Александр Родригес-Фернандес, Андрей Дербенев
История восточных религий. Учебное пособие
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Рецензенты:
Л. М. Ляшенко, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики МИГУ
Е. А. Канаев, доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Авторы выражают глубокую признательность за помощь, которую им оказали при написании книги В. А. Кузнецов, Р. Г. Ланда, В. В. Наумкин, А. И. Яковлев
Пояснительная записка
Учебное пособие «История восточных религий» призвано раскрыть особенности религии как закономерного явления в истории социальной и духовной жизни обществ на Востоке. В последние десятилетия наряду с процессом ускоренного или замедленного социально-экономического развития становится заметным возрастание иных факторов развития, тех, что относятся к цивилизационным характеристикам отдельных обществ на Востоке, религиозным проблемам. Кроме того, это устойчивые из века в век характеристики, с одной стороны, подчас осложняли и замедляли процессы религиозного, культурного и социального развития, но, с другой стороны, сохраняли для этих обществ потенциальную возможность выработки иного пути развития. Наконец, процесс глобализации в большей или меньшей степени накладывал свой отпечаток на ход развития всех стран и обществ. Содержательная специфика пособия связана с попыткой анализа истории религий на Востоке как особой формы социального бытия, отражающей тесную взаимосвязь всех сторон общественной жизни, последовательную интеграцию социального опыта и общественных идеалов. Пособие предполагает знакомство с широким кругом социокультурных установок, теоретических концепций и идеологических постулатов, отражающих присущий восточным обществам взгляд на природу и задачи политической власти, основы социального благосостояния, принципы межчеловеческих отношений, ориентиры общественного прогресса. Обладая собственными специфическими функциями в системе общественного сознания, религиозные идеи одновременно представляют собой своеобразное зеркало всех базовых координат мировосприятия, обозначают своего рода «алгоритм социального мышления», моделируют ценностно-мотивационную среду, обеспечивающую социализацию человека. Таким образом, пособие позволяет не только существенно расширить представления учащихся об истории стран Востока в Новое и Новейшее время, но и приобрести опыт социальной диагностики, критического мышления.
Тема I
Основы исламского вероучения
1.1. Возникновение ислама. Догматика и культ ислама. Духовные источники ислама (лекция)
План1. Условия возникновения ислама. Политическое положение в Аравии.
2. Коран и начало ислама. Религиозная культура и формирование исламской правовой системы.
Ислам (на арабском – покорность) – одна из наиболее распространенных мировых религий, называемая третьей мировой религией наряду с буддизмом и христианством. Мусульмане (откуда ее другое название – мусульманство) – ее последователи. Они составляют подавляющее большинство населения в странах Ближнего Востока.
Классическая исламская теория делит мир на две части: земля ислама – «дар аль-ислам» и земля не под контролем ислама – «дар аль-харб» (земля войны). В «дар аль-ислам» кроме мусульман могут жить «люди Писания», то есть монотеисты (христиане, евреи и т. д.), которые признают богооткровение. Эти монотеисты на территории «дар аль-ислам» называются «зимми». Им разрешено управлять собственными делами на условиях, что они принимают исламскую политическую гегемонию и платят налог «джизья».
«Люди Писания», живущие на территории «дар аль-харб», считаются «харби», то есть военные противники, так же как и «кафиры» – неверные. Признавалось, что на территории «дар аль-харб» существует политическая власть немусульман, но в теории рано или поздно эта территория должна быть поглощена «дар аль-ислам». Для этого надо вести джихад, который является обязанностью всех верующих, призванных защищать и пропагандировать свою религию. Джихад отнюдь не означает, что на практике нужно вести войну, хотя теоретически состояние войны существует между «дар аль-ислам» и «дар аль-харб». Универсализм в исламской концепции миропорядка означает «идеологическое распространение мирными средствами, а не путем насильственного проникновения».
Среди причин возникновения ислама в Хиджазе, области и оазисе Западной Аравии, в начале VII в. в первую очередь следует отметить начавшийся процесс распада родоплеменных отношений в среде аравийского населения и начало фрагментации общества. Ведь монотеистическая религия приходила на смену язычеству, представленному огромным пантеоном общеаравийских и местных племенных богов. Основателем ислама являлся Мухаммад из племени курайшитов, обитавшего в Мекке и ее окрестностях.
Главная священная книга – Коран. В роли основателя и пророка религии выступил Мухаммад. Пророк излагал свое учение в форме откровений, ниспосланных ему Аллахом. Мухаммад называл Бога не «рахманом», а Аллахом, то есть именем племенного божества курейшитов. Коран состоит из сур (глав), а суры – из аятов (стихов). Ранний период появления и развития ислама проходил в Мекке с 610 по 622 г., когда вокруг Мухаммада сплотились его первые ученики и последователи. Однако со временем проповеди Мухаммада вызвали отторжение, а затем и враждебность языческих соплеменников будущего пророка. Это стало причиной важнейшего события ранней истории ислама – бегства Мухаммада и его сподвижников из родной Мекки в область (оазис) и город под названием Ясриб, впоследствии названный Медина, куда они были приглашены местным населением. Это событие получило название «хиджра» (переосмысление, исход) и считается исходной датой мусульманского календаря. С течением времени в Медине создалась община верующих (мусульман), она формировалась главным образом по религиозной принадлежности, где кровнородственные связи не имели значения. Во главе этой общины стоял Мухаммад, выступавший в роли вероучителя, военачальника и верховного судьи мединских мусульман, получивших почетное название мухаджиров (спутников пророка по хиджре) и примкнувших к ним бедуинов Медины, прозванных ансарами (помощниками пророка).
Главный догмат ислама – единство бога-Аллаха, который, по Корану, «не родил и не рожден и никого не было равного ему» (сура 112). Мусульманин обязан проявлять покорность и терпение. Имущественное и социальное неравенство, в том числе рабство, представлены в Коране как божественные установления. Зато в загробном мире покорным и терпеливым праведникам обещаны райские наслаждения, а нечестивые грешники должны попасть в адское пламя. Чтобы воспитать у мусульман чувство постоянного преклонения и зависимости от Аллаха, Коран предписывает совершать пятикратную молитву, соблюдать пост, предпринимать паломничество в Мекку, ставшую главным священным центром ислама (второй по значимости – Медина, а третий – Иерусалим). Мусульманин обязан также платить налог – закат и делать пожертвования – садака.
Ислам, как и всякая религия, изменялся в соответствии с развитием общественных отношений. После арабских завоеваний было создано обширное мусульманское государство Халифат, названное так по титулу его правителей халифов (преемников) – светских и духовных владык мусульман. В государстве уже преобладали раннефеодальные, а позже развитые феодальные отношения. После смерти Мухаммада была создана вторая по значимости священная книга ислама – Сунна, священное мусульманское предание, состоящее из хадисов – рассказов об эпизодах жизни Мухаммада и его ближайших сподвижников, их поступков, высказываний и наставлений. Кодифицированная в IX в., Сунна стала священной литературой, дополнявшей и разъяснявшей Коран, и явилась одной из основ мусульманского права – шариата.
Антифеодальные движения крестьянских, плебейских и бедуинских масс получили свое идеологическое выражение в учениях различных мусульманских сект. Первой сектой в исламе были хариджиты, которые вели вооруженную борьбу во имя равенства всех мусульман, но проявляли свирепый фанатизм и крайнюю нетерпимость к ортодоксальным мусульманам.
Ислам распространялся в Халифате в VII–VIII вв. и встречал идеологическое сопротивление христианства, иудаизма, зороастризма и манихейства. Борьба с ними вызвала в конце VIII в. появление мутазилитов. Мутазилиты пытались ввести свое учение о наличии свободной воли у человека, но потерпели поражение в борьбе с поборниками мусульманского правоверия. Но последние в целях сохранения своего влияния на массы были вынуждены воспринять методы мутазилитов. Так создалось мусульманское богословие – калам (арабское, речь, слово). Основоположником калама считается Ашари (874–935). Уже в I в. мусульманской эры (хиджры) в исламе произошел раскол: мусульмане разделились на приверженцев двух основных направлений – суннизма и шиизма. Этот раскол был вызван борьбой за верховную власть в Халифате между двумя группировками господствующего класса. Шииты, являвшиеся меньшинством, были сторонниками четвертого «праведного» халифа Али (656–661), двоюродного брата и зятя Мухаммада (отсюда название «шииты» – партия сторонников); он стал первым шиитским имамом как родственник «посланника Аллаха». Большинство же мусульман остались суннитами, которые признавали омейядских (первая династия с центром в Дамаске), а затем аббасидских (их преемники, сделавшие столицей Багдад) халифов светскими государями и верховными духовными руководителями «общины верующих», то есть всех мусульман. С X в., в ходе распада Багдадского халифата, аббасидский халиф, лишившись политической власти, сохранил функции суннитского верховного имама, считавшегося защитником и охранителем вероучения ортодоксального ислама.
Коран и Сунна стали у суннитов основными произведениями религиозной литературы – священного писания и священного предания. В дополнение к ним, отражая процесс развития феодального общества, еще одной основой мусульманского правоведения (фикха) была признана так называемая иджма – единодушное решение мусульманских авторитетов по важному богословскому вопросу. Правоведы – факихи – составили своды мусульманского права – шариата. Применение адатов, то есть обычаев, регулировавших общественные отношения у некоторых племен и народностей, обращавшихся в ислам, было допущено наряду с нормами шариата.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Вы ознакомились с фрагментом книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста.
Приобретайте полный текст книги у нашего партнера:
Полная версия книги