Книга Я помолюсь за вас. Встречи со старцем Николаем - читать онлайн бесплатно, автор Игорь Изборцев
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Я помолюсь за вас. Встречи со старцем Николаем
Я помолюсь за вас. Встречи со старцем Николаем
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Я помолюсь за вас. Встречи со старцем Николаем


Игорь Изборцев

Я помолюсь за вас. Встречи со старцем Николаем

Вы простите, вы простите,Род и ближний человек,Меня, грешнаго, помяните,Отхожу от вас навек…Протоиерей Николай Гурьянов

По благословению

Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВЛАДИМИРА


© И. Изборцев, авторский текст, фотографии.

© Издательство «САТИСЪ», оригинал-макет, оформление, 2003.

Вступительное слово

Хочу поблагодарить автора за Христову любовь к отцу Николаю, стремление правдиво отразить его старческое дарование, направленное на служение Богу и человеку.

Отец Николай подражал своей жизнью святителю Николаю. Тот, в отличие от других вселенских учителей, не оставил после себя никаких богословских трудов, но прославил Господа делами милосердия и известен миру как скорый помощник. Так и отец Николай делами любви Христовой утешал приходящих к нему, как говорится в одном из акафистов Божией Матери: «не отыде от Лика Моего не утешен». Делами любви он и стал известен во всем мире. Отец Николай, как опытный регент, мог умело задавать тон не только в церковном пении, но и тон новой жизни покаяния. Своим словом краткого мудрого наставления он изменял жизнь человека, т. е. духовно, во Христе, перерождал душу. Так некогда Спаситель, беседуя с самарянкой, сказал: Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе (Ин. 4, 17–18). Этими словами Господь затронул ее сокровенное больное место, ее грех, тем самым открыв ей глубину покаяния. Господи! Вижу, что Ты пророк (Ин. 4, 19), – воскликнула она. Именно ей Спаситель впервые объявил о том, что Он Христос-Мессия. Благодать коснулась ее сердца, и нам известен ее дальнейший путь, плоды ее покаяния, ее веры – она стала мученицей Фотинией.

Точно также и отец Николай кратким наставлением мог коснуться человеческого сердца, проникнуть в самые его глубины, открыть мешающий видеть Христа грех и коренным образом изменить жизнь, обратить ее к Богу. Господь сказал в Евангелии: Больший из вас да будет вам слуга (Мф. 23, 11). И отец Николай был для всех всем, был для всех слугой ради Христа…

За его жертвенную любовь, подобную той, о которой учил св. апостол Иоанн Богослов, говоря: дети, любите друг друга, за его смирение, долготерпение да увенчает его Господь венцом Правды во Царствии Своем – Царствии Правды, в селениях святых Своих. Аминь.

Архимандрит Гермоген (Муртазов)

Остров Православия

(Вместо предисловия)

Островом Православия называли небольшой, едва различимый и на крупномасштабной карте, остров Залита, омываемый водами Псковского озера. Сюда, на эту крохотную часть суши, долгие годы корабли и лодки перевозчиков доставляли паломников со всего православного мира. Маршрут никогда не менялся: большая земля – остров – домик протоиерея Николая Гурьянова… Но именно здесь, в келье, собственно и начинался остров Православия, начинался с него, залитского старца отца Николая. Он и являлся этим благодатным островом; островом, незыблемо стоящим средь бушующего житейского моря; островом и одновременно кораблем, идущим самым удобоспасаемым маршрутом к блаженной вечности. «Привяжи твою обремененную ладью к кораблю твоих отцов, – учил некогда преподобный Варсонофий Великий, – и они управят тебя к Иисусу, имеющему власть даровать тебе смирение, силу, разум, венец и веселие». Блажен, кто это сделал…

Святость зовет, святость привлекает к себе – народ откликается, не утратил еще этот драгоценный Божий дар. «Судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, – писал знаток русской души Федор Михайлович Достоевский, – а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно воздыхает… Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать»[1]. Не это ли желание заставляло – и сего дня заставляет! – русского человека хотя бы раз в жизни бросить все, закинуть за спину котомку и отправиться за сотни, а то и тысячи верст, чтобы поклониться Киево-Печерским преподобным, помолиться у мощей Сергия Радонежского, Иова Почаевского. Нила Столобенского? Смиренно испрашивать молитв у какой-нибудь неизвестной миру Матронушки, Любушки, искать благословения и совета в кельях у старцев: о. Симеона, о. Кирилла, о. Николая…



«Драгоценные мои, вы счастливцы, что с Господом», – радостно возглашал батюшка всем приходящим к нему и словно призывал всех взойти на корабль спасения и, не медля, тронуться в путь. «Помоги вам Господи», – укреплял он немощных и малодушных. И молитвы его творили чудеса… Великую тайну открыл однажды преподобный Силуан Афонский: «Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет». Если бы мир прислушался и осознал, что жив еще только благодаря великой силе молитв святых подвижников, духоносных старцев, таких, как приснопоминаемый отец Николай; если бы вдруг поверил в это, скольких бы трагедий и бед избежал! Увы, ему не до того. На любовь святых он, в лучшем случае, отвечает молчанием, пользуясь тем, что та не ищет своего, но побуждает сердце богоносца к непрестанной молитве за мир, которая, по слову прп. Силуана, и «приходит только от любви»

Святейший Патриарх Алексий II назвал протоиерея Николая Гурьянова одним из столпов русского старчества, отметив, что отец Николай имел не только огромный жизненный опыт, но и неистощимую любовь к людям; что, несмотря на свой преклонный возраст, отец Николай старался каждому приходящему к нему сказать ободряющее слово, духовно укрепить скорбящих. Весть о кончине быстро разнеслась по всей России, и во многих храмах стали возносить молитвы о упокоении души новопреставленного раба Божия протоиерея Николая.

«Уход такого человека – невосполнимая потеря не только для родных и близких, но и для всех его духовных чад, – сказал Святейший Патриарх. – По-человечески жаль, что в нынешней жизни более не будет возможности обратиться к отцу Николаю за советом, за духовной поддержкой».

Скажи мне, Господи, путь воньже пойду…

Не всякий просящий может получить то, чего желает, но тот, кто делами приобрел право просить с дерзновением.

Свт. Григорий Нисский

Весть о кончине блаженной памяти протоиерея Николая Гурьянова к нам запоздала. Отчего-то вышло так, что Москвы и Санкт-Петербурга достигла она много раньше, чем находящегося в нескольких десятках километров от острова Залита поселка Старый Изборск, где и находились мы в тот момент. На воскресной литургии в храме Рождества Пресвятой Богородицы мы слышали, как поминает настоятель отец Алексий о здравии болящего протоиерея Николая[2], и сами присовокупляли свои молитвы к прошениям священника, а в это же время в другом храме, Никольском, на острове Залита, по почившем старце служились панихиды… Что ж, подобное, увы, с нами происходит нередко: и вести запаздывают, и мы не поспеваем в срок туда, куда очень хотелось бы успеть. Все так, но чувство досады все равно оставалось. Почему столь поспешно проводили дорогого батюшку в последний путь, почему не отложили хотя бы на несколько дней, чтобы успели добраться до о. Залита все, кто хотел быть на погребении?[3] Кто теперь ответит?

Слава Богу, просмотрел видеокассету Псковской ГТРК и словно побывал на похоронах старца. Не знаю, удалось ли верно почувствовать царящую тогда на острове атмосферу. Первое, что вспомнилось – слова Ильина: «Быть русским – значит созерцать Россию в Божьем луче». Да, словно в Божьем луче… Заупокойная служба, десятки священников в светлых облачениях, теплые, проникновенные слова архиепископа Евсевия у тела почившего: «Своими молитвами, безупречной жизнью отец Николай стяжал себе большие духовные дары, приобрел искреннюю любовь народа. Ему всегда были присущи терпение, смирение, желание помочь и обратить к покаянию, никто не был им отторгнут, не понят или не утешен.



Отец Николай будет для нас всегда примером истинного пастыря, каждый сохранит в сердце его отеческие наставления, советы. И сейчас, когда отец Николай предстоит пред Господом, помолимся об упокоении его души, о даровании ему Царствия Небесного…» Последнее целование… Редкие удары колокола… Звук от каждого удара повисает над островом, а потом, вытесняемый следующим за ним, уплывает прочь скорбным вестником вселенной… Гроб трижды обносят вокруг храма. Плотный человеческий поток (да, вопреки всему собралось немало людей), словно само озеро, выплеснулся на улицы острова. Множество сосредоточенных, самоуглубленных и оттого необыкновенно привлекательных лиц, подкупающих достоверностью переживаемого чувства, – прощания с самым, быть может, дорогим человеком, – лиц по-детски чистых, просветленных близостью небесного, вечного.

В такие мгновения невольно проникаешься мыслью, что народ, действительно, дитя, нуждающееся лишь в одном Отце – Небесном, и увлекаемое к Горнему земными пастырями, такими, как отец Николай… Нет, химеры мира все же пытались пробиться и ко гробу старца. Несколько часов длилось ожидание прибытия неких влиятельных лиц из Москвы; они, наконец, появились и своим присутствием «благословили» окончание чина погребения. А в это время многие «из простых» находились в пути или только собирались в дорогу, но их никто не ждал: «главные» прибыли…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Ф.М. Достоевский. «Дневник писателя». 1876, февраль.

2

Митрофорный протоиерей Николай Гурьянов отошел ко Господу в субботу 24 августа в 17 часов 30 минут.

3

Преподобного Амвросия Оптинского, например, предали земле на шестой день после кончины, чтобы успели прибыть все духовные чада и почитатели старца. Преподобный Варсонофий Оптинский почил о Господе 1-го апреля, отпевали его 6-го, а тело предали земле 9-го, т. е. на девятый день.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги