но желает (после ее прочтения) освободить часть вашей головы все – таки для молитвы во время службы, а не только искания и сверяния всех читальных «И ныне», и текстов, и т. д. В добрый путь!

С Божьей помощью, начнем! Если вы на службе не то прочитали, неправильно расположили, что-то вообще пропустили – всегда на исповеди кайтесь. Ведь впопыхах даже стихиры можно разметить (проставить палочки) – ооочень неправильно. Пример: Октоих, 5 глас, воскресные Хвалитны. От одной поставленной палочки-разметки будет зависеть «Камень отвалился от гроба» или «Ангел отвалился от гроба».

В словах св. прав. И. Кронштадтского обратите внимание на слова самая «приятнейшая». А вам будет приятно, когда ваш ребенок скажет вам о том, что «Он по вам скучал, уроки сделал, книгу почитал, мусор вынес, кровать заправил, еду разогрел, сам поел, бабушку покормил, в игрушки поиграл. И вообще – он вас любит. А теперь дайте денег на мороженное!» И все это за 3 секунды? Будет ли вам по душе такое признание, которое перед вашими глазами промчалось, как миг?! Вот следует и нам служить Богу не торопясь и тараторя, а с любовью. Размеренно и спокойно. Обратите внимание на то, что я не говорю «Служите медленно»! Это – совсем не то! Новопришедшие клирошане часто задают мне этот вопрос: «А почему уже не напечатают никак составленные службы на каждый день года? Ведь так трудно службу составлять каждый раз по-разному». Отвечаю. Служба теоретически повторится через 500 лет! Тот же месяц, то же число, тот же недельный глас, тот же день седмицы, та же неделя по Пасхе или по Пятидесятнице, тот же святой. Но и это не так! Потому что за 500 лет появятся новые святые, и вы им отслужите предпочтительнее. Например – день 17 июля. Кому вы служите? Правильно! Царской семье! А ранешный святой этого дня у вас служится или на повечерии, или в переносе на другой день. Православные службы – как калейдоскоп, чуть влево, чуть вправо – рисунок каждый раз разный, необычный, красивый, а одинаковых – нету.

Существует же, конечно, несколько общих схем для проведения служб. Но, проходя определенный рубеж времени непосредственного служения Богу на клиросе, хочется уже не держать одну руку на схеме. А обоими глазами и обеими руками, и главное – сердцем – предстоять и служить Богу. Посвободней! То есть, не отвлекаясь на «а что дальше потом будет»? Как бы это печально ни звучало, но в таком случае – придется кое-что выучить наизусть. Итак: на какой службе нужно прочитать много маленьких, но изменяемых текстов? Правильно! На службе, которая совершается вечером: Вечерня, Повечерие, Утреня. В виду того, что на службе «Вечерня» все читаемое напечатано на ряду, мы ее сейчас не рассматриваем. Службу «Повечерие» тоже сейчас не обговариваем из-за того, что она, в подавляющем большинстве, читается вся «на ряду». Лишь только не забывайте заменить один текст на стоящий рядом другой, по вашему сегодняшнему названию дня. Это – не трудно. Не пропускайте только никогда чтение (про себя, внутри) маааленьких, красных букв перед крупным читаемым текстом, и все. Но вам надо очень внимательно заранее просмотреть те места в Повечерии, которые подходят к вашей службе сегодня. Как правило, это выбор дня недели, то есть Седмицы. Из предлагаемых вариантов чтения тропарей: «в понедельник, во вторник, в среду……и т.д.» – найдите свой. Смотрите, не перепутайте! Служба «Повечерие» выбирается по реальному дню вечера, в который вы служите. Например: пришли в четверг вечером, так и ищите по книгам «четверг вечера», (хотя все содержание будет про пятницу утро). Таких по наисканию суточных служб две: Вечерня и Повечерие. Надо знать также и о том, что «Неделя» по Уставу – это один день – воскресение. Мы же говорим сейчас о седмице (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота). Это все было лирическое отступление про Повечерие. В итоге, у нас остается служба «Утреня».

Возьмем вариант Всенощного бдения, так как в нем наибольшее количество таких изменяемых чтений.

А вот это нужно выучить наизусть. Изменяемые, читальные тексты «Утрени»: Седален по стихословии, Ипакои, Седален по полиелее, Седален по 3й песне канона, Кондак по 6й песне канона, Икос по 6й песне канона, Экзапостиларий по 9й песне канона, Светилен дневной по 9й песне канона, Светилен воскресный (он же – Экзапостиларий).

Тропарь

С чего продолжим? Я думаю, с самого простого. Наличие моих вопросов предполагает в вас уже немного знаний, имейте в виду. Но все-таки.

Где взять тропарь святого или празднуемого события? В Минее Месячной на ряду, в конце Вечерни. И, гораздо реже, тропарь печатают на службе Утреня, практически сразу после оглавления «Бог Господь..». Также вам в глаза могут броситься слова: «По Шестопсалмии», и под ними ищите Тропарь.

Если у святого Малая и Великая Вечерня, то ищите в Малой, потому что в Великой Вечерне обычно второй раз не печатают уже.

Вы все посмотрели, а тропаря нет, как нет. А он вам нужен-пренужен. Тогда открывайте Патриарший календарь нужного вам года, найдите в нем ваш сегодняшний месяц, ваш день. Не забудьте: мы, в мирУ, торопимся, все бегом и бегом, а в итоге, убежали от Вселенского настоящего времени аж на 13 суток вперед! Значит, к первой указанной дате в календаре (их две: 6/19 например), приплюсуйте 13. Это наш с вами сегодняшний день, и проверьте, все совпало или нет? Также и по книгам не путайте: там все напечатано по старому стилю. Вот так! Однако бывает, что и там нет тропаря. Не беда! В таком случае загляните в Общую Минею, найдите в содержании «Служба преподобному, или мученику, или святителю, и т.д.» по чину вашего святого, который поминается сегодня Церковью. Откройте нужную вам страницу, и вот он – тропарь в конце вечерни. Берите для службы его. Этот вариант – самый последний потому, что тропарь то – общий, и, понимаете, не всегда «честно» отобразит подвиг святого, которому вы служите. Например: святого за преданность Христу утопили. А в тропаре, возможно, будет про него много чего разного еще.

Иногда стоит вспомнить о тропарях в Типиконе. Их искать легко: в Типиконе, в Месяцеслове ищите ваш месяц, в нем найдите ваш день, в этом дне ищите имя вашего святого, кому служите. Для этой процедуры вам лишь нужно выучить церковно-славянские цифры и уметь прибавлять или отнимать от любого числа 13. Ведь в Типиконе тоже по старому стилю все данные печатаются. И, между прочим, в Типиконе иногда напечатан не тот тропарь святого, который мы знаем, или к которому мы привыкли, или увидели где-то. Пример: «Вера, Надежда, Любовь, и матерь их София». В таких случаях решение за вами. И только! С тропарями разобрались. Теперь вам следует пройти практическую работу по нахождению всех этих любых тропарей во всех Богослужебных книгах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги