Книга Казначейство. Автоматизированные бизнес-технологии управления финансовыми потоками - читать онлайн бесплатно, автор Петр Алексеевич Жданчиков
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Казначейство. Автоматизированные бизнес-технологии управления финансовыми потоками
Казначейство. Автоматизированные бизнес-технологии управления финансовыми потоками
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Казначейство. Автоматизированные бизнес-технологии управления финансовыми потоками

Петр Алексеевич Жданчиков

Казначейство. Автоматизированные бизнес-технологии управления финансовыми потоками

Рецензент доктор экономических наук С.Н. Смирнов


Посвящается Сергею Николаевичу Смирнову – коллеге, соавтору, доктору экономических наук, который словом и делом способствовал выходу в свет этой книги

Автор выражает самую искреннюю благодарность Доминой Татьяне Александровне, эксперту в области управления финансовыми потоками, за дружеское участие, творческую поддержку и профессиональную помощь в работе над книгой.

Автор также благодарит работников Издательского дома ГУ ВШЭ за их нелегкий труд по превращению рукописи в непротиворечивый, ясный и доступный читателю текст, снабженный выверенными иллюстрациями.

Предисловие

Автоматизированные бизнес-технологии управления финансовыми потоками

Финансы – это искусство передавать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут.

Роберт СарноффАмериканский писатель

Финансовые потоки пронизывают всю систему управления социально-экономическими процессами в современном обществе. Они, как кровеносные сосуды, обеспечивают необходимыми ресурсами все узлы и сочленения сложного механизма реальной экономики путем распределения финансовых средств между участниками производственно-экономического процесса.

Многообразие задач, стоящих перед органами, осуществляющими финансово-распределительные функции на всех уровнях экономики в условиях резкого увеличения объемов финансирования и ужесточения платежной политики субъектов рынка, привело к созданию особых финансово-управленческих структур, позволяющих объединить наиболее важные функции управления финансовыми потоками в рамках одного подразделения, получившего название «казначейство».

Первоначально казначейства просто заменяли финансовые подразделения предприятий и организаций, осуществляющие необходимые перечисления денежных средств. В дальнейшем их функции значительно расширились и в настоящее время включают, помимо реализации полного цикла расчетно-платежных операций, тотальный контроль за доходами и расходами компаний, а также определение финансовой политики в этих областях. Особую роль казначейства играют в таких специфических отраслях финансовой деятельности, как организация выпуска ценных бумаг, управление дебиторской и кредиторской задолженностью компании, размещение свободных денежных средств предприятия.

Разумеется, не каждая организация может позволить себе иметь подобный аппарат. Поэтому казначейства создаются, помимо государственной системы, в первую очередь в банках и крупных холдинговых компаниях.

Отличительной особенностью современных систем управления финансовыми потоками является широкое применение бизнес-процессов на основе использования последних достижений в области развития средств вычислительной техники и коммуникаций. Без применения компьютеров, сетевых технологий связи, новейших информационных систем и прикладных компьютерных программ нового поколения существование казначейства как действующей структуры невозможно. Бизнес-технологии на основе полной автоматизации финансовых операций настойчиво вторгаются в практику реальной экономики.

Системы банк – клиент и электронная подпись прочно завоевали сферу банковского обслуживания предприятий. Размещение открытой информации о выпусках ценных бумаг стало обязательным условием эмиссии на фондовых рынках. Документооборот в крупных компаниях практически полностью автоматизирован. Отчетность в налоговые органы предоставляется только на машинных носителях. Деловая переписка ведется по электронной почте. Сбор и обработка первичной информации в значительной степени автоматизированы.

Поэтому управление финансовыми потоками на базе казначейства в первую очередь связывается с созданием и эксплуатацией автоматизированных систем управления финансами различного уровня.

Предлагаемая книга посвящена рассмотрению вопросов, связанных как с теорией, так и с практикой внедрения автоматизированных технологий управления финансовыми потоками на всех уровнях корпоративной экономической системы.

В первой главе рассматривается история развития финансовых структур и появление современных систем управления финансовыми потоками вплоть до организации казначейств. Описывается процесс возникновения и развития систем управления финансовыми потоками, начиная с образования финансовых хранилищ и кончая денежным обращением и современными платежными системами. Рассматриваются структура и функции систем управления финансовыми потоками и их трансформация в формы казначейства. Определяются причины и следствия появления казначейских структур в финансовых институтах современной экономики.

Анализируется обособление казначейства как организационной структуры в рамках системы управления финансовыми потоками. Рассматриваются основные направления развития казначейских структур с позиций институциональной и ссылочной модели казначейства. Описываются основные организационные формы казначейства, присутствующие в современной экономике страны: государственное казначейство, корпоративные казначейства и банковское казначейство.

Во второй главе излагаются правовые основы казначейства и сопутствующих финансовых технологий, поскольку правовое обеспечение рыночной экономики является необходимой составляющей любых современных автоматизированных систем.

Рассматривается современное нормативно-правовое регулирование платежной системы и управления финансовыми потоками с точки зрения области возможного правоприменения. Дается классификация нормативных актов, характерных для данной предметной области, и анализируются перспективы развития финансового законодательства. Среди финансовых норм выделяется законодательная база казначейства и проводится обзор нормативных актов, регламентирующих его работу. Оценивается соответствие положения о казначействе нормам действующего законодательства. Анализируется нормотворчество корпорации в области разработки внутреннего документооборота для управления финансовыми потоками.

Третья глава посвящена рассмотрению основных организационных принципов и функциональных особенностей корпоративного казначейства как наиболее характерной современной структуры управления финансовыми потоками.

Описывается организационная схема работы казначейства и построение его структурно-функциональной модели. Рассматриваются функциональные приоритеты модели и ее основные производные: кассовый бюджет и платежный календарь. Представлены основные алгоритмы проведения платежей и организация работы казначейства в составе компании. Определяется место казначейства в корпоративных структурах и его основные функции с позиций централизации управления финансовыми потоками.

В четвертой главе рассматриваются вопросы экономической эффективности применения казначейства. Материал, представленный в главе, посвящен анализу системы показателей эффективности работы казначейства с использованием показателей текущей и структурной ликвидности, обеспеченности собственными средствами, финансовой устойчивости, оборачиваемости оборотных средств. Анализируются прямой и косвенный эффекты и резервы роста в условиях контроля за денежными потоками.

Рассматриваются сравнительные ситуационные характеристики функционирования экономики фирмы с казначейством и без него. Даются алгоритмы оценки эффективности работы банковского и корпоративного казначейства.

Пятая глава содержит описание основных автоматизированных бизнес-технологий в сфере управления финансами на разных уровнях и описания применяемых компьютерных программ в этой области.

Представлены основные направления автоматизации бизнес-процессов управления финансовыми потоками на базе казначейства.

Анализируется процедура моделирования бизнес-процессов в компании, требования к организационному обеспечению формируемой системы управления.

Детально рассмотрены вопросы проектирования, реализации и внедрения систем управления финансовыми потоками, включая применение совокупности основных моделей проектирования и соответствующего информационно-программного обеспечения.

В приложениях приведены примеры нормативных документов, регламентирующих деятельность казначейства.

Введение

Казначейство – фабрика платежей

Я зашью казну,

Сберегу казну;

Ворочусь в село —

Прямо к старосте;

Не разжалобил

Его бедностью, —

Так разжалоблю

Золотой казной!

Алексей КольцовКосарь

Термины казна и казначейство прочно занимают почетное место в финансовом словаре делового человека, хотя порой не вполне правильно интерпретируются и часто подменяются родственными, но не равнозначными по сути понятиями.

Неискушенному обывателю казна часто представляется в виде сундука с золотом и драгоценностями, а казначейство – в образе вооруженного револьвером революционного матроса-анархиста, восседающего на этом сундуке и тем самым охраняющего казенные средства. Такое наивное представление, как ни странно, в определенной степени отражает суть и указывает на государственную природу казначейства, поскольку, во-первых, денежные средства в приведенном примере принадлежат определенной группе вооруженных людей, что является, согласно известному определению, одним из признаков государства [Ленин, 1970]), во-вторых, их использование контролируется специально выделенным для этой цели органом.

Роль государства в формировании казначейских структур прослеживается в большинстве доступных информационных источников.

Действительно, если заглянуть в современные справочники [Носова, Талхадзе, 2003], то можно обнаружить сведения о том, что казначейство – это специальный государственный финансовый орган, контролирующий кассовое исполнение бюджета. Функциями казначейства считаются составление проекта государственного бюджета, контроль за его исполнением, эмиссия государственных ценных бумаг, контроль за расходованием бюджетных средств, контроль за поступлением в бюджет налогов и т.д. Слово казна трактуется в приведенных справочниках как государственные централизованные источники финансов [Кураков, 2004]. Этот «государственный» подход в определении казначейства вступает в противоречие с приведенным в этих же источниках термином казначей – управляющий казначейством, служащий крупной компании, размещающий на рынке ее свободные средства в виде ценных бумаг и кредитов, лицо, ответственное за хранение денег и ценностей.

Определение казначейства как финансового атрибута государства и его территориальных образований присутствует практически во всех справочниках и прочих информационных источниках. Даже казначейское обязательство (ценная бумага) по определению имеет строго государственную природу, а ходившие не так давно в обороте казначейские билеты, именуемые в просторечии бумажными деньгами, по закону выпускались исключительно государством.

Вместе с тем в настоящее время казначейские структуры все чаще можно встретить в составе финансовых служб многих предприятий и организаций. В основном это крупные корпорации и банки. Появление и развитие корпоративных казначейств возникло не на пустом месте и связано в первую очередь с резким ростом объемов адресных платежей и трудностями учета и планирования приходных и расходных финансовых потоков в условиях распределенной сети корпоративных финансовых агентов, поставщиков и потребителей.

Помимо этого функции современных корпоративных казначейств включают полный контроль за поступлением и расходованием финансовых средств, а также поиск новых источников и размещение свободных финансовых ресурсов компании.

Одной из причин появления казначейств в крупных компаниях является стремление владельцев бизнеса создать эффективную систему разделения полномочий по учету и использованию денежных средств. Это способствует предотвращению неконтролируемой утечки финансовых ресурсов в результате совмещения учетных и финансово-распорядительных структур предприятий. При значительном росте финансовых потоков такие потери становятся достаточно ощутимыми, а их обнаружение – затруднительным.

На основе изложенного нетрудно сделать вывод о том, что казначейство в современной экономике представляет важный организационный элемент управления финансами любой крупной компании, не говоря уже о государстве.

Структура и функции казначейства определяются комплексом целей и задач, решаемых при его формировании, среди которых центральное место занимает необходимость повышения эффективности использования финансовых средств компании на основе усиления регламентирования, контроля и регулирования финансовых потоков. При этом, принимая во внимание целевую функцию казначейства – управление ликвидностью на основе использования бизнес-технологий, его иногда называют фабрикой платежей. Под управлением ликвидностью в данном случае понимается деятельность фирмы по обеспечению такого размещения средств, которое позволило бы оперативно расплатиться по обязательствам (в короткий период времени превратить активы в денежные средства).

Создание казначейства и последующее управление компанией в условиях его функционирования в составе организации представляет достаточно сложную задачу, связанную с решением множества организационно-экономических и технических проблем, начиная с оценки целесообразности создания подобной структуры и заканчивая компьютеризацией его работы.

В предлагаемой книге приведены возможные пути решения большинства указанных вопросов. Она предназначается для ознакомления с основными принципами и техническими деталями организации казначейства в корпоративных структурах, включая использование основных организационно-функциональных схем и компьютерных технологий.

Глава 1

История и реальность институтов управления финансовыми потоками

Богатство не в обладании сокровищем, а в умении его использовать.

Наполеон IИмператор Франции

Финансовые потоки, изначально ассоциируемые с разного рода расчетно-платежными операциями, сопровождают человеческое общество на протяжении многовекового исторического пути его развития. Форма и характер финансовых потоков претерпевают изменения в зависимости от смены общественных формаций, государственной принадлежности и организационного статуса участников. В условиях объединения людей в устойчивые социальные группы и развития общественного производства и обмена количество платежей и их размеры растут в геометрической прогрессии. Соответственно меняется качество и роль структур, управляющих финансовыми потоками.

Возникновение и развитие финансовых потоков

В условиях накопления материальных ресурсов и развития денежного обращения, возникшего в результате укрепления экономических связей между людьми и их группами, появилась проблема сохранения и учета денег и приравненных к ним ценностей. Необходимость хранения богатств, накопленных в форме денежных эквивалентов, более остро стала ощущаться в крупных сообществах, явившихся предшественниками государств, а затем и в самих государствах. Накопительные институты явились прообразами современных денежных фондов, составляющих основу финансовой системы общества.

Из истории финансовых хранилищ

В истории развития экономики существует немало примеров накопления субъектами человеческого сообщества разного рода богатств. По выражению К. Маркса, «Стремление к накоплению сокровищ по природе своей безмерно» [Маркс, 2001, с. 127]. Особое место в этом процессе занимает национальное богатство и наиболее ликвидная его часть – денежные и приравненные к ним средства. Необходимость аккумулирования наиболее ликвидной части имущества диктовалась логикой исторического развития взаимоотношений общественных структур, когда процессы обмена достигли денежной формы и для решения многих вопросов на уровне управления сообществами возникла потребность в использовании денежных средств крупного размера. Но прежде чем пользоваться такого рода ценностями, их требовалось накопить и сохранить.

Накопление государственными структурами в процессе своего становления и развития значительных средств в виде денег и драгоценностей со временем привело к созданию двух типов хранилищ: сокровищниц и казначейств. Роль сокровищниц в регулировании денежного обращения К. Маркс характеризовал следующим образом: «Резервуары сокровищ служат одновременно отводными и приводными каналами для находящихся в обращении денег, которые поэтому никогда не переполняют каналов обращения» [Маркс, 2001, с. 128]. Сокровищницы формировались для хранения денежных средств и драгоценностей, изъятых из оборота, в то время как казначейства, напротив, предназначались для использования и приумножения денежных средств путем различных оборотных операций. Вплоть до Нового времени в подавляющем большинстве случаев оба типа хранилищ пополнялись за счет военной добычи и репараций, являвшихся, по мнению властных структур, главным источником дохода в Древнем мире и Средних веках. Впоследствии, в результате развития и постепенной капитализации экономики, акценты в накопительной части государственных финансовых источников сместились в сторону налоговых поступлений и разного рода фискальных мероприятий.

Например, казна «короля-солнца» Франции Людовика XIV к концу правления была опустошена настолько, что для ведения войн уже не хватало средств, в результате чего забрезжила перспектива воцарения «вечного мира» и для выхода из сложившейся ситуации пришлось принимать особые меры для пополнения казны вплоть до создания первого в мире казино.

По свидетельству Луи Коленкура[1], в распоряжении императора Франции Наполеона I Бонапарта перед походом в Россию было 58 млн франков чрезвычайного фонда и 100 млн его личной казны, итого 158 млн франков золотом – гигантская по тем временам сумма.

Впоследствии золотые монеты постепенно выводились из обращения и их место в государственных хранилищах заняли калиброванные слитки золота, совокупность которых стала именоваться «золотым запасом».

К началу Гражданской войны в Испании (1934 г.) Франция имела второй в мире золотой запас после США – 9431 т, Франция – 3259 т.

В настоящее время 1-е место в мире занимают золотовалютные резервы Китая. Их размер по состоянию на конец 2008 г составил 1906 (по другим оценкам 1890) млрд долл. (для сравнения золотовалютные резервы России в этот же период равнялись 435 млрд долл.). По данным международной статистики на сегодня Россия занимает 14-е место в мире по объему золота, находящегося в государственном резерве (450,9 т).

Приведенные примеры наглядно показывают, что капитализация экономики приводит к значительному росту финансовых ресурсов государств и, как следствие, усилению роли казначейских структур в общей системе финансовых механизмов стран мирового сообщества.

Определенный интерес представляют дошедшие до нас сведения о том, как хранились и использовались государственные финансовые ресурсы разных стран и народов.

В Древнем Египте, являющем классический пример рабовладельческой экономики, все государственные средства в виде золота хранились в Лабиринте Города мертвых и расходовались лишь в исключительных случаях, по указанию жрецов, отвечающих за сохранность золотого запаса. Казначейства в современном смысле слова в Египте не было, так как налоги вносились натурой. В связи с отсутствием металлических денег взаимные расчеты также проводились натурально, главным образом зерном пшеницы, составлявшем основной производимый национальный продукт [Редер, 1960].

В древних Греции и Риме уже ходили в обращении монеты и слитки. Государственная казна древнего Рима (эрарий), находившаяся в ведении Сената и хранившаяся цензорами в храме Сатурна, формировалась в виде поступлений, частично состоящих из медных, золотых и серебряных монет разной чеканки, а также натурального золота в слитках.

С падением Римской империи, наступлением эпохи Великого переселения народов и последовавшим Средневековьем «лишние деньги» использовались главным образом как средство накопления сокровищ.

Возродившиеся впоследствии зачатки ростовщического капитала (один из древнейших видов капитала) стали способствовать постепенному втягиванию денег и ценностей в оборот, но роль сокровищниц, как основного хранилища государственных ценностей, по-прежнему была определяющей.

Когда сын Ярослава Мудрого Святослав продемонстрировал иностранным послам свои несметные золотые богатства, те выразили крайнюю степень удивления словами: «Се ничтоже есть, се бо лежит мертво» [Кротов, 2007].

В эпоху развития капитализма и последующих общественно-экономических формаций государственные средства стали аккумулироваться в основном в двух структурах. Это в первую очередь государственный банк, где хранился золотой запас для покрытия бумажных денег, обязательств и международных взаиморасчетов, и казначейство для проведения государственных расчетов. Накопление сокровищ уступило место накоплению обменных ресурсов. Находившиеся в обращении бумажные деньги в любой момент могли быть конвертированы в золотой эквивалент.

Последний крупный обмен бумажных денег на золото состоялся в 60-е гг. прошлого века, когда по требованию Франции США были вынуждены обменять на золото свыше 1,5 млрд бумажных долл., доставленных по морю в Америку по приказу президента Франции Шарля де Голля. Генерал создал тяжелый для США прецедент, и за два года, с 1965 по 1967, им пришлось выложить для обмена более 3000 т золота.


Таблица 1.1. Централизованные золотые запасы капиталистических стран (на конец года), тыс. т


В табл. 1.1 приведены ретроспективные данные из Большой советской энциклопедии о золотовалютных резервах ряда зарубежных стран в динамике за несколько лет.

Что касается истории развития структур управления финансами в России, то она неразрывно связана с таким важным учреждением, как русское казначейство. Казначейство России прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

Возникновение казначейской службы связывают с временами Древней Руси, когда появилась должность казначея. Это должностное лицо княжеской или боярской администрации занималось хранением княжеских ценностей, которые назывались казной. По мере расширения границ Российского государства и его укрепления постепенно росла и казна. Это потребовало дополнительного контроля за сохранностью средств, что в итоге привело к возрастанию роли казначея и появлению в XV в., в период правления Ивана III, казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 г. была создана Счетная, или Казначейская, контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов и просуществовала до 1742 г.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 г., в эпоху царствования Екатерины II крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции:

«Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были,

Дабы доходы, куда надлежит, доставлены были,

Дабы доходы в целости сохранены были».

Наряду с учреждением казенных палат были определены и штаты соответствующих чиновников. В составе каждой губернии выделились административные единицы – уезды, и впервые была определена должность уездного казначея.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I. В 1802 г. был подписан манифест «Об учреждении министерств», где прописывались роль и функции государственного казначейства, просуществовавшего вплоть до свержения самодержавия и провозглашения республики Советов. С 1918 г. казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии – Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

8 декабря 1992 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал указ № 1556 «О Федеральном казначействе», который определил цели создания казначейства, а Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Совета Министров – правительства России от 27 августа 1993 г. № 864 – структуру, задачи и функции, права и обязанности. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

На первоначальном этапе перед органами Федерального казначейства были поставлены следующие задачи: