Книга Каноны и каноническое развитие. К истории развития церковного права на Востоке и Западе - читать онлайн бесплатно, автор Алексей Михайлович Величко
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Каноны и каноническое развитие. К истории развития церковного права на Востоке и Западе
Каноны и каноническое развитие. К истории развития церковного права на Востоке и Западе
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Каноны и каноническое развитие. К истории развития церковного права на Востоке и Западе

Алексей Величко

Каноны и каноническое развитие. К истории развития церковного права на Востоке и Западе

«Каноническое право составляет часть позитивного христианского опыта в рамках Благодати; Благодать предполагает Закон»

Джероза Либеро1.

«Кодекс канонического права совершенно необходим Церкви. Поскольку она строится по образцу социального и зримого организма, ей требуются нормы, благодаря которым становится зримой ее иерархическая и органическая структура и которые позволяют надлежащим образом наладить осуществление служений, вверенных ей свыше, особенно священной власти и преподания таинств, дабы согласно справедливости, основанной на милосердной любви, сложились взаимоотношения между верными Христу, чтобы христианская жизнь становилась все более совершенной, получала в канонических законах опору, защиту и поддержку»2.

I

Мир, созданный Творцом, совершенен. Разумеется, эти слова относятся в первую очередь к Церкви Христовой, тому «Божьему Дому», в котором человек не только спасается от греха, но уже здесь и сейчас пребывает рядом с Господом, причащается Ему. Поэтому, в Церкви нет ничего случайного и лишнего, все в ней – священно. Священно Писание и Предание, Вероучение, Таинства, Литургия и Евхаристия, и, конечно, каноническое право. Безосновательно полагать, будто все сакральные элементы церковной жизни важны, а каноны – лишь факультативный признак Церкви, некая дань ее земному бытию. Ведь, как справедливо замечено, источником как догматов, так и канонов является Божественное Откровение3.

В этом отношении, к слову сказать, мы с католиками едины. И то, что каноническое право может быть определено, как право, сообщенное в Откровении, познаваемое через Предание или обретающее в Предании видимую форму, говорит и русский канонист, и католический ученый4.

Вообще, церковная жизни, в которой Богоприсутствие ощущается на каждом шагу, качественно отличается от жизни других религиозных обществ, тем паче – нерелигиозных. Какую потрясающую, многогранную и удивительную картину двухтысячелетней истории Церкви раскрывают нам, например, каноны! Как литургика демонстрирует разные виды и формы славословия Богу, созданные при посредстве Святого Духа и закрепленные в обрядах различных Поместных церквей и церковных общин, так и свод канонических правил раскрывает процесс развития и становления Церкви Христовой во всей его полноте. Какие только практики не содержатся в них: в канонах без труда прослеживается процесс развития церковной иерархии, видов служений, форм благочестий, правил, должных организовать общество христиан самым совершенным и справедливым образом, способы духовного трезвления тех братьев и сестер, которые совершили недолжный проступок, и многое, многое иное.

Все, что когда-либо было создано христианством в различные времена и народы, и особенно в эпоху Древней Церкви, когда вера была крепка как никогда, а верность Богу превосходила ужас смерти и страх страданий – все вобрало и сохраняет в себе каноническое право. Замечательной особенностью Византии, которая стала колыбелью рождения православных канонических правил, является именно консервация всех практик, которые были рождены в лоне Церкви и применялись ею хотя бы на краткий период времени. Здесь создавалось не плоское полотно однотонной расцветки, а масштабная мозаичная картина всего христианского мира, сверкающая разноцветными гранями алмазов различной величины и достоинства.

Да, с течением лет происходила естественная универсализация не только Литургического обряда, но и канонов, должных оберегать и регулировать жизнь христианской общины. Но все они сохранились в памяти Церкви, ведь на всех них лежит печать Духа Святого, Любовь Бога к Своим творениям и взаимная любовь человека к Христу, духовный подвиг спасения.

Однако, любуясь этой красотой и вспоминая страницы победоносного шествия Христовой Церкви по Вселенной, обильно политого кровью мучеников и усыпанного вырванными с корнями плевелами ересей, нельзя забывать и о том, что каноны создавались не только для памяти. В первую очередь, каноны – это законы Благочестия, правила «совершенного, нормального порядка жизни, сообразного со Священным Писанием», которые Церковь исподволь черпала из своего духовного опыта, определяла как наилучшие, позволяющие не только в соответствии с волей ее Создателя и Спасителя обустроить жизнь христианского общества, но и предостерегающие и лечащие того или иного нарушителя высших нравственных устоев5.

Каноны указывают, какому Богу и как нужно молиться, изображать на иконах священные образы, преподавать Святые Дары и причащаться ими, а также закрепляют правила организации самого церковного тела, формирования иерархии и отношений между братьями и сестрами во Христе. Напомним, что сегодня Восточная церковь исповедует не только истинное учение о Богочеловеке, но и считает для себя незыблемыми 697 канонов, принятых семью Вселенскими Соборами, десятью Поместными соборами, а также определения, данные двенадцатью Отцами и Учителями Церкви и иными духоносными лицами. Вместе они составляют «Книгу Правил», имеющую важнейшее значение.

Среди них присутствуют правила, которые носят отчетливо-правовой характер, и поэтому данный вид канонов именуется «правовые каноны», а их совокупность – «каноническим правом Церкви». Другие имеют характер морально-нравственных наставлений и разъяснений, например, 1 правило Афанасия Великого, 39 правило Никифора Исповедника, 2 и 11 правила Николая Константинопольского, послания Геннадия Константинопольского и Тарасия Константинопольского против симонии, 6 и 7 правила Иоанна Постника. 16, 20, 21, 22 каноны VII Вселенского Собора также представляют собой моральные увещевания, в том числе о благопристойности в одежде и украшениях.

Некоторые акты носят рекомендательный характер, как, например, 13 правило Василия Великого три года не причащаться воинам после войны. Другие касаются порядка совершения Литургии, отдельных церковных таинств (56, 57, 58, 59, 75, 82, 101 каноны Трулльского собора, 15, 16, 18, 19, 20 каноны Лаодикийского собора), определения перечня канонических книг Священного Писания (66, 67, 68 каноны Трулльского собора), о возгласе «Трисвятое» (81 канон Трулльского собора). Некоторые нормы, например, 15, 16 и 86 правила Василия Великого, вообще не содержат никакого канонического постановления, и таковых в «Книге Правил» насчитывается немало.

Значительное число канонов посвящено вопросам покаянной дисциплины, порядка наложения церковных наказаний и принятия в церковное общение бывших еретиков или отпавших братьев: 2, 4, 7, 11, 30, 34, 38, 56-59, 61-68, 71 и другие правила Василия Великого, 68 (79) канон Карфагенского собора, 7 и 8 каноны Лаодикийского собора, 12, 19 каноны I Вселенского Собора, 7 канон II Вселенского Собора и другие.

Отдельную группу представляют правила, имеющие характер основополагающих принципов, должных быть положенными в основу новых канонов. В частности, 2 канон Анкирского собора, определяющий порядок принятия в общение кающегося грешника, 6 канон Сердикского собора, касающийся избрания и поставления епископа, 7 канон того же Собора, устанавливающий порядок оказания епископом благотворительно помощи, 18 и 19 каноны этого же Собора, а также 3 правило Иоанна Постника, которыми закрепляется принцип наложения епитимии на грешника, 10 правило Василия Великого и 10 канон I Вселенского Собора о возведении в клир ранее отпавших от Церкви лиц, 7 канон II Вселенского Собора о принятии в Церковь представителей отдельных конкретных ересей. 23 канон Халкидона утверждает принцип недопустимости клирикам оставлять свою епархию и пребывать в столичных городах.

II

Такой разброс сферы действия канонических правил неслучаен, поскольку Церковь пыталась соборно и прецедентно дать ответы на насущные проблемы, возникающие в том или ином месте, не особо озадачиваясь классификацией принятых актов. Как удачно выразился один автор, «феномен права Древней Церкви проявляется не как «совокупность норм», выраженных и закрепленных в канонах, но, скорее, как совокупность проблем, которые не могли быть проигнорированы правом и которые были им если не однозначно решены, то, по крайне мере, обозначены, и порой весьма рельефно»6.

Это были ее правила, которым она следовала в повседневной жизни. Равно как и частное право всех других религиозных организаций по римскому законодательству (jus religionis), имевшее четкие границы, за которые оно не могло выходить. Не случайно, даже во времена христианизированной Римской империи канон имел сферой своего применения исключительно внутрицерковные отношения, в отличие от императорского закона, покрывавшего все пространство этого государства и способного без всякого стеснения вторгаться и в церковную жизнь, активно ее регулируя.

Напротив, когда Отцы Карфагенского собора 339 г. попытались самостоятельно решить вопрос о разрушении языческих капищ в Африке, запрещении языческих пиршеств, празднеств и т.п. (каноны 67 -74), император св. Гонорий (395-423) немедленно напомнил им, что рассуждения о подобных вещах выходят за пределы епископской компетенции и они вправе решать лишь сугубо религиозные задачи, остальные же подлежат регулирования публичными законами царя7.

Эта граница между каноном и законом прослеживается еще довольно долгое время. Даже во времена Халкидонского собора 451 г. император св. Маркиан (450-457) не пожелал издавать от своего имени правила, которые были сформулированы его канцелярией по запросам разных лиц. Он посчитал правильным оформить их в виде канонов, для чего и передал готовые ответы Отцам Собора, которые и утвердили их своим определением. «Некоторые пункты, касающиеся чести вашей почтенности, – сказал царь, – мы предоставляем вам, почитая приличным, чтобы они были лучше канонически определены вами на Соборе, чем установлены нашими законами»8.

Лишь 131 новеллой императора св. Юстиниана Великого (527-565) от 545 г. каноны первых четырех Вселенских Соборов, бывших до него, а также правила, изданные Анкирским, Неокессарийским, Сердикским, Гангрским, Антиохийским и Лаодикийским Поместными соборами, получили статус государственного закона9. Отныне все они подлежали обязательному повсеместному применению.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Джероза Либеро. Каноническое право в Католической церкви. М., 1996. С.27.

2

«Кодекс канонического права». М., 2007. С.43.

3

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1902. С.213, 214.

4

Джероза Либеро. Каноническое право в Католической церкви. Ср.: Павлов А.С. Курс церковного права. СПб., 2002. С.33.

5

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С.137.

6

Вишневский А.А. Каноническое право. Древняя Церковь и Западная традиция. М., 2006. С.14.

7

Лашкарев П. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. Киев – СПб., 1889. С.67.

8

«Деяния Вселенских Соборов». В 4 т. Т.3. СПб., 1996. С.69.

9

Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. В 2 выпусках. Выпуск 1. М., 1874. С.128.

Вы ознакомились с фрагментом книги.

Для бесплатного чтения открыта только часть текста.

Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:

Полная версия книги