Григорий Гачкевич
Нас зовёт морской прибой
Посвящается всем влюблённым в море!
© Гачкевич Григорий, 2022
© Варя Череватенко и Ксения Волошина, иллюстрации, 2022
© Издательство «Четыре», 2022
Морская душа
Как же я люблю стихотворения о море! Григорий Гачкевич даёт мне возможность насладиться своими текстами в полной мере, утолить мою морскую жажду. Как же я люблю книги для детей, которые можно читать и взрослым – с неменьшим интересом. Книга «Нас зовёт морской прибой!» – это луч света в том непростом мире, где нам выпало жить. Я убеждён, что именно такие книги способны переделать людей, лишить их парадигмы зла посредством тонкого восприятия природы, через настоящую романтику мира, через благородство чувств и эмоций.
Книга состоит из трёх частей. В первой части автор предоставляет нам возможность познакомиться с отдельными стихотворениями. Эти тексты овеяны не только вдохновением, но полны запахами моря, его воздухом, его силой и величием.
Я качался в гамаке,Будто в лодке на реке,А с веслом меня сближалоЭскимо в моей руке.Казалось бы, неприхотливые четыре строчки. А сколько в них всего! Во-первых, прекрасное сравнение в первых двух, выполненное во всей чёткости силлабо-тонической системы, во-вторых, остроумный образ в третьей и четвёртой, ну и в-третьих, очень достоверное мечтание ребёнка о том, как переносить свойства обычной жизни на сказочное, несбыточное, но от этого не менее желанное существование. Это работает и в художественных, и в воспитательных целях. Если ребёнок учится представлять, он вырастает человеком добрым и с широким кругозором. То есть, показывая своего лирического героя таким, Гачкевич даёт маленькому читателю ориентир.
Не только в мечтах и фантазиях существует море в книге Григория Гачкевича. Есть и реальные картинки. Но дело не только в пейзажном подходе, Гачкевич пытается развеять страх перед стихией, заставить приручить её:
Солнцу прокричав «Подъём!»,Помахав ему с улыбкой,С папой в море мы пойдёмЗа большой и малой рыбкой.Ветер свеж, но не суров,Волны есть, но небольшие,А вообще-то я готовК самой яростной стихии.И здесь опять-таки вызывает восхищение, как точно расставлены слова, как умело создан между ними воздух. Первая строка, по-моему, идеальная для ребёнка поэтическая приманка. Кому же не хочется побороть природу, командовать ею, в том числе и восходом солнца?.. Плюс хорошо передана преемственность мужественности. Сын – отец – эта диалогема очень важна для понимания всего текста.
Всё это убеждает нас, что стихи Гачкевича, несмотря на внешнюю простоту, сотканы из множества смыслов и представляют собой настоящее драгоценное кружево.
Вторая часть этой книги открывает нам иные таланты Гачкевича.
Он потрясающе умеет выстроить игровую поэзию, превратить её в познавательнейший метафорический квест.
Необычная собачкаНе лает она и совсем не рычит:Такая собачка всё время молчит.Не нужен на улице ей поводок,Никто не зовёт её просто Дружок.Сарделька собачке такой не нужна,И будка уютная ей не важна.А дружит с кальмаром она и с треской,Ведь мы говорим о собачке морской.Здесь не только изобретательность, но и создание поля интереса. Наверняка ребёнок захочет узнать побольше о так дивно обрисованном существе.
Уверен, что не только детям будет интересен такой стихотворный путеводитель по разным видам морских обитателей. Автор показывает недюжинную эрудицию, научную пристальность и умение построить увлекательный стихотворный сюжет.
Честные прилипалыДалеко не идеалы,Даже в чём-то паразиты,Мы − простые прилипалы −Этим, в общем, знамениты!Но нет радости нам в этом,Не желаем жить в обмане.Мы хотим, как все − с билетомПлавать в море-океане.Игра слов, не вычурная, а естественная, – это качество, необходимое для писателя, мыслящего свою аудиторию среди детей. Гачкевич – классический детский писатель, который не заигрывает с детьми, а ведёт их к знаниям, ведёт их по увлекательной стране под названием «жизнь».
Венчает книгу поэма «О морях и мореходах». Поэма – сложный в наше время жанр, не прост он и для детского восприятия, поскольку ребёнок настроен на клиповую структуру, ему тяжелее воспринимать горизонтальный текст. Тут следует сразу же задать правильный ритм, ритм, который будет нести сознание, ускорять его, а не замедлять. Нужно ощущение, родственное тому, что испытывают дети, скатываясь с горки:
Так непросто плыть, когдаТы не видишь береговИ солёная водаБьёт тебя поверх бортов.Гачкевич выбирает хорей. Что ж! Не без риска. Но строгость структуры и умелые манёвры с безударными слогами создают клубок, который разматывается легко.
В поэме для детей на первый план выходит сюжет. Тут не должно быть никаких туманностей, намёков, нечётко прописанных катренов. По кирпичику нужно возводить здание захватывающего рассказа.
А начать хочу рассказЯ с народов и культур,Там возникших, где сейчасЯрко светит Сингапур.А ещё ИндокитайЗдесь для нас ориентир,Австронезией тот крайНазовёт научный мир.Всё это у Гачкевича получается. Он демонстрирует нам, как можно во внешне простую форму закладывать удивительное содержание, богатое, образное, утончённое, имеющее как воспитательную, так и эстетическую функцию.
Максим Замшев,
российский поэт и прозаик
Часть 1
Белый кораблик
Морской прибой
Нас зовёт морской прибойСине-бело-голубой.Защекоченный волной,Он хохочет, как живой, −И бурлит, и пенится,Крутится, как мельница,Но потом он стелетсяИ едва шевелится.А набравшись сил, прибойСнова очень озорной.Мы бежим к нему с тобой,Поиграть хотим с волной!Гамак и море
Я качался в гамаке,Будто в лодке на реке,А с веслом меня сближалоЭскимо в моей руке.В летнем зное всё текло,И, пока я ел «весло»,Мыслям места было мало,Вот меня и понесло!Я подумал, что не зряВсе суда спешат в моря:Есть там место разгулятьсяДля любого корабля.И хоть скромен мой гамак,Он по форме как каяк,Так что я смогу добратьсяК морю этак или так.Чтобы быть там поскорей,Я качнул гамак сильней,А в итоге оказалсяСредь берёзовых ветвей.Но, взглянув через листвуВверх на неба синеву,Понял я: нельзя сдаваться!И решил, что доплыву!Так что, море, не скучай!В гамаке меня встречай!Герой
Я сегодня в море плыл:Плыл легко, как крокодил,Плыл с восторгом, как дельфин,Плыл без помощи, один!Нарукавники и кругСтали не нужны мне вдруг,Надувной матрас забыт −Я плыву как рыба-кит.Радость мне не передать −Сам умею я нырять,Страха нет перед водой −Настоящий я герой!Но, желанью вопреки,Не плыву я за буйки.Моряк
Стать хочу я моряком.С морем я уже знаком!Мне по нраву чаек крики,На воде от солнца блики,Мне приятен шум прибоя,Гонки ветра за волною.Мной любима моря пена,Мне всё море − по колено!Ну слукавил я чуть-чуть:Море всё же мне по грудь.Мужское счастье
Солнцу прокричав «Подъём!»,Помахав ему с улыбкой,С папой в море мы пойдёмЗа большой и малой рыбкой.Ветер свеж, но не суров,Волны есть, но небольшие,А вообще-то я готовК самой яростной стихии.Папа держит курс вдоль скал,Я забрасываю снастиИ, хотя ещё я мал,Знаю, в чём мужское счастье.Счастье − с раннего утраВстав уверенно к штурвалу,Знать, что мама и сестраВыйдут вечером к причалу.И придёт обжора-котНепременно вместе с ними,Он уверен наперёд:Мы вернёмся не «пустыми»!Солнечное молоко
В полдень солнце влило в мореКовш парного молока.Браво солнечной корове,Что пасётся в облаках!Я, от счастья замирая,Среди тёплых волн плыву!Пена волн теперь парная:Это − чудо наяву!И, пока плыву я в далиНа спине и на боку,Я мечтаю, чтоб упалиС неба плюшки к молоку!Птицы хвалят лето
Между мной и морем − птицы,Что поют с пяти утраТак, что, в общем, потеснитьсяШуму волн уже пора.Столько в песнях птиц куплетов,Но важней всего припев:Ведь они в нём хвалят лето,Каждый звук собой согрев!И, оставив сны в кровати,Жду я, окна все открыв,Кто из птиц ещё подхватитЭтих песен перелив…Белые барашки
В синем море кувыркалисьБелые барашки,На волнах они катались,Мягкие кудряшки!Вверх все дружно подлетали,Неба чуть касаясь,И, как облачки, порхали,Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги