Рамеш Балсекар
Сеть драгоценных камней
© Ramesh S. Balsekar, 1996
© В. Виногродская. Перевод, 2004
© ООО ИД «Ганга», оформление, 2020
Введение
У вас в руках книга афоризмов, разбросанных по многочисленным произведениям современного просветленного учителя Рамеша С. Балсекара. С чтением подобной книги сопряжена та же проблема, что и с поглощением огромной коробки шоколадного ассорти. Если жадно поедать конфеты одну за другой, они быстро теряют свою индивидуальность, растворяясь в скучном сладком однообразии. Уже пресытившись, но так и не в состоянии остановиться, беспомощный обжора обнаруживает, что переваривает пригоршни лакомств, так и не ощутив их чудесного вкуса.
Решение, конечно же, – в столь редкой и ценной умеренности потребления. Если взять один кусочек и смаковать его со всем вниманием, то в каждом из них открывается своя глубина, характер и тонкость. К сожалению, умеренность – не та черта, которая обычно ассоциируется с ищущими Истину, поэтому мы представляем это собрание афоризмов Рамеша в форме индивидуальных дневных, утренних и вечерних медитаций.
Важно только помнить, что эти медитации – не загадки, которые надо отгадать, не шифровки, которые надо «взломать», и не витаминные пилюли, которые проглатываются целиком. Они скорее из разряда редкого угощения, которое надо мягко опустить в интуицию сердца и позволить растаять.
В таких простых моментах иногда открывается великое Понимание.
Уэйн ЛикерменЧитателю от редактора
[английского издания]
Это собрание пойманных на лету афоризмов – голый остов учения Рамеша. За плотью обращайтесь к его другим более многословным произведением. А еще лучше, к самому Рамешу, чье глубоко проникающее, полное юмора, дарящее и вызывающее любовь присутствие не поддается переносу на бумагу.
Рамеш попросил меня рассказать здесь что-нибудь из моего личного опыта, и, насколько я могу упомнить, моим единственным всепоглощающим стремлением всегда было разгадать тайну жизни до самого конца. Этот страстный интерес в течение многих лет вел меня по многоцветному гобелену переживаний к встречам с различными мудрецами, с одними – личным, с другими – через их учения. Среди них Рамана Махарши и Нисаргадатта Махарадж были наиболее выдающимися провокаторами, но оба они уже унесены за пределы досягаемости смертью. Что касается Нисаргадатты Махараджа, читать его было все равно, что в первый раз надеть свою собственную одежду. Когда он умер прежде, чем я до него добрался, я почувствовал, что в этом мире мне больше не к кому пойти. И все же меня не покидало подозрение, что ток того напряжения, который протекал через него, не мог исчезнуть просто так, что он должен найти постоянный выход через кого-нибудь еще. Но ключ к тому, кто бы это мог быть, я получил лишь несколько лет спустя.
В 1987 году, когда я пересекал границу США и Мексики на пути в Колорадо после восьми месяцев разведки приискового золота в отдаленных районах Сьерра Мадре, я почувствовал абсолютно иррациональный импульс поехать в Калифорнию. У меня не было причин ехать туда, но это превратилось в настоящую навязчивую идею, пока я наконец не сдался и не повернул на запад вместо севера. Несколько дней спустя перед моим взглядом уже расстилался Тихий Океан в Санта Монике. Так как большую часть прошлого года я был оторван от двадцатого века, первым делом я заглянул в ближайший книжный магазин, и первой попавшейся мне в руки книгой оказались «Знаки на пути от Нисаргадатты Махараджа» Рамеша Балсекара. Заметив мой интерес, хозяин магазина спросил меня, знаком ли я с Балсекаром. И когда я сказал, что нет, но хотел бы, он сообщил, что Балсекар как раз впервые приехал в Соединенные Штаты и сейчас находится в Лос-Анджелесе, и что каждый день он встречается с небольшими группами людей. Необъяснимый импульс, толкнувший меня на запад из Эль Пасо, неожиданно принес плоды!
На следующий день я вошел в комнату, где приблизительно пятнадцать человек в состоянии полной поглощенности сидели перед мужчиной, который с необычайнейшим мягким напором вел оживленный разговор – Рамешем. Не прошло и нескольких минут с момента входа, как я знал. Это был человек, которого я ждал – неизбежное и единственное звено связи с Бесконечностью, которое есть гуру. Я пришел домой. Моя дорога закончилась прямо тогда и там, у ног Балсекара. Это то, что я узнал тогда, и все, что я знаю. Остальное не имеет значения.
Все, что лежит выше того, где закончилась эта дорога, столь же невыразимо, как и непредсказуемо. Принимают ли личные отношения с человеком, подобным Балсекару, явную форму или остаются невыраженными, уже несущественно, так как то, что происходит в действительности, вообще неуловимо. Оно подкрадывается сзади, когда ты не смотришь. Бывают моменты, когда эго теряет бдительность и становится уязвимым для самого незначительного воздействия гуру, которое может тогда высвободить неожиданные сокрушительные силы в приливах и штормах любви, выходящей за рамки любых человеческих систем обозначений.
То, что таится за непримечательными и кажущимися обыкновенными личностью и поведением гуру, – такой запредельной утонченности, что о нем нельзя сказать ничего, за исключением того, что оно имеет свойство растворять вселенные при соприкосновении. Реальность уступает иному порядку величия. Гуру – это индивид, не являющийся индивидом. Он – каждый индивид. Он близок и необъятен – вечная загадка, неподдающаяся слепоте разума и глянцу его слов. В нем текут пространство и время. Он буквально Все и Ничто. Ты знаешь это, когда ты это знаешь. И тогда ты теряешься. Ни одному участку отождествления с личностью не пережить этого двунаправленного стирания любовью гуру. В обществе таких, как Балсекар, нет спасения. Ты разоблачишь себя, вопреки себе самому. Опасность в том, что можно умереть от смеха. Рано или поздно на тебя обрушится то, что в этом крошечном манежике личного опыта уже нет никакой драмы, и что ничто в существовании и не было никогда ничем, кроме полного автоматизма вплоть до самой незначительной детали, подобно вращению карусели, все движение на которой управляется тем, что за ней. А скрыт в этом абсолютно неизбежном знании секрет свободы, из которой нет пути назад.
Да будешь ты, читатель, благословлен милостью гуру, и пусть этих кратких как удар кувалды высказываний из этой книги будет достаточно, чтобы вбить невыразимый гвоздь Истины в твою голову раз и навсегда.
Гари Старбак Санта Фе Нью Мехико 19931 января
•
Вселенная беспричинна, подобно сети драгоценных камней, каждый из которых – не более чем отражение всех остальных в фантастической гармонии взаимосвязей без конца.
•
Самореализация не требует усилий. Ты уже есть то, что пытаешься найти.
2 января
•
Просветление – это абсолютная пустота ума. Ты ничего не можешь сделать, чтобы обрести его. Любое усилие может быть только препятствием на пути к нему.
•
Лишь прекратив бесполезную концептуализацию, ты станешь тем, чем был всегда.
3 января
•
На феноменальном уровне единственная вещь, не являющаяся концепцией, есть это вот знание, которое доступно любому человеческому существу, любому чувствующему существу в любой момент времени: я существую, Я ЕСТЬ в этот миг, здесь и сейчас.
•
Истинное видение требует изменения не просто направления взгляда, но изменения в самом средоточии видения, в результате чего исчезает сам видящий.
4 января
•
Единственно возможное истинное понимание состоит в том, что ничего нет, в том числе и того, кто понимает.
•
Концепции в лучшем случае могут служить для отрицания друг друга, подобно тому как одним шипом можно удалить другой. Когда же шип удален, надо выбросить оба. Только в глубоком безмолвии мы действительно оставляем концепции позади. Слова и языки имеют дело только с концепциями и потому не могут приблизить к Реальности.
5 января
•
Между чистой осознанностью и осознанностью, отраженной как сознание, существует пропасть, непреодолимая для ума. Отражение солнца в капле росы не есть само солнце.
•
Проявление может принимать любое число форм, но общим основанием всех этих форм является Сознание, без которого не может быть ничего.
6 января
•
Источник Сознания – это Сознание. Сознание – это все, что есть.
•
Вселенная следует своим беззаботным, мистическим, магическим путем до тех пор, пока ты не начинаешь пристально ее разглядывать, и, разглядывая ее, ты создаешь проблемы. Вселенная функционирует без проблем.
7 января
•
Мы чувствуем, что можем поступать по собственной воле, и все же глубоко внутри мы знаем, что существует порядок бесконечно более мощный, чем тот, который будто бы определяет нашу жизнь.
•
Мудрый человек лишен эго, хотя может казаться, что он использует его. Его пустой или пребывающий в состоянии поста ум и не занят ничем, и не не занят ничем. Он вне выбора, не то и не это. Он – все и ничто.
8 января
•
Нет способа, позволяющего контролировать последствия твоих действий. Жизнь – это безличное течение, и ты не можешь контролировать ни свою, ни чью бы то ни было жизнь.
•
Истинное блаженство – это отсутствие нужды в блаженстве. Состояние просветления не нуждается ни в блаженстве, ни в чем-либо еще.
9 января
•
Просветление – это просто понимание, в котором нет понимающего. Это полное отдавание себя, при котором нет никого, чтобы что-то отдавать.
•
Твои сомнения никогда не устранятся полностью, пока восприятие не выйдет за границу феноменальности, но такое восприятие – дело не воли, но Милости.
10 января
•
Только то, что предшествует появлению этого тела-сознания, есть твое истинное Я. Вот Реальность. Это – здесь и сейчас, не может быть и речи о том, чтобы кто-то смог достичь или постичь ее.
•
Когда ощущение «меня» исчезает полностью, двойственность растворяется в экстазе.
11 января
•
Не может быть никакого реального решения концептуальных проблем, за исключением рассмотрения проблемы в истинном свете – как пустой мысли. Такой вещи как «проблема» не существует ни в каком виде помимо чисто концептуального.
•
Невозможно сделать ум пустым.
12 января
•
У медитации не должно быть никаких целей, что означает полное отсутствие ожиданий. В эти мгновения не ты находишь Реальность, а Реальность находит тебя. Просто посиди мгновение в покое.
•
Проявление всего явленного основано на принципе двойственности, которая начинается с ощущения «Я ЕСТЬ».
13 января
•
Интеллектуальное понимание основано на причине и следствии, сопряженных со временем. Интуитивное понимание – вне времени, причина и следствие в нем едины.
•
Без самореализации никакая добродетель не будет истинной. Только проникнувшись глубочайшей убежденностью, что одна и та же жизнь течет во всем, что ты и ЕСТЬ эта жизнь, только тогда ты станешь любить естественно и спонтанно.
14 января
•
Человек, страшась незащищенности и надеясь на помощь со стороны высших сил, создает концепцию сверхъестественного Бога. Но и этот Бог, и сама сущность, стремящаяся к безопасности в нем, оба они – не более чем концепции.
•
Что касается метафизической дуальности, то нет никакого конфликта между противоположностями. Человеческие конфликты между добром и злом, удовольствием и болью, счастьем и несчастьем настолько же немыслимы в природе, как электрический ток без обоих – положительного и отрицательного – полюсов. Принцип полярной двойственности может быть понят метафизически только через готовность принять все взаимосвязанные противоположности как саму основу вселенной и жизни в ней.
15 января
•
Настоящая медитация означает уничтожение эго. Эго не хочет этого. И когда медитация случается, ум немедленно говорит: «Хватит терять время, займись чем-нибудь полезным».
•
Опыт никогда не бывает реальным, но только концептуальным. Каким бы ни был опыт, он остается событием, имеющим место только в сознании.
16 января
•
Молчание ума, которое появляется в результате глубокого понимания, – это и есть естественная спонтанная медитация, которая просто случается.
•
Когда ты действительно постигаешь, что эта жизнь и ее проживание – абсурдны, ты присоединяешься к танцу. Ты принимаешь участие в этом абсурде. Организм тела-ума продолжает жить в этом мире, но без какого бы то ни было чувства личного делания.
17 января
•
Проблемы должны растворяться, а не разрешаться, потому что решений нет. Единственный способ растворения проблем – простое наблюдение за ними, по мере того как они возникают.
•
С реализацией Истины нет ни зависимости, ни освобождения. И тот мир, который нам снится во сне, и этот, который снится нам наяву, исчезают в космическом растворении, подобном состоянию глубокого сна.
18 января
•
Любовь, как ее обычно понимают, предполагает разделенность, в то время как в истинном необъектном отношении мы не любим других, мы СУТЬ эти другие.
•
Чувственный опыт не может обусловить человека, который относится к нему равно без энтузиазма, без опаски, но с безразличием.
19 января
•
Абсолютное Присутствие – это вездесущее око, размером с вселенную. Это центр бесконечности, который видит все, и все же не видит, поскольку это – само видение.
•
Это не настоящее мчится мимо нас с головокружительной скоростью. Настоящее мгновение воистину вечно. Горизонтальная последовательность времени создается нашим несовершенным восприятием. Последовательная длительность – следствие линейной вербализации нашего расщепленного ума, который схватывает внешний мир не одномоментно, но интерпретирует его превратно, извлекая куски и осколки и называя их вещами и событиями.
20 января
•
Единственное условие реализации Истины состоит в том, что желание познать ее должно быть всепоглощающим. Ты не можешь увидеть ЕЕ, не можешь ощутить ЕЕ, только потому, что ты не хочешь ЕЕ по-настоящему – ты слишком занят удовольствиями и печалями своего конечного существования.
•
Ощущение себя живым, присутствующим, настолько пьянит человека, что зачарованный и захваченный его проявлениями, он забывает выяснить, существует ли это зрелище в действительности или оно не более, чем галлюцинация, сон, мираж.
21 января
•
Пространство и время, мужское и женское, субъект и объект, бытие и небытие – все теряется в потоке Реализации.
•
Чувство страха порождается интеллектом, так как именно интеллект отвергает перемены и стремится к безопасности.
22 января
•
Для человеческого существа, воспринимающего себя как отдельную сущность, удел которой пребывать в состоянии озадаченности, Сознание должно создавать новые загадки. Все, что происходит, – это забава Сознания.
•
Когда придет понимание того, что «и это пройдет», будь то счастье или беда, это понимание принесет с собой радикальное изменение видения.
23 января
•
Только тот, кто способен видеть собственное лицо без зеркала, может узреть свою истинную природу. Что это за видение? Видеть без зеркала – значит видеть не глазами, видящими предметы, но видеть как ТО, что видит. Это видение изнутри, или озарение самого Сознания, в котором нет никого, кто видит.
•
Когда мышление, дисциплина и опыт, сделав все, что в их силах, наконец, признают свое полное поражение, они больше не действуют. Это состояние – за пределами и слов, и молчания. Это ни то и ни другое. Абсолютный ноумен невозможно пережить. Знать его – означает БЫТЬ им.
24 января
•
Знание истины приходит, когда в человеке рождается бесстрастие после того, как он узнает из собственного опыта, что все, что жизнь приносит, в действительности пусто. Человек-мирянин становится мудрецом через познание непривязанности как освобождения, а страсти к чувственным объектам и переживаниям – как зависимости.
•
И зависимость, и вызываемое ей страдание основаны не просто на отождествлении с телом, но на отождествлении с полностью воображаемой субъективной сущностью, существование которой выведено из отождествления с телом.
25 января
•
Самая первая мысль «Я ЕСТЬ» является основанием всего последующего мышления и по сути самим источником ума.
•
Как вода безмятежна, когда свободна от ряби, так и ум безмятежен, когда свободен от мыслей, когда он пассивен и максимально восприимчив. Когда спокоен – ум отражает Реальность. Когда абсолютно неподвижен – он растворяется, и остается только Реальность.
26 января
•
Пытаться установить контроль над умом – все равно что пытаться разгладить волны доской. Это приводит только к еще большему беспокойству.
•
Настоящее понимание приходит извне. Оно не принадлежит измерению пространства-времени. Поэтому его можно называть только Милостью. Открытость и восприимчивость твоего существа к этому другому измерению – забота Милости.
27 января
•
Бороться с эго невозможно. Прими эго и позволь ему делать свое дело. Это понимание постепенно отодвинет эго на задний план.
•
В результате интеллектуального развития человек, в отличие от всего остального в природе, начинает стремиться к совершенной, или идеальной, гармонии, которую он себе только представляет, но которую никогда не переживал в действительности. Это извечная проблема, от которой невозможно освободится посредством усилий.
28 января
•
Стремление человека ошибочно в корне – вместо того чтобы БЫТЬ универсальным Сознанием или Абсолютной Основой, то есть тем, что он ЕСТЬ на ноуменальном уровне, человек стремится к воображаемому идеальному счастью в своем существовании в качестве феноменального объекта, пытающегося стать чем-то иным.
•
Мир снов содержит все необходимые признаки «настоящего» мира. Но продолжающееся явление вещи не есть доказательство ее реальности, вне зависимости от того, представляется ли вещь спящему уму или бодрствующим ощущениям. Лишь с растворением всего явленного происходит пробуждение к высшей Реальности Я.
29 января
•
Когда человек, наконец, принимает, что он не может найти смысл в жизни на основании чего- либо твердо установленного, тогда и только тогда в жизни появляется смысл!
•
Личность, или «я», представляет себя ограниченной и заключенной в какое-то определенное тело. Самоисследование ищет источник этого ложного «я», направляя на него луч внимания или осознанности, вследствие чего «я» исчезает, поскольку не обладает никаким независимым существованием. Личность оказывается просто иллюзией. Остается все то же универсальное Сознание, которое всегда было там как истинная природа или само БЫТИЕ искусственного «я».
30 января
•
Беспокоиться – значит истощать себя. Стремиться к власти или использовать силу означает подвергать перенапряжению свой организм.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги