Узнай всё про себя, знакомых и родных
Юлианна
Артем Зрюнин
Редактор Анна Столярова
Корректор Ирина Суздалева
Дизайнер обложки Вера Филатова
© Юлианна, 2022
© Артем Зрюнин, 2022
© Вера Филатова, дизайн обложки, 2022
ISBN 978-5-0056-2779-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Эта книга поможет вам узнать больше про себя, своих знакомых и родных. Вы сможете понять причины своих страхов, сомнений, переживаний и неудач: всего, что мешает вам добиваться поставленных целей. Вы также сможете лучше понять характер партнёра, узнать, что для него важно по-настоящему, даже то, что он от вас скрывает.
Вам помогут проективные методики. Психологи используют их, чтобы получить больше информации о клиентах, понять их предысторию, и исходя из этого работать.
Чтобы применять проективные методики, не нужно быть профессионалом.
Методики работают проективно. Это значит, что не потребуется делать опросы или задавать прямые вопросы, достаточно будет совершить определённое действие, проанализировать его и сделать выводы.
В этой книге собраны лучшие проективные методики, также мы объясним, для чего они подходят, как их правильно применять и как трактовать результаты.
Проективные методики основаны на том, что человек проецирует своё внутреннее состояние на рисунки, рассказы и так далее, а мы анализируем результат и получаем информацию о человеке.
Помимо проективных методик в книге находятся лучшие психологические тесты, которые помогут получить дополнительные сведения о характере и чувствах того или иного человека
Методики составлены зарубежными и российскими психологами.
Используйте их и узнайте ВСЁ о себе, своих знакомых и родных
Метод рассказа
Смысл: человек пишет рассказ, отталкиваясь от набора определённых слов, затем рассказ анализируется.
Это позволяет понять отношение человека к жизни, узнать о его внутреннем мире.
Пример:
Составить рассказ со словами: дорога, забор, сад (дерево, плод), конь (для женщины), кошка, сосуд, озеро.
Ограничения:
1. Не поэзия, не стихи
2. Не описание того, что вокруг
3. Связанный рассказ
4. В пределах полутора-двух страниц
Анализ результата:
1. Обратить внимание на то, от чьего лица ведется повествование. Если от первого лица (я сделал/сделала), то человек привык брать ответственность на себя. Если от 3 лица (он сделал, они сделали, она сделала, лирический герой сделал), то человек привык перекладывать ответственность на других людей. Если героя нет вообще, а есть только описание – налицо неприятие себя, жизни.
2. Дорога. Как выглядит дорога, так человек видит свою перспективу. Длинная, открытая и широкая дорога – человек понимает, чего хочет, верит в успех. Длинная и извилистая – живёт одним днём, боится планировать. Широкая, но грязная, неприятная дорога – кризис, заброшенность. Широкая, в ней увязают ноги – груз нерешённых проблем. Когда человек идёт параллельно дороге – значит, живёт не своей жизнью.
3. Забор символизирует отношение к нормам поведения, правилам, закону. Забор параллельно дороге – законы и регламенты принимаются. Забор появляется внезапно – внезапное столкновение с нормой, законом, их неприятие.
Форма забора: высокий забор – невозможность преодоления запрета, КПП в бетонном заборе – возможность нарушить запрет. Деревянный старый забор – устаревший запрет, который больше никого не интересует. Узорчатый забор – декоративный запрет, который нарушить легко, или незначительный запрет.
4. Сад (дерево, плод) показывает, насколько для человека важно то, что находится под запретом. Если человек проходит мимо, для него это не важно. Если человек что-то срывает, то ему важно что-то запретное. Чем больше описывается красота сада, тем больше человеку хочется чего-то запретного. Герой срывает плод и пробует на вкус – значит, есть желание испытать запрет. Проходит мимо – знает, что запрет есть, но он его игнорирует. Если сад бедный, значит, человека не интересует то, что под запретом. Опасное животное в саду означает, что существует наказание за нарушение запрета (чаще всего это животное – медведь). Опасное животное, агрессор – страх нарушения запрета. Животное не опасно (игрушка на полу, например) – человек смог побороть свой страх.
5. Конь (для женщины) Означает мужское начало и мужество. Если женщина описывает коня, это показывает ее взаимодействие с мужчинами. Например, если конь спасает девушку, то у неё есть мужчина-друг, который может ей помочь, а если конь проявляет агрессию, то есть некий мужчина, представляющий опасность для женщины, мешает ей.
6. Кошка с мужской точки зрения – это женщина. То если она путается под ногами, значит, какая-то женщина любит вмешиваться в процесс. Если с кошкой происходит что-то плохое, это значит, что есть женщина, которая мешает мужчине. Если кошка красива, описывается положительно, то существует женщина, которой мужчина симпатизирует. С женской точки зрения, кошка показывает отношение женщины к своей интуиции. Например, если кошка показывает верный путь, то это значит, что женщина прислушивается к своей интуиции, а если кошка описывается в негативном ключе, это значит, что интуиция есть, но она подсказывает что-то не то.
7. Сосуд – понимание другого человека в целом. Если сосуд прозрачный, то человек понимает людей, которые находятся вокруг него. Если сосуд непрозрачный, то это значит, что есть человек (или группа людей), которых рассказчик не понимает. Возможно, из-за их странного поведения. Если сосуд целый, то это значит, что человек не испытывает чувства вины за то, что нанёс вред другому человеку. А если сосуд разбит, то человек понимает, что нанёс вред. Если сосуд разбил кто-то другой, то это значит, что автор рассказа сваливает вину (ответственность) на другого человека.
8. Озеро – это целостность человека. Если в озере плавает агрессивная рыба, это значит, что человек привык отвечать агрессивно. Если мирная рыба, то человек более спокоен, может воспринимать критику в свой адрес. Если в озере нет рыбы – человек живёт в мире с другими людьми.
На основе произведенного анализа вы можете сделать вывод о том, как человек контактирует с внешним миром и другими людьми.
Метод незаконченных предложений Джозефа Сакса
Смысл: закончить предложения, подсчитать баллы, на их основе узнать, что чувствует человек на самом деле по отношению к некоторым явлениям. Все предложения сгруппированы по общим темам.
Порядок проведения:
1. Закончить предложения, вписав первое, что в голову придёт (можно прямо в книге). НЕ ОБДУМЫВАЙТЕ ОТВЕТ
2. После того, как всё напишете, указать рядом балл от -2 до +2 (максимально отрицательное и максимально положительное отношение к объекту соответственно).
3. Сложить все баллы по теме и на основе этого узнать, как человек относится к явлению.
Предложения:
1. Думаю, что мой отец редко _________
2. Если все против меня, то _________
3. Я всегда хотел _________
4. Если бы я занимал руководящий пост _________
5. Будущее кажется мне _________
6. Мое начальство _________
7. Знаю, что глупо, но боюсь _________
8. Думаю, что настоящий друг _________
9. Когда я был ребенком _________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня
является _________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной _________
12. По сравнению с большинством других
моя семья _________
13. Лучше всего мне работается с _________
14. Моя мать и я _________
15. Сделал бы все, чтобы забыть _________
16. Если бы мой отец только захотел _________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы _________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы _________
19. Если кто-нибудь работает под моим
руководством _________
20. Надеюсь на _________
21. В школе мои учителя _________
22. Большинство моих товарищей не знают,
что я боюсь _________
23. Не люблю людей, которые _________
24. Когда-то _________
25. Считаю, что большинство юношей
(девушек) _________
26. Супружеская жизнь кажется мне _________
27. Моя семья обращается со мной как с _________
28. Люди, с которыми я работаю _________
29. Моя мать _________
30. Моей самой большой ошибкой было _________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец _________
32. Моя наибольшая слабость заключается
в том _________
33. Моим скрытым желанием в жизни
является _________
34. Мои подчиненные _________
35. Наступит тот день, когда _________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _________
37. Хотелось бы мне перестать бояться _________
38. Больше всех люблю тех людей, которые _________
39. Если бы я снова стал молодым _________
40. Считаю, что большинство женщин
(мужчин) _________
41. Если бы у меня была нормальная
половая жизнь _________
42. Большинство известных мне семей _________
43. Люблю работать с людьми, которые _________
44. Считаю, что большинство матерей _________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
если _________
46. Думаю, что мой отец _________
47. Когда мне начинает не везти, я _________
48. Больше всего я хотел бы в жизни _________
49. Когда я даю другим поручение _________
50. Когда буду старым _________
51. Люди, превосходство которых над собой
я признаю _________
52. Мои опасения не раз заставляли меня _________
53. Когда меня нет, мои друзья _________
54. Моим самым живым воспоминанием детства
является _________
55. Мне очень не нравится, когда женщины
(мужчины) _________
56. Моя половая жизнь _________
57. Когда я был ребенком, моя семья _________
58. Люди, которые работают со мной _________
59. Я люблю свою мать, но _________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить,
это _________
Далее поставьте балл (рядом с ответом):
+2, если у вас получилось резко положительное предложение
+1, если предложение скорее положительное, чем отрицательное
0, если предложение нейтральное
– 1, если предложение скорее отрицательное, чем положительное
– 2, если предложение резко отрицательное
Сложите баллы по теме, впишите итоговый балл. Чем больше балл, тем лучше ваше отношение к описанному в предложении явлению (нет проблем). Чем ниже балл, тем хуже отношение к явлению (есть проблемы):
⠀ ⠀
Графический метод Т. П. Репновой
Смысл: Путём анализа рисунка можно сделать вывод о характере человека, его отношении к жизни.
Порядок проведения:
1. Нарисовать барана внутри бутылки
2. Ответить на вопросы:
1) Из какого материала сделана бутылка?
2) Что делает баран, какие у него желания?
3) Что вокруг бутылки?
4) Что внутри бутылки?
5) Что будет с бараном, если он выберется?
Как понимать результаты:
1. Бутылка: если расположена горизонтально, а горлышко направлено влево, это означает направленность в прошлое. Горлышко направлено вправо – направленность в будущее. Бутылка расположена вертикально— стремление решить проблемы настоящего.
2. Пробка: чем меньше прорисована, тем меньше проблема, и ее проще решить. Если пробка заштрихована, то проблема понимается, но не решается.
3. Горлышко: чем оно уже, тем сложнее решить проблему.
4. Края горлышка: если заштрихованы, то присутствует напряжённость в жизни.
5. Наличие лестницы: понимание, что проблему можно решить.
6. Поведение барашка: если барашек не пытается выбраться, а обустраивается внутри бутылки, то это значит, что человеку нравится свой внутренний мир, он не видит проблем вокруг себя.
7. Чего хочет баран? Ответ на этот вопрос показывает, чего хочет сам человек.
8. Отношение к внешнему и внутреннему миру: внутри бутылки находится внутренний мир, вне бутылки – внешний мир. Если автор изображения говорит, что баран не хочет выходить из бутылки, потому что внешний мир опасен, это значит, что человек воспринимает внешний мир и людей с опасениями. Как баран относится к внутреннему и внешнему миру, так к нему относится и автор рисунка.
Графологический метод
Смысл: позволяет сделать вывод о характере человека и его отношении к жизни на основе анализа почерка.
Порядок проведения:
1. Написать несколько предложений на листе (не тетрадном, а на А4!).
2. Поставить подпись внизу
3. Проанализировать получившееся.
Как понимать результаты:
1. Наклон почерка: до 30 градусов вправо значит, что человек привык открыто выражать свои чувства. От 50 до 60 градусов вправо – человек хочет общения, открыт необычным идеям. Несильный наклон влево – может контролировать эмоции, бывает скрытным, не говорит, что думает в действительности, может хранить тайну. Сильный наклон в левую сторону свидетельствует о том, что человек скрытный, очень хорошо контролирует свои эмоции, но может быть открытым для близких. Вертикальный почерк показывает, что в человеке в равной степени есть рациональность и эмоциональность, он взвешенно принимает решения. Почерк с отсутствующим наклоном также показывает, что у него есть некие принципиальные соображения, отличающиеся от мнения окружающих. Если наклон меняется время от времени, это говорит о нерешительности, эмоциональной неустойчивости человека, перепадах настроения.
2. Нажим письма: слабый нажим свидетельствует о том, что человек обладает тонкой душевной организацией, он скорее интроверт, чем экстраверт, обладает критическим умом, способностью контролировать себя и своё поведение. Средний нажим чаще всего означает, что человек предсказуем, от него не следует ждать чего-то неожиданно-плохого. А вот сильный нажим свидетельствует о том, что человек очень энергичен, способен долго и хорошо работать, да и после основной работы занимается физическими упражнениями. Зачастую любит общение и такую работу, где можно общаться с другими людьми.
3. Размеры букв во время письма. Если слово начинается с больших букв, которые со временем становятся маленькими, то человек хранит некие тайны – свои или других людей. Если же слово начинается с маленькой буквы, но потом они становятся большими – человек не способен хранить секреты, лучше ему их не доверять.
4. Петли: в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ». Если нижних петель нет, то человек обладает независимым мышлением, склонен к простым объяснениям, изобретателен. Если нижняя петля узкая, человек обладает осторожным мышлением, ему близки семейные ценности. Нижняя длинная и широкая петля говорит о том, что человек хочет быть замеченным, для него важно все материальное. Широта петли указывают на любовь к разнообразию.
5. Если человек задействует печатные буквы, это говорит о том, что человек открыт новому
6. Расположение строк: если строки скачут вверх-вниз, перед вами неустойчивый человек, ему трудно долго и стабильно работать, он склонен постоянно менять свои решения. Если строка сохраняет своё положение, то ее автор – устойчивый человек, контролирующий эмоции. Строка, уходящая вверх – признак оптимизма, человек целеустремлённый, склонен к физической активности. Напротив, если строка уходит вниз, то человек скорее скептик, любит смотреть на вещи трезво.
7. Округлость букв: если буквы обладают округлостью, человек склонен к сотрудничеству, открыт для общения с другими людьми. Если буквы угловатые, человек склонен к соперничеству, он независим и обладает критическим умом.
8. Подпись человека: если подпись наклонена влево, то человек может контролировать эмоциональное состояние. Если во всём тексте почерк мелкий, а в подписи его размер большой, это говорит о том, что человек пытается показать себя открытым к другим людям, хотя в действительности таковым не является. Если за подписью есть точка, то человек упрям. Наличие жирной точки говорит, что человек привык бросать вызов людям и реагировать на вызовы других. Угловатость в почерке показывает решимость и силу характера. Малопонятная подпись показывает, что у человека нет лидерских качеств. Горизонтальная подпись говорит об уравновешенном человеке, поднимающаяся вверх – об оптимизме, опускающаяся вниз – о пессимизме. Завитушки означают эгоцентризм.
Тесты на характер и темперамент
Смысл: каждый человек обладает своими чертами личности (интроверт и экстраверт, амбиверт), а также темпераментом (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Если вы знаете, к какому типу темперамента относится человек, то сможете выстроить с ним хорошие отношения, потому что будете знать, чего он хочет в данный момент. Если вы узнаете, к какому типу относитесь вы лично, то сможете понять, как лучше выстроить свой досуг, чтобы получать удовольствие.
Таблица экстраверсии и интроверсии
Амбиверт – среднее между экстравертом и интровертом.
Существует много тестов на эту тему, давайте возьмём 1 тест на интроверсию-экстраверсию и 1 тест на темперамент.
Порядок проведения:
1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте 2 столбца, озаглавьте их: «интроверт» и «экстраверт»
2. Фиксируйте свои ответы в таблице, в конце посчитайте, насколько в одном столбце отметок больше, чем в другом
3. Если разница больше 5, это значит, что вы выраженный экстраверт или интроверт, если меньше 5, то амбиверт.
1. Вы являетесь спокойным, сдержанным человеком?
Да (интроверт)
Нет (экстраверт)
2. Вы разговорчивый человек?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
3. Вы жизнерадостный человек?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
4. Вам нравится компания, в которой все друг над другом подшучивают?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
5. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
6. Вам нравятся оживлённые вечеринки?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
7. При знакомстве с новыми людьми обычно инициатором являетесь вы?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
8. На разных мероприятиях вы часто держитесь в стороне?
Да (интроверт)
Нет (экстраверт)
9. Вам нравятся суета и волнение вокруг вас?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
10. В компании с другими людьми вы чаще всего молчите?
Да (интроверт)
Нет (экстраверт)
11. Люди вокруг вас считают вас жизнерадостным?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
12. Вы можете устроить вечеринку?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
13. Просмотр фильмов и чтение книг вам нравится больше, чем общение с людьми?
Да (интроверт)
Нет (экстраверт)
14. Вам нравится часто бывать в компании?
Да (экстраверт)
Нет (интроверт)
15. Небольшое число самых близких людей вам нравится больше, чем большая компания?
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги